Перспективное планирование по восприятию художественной литературы в старшей группе компенсирующей направленности.
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа)

Степаненко Лариса Петровна

Перспективное планирование по восприятию художественной литературы в старшей группе компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по восприятию художественной литературы в старшей логопедической группе

Лексическая тема

Тема занятия

Программные задачи

Вспомогательный материал

Сентябрь

Природа и человек. Предметы вокруг человека

Чтение сказки «Колосок».

учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать слова текста, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки и

называть эпизод, который особенно понравился, воспитывать любовь к животным.

Осень. Природные явления, признаки осени.

Чтение сказки Сладкова «Осень на пороге».

познакомить детей с  произведениями детской литературы о природе; формировать выразительную литературную речь; закреплять умение детей отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений;

Октябрь

Огород. Овощи.

Чтение сказки Носова «Огурцы»

 совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста;

акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков;

воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.

Сад. Фрукты.

чтение сказки   Сутеева  «Мешок яблок».

побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения; учить отвечать на вопросы по содержанию рассказа;

закреплять словарь по теме «Сад. Фрукты», формировать понятия дружба, друзья, взаимовыручка.

Природа живет по своим законам. Лес. Грибы и лесные ягоды.

чтение сказки Катаева

« Девочка и кувшинчик».

формировать  умение передавать свои впечатления и свое отношение к героям сказки; формировать свое мнение при оценке поступков и характеров героев; закрепить жанровые особенности сказки.

Животные осенью.

чтение сказки

«Лисичка сестричка и серый волк».

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»

Развивать умение детей в построении полных, выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанной сказки, в узнавание героев знакомых сказок.

Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки

Ноябрь

Дом – главное жилье человека.

чтение С.Маршака

«Откуда стол пришел»

учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Продолжать развивать связную речь, логическое мышление. Обогащать словарь детей за счёт слов, встречающихся в стихотворении.

Воспитывать бережное отношение к лесу; умение слушать друг друга.

Одежда. Обувь.

чтение рассказа Носова « Живая шляпа».

развивать  литературную  речь дошкольников, мышление, память, воображение, чувство юмора.

развивать художественно-речевую деятельность на основе рассказа;

формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

развивать диалогическую и монологическую речь воспитанников;

обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом.

Что объединяет людей. Папина и мамина работа. Профессии в детском саду.

чтение рассказа глупые ссорятся, а умные договариваются.

(по произведениям С. Михалкова)

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание и идею; формировать у детей способность находить положительные решения в конфликтных ситуациях. Развивать биологическую речь, умение поддерживать беседу искренне, откровенно. Работать над выразительностью речи, громче - тише.

Кухня. Посуда. Кто как кому помогает.

чтение К. Чуковского

« Федорино горе».

Познакомить детей с новым произведением. Учить понимать содержание, сопереживать героям. Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь, обобщать и активизировать словарь. Развивать внимание, мышление. Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.

Осень в живой и неживой природе.

чтение Толстого

« Осень. Обсыпается весь наш бедный сад».

Учить детей слушать стихи. Воспитывать интерес к поэтическим произведениям.

Предоставить возможность детям договаривать слова, фразы, попытку прочесть стихи целиком.

Развивать восприятие, слуховое внимание, память, умение точно и громко говорить.

Декабрь.

Зима.

чтение сказки           Скребицкого четыре художника. Зима.

учить детей подбирать и применять в речи образные слова и выражения, обогащать знания детей о зиме; формировать навыки творческого рассказывания, воспитывать любовь к природе.

Зимующие птицы.

Виталий Бианки. Синичкин календарь. Январь

дать детям общее представление о зимующих птицах, познакомить с         внешним видом птиц, их образом жизни;

 развивать связную речь, память, мышление, слуховое восприятие, фонематический слух; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать любовь к пернатым.

Рыбки в аквариуме.

Чтение рассказа Пермяка

«Первая рыбка».

Учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;

активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

упражнять в подборе синонимов;

развивать внимание, память;

развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание; расширять и активизировать словарь по теме;

воспитывать культуру речевого общения;

Новый год.

Сказка Сутеева

« Елка».

развивать речь детей, расширять словарный запас;

способствовать воспитанию устойчивого интереса к литературе, накоплению читательского опыта;

развивать внимание, зрительное и слуховое сосредоточение, мышление

воспитывать интерес к сказкам

Январь

У меня есть друзья.

Чтение Осеевой

«Печенье».

учить детей внимательно и заинтересованно слушать рассказы, понимать и правильно оценивать поступки героев;

побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа;

учить детей составлять творческий рассказ (новое окончание рассказа)

закреплять навык составления предложений по вопросам

развивать слуховое внимание и восприятие;

воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям.

Домашние животные и их детеныши.

Чтение рассказа

Л.Н.Толстого

“Котёнок”

Учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам; дать возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку.

Воспитывать любовь к животным, бережное и ответственное поведение по отношению к ним. Совершенствовать коммуникативные навыки, воспитывать  умение работать в коллективе.

Дикие животные и их детеныши

Чтение рассказа Скребицкого «Как заяц зимует»

 Продолжать учить слушать и осознанно воспринимать текст произведения о природе;

расширять представления детей о жизни диких животных;

пополнять словарный запас детей.

Воспитывать у детей желание слушать произведения художественной литературы о природе, воспитывать ответственное отношение к природе

Февраль

Что делать,

чтобы быть

здоровым. Гигиена

и здоровье.

Врач.

Чтение К.Чуковского «Айболит»

Продолжить знакомство детей с произведениями К.И. Чуковского. Познакомить со сказкой "Айболит". Учить отвечать на вопросы по тексту сказки, передавать свое отношение к поступкам героев, рассуждать, высказывать свою точку зрения. Вызывать эмоциональный отклик, желание поиграть с игрушкой на тему услышанного, предоставлять возможность договаривать слова.

Профессии. Почтальон Почта.

Чтение

С. