Проект по ОХЛ "Золотой луг"
проект по художественной литературе (старшая группа)

Даутова Татьяна Михайловна

Развитие интереса к детской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohl_zolotoy_lug.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждениях любого типа, в любой группе детского сада. Суть личностно-ориентированного подхода заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого ребенка. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Хочу представить вашему вниманию два проекта.

Проект  по произведению  Михаила Пришвина «Золотой Луг» 

Проект: краткосрочный, групповой, информационный.

Актуальность проекта

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией,  развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Цель:  развивать интерес детей к детской литературе, вызывать радость  от встречи с добрым и красивым миром детской книги:

Задачи:

формировать потребность слушать чтение и рассказывание,

развивать способность слушать литературные произведения разных жанров,

формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение,

извлекать из детской литературы информацию, развивать с ее помощью познавательную деятельность детей,

 развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка,

при чтении стихотворений  совершенствовать художественно-речевые навыки детей (интонация, жест, мимика),

учить замечать различия между жанрами (сказка, рассказ, стихотворение),

расширить и углубить представления о  растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движение, рост, развитие, размножение).

Участники проекта:

  • Воспитатель группы, руководитель изостудии, инструктор по физподготовке
  • дети старшей группы
  • родители

Ожидаемые результаты:

Расширение и активизация словарного запаса детей.

Уточнение знаний о жанровых особенностях рассказов, стихотворений.

Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков  детей при чтении стихотворений.

Расширение знаний детей об изобразительно-выразительных средствах (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).

Расширение и углубление знаний детей о растительном мире.

Развитие творческих способностей у детей.

Я предлагаю детям обратить внимание на одуванчики. Почему  утром, идя в детский сад, мы не видим желтых цветков, а днем они нас радуют своей красотой.

На первом этапе проводится подготовительная работа:

В книжном уголке расположила:

- иллюстрации  с изображением растения.

- энциклопедии для детей, в которых мы вместе с детьми выяснили:

  • Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
  • Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.
  • Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.
  • Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
  • Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
  • Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
  • А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Совместная работа с родителями

1. Подобрали загадки про одуванчик

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

2.Выяснили на карте области произрастания одуванчиков.

Совместная деятельность с инструктором по физподготовке - физкультминутка

Одуванчик, одуванчик!

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

На полянку налетит,

Все вокруг зашелестит,

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

И сольются с небосводом.

Совместная работа с руководителем изостудии

    Изготовление на занятиях по аппликации и лепке одуванчика.

На втором этапе познакомились с биографией писателя Михаила Пришвина. Узнали, что больше всего писатель любил детей и природу. В произведениях вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать, гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев.

Затем познакомились с произведением Михаила Пришвина «Золотой луг».

Вопросы по содержанию рассказа:

 1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

2. Где жили братья?

3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?

5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

6. Почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?

7.  А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

Вывод: давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин.

На третьем этапе в журнале «Почемучка» заполнили страничку «Я теперь знаю» про одуванчик.

  1. Нельзя рвать.
  2. Лекарственное растение.
  3. Люди могут использовать в еде.
  4. Люди могут наслаждаться красотой.
  5. Михаил Пришвин описал это растение в своем рассказе «Золотой луг».

Продолжили знакомство с произведениями Михаила Пришвина дома и в детском саду.

Работа над произведением Сергея Есенина «Береза» проводилась следующим   образом:

У нас на площадке растет удивительное растение – береза. Почему береза является символом России?

На первом этапе: 

  • рассмотрели на участке во время прогулки,  сравнили  с другими деревьями;
  •  во второй половине дня нарисовали березу;
  • вместе с родителями выяснили, что необходимо березе для роста (дождик, солнышко, земля);
  • рассмотрели иллюстрации березы в разное время года.
  • выяснили, как человек использовал и использует березу для своих нужд (на бересте писали, сок используют для питья).

На втором этапе познакомились с биографией Сергея Есенина.

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской волости Рязанской губернии. Детство его прошло “среди полей и степей”. Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми – девяти. По его признанию, толчок к этому давала его бабка: она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал.

В 1909 году Есенин закончил с отличием Константиновское училище, а в 1612 году – учительскую школу в селе Спас-Клепики. Учитель литературы Е. М. Хитров вспоминает о нем: “Всегда был весел и жизнерадостен, и этим был приятен. Правда, этим же и досаждал: в классе во время уроков не посидит смирно, постоянно пересмеивается, переглядывается, и чуть что – фыркнет на весь класс и разразится неудержимым смехом. С учителями был корректен и деликатен. Он много читал. Особенно любил слушать мое классное чтение. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово”.

Есенин приносил учителю много своих стихотворений. Перед окончанием школы он переписал четыре из них в тетрадь и подарил ему. Через несколько лет, когда Есенин учился в университете, вышел первый сборник его стихов “Радуница”, и эту книгу он подарил учителю с надписью: “Доброму старому учителю Евгению Михайловичу Хитрову от благодарного ученика, автора этой книги”.

Знакомство с произведением С. Есенина.

БЕРЕЗА.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Мы можем видеть красоту окружающего мира, но не всегда можем выразить это нужными словами.

Есенин нашел особые слова. Какие?

Открою тайну: Есенин - волшебник! Вы сейчас в этом убедитесь:  что из стихотворения вы запомнили?

