Проект «Формирование познавательного интереса к книге у дошкольников через взаимодействие с родителями»
проект по художественной литературе (подготовительная группа)
Итоговый отчет по реализации проекта
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:
- Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.
- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему(игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.
В проекте систематизирована деятельность работы ЦРР с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.
Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка.
- сплотить семью через чтение художественных произведений.
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Данный проект позволяет осуществить одно из четырех приоритетных направлений работы МДОУ – познавательно – речевое развитие воспитанников с превышением Федеральных государственных требований.
I. Результаты проекта
1. Методические продукты
- Создан проект «Формирование познавательного интереса к книге у дошкольников через взаимодействие с родителями», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста;
- Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;
- Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;
- Оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», « Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;
- Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
2. Информационно-практические продукты
- Создание видеофильма: «Ребенок. Книга. Читатель.»
3. Повышение рейтинга МДОУ в социуме
- Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на сайте детского сада в сети Интернет;
- Творческий отчет о внедрении проекта «Формирование познавательного интереса к книге у дошкольников через взаимодействие с родителями»;
II. Социальный эффект
Родители:
- Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
- Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
- Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;
- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Воспитанники:
- Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
- Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
- Сформированы нравственные качества ребенка;
- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;
III. Перспектива
На основе образовательного проекта «Формирование познавательного интереса к книге у дошкольников через взаимодействие с родителями» разработать проект по приобщению ребенка младшего дошкольного возраста к художественной литературе в кругу семьи « Расту вместе с книгой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса к книге и книжной графике посредством ознакомления с некоторыми особенностями изображения художественного образа
Описание опыта работы воспитателя по изобразительной деятельности, руководителя дополнительной образовательной деятельности....

Проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста»
Цель проекта:Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий....

Проект "Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста через дидактические игры по лексическим темам".
Формирование познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр по лексическим темам....

Презентации к проекту "Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста через дидактические игры по лексическим темам".
Презентации, содержащие дидактические игры по лексическим темам, помогают в формировании познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста ....

Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....

Тематический проект: «Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста о многообразии людей разных национальностей через различные виды деятельности»
Цель проекта: формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста о многообразии людей разных национальностей через погружение детей в «атмосферу» музыки, культуры,...
