Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности в контексте ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

                                                      «Современная экология – это наука о том,

                                                       как передать  Природу, наш общий дом,

                                                       нашим детям и внукам, чтобы им в нём

                                                       было жить  лучше и удобней, чем нам»

                                                                                                                                  Моисеев Никита Николаевич                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenchenko_mm_ekologiya.docx624.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
центр развития ребёнка - детский сад № 15 «Берёзка»
посёлка городского типа Ильского муниципального образования
Северский район

Педагогический опыт работы

на тему:

«Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний

в процессе проектной и исследовательской деятельности

в контексте ФГОС ДО»

Опыт обобщила:

Воспитатель  высшей категории

Семенченко Мария

Митрофановна

пгт. Ильский

2017 г

СОДЕРЖАНИЕ

1. Литературный обзор состояния вопроса……………………………….......стр. 3

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике…………………….стр. 3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………............стр. 4

1.3. Проблема, объект,  предмет исследования и тема

педагогического опыта…………………………………………………………стр. 6

1.4. Цель и задачи опыта работы……………………………………………... стр. 7

1.5. Гипотеза ……………………………………………………………………………………………………........ стр. 8

1.6. Основные понятия, термины, используемые в описании

педагогического опыта…………………………………………………............стр. 9

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………стр. 11

3. Педагогический опыт…………………………………………………........стр. 12

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в

 представляемом педагогическом опыте……………………………………..стр.12

3.2. Принципы для использования форм и методов технологий ………….стр. 19

3.3. Актуальность педагогического опыта…………………………………...стр.21

3.4. Научность представляемого педагогического опыта…………………..стр. 23

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта……………………...стр.24

3.6. Результативность педагогического опыта………………………............стр. 25

3.7. Возможность творческого применения предоставляемого

 педагогического опыта ………………………………………………………стр. 28

 3.8. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта……………………………………………………………………………стр.29 4.Выводы…………………………………………………………………..…...стр.36

5. Используемая  литература………….………………………………………стр.37

6. Приложения:…………………………………………………………………стр.39  

6.1Приложение№ 1 «Рекомендации Н.А. Рыжовой …..………..…………   стр.40

6.2Приложение№2  Беседа «Правила поведения в природе»…………...….стр.42

6.3Приложение№3 Анкета для родителей………………………………….. стр.43

6.4Приложение №4 Проект  « Огород на окне»……………………………. стр.44

6.5Приложение №5 Проект « Наш огород»………………………………….стр.52

6.6Приложение№6 Проект«Сохраним птиц Кубани»…………………..…. стр.65

6.7Приложение № 7Наблюдения «Экологическая тропа»…………….……стр.70

6.8.Приложение№8 Авторская картотека наблюдений и труда.....................стр.80

6.9.Приложение №9 Авторские тренажеры из бытового мусора ……...…...стр.98

6.10Приложение №10«Значение воды и способы её очистки на природе»стр.100

6.11. Приложение№11Консультация «Польза картофеля»…………. ...….стр.105

6.12.Приложение№ 12Консультация  «Травы, дарующие здоровье»…….стр.109

6.13.Приложение№ 13 Памятка для родителей «Ценность овощей»…..... стр.110

6.14.Приложение№14-№17Картотека дидактических игр по экологии......стр.111

6.18.Приложение№18Картотека загадок........................................................стр.126

6.19.Приложение№19 Картотека загадок о лекарственных травах……… стр.129

6.20.Приложение№20 Картотека стихов о лекарственных травах……… .стр.130

6.21.Приложение№21Плакат «Поведение в природе»……………………. стр.135

7. Фото приложение………………………………………………………….стр.136

1.Литературный обзор состояния вопроса

1.1. История темы педагогического опыта в отечественной педагогике

В России проектные идеи развивались для школьного образования в 1900 годы под руководством С.Т. Шацкого. Уже тогда этот метод предполагал интегрированный подход к обучению и развитию творческих способностей учеников. Однако в начале 1930-х годов проектная технология подверглась осуждению и перестала использоваться в образовании. Ее возрождение приходится на 90-е годы прошлого столетия, но уже на новом уровне.

В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная деятельность - проектная технология. С каждым годом метод проектов все активнее используется педагогами дошкольных образовательных учреждений, в том числе и для решения задач образовательных программ.

Последние десятилетие XX века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов, углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человечеством. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Во второй половине XX века экологический подход становится необходим при решении производственных, научно-технических, демографических и воспитательно - образовательных задач.

В педагогической науке России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников: С.Николаева "Юный эколог; А.Вересова "Мы земляне";Е.Рылеева "Открой себя";Н.А. Авдеева и Г.Б. Степанова"Жизнь вокруг нас";Ж.Л. Васякина-Новикова"Паутинка";В.И., С.Г. Ашиковых "Семицветик"; Т.А. Копцева "Природа и художник";Н.А. Рюкбейль "Чувство природы"; Н. А. Рыжова "Наш дом - природа". Все эти программы нацелены на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная наука относительно молодая, и возникла она из потребности сохранить природу и самих себя. Наступило время уметь грамотно предотвращать экологические проблемы или ликвидировать их последствия.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Образовательный стандарт ФГОС ДО нацеливает педагогов на системно-деятельный подход в образовании, использования  полученных знаний в социальной практике.

Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом и  не случайно 2017г объявлен годом экологии.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении

                                                      «Современная экология – это наука о том,

                                                       как передать  Природу, наш общий дом,

                                                       нашим детям и внукам, чтобы им в нём

                                                       было жить  лучше и удобней, чем нам»

Моисеев Никита Николаевич

         

Экологическое воспитание–это одно из направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова – это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе и о своем Доме? Конечно, нет! Для того чтобы  жизнь людей в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной нужно формировать экологические знания детей в дошкольном возрасте.

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. 

Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.

Наш детский сад сравнительно молодой, как и сама наука -  экология. Территория нашего учреждения формировалась руками педагогов в буквальном смысле слова: сами возили землю, разбивали клумбы, сеяли травку, сажали деревья, цветы – мы создавали экологическую среду для дошколят!

И сейчас наша «Берёзка» расцвела прекрасным букетом,  в который каждый год присоединялся цветок,  с помощью системной и слаженной работы  педагогов, детей и родителей! Наш «Дом» открыт  для полноценного, качественного формирования основ экологической культуры, воспитания  социально-активной, творческой личности ребёнка, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ней!

Педагогический коллектив центра развития ребёнка детского сада № 15 «Берёзка», в котором я работаю воспитателем, работает в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разработанной  на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), особенностей  образовательного учреждения, региона,  образовательных потребностей,  запросов  воспитанников, которая  включает  и  экологическое  воспитание детей дошкольного возраста.

Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания детей        в системе, наша работа базируется на экологической программе С. Н. Николаевой "Юный эколог" (1999).

Цель программы С. Н. Николаевой "Юный эколог": воспитывать экологическую культуру дошкольников. Она создана на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников и ориентированна на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Одной из задач, которой является создание условий для формирования основ экологической культуры через воспитание социально-активной личности.

Проанализировав программу « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,  которая является базовой в нашем учебном заведении я пришла к выводу, что использование  метода проекта явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Поэтому мною  было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу.

Для своего интеллектуального развития мною была изучена  методическая литература таких ведущих авторов, как , А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская , Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, Н.А.Рыжова  по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, проанализированы другие программы по данному направлению:

  •  С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,
  •  Н. Н. Кондратьева «Программа экологического образования  детей «Мы»,
  •  О. Н. Горбатенко «Система экологического воспитания  в дошкольных образовательных учреждениях»,
  •  О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»,
  •  Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева «Технология  экологического образования детей в старшей группы ДОУ».

                    Также был осуществлен анализ  имеющегося    программно- методического  обеспечения,  анализ  предметно – развивающей среды  в группе, были определены содержание методов и форм работы с воспитанниками ДОУ.

 Наш детский сад оснащен компьютерной техникой, имеются в наличии  интерактивные доски, все эти технические возможности  педагогический  коллектив использует в воспитательно – образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Принимая во внимание актуальность и значимость информационных технологий, я использовала проектную и исследовательскую  деятельность в своей педагогической работе, для формирования экологических знаний у детей. Проектную деятельность я так же применила и в работе с коллегами и  родителями, тем более что, постоянно растущий научно-технический прогресс диктует все новые и новые требования к содержанию и организации образовательной деятельности.

В процессе работы я организовала  совместно с родителями предметно развивающую среду для экологического развития детей.  Был накоплен и разработан методический материал: наблюдений, занятий,  консультаций, исследований, опытов, практикумов, экологических  проектов(Приложение).

С каждым годом актуальность и значимость экологического воспитания детей, как средство социализации ребёнка, методом проектно -  исследовательской деятельности в дошкольном возрасте возрастает, и я решила более глубоко изучить, разработать данную тему и поделиться опытом работы.

1.3. Проблема, объект,  предмет исследования и тема педагогического опыта

В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее. В России идет становление новой системы образования, ориентированного на сильную, развитую личность во всех сферах образования. Современный период развития общества подвержен сильному влиянию  экологии на его здоровье и если мы не дадим детям, начальные понятия «сохранности и созидания природы»,  то у дошкольников не будет осознанного поведения в природной среде и  наша планета Земля может просто исчезнуть с орбиты, а вместе с ней и человечество!

Педагогическая  проблема:

  • создание условий   для формирования экологических знаний  дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода в контексте с ФГОС ДО

          Решение педагогической  проблемы необходимо для развития познавательного интереса и творческой активности дошкольников,  для ведения успешной проектно - исследовательской деятельности и успешного взаимодействия всех участников в этой деятельности.

Проблема определила:

Объект исследования:  формирование культуры экологического воспитания детей дошкольного возраста через проектные  исследования

Предмет  исследования:    формирование экологических знаний у детей

 в процессе проектно-исследовательской  деятельности 

Постановка проблемы определила  в последствии тему обобщения моего  педагогического опыта работы.

Тема моего  опыта работы:

«Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний

в процессе проектной и исследовательской деятельности

в контексте ФГОС ДО»

1.4. Цель и задачи опыта работы

Цель  опыта работы:

Повысить качество формирования экологических знаний и культуры детей дошкольного возраста в  процессе проектно и  исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Исходя из поставленной цели, сформированы следующие задачи:

  • изучить  экологическую обстановку нашего края
  • изучить  педагогическую литературу по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС  ДО
  • создать  условия для формирования у детей знаний элементов экологической культуры и  норм поведения по отношению к миру природы  и окружающему миру в целом
  • систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе
  • развивать экологическое  мышление, познавательное и творческое воображение в процессе проектной,  опытнической и исследовательской деятельности детей
  • развивать  умение пользоваться приборами – помощниками при проведении исследований (увеличительные стёкла,  чашечные весы, песочные часы, лейка)
  • развивать умения самостоятельно определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно в природе
  • воспитывать свободную, творческую личность, имеющую чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы
  • вовлекать в проектно исследовательскую деятельность родителей

1.5. Гипотеза 

Проектные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Они применяются не только на старшей ступени обучения, но и в дошкольных учреждениях. Для того чтобы у каждого российского дошкольника была возможность продемонстрировать свои творческие способности, получать новые умения и навыки, у них должны  быть сформированы знания в процессе вовлечения в проектно исследовательскую деятельность.

  

В современном мире всё больше педагогов отдают предпочтение проектному методу обучения, в связи с развитием информационных технологий, это удобно,  необычно, интересно и этого требует профессиональный стандарт для российских педагогов, поэтому можно предположить:

Гипотеза:

предполагаю, что экологические знания детей дошкольного возраста будут более эффективными, качественными, повысят социальный опыт воспитанников и их семей, при системном  использовании в их деятельности  метода исследований и вовлечение подрастающего поколения и родителей в проектную деятельность.  

 

1.6.    Основные понятия, термины, используемые в  описании

                                педагогического опыта

Экология-это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище («ойкос» — дом, «логос» — наука).

Экологическое образование дошкольников -это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Экосистема - это устойчивое сообщество живых организмов и их среда обитания, которые тесно связаны между собой. Экосистемы могут быть очень разными — от огромных экосистем тропических лесов до небольших экосистем пня, аквариума. Термин предложен английским экологом А.Тэнсли. Экосистемами являются и отдельный биоценоз, и биосфера в целом.

Окружающая среда – в методической литературе природу иногда не отделяют от окружающей среды, хотя сделать это несложно: окружающая среда включает как природную, так и искусственную (созданную человеком). В окружающей среде природа развивается не только по своим законам, но и под воздействием человека.

Экологические факторы (факторы среды) — это  условия: температура, обеспеченность водой, освещенность, соленость воды и, во-вторых, ресурсы: все то, что организм потребляет или использует для своего существования, например, пища. В детском саду экологические факторы часто изучаются при выращивании растений и в процессе наблюдений, в живых уголках.

Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

Экологические объекты – это объекты, дающие большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Образовательный стандарт – нормативный документ, закрепляющий обязательные требования к образованию, целям, содержанию и результатам обучения и воспитания.

Интерактив”- образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение (Суворова Н.И.) [11].

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Взаимодействие – предполагает обмен мыслями, чувствами переживания общения

Инновация (нововведение) – создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Компетенция – знания и опыт в той или иной области.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника.

Мотивация - англ. motivation; нем. Motivation. 1. Осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка  различных моделей поведения, их предполагаемых результатов и формирования на этой основе мотивов. 2. Относительно стабильная система  мотивов, определяющая поведение  данного субъекта

Объект – имя предмета или лица, на которого направлено действие.

Деловая игра   имитационное моделирование реальной ситуации, в процессе которого участники игры ведут себя так, будто они в реальности выполняют порученную им роль.Деловые игры – одна из форм имитационной (моделирующей) системы обучения.

Личность – продукт социализации индивида. Когда говорят об отдельном человеке, безотносительно к его отношениям с другими людьми – применяется термин индивид. В этом смысле говорят об индивидуальных особенностях, например, мышления, темперамента, об индивидуальном стиле деятельности ит. д. Когда же человек рассматривается в его отношениях с другими людьми, с обществом – используется понятие личность. И соответственно – личностные качества: общительность, самостоятельность и т. д. Личность рассматривается в трех аспектах (по А.В. Петровскому) .

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком  окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной  практической деятельности по достижению намеченных целей.

Социализация  – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему жить и успешно действовать в обществе.

 Формирование личности  – процесс целенаправленного внешнего воздействия на развитие личности, реализуемый специально организованной совокупностью содержания, форм, методов и средств с целью создать у него систему определенных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать социально и профессионально значимые качества, выработать концепцию жизни

Эмоции (чувства ). Необходимо сделать одну терминологическую оговорку. Исторически сложилось так, что философы, психологи, педагоги говорят об эмоциональной сфере психики человека (эмоциональной сфере личности). Но основным понятием этой сферы выступают чувства.

2.     Психолого-педагогический портрет группы воспитанников,

являющихся базой для формирования представленного

педагогического опыта

Проектно-исследовательская деятельность является важным элементом программ экологического образования, поскольку она способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений и навыков детей, способствует практическому применению данных знаний в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Проектно-исследовательская деятельность реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, дает возможность объединять коллективную и индивидуальную деятельность в рамках единого педагогического процесса. В конечном счете, данная технология обеспечивает рост личности ребенка. 

Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в предоставляемом опыте работы, который был начат в 2012 году.

Работа над данной темой опыта была начата с детьми в младшей группе и по настоящее время на базе МБДОО  ЦРР - ДС №15 «Берёзка» пгт.Ильский, в количественном составе 37 человек.  

На момент внедрения метода проектов в группе были дети младшего дошкольного возраста: мальчиков – 23 и девочек   - 14 человек.