Задание на дом: найти произведения про березу.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

(И. Семенова)

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

(Вс. Рождественский)

 

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

 Как гроздья винограда,

 Ветвей концы висят, —

 И радостен для взгляда

 Весь траурный наряд.

 Люблю игру денницы

 Я замечать на ней,

 И жаль мне, если птицы

 Стряхнут красу ветвей.

 (А.А. Фет)

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками!

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую!

А. Прокофьев

На третьем этапе в журнале «Почемучка» заполняем страницу «Береза».

Мы выяснили, что для русского человека нет дерева милее и роднее. Это символ России. Множество поэтов посвятили свои стихи, а народ песни. И, наверное, не только потому, что она растёт в нашей стране повсюду от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что именно Береза вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе.

У славян дерево всегда было символом Жизни. В честь рождения сына они высаживали дуб, в честь рождения дочери – березу. Дерево становилось, как бы, двойником человека и считалось его покровителем – оберегало, передавало часть своей силы, и при болезни человека – чахло и увядало. Стихи про березу записываем в журнал.

Придумывание своей сказки о березке.

Берёзка.

Стояла в поле одинокая березка. Она была совсем юная и ничего не знала. Березка не знала, откуда она и что делается, там за горизонтом. Она видела лишь голубое небо, солнце, да зеленую траву, что росла рядом. Травинки все время перешептывались, а так как березка была намного выше их, то конечно и не слышала, о чем они шептались.

Весной у Березки вырастали зеленые листочки, а осенью они желтели, и ветер их уносил куда-то. И Березка сразу понимала, что скоро наступит зима. Она знала это от птиц. Птицы часто прилетали, вернее они не к Березке прилетали. Они летели мимо и останавливались передохнуть. И Березка была этому рада. Ведь только от птиц она могла узнать новости. Так она узнала, что где-то растет дуб, большой, могучий. Он раскинул свои ветви так широко, что закрывает от ветра все молодые деревья. Еще она узнала, что где-то растет красавица рябина. Об этом ей рассказали дрозды. Они летают к рябине каждую осень, и лакомятся ягодками. Ягодки такие вкусные, что дрозды еще не пропустили ни одной осени.

Березка слушала эти рассказы и вздыхала. Ей было грустно и одиноко, и она заболела бы. Но однажды прилетел дятел. Наверное, он летел издалека. Потому что долго отдыхал. А потом постучал Березку клювом по стволу и сказал:

- Здорова!

- Но почему мне тогда так плохо? – спросила Березка.

- От тоски и одиночества – ответил дятел. – Ты в поле одна. У тебя нет друзей, и ты не смеёшься. А от этого и заболеть не долго.

- Но что же мне делать?

- Ладно, я помогу тебе. Жди. – Сказал дятел и улетел.

И Березка ждала. День и ночь ждала. Она ждала и ждала, а дятла все не было. Она всматривалась вдаль, не летит ли дятел? А пролетающим мимо птицам задавала только один вопрос.

- Вы не встречали дятла? – А птицы ей отвечали:

- Он в лесу. У него много работы.

Березка тоже хотела в лес. Она устала быть одна, и ей хотелось иметь друзей. Она отчаялась. Вот и листочки начали желтеть. Наступила осень. Березка ждала, а дятел не летел.

И вот однажды утром, когда у Березки медленно начали опадать листочки, прилетел Дятел. В клюве он держал сосновую шишку. Дятел удобно устроился на ветке, зажал лапками шишку и начал долбить по ней своим клювом. Из шишки начали вылетать малюсенькие семена, и у каждого из них почти прозрачное крылышко. Эти крылышки с семечком кружились и падали на землю. Тут подул легкий ветерок, он тоже хотел принять участие. А Березка старательно сбрасывала с себя листочки.

Дятел долбил, семена летели, ветер разносил их в разные стороны, а Березка стряхивала с себя листочки и стряхивала. Она старалась укрыть беззащитные семена, и согреть их своим теплом.

Теперь она поняла, почему долго не было дятла. Он ждал, когда шишка созреет.

- Спасибо, тебе, Дятел. – Сказала Березка.

Дятел остался доволен своей работой. Он посмотрел вокруг и ответил:

- Когда поднимется лес, я поселюсь здесь навсегда.

- У меня будет лес? Да, конечно же, лес. Ведь не зря Дятел так старался. – Думала Березка. – Лес! Лес! – повторяла она.

- Березка была счастлива. Теперь ей хотелось, чтобы поскорей пришла зима, и укрыла снегом все вокруг. А после зимы обязательно будет весна.

- Березка уже хотела заснуть, но тут прилетели дрозды. Они такие шумные. Все спорили, кто больше склевал рябиновых ягод. И кому из них, достались самые вкусные.

Тут  Березка заметила, что у одного из дроздов к перьям прилипла красная ягодка. Березка тряхнула веткой, на которой сидел  дрозд. Он подпрыгнул, ягодка упала вниз. И никто из птиц этого не заметил. Они все спорили и горячились. Потом неожиданно вспорхнули и улетели.

А Березка, заботливо стряхнула с себя последние листочки, туда, куда упала ягодка, и уснула.

Теперь она знала, что когда проснется, то будет не одна. Рядом  будут расти молодые сосны и красавица рябинка. Еще она знала, что здесь обязательно вырастет лес, о котором она так мечтала. А значит, обязательно прилетит Дятел. И еще много, много других птиц.

- Лес! Лес! Лес! – повторяла во сне Березка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...