Проект по приобщению детей к чтению: «Сказки народов, населяющих Тюменскую область»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Бородулина Анастасия Леонидовна

Проект по приобщению детей к чтению:

«Сказки народов, населяющих Тюменскую область»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

«Сказки народов, населяющих Тюменскую область»

Актуальность проекта

Российская Федерация – многонациональное государство. Уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже с раннего возраста. Относиться с почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания. Дошкольный период очень важен в формировании личности ребенка: интенсивно развиваются психические функции, закладываются основы познавательных способностей. Поэтому в своей работе мы задались целью объединить два разных на первый взгляд понятия: «толерантность» и «сказка», но схожими по глубокому смыслу с нами:  «Люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе». Сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, можно заглянув в сказочный мир сказки народов населяющих Тюменскую область. Сказка – это духовное богатство культур разных народов. Познавая народные сказки, ребенок знакомится с их бытом и традициями. На сегодняшний день, наши дети воспитываются на компьютерных играх, телевизоры, телефоны поглощают детей и родителей, завоевывая заповедные уголки их сознания и души. У большинства молодых родителей поход в книжный магазин, библиотеку, чтение на ночь с ребенком стало не актуально, теряется связь традиций семейного чтения. Овладение народным наследием, путем приобщения  ребенка к основам художественной литературы, одно из решений значимой проблемы общества. Ценность чтения народных сказок в том, что с их помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, а это важный фактор в полноценном воспитании и развитии. Именно в дошкольном возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному и чудесному.

                                 

                                       Цель и задачи проекта:

Цель:

Развитие интереса и любви к сказкам  народов населяющих Тюменскую область, как средство формирования толерантной культуры личности дошкольника.

Задачи:

- Формирование познавательной активности у детей по средствам  нетрадиционных техник рисования;

- Закрепление и расширение знаний детей через народные русские, татарские и  хантыйские сказки;

- Формирование представлений у детей о роли книги в жизни человека и об отношении к книге;

- Воспитание толерантности и уважения по отношению к представителям других национальностей;

- Приобщение родителей к «семейному чтению» и знакомство с детской литературой.

Участники проекта: воспитатель, родители, дети старшего дошкольного возраста.

Проект долгосрочный, информационно-творческий.

Подготовительный этап:  подборка научно-популярной литературы по теме занятий, художественных произведений по соответствующей тематики  дидактического материала, разработка сценариев продуктивной и познавательной деятельности, игр в разных формах.

Основной этап:  

 

Название

Место проведения деятельности с детьми

Средства и методы

«Хоровод

Дружбы»

Структурное подразделение МАУК ЦБС ТМР Червишевская сельская библиотека

Проведение информационно- музыкального занятия, совместно с детьми и родителями:

  1. Демонстрация национальных костюмов;
  2. Исполнение народных татарской и русской песен;
  3.  Показ татарского танца «Сибирские дробушки»,
  4. Исполнение Хантыйского танца: «Олень»;
  5. Книжная выставка: «В мире сказок»;
  6. Физкультминутка: «Репка»;
  7. Подвижная игра: «Тюбетейка»;
  8. Выставка-музей: «Быт наших предков»;
  9.  Национальные куклы ручной работы»;
  10.  Хоровод дружбы под музыкальное сопровождение;
  11.  Презентация: «Культура народов, населяющих Тюменскую область».

МАДОУ Червишевский детский сад «Сибирячок»

  1. Игра: «Собрались мы в хоровод»;
  2. Видео-показ отрывков народных сказок;
  3. Коллективная работа в нетрадиционной

технике «мятая бумага»: «Флаг Тюменской области»;

  1. Песня: «Вместе весело шагать»; «Песенка про дружбу»;
  2. Физкультминутки: «Танец друзей», «Мы друзья»;
  3. Тематическая беседа: «Плечо друга»;
  4. Чтение сказок народов России о дружбе;
  5. Просмотр мультфильма: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
  6. Эмоционально-смысловое обсуждение мультфильма;
  7.  Творческая деятельность в нетрадиционной технике -тестопластика: лепка «Цветок добра».

МАДОУ Червишевский детский сад «Сибирячок»

Работа с родителями:

  1. Блиц-опрос «Сказки в жизни вашего ребенка?» для родителей дистанционно в социальной сети.

(Какие сказки Вы читаете ребенку?

