Проект для детей дошкольного возраста " Царица знаний- книга"
проект по художественной литературе (средняя группа)

Аргунова Вера Викторовна

       Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной художественно- творческой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом « сотрудничество». Сотрудничают все: педагог- с родителями и дети - друг с другом, с родителями и педагогом. Все больше детских  садов начинает внедрять у себя метод проектов. Это свидетельствует о том, что российские дошкольники легко осваивают наиболее современные тенденции в области образовательных технологий. Прежде всего, тем, что он связан с развивающим обучением и может применяться в учреждении любого типа, любой группе детского сада. Самое главное на этом пути - учитывать возрастные особенности  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsaritsa_znaniy-kniga.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37«Огонек» города Белово»

«Царица знаний - книга»

( проект для детей среднего дошкольного возраста)

                                                              Паспорт проекта

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он - засушенный цветок».

                                                                                                                 В.Сухомлинский

Наименование

проекта

«Царица знаний книга»

Основные разработчики проекта

Педагоги, дети среднего дошкольного возраста, родители

Цель и задачи проекта

Цель: Воспитание интереса и любви к чтению. Развитие устойчивого интереса к художественной литературе.

Задачи:1).Развивать у дошкольников интерес и любовь к художественному слову, богатству русского языка уважение к книге.

 2). Формировать потребность в изучении детской литературы. 3) Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; умение распределять обязанности. 4) Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. 5) Обогащать словарь детей, развивать связную речь

Сроки и этапы реализации проекта

I. Целеполагание: Сентябрь

Выбор темы, цели, задач. Изучение научно-методической, энциклопедической литературы по ознакомлению с художественной литературой.  Определение конкретных целей, подготовки и способов реализации проекта. Анкетирование родителей « Воспитание у ребенка интереса и любви к книге », консультация «Читая, развиваемся»

II. Разработка проекта : Октябрь

  • Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта. Использование модели трех вопросов: «Что мы знаем?», « Что хотим узнать?», « Как мы это хотим сделать?».
  • Разработка перспективного плана с детьми в образовательной деятельности и режимных моментов.
  • Подбор художественной литературы.
  • Рассматривание книжных  иллюстраций

III. Внедрение проекта. Ноябрь-Апрель

  • Проведение занятий, экскурсий, бесед.
  • Организация центра книги « Книжное царство », подбор и сменность книг, детских журналов, словесных игр.
  • Проведение викторин, вечеров  сказок, загадок.
  • Экскурсия в детскую библиотеку, участие родителей в подготовке проведения «Недели книги».

IV. Итоговый. Апрель

  • Оформление брошюр, фотоальбома.
  • Защита проекта на педсовете для педагогов ДОУ.  
  • Выставка « Моя любимая книга»
  • Презентации проекта.

Перечень основных мероприятий

  • Разработка системы организационных мероприятий по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе
  • Разработка плана поэтапного развития проекта «Царица знаний книга»
  • Оформление брошюр для успешной реализации проекта: «Художественное слово», « Конспектов  занятий, игр».

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, дети среднего дошкольного возраста, родители

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет  достигнуто:

  • Проявление творческой активности детей.
  • Способствовать формированию интереса к книге, эмоционального отношения к литературным произведениям.
  • Воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
  • Различать доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
  • Воспитание интереса к устному народному творчеству

Сроки реализации проекта

Долгосрочный

  1.  Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

        Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоциями, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.        Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Решение основных задач педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается  в дошкольном возрасте.
     Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире.
В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. (Концепция дошкольного воспитания).
Заложенные в этом возрасте образовательные, нравственные, мировоззренческие, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

 Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютером. Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Он знакомит его с такими понятиями проявления человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни. Чтение было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре, поэтому для нас важно развивать в нём любовь и интерес к чтению.
Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои результаты. Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, и старшие дети, бабушки, дедушки.

Нами было проведено анкетирование родителей и беседы с детьми с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей. Которое показало, что 80% детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играми на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают, как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20% из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Прививая интерес к чтению, родители должны помнить, что они сами главный пример для ребёнка. Ни для кого не секрет, что сегодня дети практически не видят своих родителей с книгой в руках, так как они предпочитают книге телевизор или компьютер.
  Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого
.

Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, является проектный метод.  Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Новизна материала.

Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной художественно- творческой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом « сотрудничество». Сотрудничают все: педагог- с родителями и дети - друг с другом, с родителями и педагогом. Все больше детских  садов начинает внедрять у себя метод проектов. Это свидетельствует о том, что российские дошкольники легко осваивают наиболее современные тенденции в области образовательных технологий. Прежде всего, тем, что он связан с развивающим обучением и может применяться в учреждении любого типа, любой группе детского сада. Самое главное на этом пути - учитывать возрастные особенности  детей.

  Вместе с детьми  возникла идея организовать в группе художественно- творческий тип проекта «Царица знаний книга». Тема проекта увлекает не только детей, но и взрослых, воспитывает эмоционально- образное восприятие содержание сказок, учит понимать содержание стихотворений, рассказов

Такой проект в нашем микрорайоне не осуществлялся. Работа над проектом показала, что активная позиция дошкольного учреждения в плане построения образовательного процесса влияет на педагогов, детей и родителей. Погрузившись в жизнь и проблемы дошкольного учреждения, все получили хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи. Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), что способствует большой целенаправленности, содержательности действий детей, формированию интереса к художественной литературе,  творческих умений.

Краткое описание проекта по этапам

I этап Целеполагание

Из беседы  воспитателя  с детьми и родителями выяснилось, что у них недостаточно знаний о художественной литературе. Стремление изменить эту ситуацию побудило педагогов к поиску решения данной проблемы, которая была реализована в проекте « Царица знаний книга». Изучается методическая, художественная литература, определяются цели, задачи, проводится анкетирование. Результаты используются в планировании и  организации проекта «Царица знаний книга».  

II этап Разработка проекта

Педагоги совместно с детьми, родителями, специалистами дошкольного учреждения  разрабатывают календарно- тематический план реализации проекта, подбираются темы занятий, бесед, игр- драматизаций по сказкам по приобщению детей к художественной литературе. Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-пространственной среды группы. Красочно оформленный центр книги « Книжное царство»,  привлекает интерес и внимание детей. Для их реализации мы интегрировали в образовательную работу с детьми среднего возраста технологию Оксаны Семеновны Ушаковой. "Знакомим детей с литературой". Многолетний опыт работы показал, что система то чему обучают по разработанной технологии О.С. Ушаковой « Знакомим с литературой»  повышает у детей речевой и общий интеллектуальный  уровень, развивается речь, повышается ее точность и выразительность.

         III   Этап ВНЕДРЕНИЕ (практическая деятельность)

Для успешной реализации проекта на занятиях по приобщению к художественной литературы подбирается тематика сказок, рассказов, стихотворений, знакомство с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, пословицы)

Для успешной реализации проекта в  «Развитии речи» организуется: беседы

 « Какие бывают книги», составление рассказов- характеристик героев сказок, отгадывание загадок по рисункам персонажами  рассказов

Для обогащения детей знаниями в области «ФЦКМ» организуется: рассматривание иллюстраций  детских книг, экскурсия в библиотеку, дидактические игры

На занятиях по продуктивной деятельности « Придумай и нарисуй сказку» с элементами аппликации, « Мой любимый сказочный герой».

Совместно с музыкальным руководителем вместе с детьми разучивались игры- драматизации по сказкам «Играем со сказкой», в которых развивается подражательные и имитационные движения. Для создания радостного настроения  досуг «Путешествие Старичка - Лесовика  », театр на палочках « Расскажи сказку».

Совместно с родителями проведение викторин, вечеров сказок, загадок. Участие родителей в проведении недели « В мире интересных книг». Оформление выставки  « Моя любимая книга», выставка  творчество детей « Любимый сказочный герой».

IV этап Итоговый.

Проект « Царица знаний книга» разрабатывается с приложениями, которые оформляются в брошюры, фотоальбом. Защита проекта организуется на педагогическом совещании педагогов. Презентация проекта доставила детям много радости. Все дети стремились, стать участниками коллективной работы. Целенаправленная продуманная работа способствовала  формированию интереса к книге, эмоционального отношения к литературным произведениям,

          воспитание интереса к устному народному творчеству

            Тематический план проекта « Царица знаний книга»

Месяц

Содержание деятельности

   

     Ноябрь

1.Вводная беседа, «Какие бывают книги»

2.Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

3. Д/игра « Собери сказку»

4.Конструирование (оригами) « Лисичка с челочкой»

Декабрь

1.Составление рассказов- характеристик героев сказка.

2.Рассказ Е.Чарушина «Про зайчат»

3. Рисование «Зайка на опушке» с элементами аппликации

Д/ игра « Угадай о ком я, скажу»

Январь

1. Русская народная сказка « Зимовье зверей».

2.Лепка « Дикие животные в зимнем лесу»

3. Настольный театр к сказке «Зимовье зверей»

Февраль

1. Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, потешки, пословицы )

2. Экскурсия в детскую библиотеку.

3. Художественный труд « Изготовление книжек малышек»

4.Театр на палочках « Расскажи сказку»

Март

1. Стихотворения о весне Е. Благиной «Черемуха»

2. Рисования «Деревья весной».

3.Веселые стихотворения.

4. Досуг « Пришла в гости бабушка - загадушка».

    Апрель

1. Рассказ Е. Чарушина «Воробей».

2. Аппликация « Воробей у кормушки».

3. Развлечение «Путешествие Старичка  Лесовика»

4.Презентация проекта « Царица книга знаний»

        Итогом проводимой работы можно назвать следующие результаты:

— в детском саду имеются все условия для развития интереса и любви к книге, создана библиотека детской литературы, фонд которой пополняется;

— налажено тесное сотрудничество с детской библиотекой;

— постоянно повышается интерес детей к слушанию книг, обсуждению прочитанного, они знают многие литературные произведения, творчество детских писателей;

— родители стали активными участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий, проводимых в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Мастерская знаний»

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.Личность формируется и развивается в процессе деятельности...