Проект по ОХЛ "Золотой луг"
проект по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждениях любого типа, в любой группе детского сада. Суть личностно-ориентированного подхода заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого ребенка. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
Хочу представить вашему вниманию два проекта.
Проект по произведению Михаила Пришвина «Золотой Луг»
Проект: краткосрочный, групповой, информационный.
Актуальность проекта
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
Цель: развивать интерес детей к детской литературе, вызывать радость от встречи с добрым и красивым миром детской книги:
Задачи:
формировать потребность слушать чтение и рассказывание,
развивать способность слушать литературные произведения разных жанров,
формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение,
извлекать из детской литературы информацию, развивать с ее помощью познавательную деятельность детей,
развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка,
при чтении стихотворений совершенствовать художественно-речевые навыки детей (интонация, жест, мимика),
учить замечать различия между жанрами (сказка, рассказ, стихотворение),
расширить и углубить представления о растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движение, рост, развитие, размножение).
Участники проекта:
- Воспитатель группы, руководитель изостудии, инструктор по физподготовке
- дети старшей группы
- родители
Ожидаемые результаты:
Расширение и активизация словарного запаса детей.
Уточнение знаний о жанровых особенностях рассказов, стихотворений.
Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков детей при чтении стихотворений.
Расширение знаний детей об изобразительно-выразительных средствах (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).
Расширение и углубление знаний детей о растительном мире.
Развитие творческих способностей у детей.
Я предлагаю детям обратить внимание на одуванчики. Почему утром, идя в детский сад, мы не видим желтых цветков, а днем они нас радуют своей красотой.
На первом этапе проводится подготовительная работа:
В книжном уголке расположила:
- иллюстрации с изображением растения.
- энциклопедии для детей, в которых мы вместе с детьми выяснили:
- Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
- Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.
- Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.
- Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
- Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
- Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
- А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Совместная работа с родителями
1. Подобрали загадки про одуванчик
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
2.Выяснили на карте области произрастания одуванчиков.
Совместная деятельность с инструктором по физподготовке - физкультминутка
Одуванчик, одуванчик!
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
На полянку налетит,
Все вокруг зашелестит,
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
И сольются с небосводом.
Совместная работа с руководителем изостудии
Изготовление на занятиях по аппликации и лепке одуванчика.
На втором этапе познакомились с биографией писателя Михаила Пришвина. Узнали, что больше всего писатель любил детей и природу. В произведениях вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать, гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев.
Затем познакомились с произведением Михаила Пришвина «Золотой луг».
Вопросы по содержанию рассказа:
1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?
2. Где жили братья?
3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?
5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
6. Почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?
7. А как еще можно было бы назвать этот рассказ?
Вывод: давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин.
На третьем этапе в журнале «Почемучка» заполнили страничку «Я теперь знаю» про одуванчик.
- Нельзя рвать.
- Лекарственное растение.
- Люди могут использовать в еде.
- Люди могут наслаждаться красотой.
- Михаил Пришвин описал это растение в своем рассказе «Золотой луг».
Продолжили знакомство с произведениями Михаила Пришвина дома и в детском саду.
Работа над произведением Сергея Есенина «Береза» проводилась следующим образом:
У нас на площадке растет удивительное растение – береза. Почему береза является символом России?
На первом этапе:
- рассмотрели на участке во время прогулки, сравнили с другими деревьями;
- во второй половине дня нарисовали березу;
- вместе с родителями выяснили, что необходимо березе для роста (дождик, солнышко, земля);
- рассмотрели иллюстрации березы в разное время года.
- выяснили, как человек использовал и использует березу для своих нужд (на бересте писали, сок используют для питья).
На втором этапе познакомились с биографией Сергея Есенина.
Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской волости Рязанской губернии. Детство его прошло “среди полей и степей”. Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми – девяти. По его признанию, толчок к этому давала его бабка: она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал.
В 1909 году Есенин закончил с отличием Константиновское училище, а в 1612 году – учительскую школу в селе Спас-Клепики. Учитель литературы Е. М. Хитров вспоминает о нем: “Всегда был весел и жизнерадостен, и этим был приятен. Правда, этим же и досаждал: в классе во время уроков не посидит смирно, постоянно пересмеивается, переглядывается, и чуть что – фыркнет на весь класс и разразится неудержимым смехом. С учителями был корректен и деликатен. Он много читал. Особенно любил слушать мое классное чтение. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово”.
Есенин приносил учителю много своих стихотворений. Перед окончанием школы он переписал четыре из них в тетрадь и подарил ему. Через несколько лет, когда Есенин учился в университете, вышел первый сборник его стихов “Радуница”, и эту книгу он подарил учителю с надписью: “Доброму старому учителю Евгению Михайловичу Хитрову от благодарного ученика, автора этой книги”.
Знакомство с произведением С. Есенина.
БЕРЕЗА.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Мы можем видеть красоту окружающего мира, но не всегда можем выразить это нужными словами.
Есенин нашел особые слова. Какие?
Открою тайну: Есенин - волшебник! Вы сейчас в этом убедитесь: что из стихотворения вы запомнили?
Задание на дом: найти произведения про березу.