Как часто Вы читаете сказки?

Знаете ли Вы любимую сказку ребенка?

Обсуждаете ли Вы прочитанные сказки с ребенком?)

  1. Выполнение альбома в нетрадиционной технике –рисование ладошками, родители с детьми: «Страна уважения».

«Путешествие в русскую сказку»

МАДОУ Червишевский детский сад «Сибирячок»

  1. Пальчиковые игры: «По русским сказкам»; «Будем пальчики считать»;
  2. Слушание аудиозапись народных русских сказок;
  3. Театрализованная постановка по  сказки: «Колобок»;
  4. Магнитный театр: «Репка»;
  5. Творческая деятельность в нетрадиционной технике пластилинография: «Персонажи сказки курочка ряба».

6.Теневой театр с героями сказки: «Репка».

Структурное подразделение МАУК ЦБС ТМР Червишевская сельская библиотека

Проведение занятия совместно с родителями и детьми: Квест-игра «Приключения в русской сказке».

    1. Викторина - вопросы по сказке: «Кому принадлежит сказочный предмет»;

  1. Физкультминутка: «Путь дорожка»;
  2. Продуктивная деятельность в нетрадиционной технике: лепка из соленого теста «Пирожки из печки»;
  3. Хороводная игра: «Ручеек»;
  4. Выставка книг: «В мире русской сказки».

«Мудрость татарской сказки»

МАДОУ Червишевский детский сад «Сибирячок»

  1. Просмотр художественно-анимационного издания

    «Татар халык әкиятләре».

  1. Игровая ситуация: «Любовь к книгам»;
  2. Творческая работа с детьми по изготовлению знаков для акции. Акция: «Берегите книги!»;

4.Сюжетно-ролевая игра: «Мы в библиотеке».

Работа с родителями:

  1. Консультация: «Сказкотерапия для детей»;
  2. Раскрасьте  вместе! : «Герои народной татарской сказки».

Структурное подразделение МАУК ЦБС ТМР Червишевская сельская библиотека

Занятие совместно с родителями и детьми: «В таинственный мир сказки»:

  1. Книжная выставка

«Книжный чемоданчик»;

  1. Знакомство с татарской народной сказкой «Лиса и Гусь».
  2. Совместная сюжетно-ролевая игра по мотивам сказки: «Лиса и Гусь»;
  3. Продуктивная деятельность по сказке в нетрадиционной технике: «Монотипия».

«По страницам хантыйских сказок»

МАДОУ Червишевский детский сад «Сибирячок»

  1. Игровая ситуация: «Живая книга»;
  2. Пересказы прочитанных сказок (Обмен мнениями);
  3. Подвижные игры: «Мы олени»; «Упряжка»;
  4. Совместное рисование в нетрадиционной технике - отпечаток: «Северный олень»;
  5. Сюжетно-ролевая игра: «Книжный магазин»;
  6. Уголок по ремонту книги: «Книжная мастерская».

Занятие совместно с родителями и детьми: «В гостях у северной сказки».

Занятие совместно с родителями и детьми: «В гостях у северной сказки».

  1. Просмотр сказки «Огонёк».
  2. Знакомство с фольклором народов ханты: загадки, пословицы, приметы.
  3. Рисование в нетрадиционной технике -  ватными палочками: «Северный узор».

«Юные читатели»

МАДОУ Червишевский детский сад «Сибирячок»

Выездной читальный зал: «В гостях у сказки» (Чтение библиотечных книг)

Завершительный этап:

Интегрированное занятие в библиотеке совместно с родителями.

Тема занятия: «Путешествие в русскую сказку»

Место проведения:  Структурное подразделение МАУК ЦБС ТМР Червишевская сельская библиотека 

Оборудование и материалы: Иллюстрированный материал, соленое тесто для лепки, макет печки, яблоня с яблочками из бумаги, аудиозвук, колонка, костюм театральный, сундук, мягкая игрушка.

Ход занятия: Заходит, сестрица Аленушка и плачет, рассказывает, о том, что гуси-лебеди украли братца и предлагает ребятам отправиться в сказочное путешествие в сказку, чтобы отыскать Иванушку.

Направление - стрелочка

- Аленушка: «Ребята, давайте спросим у печки: Печка, печечка, куда гуси-лебеди братца унесли?»