Количественный и гендерный состав группы к старшему возрасту на половину изменился, а при наборе новой группы в 2017г поменялся в количественном составе наоборот, и это соответственно внесло некоторые коррективы в ход работы при исследовательской деятельности. 

Из многодетных семей 5 детей, из неполных семей 10 детей.

Родители данной группы являются разновозрастными родителями.

     Из педагогического наблюдения с психологом, коммуникативные способности детей делились на две группы:

      Экстраверты– общительные дети.

Интроверты – дети замкнутые, предпочитающие игры в одиночестве.

3. Педагогический опыт

3.1.Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

 С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, что подразумевает создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

В условиях перехода на новую модель образования, внедрения ФГОС -  дошкольные учреждения должны стать эталоном экологической культуры общества, где необходимо уделять внимание экологическому развитию всех субъектов образовательного процесса. 

Наукой доказано, у дошкольников формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Свою работу по экологическому воспитанию, над которой работаю пятый год,  начинала с детьми младшей группы.  В процессе работы над темой данного опыта, я применяла несколько видов исследований для выявления уровня развития дошкольников, которые позволили уточнить недостаточно изученные темы и наметить путь устранения данных пробелов:

  • наблюдение
  • игровые задания
  • тестирование

Для выбора методов и методик я изучила литературу по экологическому воспитанию детей: С.А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»;  М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду»; Технология Н.Н. Кондратьевой - «Мы»; Н.А. Рыжова «Наш дом природа»; Л.Б. Поддубная «Природа вокруг нас»; З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом»; П.Г.Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию».

 Необходимым было ознакомление с программами дошкольного экологического образования, которые в настоящее время весьма многочисленны, поэтому по своему характеру их объединяют в несколько групп.

Программы первой группы - акцентируют внимание на вопросах классической экологии (ознакомление детей с взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К таким программам можно отнести программы С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы" (Санкт-Петербург), А.В. Королевой "Экологическая дорожка" (Калининград), Ж.Л. Васякиной-Новиковой "Паутинка" (Москва).

Для программ второй группы - характерно акцентирование внимания на эстетическом и нравственном воспитании детей, при этом вопросы непосредственно экологии отходят на второй план. Природные объекты в рамках данного типа программ рассматриваются с позиций "стихий" (земля, воздух, вода, огонь). К данной группе можно отнести программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой "Семицветик", И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской "Планета - наш дом", Т.И. Поповой "Мир вокруг нас".

Программы третьей группы - выделяется по степени преобладания в их содержании вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, валеологии и т.п.). К программам данной группы относятся программы Н.Н. Вересова "Мы - земляне" (г. Мурманск), Т.В. Потаповой "Детский сад XXI века", Л.М. Клариной "Экономика и экология" (Москва). 

Так в программе С.Н. Николаевой "Юный эколог" отмечается, что материал программы должен реализовываться через различные виды практической деятельности: уход за животными и растениями, ведения календаря природы, проведение опытов, участие в подготовке и проведении акций.

Основной целью программы является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В программе представлено пять разделов:

  • первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания
  •  третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных
  • в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать
  •  пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой[1]

Таким образом, программа позволяет широко использовать проектную деятельность для реализации ее задач. С учетом изученного материала, я применяю на практике разнообразные методы и приемы в работе, стараюсь использовать инновационные методы.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых, распространенных разновидностей исследовательской деятельности, как для взрослых, так и для детей, является метод проектов.

В своей работе я использовала методы и приемы:

1.Исследовательский метод: (метод исследовательских проектов) основывается на формировании навыков освоения окружающего мира с использованием научной методологии. Метод проектов представляет собой педагогическую технологию, ориентированную скорее на приобретение новых знаний, чем на интеграцию уже имеющихся.

2.Метод проектов: с помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально.

Среди таких качеств  - умение:

  •  работать в коллективе
  • брать ответственность за решение
  • разделять ответственность
  •  анализировать результаты своей деятельности

3. Словесные: (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание и прослушивание аудиодисков, дидактические и словесные игры, придумывание рассказов и  сказок познавательного характера к своему художественному творчеству).

4. Наглядные: (рассматривание объектов живой природы, иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов; просмотр видео и презентаций, наблюдения в природе).

5. Практические: (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций и исследований, анализ, творческие задания, сюжетно – ролевые  игры, творческая деятельность детей).

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

  • элементарный анализ (причинные связи)
  • сравнение
  • экспериментирование
  • применение информационно-коммуникативных технологий

Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

  • игровые
  • воображаемые ситуации
  • игры драматизации
  • сюрпризные моменты
  • элементы новизны

Методы, способствующие установлению связи между видами:

  • обучение способу установления связи между разными видами

     деятельности

  • перспективное планирование
  • развитие потребности через другую деятельность обогатить настоящую

Методы обучения и развития творчества:

  • эмоциональная насыщенность окружения
  • мотивирование детской деятельности
  • исследование предметов и явлений живой неживой

     природы (обследование)

  • игровые приемы
  • прогнозирование
  • проблемные ситуации и задачи

Для удобства работы, я разбила используемые методы и приемы на три группы:

 1.Группа методов используемых в работе с детьми

  • метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта
  • метод демонстрации
  • метод объяснения нового материала
  • рассказ воспитателя
  • рассказ ребенка
  • чтение литературы
  • метод детского исследования
  • метод проектов
  • метод моделирования проблемных ситуаций
  • метод рассуждения
  • метод решения проблемных задач, ситуаций
  • метод игры