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
(И. Семенова)
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
(Вс. Рождественский)
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
(А.А. Фет)
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую!
А. Прокофьев
На третьем этапе в журнале «Почемучка» заполняем страницу «Береза».
Мы выяснили, что для русского человека нет дерева милее и роднее. Это символ России. Множество поэтов посвятили свои стихи, а народ песни. И, наверное, не только потому, что она растёт в нашей стране повсюду от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что именно Береза вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе.
У славян дерево всегда было символом Жизни. В честь рождения сына они высаживали дуб, в честь рождения дочери – березу. Дерево становилось, как бы, двойником человека и считалось его покровителем – оберегало, передавало часть своей силы, и при болезни человека – чахло и увядало. Стихи про березу записываем в журнал.
Придумывание своей сказки о березке.
Берёзка.
Стояла в поле одинокая березка. Она была совсем юная и ничего не знала. Березка не знала, откуда она и что делается, там за горизонтом. Она видела лишь голубое небо, солнце, да зеленую траву, что росла рядом. Травинки все время перешептывались, а так как березка была намного выше их, то конечно и не слышала, о чем они шептались.
Весной у Березки вырастали зеленые листочки, а осенью они желтели, и ветер их уносил куда-то. И Березка сразу понимала, что скоро наступит зима. Она знала это от птиц. Птицы часто прилетали, вернее они не к Березке прилетали. Они летели мимо и останавливались передохнуть. И Березка была этому рада. Ведь только от птиц она могла узнать новости. Так она узнала, что где-то растет дуб, большой, могучий. Он раскинул свои ветви так широко, что закрывает от ветра все молодые деревья. Еще она узнала, что где-то растет красавица рябина. Об этом ей рассказали дрозды. Они летают к рябине каждую осень, и лакомятся ягодками. Ягодки такие вкусные, что дрозды еще не пропустили ни одной осени.
Березка слушала эти рассказы и вздыхала. Ей было грустно и одиноко, и она заболела бы. Но однажды прилетел дятел. Наверное, он летел издалека. Потому что долго отдыхал. А потом постучал Березку клювом по стволу и сказал:
- Здорова!
- Но почему мне тогда так плохо? – спросила Березка.
- От тоски и одиночества – ответил дятел. – Ты в поле одна. У тебя нет друзей, и ты не смеёшься. А от этого и заболеть не долго.
- Но что же мне делать?
- Ладно, я помогу тебе. Жди. – Сказал дятел и улетел.
И Березка ждала. День и ночь ждала. Она ждала и ждала, а дятла все не было. Она всматривалась вдаль, не летит ли дятел? А пролетающим мимо птицам задавала только один вопрос.
- Вы не встречали дятла? – А птицы ей отвечали:
- Он в лесу. У него много работы.
Березка тоже хотела в лес. Она устала быть одна, и ей хотелось иметь друзей. Она отчаялась. Вот и листочки начали желтеть. Наступила осень. Березка ждала, а дятел не летел.
И вот однажды утром, когда у Березки медленно начали опадать листочки, прилетел Дятел. В клюве он держал сосновую шишку. Дятел удобно устроился на ветке, зажал лапками шишку и начал долбить по ней своим клювом. Из шишки начали вылетать малюсенькие семена, и у каждого из них почти прозрачное крылышко. Эти крылышки с семечком кружились и падали на землю. Тут подул легкий ветерок, он тоже хотел принять участие. А Березка старательно сбрасывала с себя листочки.
Дятел долбил, семена летели, ветер разносил их в разные стороны, а Березка стряхивала с себя листочки и стряхивала. Она старалась укрыть беззащитные семена, и согреть их своим теплом.
Теперь она поняла, почему долго не было дятла. Он ждал, когда шишка созреет.
- Спасибо, тебе, Дятел. – Сказала Березка.
Дятел остался доволен своей работой. Он посмотрел вокруг и ответил:
- Когда поднимется лес, я поселюсь здесь навсегда.
- У меня будет лес? Да, конечно же, лес. Ведь не зря Дятел так старался. – Думала Березка. – Лес! Лес! – повторяла она.
- Березка была счастлива. Теперь ей хотелось, чтобы поскорей пришла зима, и укрыла снегом все вокруг. А после зимы обязательно будет весна.
- Березка уже хотела заснуть, но тут прилетели дрозды. Они такие шумные. Все спорили, кто больше склевал рябиновых ягод. И кому из них, достались самые вкусные.
Тут Березка заметила, что у одного из дроздов к перьям прилипла красная ягодка. Березка тряхнула веткой, на которой сидел дрозд. Он подпрыгнул, ягодка упала вниз. И никто из птиц этого не заметил. Они все спорили и горячились. Потом неожиданно вспорхнули и улетели.
А Березка, заботливо стряхнула с себя последние листочки, туда, куда упала ягодка, и уснула.
Теперь она знала, что когда проснется, то будет не одна. Рядом будут расти молодые сосны и красавица рябинка. Еще она знала, что здесь обязательно вырастет лес, о котором она так мечтала. А значит, обязательно прилетит Дятел. И еще много, много других птиц.
- Лес! Лес! Лес! – повторяла во сне Березка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1392238-1698929957.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...