Макет печки (записка в печки выполнить задания: испечь пирожки (слепить из соленого теста); за правильные ответы дается каждому ребенку вырезанные из бумаги яблочки и стрелка)

Физкультминутка: «Путь дорожка». (Дети выполняют физкультминутку)

Нашли яблоню. На каждом яблочке изображен сказочный предмет. Дети собрали яблочки, и ответили на вопросы.  Викторина  по сказке: «Кому принадлежит сказочный предмет». Нашли подсказку- карту со стрелочкой.

Пошли по карте. Нашли картинку с молочной  речкой.

- Аленушка: «Ребята, давайте спросим у речки: Речка, реченька скажи, куда гуси-лебеди братца унесли?»

Голос речки отвечает: «Сыграйте хороводную игру «Ручеек», тогда скажу!»

Выходит братец Иванушка с книгой в руках, благодарит ребят, что прогнали гусей-лебедей и приглашает посетить выставку книг: «В мире русской сказки».

Литература:

1. Антонова М. Р. Лепим, клеим, вырезаем. – Москва: Эксмо, 2007.        

2. Гуси-лебеди. – Москва: Эксмо, 2015.

3. Русские народные сказки 17 добрых сказок для самых маленьких. – Минск: Харвест, 2007.

4. Савина Н. В. Оригинальные поделки из соленого теста. – Москва: РИПОЛ классик, 2014.

Художественная

1. Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. - Москва: Детская литература, 1987.

2. Гуси-лебеди. - Москва: Эксмо, 2015.

3. Диво дивное: Русские народные сказки в 2-х т. Т.1. - Москва: Современник, 1993.

4. Диво дивное: Русские народные сказки в 2-х т. Т.2. - Москва: Современник, 1993.

5. Елена Премудрая. Сказки. - Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2014.

6. Лисичка и волк. - Москва: Эксмо, 2015.

7. По щучьему велению. - Москва: Эксмо, 2015.

8. Русские народные сказки. - Москва: Детская литература, 1987.

9. Русские сказки. - Минск: Харвест, 2010.

10. Русские народные сказки 17 добрых сказок для самых маленьких. - Минск: Харвест, 2007.

11. Сказки народов России. - Москва: Стрекоза, 2008.

12. Сказки народа ханты. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2016.

13. Сказки родного края: художественно-анимационное издание. - Казань: Татармультфильм, 2012.

14. Татарские народные сказки: художественно-анимационное издание. - Казань: Татармультфильм, 2012.

15. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России. - Москва: Северные просторы, 2002.

16. Что такое хорошо и что такое плохо: Пословицы, стихи, сказки, рассказы. - Москва: Дрофа-Плюс, 2006.

Научно-популярная

  1. Головнев А.В., Зайцев Ю.П., Прибыльский Ю.П. История Ямала. - Тобольск: Яр-Сале, 1994.
  2. Голоса древних культур. - Екатеринбург: Баско, 2008.
  3. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: Полный курс. Москва: ФАИР, 2007.
  4. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.
  5. Омельчук А.К. Манящий свет звезды Полярной. - Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1993.
  6. Тихомирова И.И. Библиотечная педагогика или Воспитание книгой. - Санкт-Петербург: Профессия, 2011.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...

Проект по приобщению детей к чтению художественной литературы в младшей группе "Книга - твой друг, без неё как без рук"

Проект по приобщению детей младшей группы к чтению художественной литературы....

Проект по приобщение дошкольников к чтению художественной литературы : «Сказки Г.Х.Андерсена»

Проект по приобщение дошкольниковк чтению художественной литературы : «Сказки Г.Х.Андерсена» группа «Пчелки» Подготовили: воспитатель      ...

Проект по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы: "Сказки Г.Х. Андерсена"

Проект по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы: "Сказки Г.Х. Андерсена".ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Знакомство со сказками датского писателя Г.Х.Андерсена, приобщение дошкольников к ч...

Приобщение детей к чтению или система работы по приобщению детей к чтению

В статье описана работа с дошокльниками по эффективному приобщению их к чтению. Рассказано как сделать так, чтобы ребенок полюбил мир книг и художественной литературе....

Проект "Мы наследники победы" (публикация на сайте "Детские сады Тюменской области" отчет по проекту)

Одним из приоритетных направлений нашего ДОУ является работа по патриотическому воспитанию, задача  включена в годовой план.Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к св...