2.Группа методов используемых в работе со   специалистами:

  • педагогические советы
  • методические объединения
  • распространение педагогического опыта работы
  • интернет ресурсы
  • диспуты
  • проведение индивидуальных и групповых консультаций и

    мероприятий для педагогов и специалистов

  • проектная деятельность
  • педагогические выставки
  • педагогические конкурсы
  • открытые занятия
  • семинар – практикум

  3.Группа  методов  используемых в   работе с родителями: 

  • анкетирование
  • беседы
  •  консультации при помощи информационных коммуникативных технологий
  • диспуты – постановка перед родителями проблемных вопросов
  •  собрания с применением информационных коммуникативных технологий
  • памятки
  •  рекомендации
  • проекты
  • исследования
  • круглые столы
  • субботники, десанты
  • акции
  • семинары
  • информационные стенды
  • дни открытых дверей
  • привлечение к совместному творческому труду
  • досуги, праздники

При использовании этих методов важно уметь показать свои чувства, переживания, свое отношение к чему-либо или кому-либо, владеть способами выражения этих чувств, чтобы правильно и в необходимой мере затронуть душу ребенка на долгосрочное взаимодействие.

Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

1.На основе изученных проблем детей поставить цель проекта

2.Разработка плана движения к цели

3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта

4.Составление плана – схемы проекта

5.Сбор, накопление материала

6.Включение в план – схему проекта занятий по всем видам детской деятельности

7.Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения

8.Презентация проекта, открытое занятие

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, родителей и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки методов проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1.Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)
  • в каких источниках можно найти информацию
  • какие предметы использовать для достижения цели

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  • по составу участников
  • по целевой установке
  • по тематике
  • по срокам реализации

В практике современных дошкольных учреждений используется следующие типы проектов:

1.Исследовательско–творческие:

  • дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.Ролево–игровые:

  • с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по–своему поставленные проблемы

3.Информационно–практико–ориентированные:

  • дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы

4.Творческие:

  • оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна 5.Смешанные типы:
  •  предметно – содержательные области являются меж предметными
  • творческие – моно проектами

Учитывая возрастные и психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

По продолжительности они бывают:

  • краткосрочными
  • средней продолжительности
  • долгосрочные  до года

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
  • развитие познавательных способностей
  • развитие творческого мышления
  • развитие коммуникативных навыков

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию - ведущая роль педагога
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации -  вместе с педагогом
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности

Проектно - исследовательскую деятельность  я  осуществляю не зависимо от конкретных условий ДОО,   она дает широкое пространство для творчества. В любой местности ДОО  можно обнаружить подходящие для наблюдения природные объекты: различные растения, насекомых, птиц, которые могут стать объектами проектно-исследовательской деятельности.

При использовании проектного метода происходит изменение роли дошкольников, поскольку они становятся не пассивными, а активными участниками педагогического процесса. При этом происходит формирование собственного аналитического взгляда детей на проблему, имеющуюся информацию, перестает действовать заданная сверху оценочная схема: "это - верно, а это - неверно". Появляется свобода в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Кроме того, проектно-исследовательская деятельность  объединяет дошкольников, педагогов различной направленности (воспитатели, учителя экологии, физ.инструкторы, муз.руководители и др.), а также родителей, при этом задачи распределяются в соответствии с возможностями каждого из них.

Таблица взаимодействия в экологическом воспитании  при применении проектного метода

Исследовательская деятельность должна иметь результат. Однако ее ценность как метода образовательного процесса состоит не в самом результате, а в процессе исследования. Практическая значимость при этом является желательным, но совсем не обязательным эффектом.  

В опыте используются методики, инновационные технологии, нацеленные на культурно – экологическое образование детей, родителей, которые адаптированы к возрастным особенностям дошкольников. В любом случае, независимо от того, где, как и с чьим участием организуется проектно-исследовательская деятельность, целесообразно придерживаться следующих рекомендаций, предложенных Н.А. Рыжовой[2]: (приложение )

Придерживаясь данных рекомендаций, можно сделать проектно-исследовательскую деятельность эффективным инструментом формирования знаний, умений, а самое главное - понимания необходимости бережного отношения к природе, которое будет сформировано исходя из личного опыта ребенка.

По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который разработал «метод проектов», «Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью»

3.2. Принципы использования форм и методов для проектно-исследовательской  деятельности

Для эффективной организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников, в  своём опыте работы, я использовала следующие принципы:

  • принцип регионализации экологического воспитания: применение регионального подхода позволяет основательно усвоить детям основные цели экологического воспитания, вовлечь их в посильную практическую деятельность
  • принцип доступности: крайне важен для ребенка определенного возраста
  • принцип системности и последовательности: важна последовательность усвоения знаний. Имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом
  • принцип непрерывности (оптимизации) - постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной ситуацией
  • принцип гуманизации: ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к природе
  •  принцип дифференциации: создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта,  особенностей, эмоциональной и  познавательной сферы
  • принцип интеграции: реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, в сочетании с разными видами деятельности
  • принцип наглядности: соблюдение требований к подбору наглядно-демонстрационного материала к культуре показа и оформления наглядности                                                                                                                                                                                                                                        
  • принцип развивающего обучения: воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации
  • принцип целостного подхода к образованию и воспитанию
  • принцип целенаправленности
  • принцип комфорта: страх, дискомфорт резко снижают мотивацию социального взаимодействия
  •  принцип деятельности: усваивается то, что многократно повторяется, развивается то, что тренируется
  • принцип ассоциаций:  способствует планомерному освоению знаний нового пространства, не содержащего «белых пятен»
  • принцип общения: позволяет чувствовать себя частью группы
  • принцип достижения результата: как превращения знаний, навыков, достижения качественно новой оценки себя и коллектива
  • принцип природосообразности
  • принцип культуросообразности
  • принцип воспитания в коллективе
  • принцип здоровьесберегающий
  • принцип безопасности

Классическая структура педагогического процесса представлена в виде шести взаимосвязанных компонентов: цель - принципы - содержание - методы - средства – формы,  отражена на рисунке

Рекомендации:

  • применяя в проектно - исследовательской деятельности структуру педагогического процесса, необходимо всегда помнить о главном -  нельзя делать за дошкольника то, что он может сделать самостоятельно
  • не следует стремиться к большому количеству выполняемых работ -  лучше меньше, да  качественнее
  • не следует стремиться к выполнению работ требующих слишком больших затрат времени

3.3.Актуальность

Давайте, дошколята, природу созидать!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,

                                                                                            Это все для нас навечно!

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. К числу самых волнующих причин, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Черное, Азовское море - это только некоторые адреса кричащих экологических проблем.

Не обошли стороной экологические бедствия и Краснодарский край. На территории Краснодарского края осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с природопользованием, свыше 15,0 тыс. промышленных, строительных, сельскохозяйственных и транспортных предприятий, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей природной среды.

В краснодарском крае в 2000 г., был принят ряд законодательных актов, регулирующих отношения в области природопользования и охраны окружающей природной среды на территории Краснодарского края.

Постановление главы администрации края от 01.03.2000 г. № 135 "О мероприятиях по усилению охраны морских биологических ресурсов бассейна Азовского моря в 2000 г.".  Постановление мэрии г.Краснодара от 30.03.2000 г. № 623 "О проведении весенних посадок зеленых насаждений в г.Краснодаре".

Для предотвращения загрязнения Кубани необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.

В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем   в   других   областях   дошкольного   образования.   Это   связано,   в   частности,   с   тем,   что   большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в   природных   условиях.

Сегодня возрастает социальная значимость проектно - исследовательских работ дошкольников в области экологии  и  это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют с такими словами как «общество», «семья», «культура».

  В   любом   городе,   поселке   можно   найти   интересные   для   наблюдений природные   объекты:   деревья,   травы,   насекомых,   птиц.   Изучать   их   можно   в   процессе   проектно-исследовательской деятельности. Опыт показал, что  дошкольники, воспитатели и родители с удовольствием, и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.

Несмотря на то, нет достаточной материально-технической базы для проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать дошколят, подтолкнуть их к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда -  ежедневно, ведь задача педагога, говоря словами В.Розова:

 «..разгребать груды камней - а вдруг под ними окажется человек»!

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Благодаря этому возможны формирование у детей: экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, через процесс проектно – исследовательской деятельности в контексте ФГОС ДО.

Уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей. Если в группе будет создана система проектно – исследовательской работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников и их родителей, то возрастёт уровень знаний и практических умений детей и взрослых, повысится их экологическая культура, а природно-развивающая среда группы и участка будет способствовать сохранению и укреплению здоровья и экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Дошкольники, получающие определенные экологические знания, методом проекта, бережнее относятся к природе и в будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране, а соответственно и в нашем Кубанском крае.

 «Проект» - переводится как  «брошенный вперед», что подчеркивает направленность проектной деятельности в будущем, а значит и актуальность!

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\земной шар\позаботимся о планете.jpg

3.4.Научность представляемого педагогического опыта

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни, в детском саду, как в капле воды, отражаются те же изменения. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых научных технологий, которой и является метод проектно – исследовательской деятельности в контексте ФГОС ДО.

В основе метода проекта – идея о направленности учебно-познавательной деятельности детей  на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Первой ступенькой в научности представляемого педагогического опыта является:

  •  проблемный характер выбранной темы
  • общественная значимость метода проектов
  • приобретение  навыков  интеллектуального труда

Вторая ступенька:

  • приобщение дошкольников к научно-исследовательской деятельности
  • умение систематизировать и анализировать информацию
  • самостоятельная исследуемая  познавательная деятельность

Третья ступенька:

  • самостоятельность  исследования
  • логическое изложение хода и результатов  исследования

Четвёртая ступенька:

  • качество методов и форм
  • качество видеоматериала презентаций

Научность опыта ещё состоит  и в следующем:

  • теоретически обоснована значимость использования проектных  технологий в дошкольном образовании, как нового инновационного направления  образования
  • определена сущность метода проектов и форм как формирующая  качества личности
  • выявлены условия  эффективности проектных технологий
  • разработаны педагогические основы воспитательно – образовательного процесса дошкольников в различных видах деятельности, включающие цель, задачи, содержание, организационно-педагогические условия их реализации
  • обоснован учет возрастных особенностей, уникальность дошкольного возраста и потребности детей дошкольного возраста в проектно – исследовательской деятельности
  • сформирован принцип интеграции  всех участников воспитательно – образовательного процесса в дошкольном  образовательной организации
  • сформирован принцип дифференциации.

3.5.Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта

Новизна  экологического опыта работы заключается в использовании информационных компьютерных технологий.

 Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту «включённость».

Педагогический опыт позволяет детям и родителям  участвовать в экологических проектах, акциях, озеленении участка ДОУ.

Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного  Кубанского  края.

Новизна  и оригинальность  опыта состоит в интеграции экологических знаний в системе воспитательной – образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др.

При вступлении  в силу Федерального  государственного образовательного стандарта ДО, сохранилась актуальность интеграции ранее выбранной экологической программы (С.Н. Николаевой "Юный эколог"), являющейся базовой для экологического воспитания дошколят нашей образовательной организации.

Новизна опыта работы прослеживается в информатизации образования,  открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей в воспитательно -  образовательном процессе.

Использование инновационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс, умение самостоятельно приобретать новые знания детьми дошкольного возраста.

Внедрение проектно – исследовательской деятельности имеет преимущества новизны и инновационности перед традиционными средствами обучения:

Инновационность  представляемого  мною опыта заключается:

  • в выработке новых, современных технологий
  • в формирования экологической культуры
  • в качестве подачи знаний

3.6. Результативность педагогического опыта

В результате работы по формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектно исследовательской деятельности в контексте ФГОС ДО,   достигнута  поставленная  цель и задачи опыта работы. 

В сложном комплексе проблем, характеризующих сегодняшний этап экологического воспитания детей, удалось достигнуть связи, понимания,  взаимодействия, сплоченности детей, родителей и воспитателей.  Наверное, это самое ценное в  опыте  работы, когда понимаешь, что дети впитывают знания, как губка, а родители отзывчивы и преподносят идеи уже -  тебе!

Наше взаимодействие дало отличные результаты и сформировало у  детей:

  • базу их оптимальных отношений с природой
  • качественные показатели экологической культуры личности
  • самосознание по мере их взросления
  • накапливание познавательного  баланса
  • начало гуманного отношения к природе, её экологической среде
  • чувства сострадания и сопереживания
  • познавательную активность в исследовательской и проектной деятельности
  • уровень экологической воспитанности
  • экологическое мышление
  • навыки, умения и знания
  • желание создавать необходимые для жизни условия
  • бережное отношение к  природе родного края

Это те, экологические основы культуры, на которых в дальнейшем будет формироваться практически вся  жизнедеятельность будущего гражданина нашей России. 

Своей работой я подвела детей и родителей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в ответе за Кубанскую землю,  за её будущую сохранность и приумножение!

Позитивное отношение родителей  к воспитанию экологических начал проектно исследовательской деятельности дало тоже результативность:

 http://www.maam.ru/detskijsad/zaschita-pedagogicheskogo-proekta-ogorod-na-okne.html; http://www.maam.ru/detskijsad/zaschita-proekta-sohranim-ptic-kubani.html;

http://www.maam.ru/detskijsad/-klumby-dlja-cvetov.html

  • участие в  конкурсах, мастер – классах, субботниках, круглых столах, акциях  и т.д. (фото приложение)

 http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-kazachata-sohranim-ptic-kubani.html; http://www.maam.ru/detskijsad/mk-jagody-na-zh-lude.html;

http://www.maam.ru/detskijsad/mk-obereg-dlja-mamy.html

  • победа в краевой экологической акции «Птицы Кубани» (диплом)
  • победа в краевом конкурсе «Семейные  экологические проекты»  «Запасы», «Вода», «А у нас во дворе» (грамоты, дипломы)

    В 2015г  стала победителем краевого конкурса «Лучшие педагогические

работники дошкольных образовательных организаций в 2015 году».

В 2016г участвовала во всероссийской  акции  в рамках международного творческого  проекта «Лоскуток для одеяла дружбы» (сертификат). http://www.maam.ru/detskijsad/loskutok-devchonka-kukuruzka-dlja-kuko-odejala-v-g-tule-master-klas.html

С 2013 года МБДОУ ЦРР-ДС №15 «Берёзка» является базовым учреждением,  реализующим практическую часть повышения квалификации и переподготовки, руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях в Краснодарском крае. О  результативности  работы  ДОО по внедрению информационно- коммуникативных технологий в воспитательно – образовательный процесс можно познакомиться на нашем сайте: (http:березка-детсад15.рф)

В результате систематического применения мною в экологическом воспитании дошкольников проектных технологий, форм и методов, у детей сформировались навыки  и  умения земледелия, огородничества - так необходимых в современном мире!  Ведь   сейчас идёт процветание генно  модифицированных продуктов (ГМО).  

А я могу с уверенностью сказать, что  у детей прекрасные результаты в самостоятельном выращивании зелени, лука и чеснока, необходимых для здоровья. Дети не только научились их выращивать, но и  употреблять  в пищу на большое удивление родителей!

Использование проектно исследовательской деятельности в воспитательно – образовательном процессе, формирует необходимый уровень качества экологических знаний у подрастающего поколения в контексте с ФГОС ДО.

 На диаграмме мониторинга ЗУН прослеживается рост знаний – умений – навыков. Знания детей за 4 года выросли на 75%; умения  на 80%; навыки на 72%.

Результативность роста знаний   очевидна при интеграции воспитательно -  образовательного процесса и применения инновационных - проектных технологий. Метод проекта формирует творческую, развитую личность,  как и требует педагогический стандарт России.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, это её понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Дети наши должны быть милосердными, это так необходимо в современном мире и России! Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, вырос и живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края, её сохранности и процветания!

Подводя итоги по результативности своего опыта работы, могу сказать, что дети достигли достойных результатов в знаниях и умениях, при использовании мной проектной технологии, это подтверждает хорошая успеваемость наших выпускников в школе, продолжение участия детей  и родителей в экологической работе школы: десантах, проектах, акциях.

В наших руках сейчас находится формирование  осознанных знаний у дошколят об экологической проблеме мирового масштаба! А завтра, Земной шар окажется  в руках подрастающего поколения, и от результата их знаний будет зависеть, удержится ли он в их руках?!

3.7. Возможность творческого применения предоставляемого педагогического опыта

Представленный педагогический опыт работы: «Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности в контексте ФГОС ДО» может быть использован воспитателями всех дошкольных учреждений, как молодыми специалистами, так и мастерами педагогической деятельности, для более высокого уровня профессиональной деятельности и самореализации.

Опыт работы был представлен на заседании РМО, педагогическом совете МБДОО  ЦРР ДС №15 «Берёзка», сообщения из опыта работы выставляла на международном сайте МААМ.

Опыт работы  получил методическую  рецензию и  хорошие отзывы коллег.

Представленные материалы в приложении могут быть использованы как образец при разработке проектов педагогами дошкольных учреждений и применяться для реализации образовательной программы.

Данные материалы могут использоваться педагогами для работы с детьми, родителями и коллегами потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами воспитателя и специалистами,  а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

 Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами   диагностики, а практический материал,  представленный в разделе « Приложение» поможет педагогам внедрять информационно коммуникационные технологии в воспитательно – образовательный процесс правильно, без нанесения вреда здоровью детей и разнообразить занятия с ними разного характера, принести детям радость и сюрпризы.

Мой опыт работы могут применять воспитатели в работе с семьёй, для обогащения их знаний и опыта, так как  теоретическая значимость опыта заключается в разработке содержания и форм взаимодействия воспитателя, специалистов, воспитанников и семьи, которое предусматривает формирование качественных знаний в контексте ФГОС ДО.

5.  Список используемой литературы

  1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения  - М.: Издательство Института профессионального образования МО России, 1995г. - 112с.
  2. Новоселов С.А., Зверева Т.В. Феномен проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе.//Педагогическое образование. -2009г-№3.-с. 38-42
  3. Белолуцкая Ф. К.  Организация детской проектной деятельности в детском саду. М.: Мозаика Синтез, 2009.
  4. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. М.: Айрис-Пресс, 2008 - 208 с.
  6. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2007 - 192 с.
  7. Киселёва Л.С. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения, М.: Аркти, 2003 - 96 с.
  8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под ред. Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение, 1991 - 240 с.
  9. МЫ Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2001. - 240 с.
  10. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2005 - 336 с.
  11. Николаева С.Н. Юный эколог. - М.: Мозаика-синтез, 2006
  12. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. / Методика экологического воспитания дошкольников.М., 1999. - с.153-159.
  13. Огородникова Н.В. Проектная деятельность - достоинства использования технологии и преодоление её недостатков // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. - М., 2005
  14. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000 - 112 с.
  15. Рыжова Н.А. Путешествие в мир природы, // Дошкольное образование, № 6, 2008.
  16. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / составители Олешков М.Ю., Уваров В.М. - М.: Компания Спутник+, 2006 - 191 с.
  17. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2005 - 151 с.
  18. . Зыкова О.А. Методические рекомендации «Экспериментирование с живой и неживой природой» - М.: «Элти-Кудиц», 2012. – 104с., илл.
  19. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2009. -232с.:илл.  
  20. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  21.  «Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция» В.В. Толмачева  - Шадринск, 2007.  
  22. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006.
  23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. – 384 с.
  24. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание 2004 № 3 С 69-
  25. Теплюк С. Самостоятельная деятельность ребенка // Дошкольное воспитание. 2001 - №9. – с. 91.
  26.  «Собрание сочинений К.Д. Ушинский» - М.: Прогресс, 1985. . «Дети взрослеют в труде И.Б. Черепанова» - М.: Педагогика, 1990, - 174,[1] с. - (Педагогика - родителям).
  27. Интернет-ресурсы
  28. http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-vladimirovna-merzljakova/opyt-raboty-po-yekologicheskomu-vospitaniyu.html
  29. http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-opyt-raboty.html
  30. http://kladraz.ru/blogs/olga-vladimirovna-krishtapovich/opyt-raboty-vospitatelja-dou-yekologicheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-shkolnogo-vozrasta-raiskii-sad.html
  31. http://a2b2.ru/methods_cats/opyt_raboty/opyt_raboty_vospitatelya
  32. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/28/pedagogicheskiy-opyt-raboty-po-ekologicheskomu-vospitaniyu
  33. http://nlogorod.ru/pozva.php

 


[1] Николаева С.Н. Юный эколог. - М.: Мозаика-синтез, 2006

[2]2 Рыжова Н.А. "Экологический проект "Здравствуй, дерево!", Дошкольное воспитание №3, 7, 10 - 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о животном мире посредством дидактических игр"

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и предста...

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения» Обеспечение безопасности детей на дороге ос...

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Цель исследования:   формирование и развитие у детей навыков осознанного  безопасного поведения в окружающей дорожно- транспортной среде, пополнение знаний о правилах дорожного движения...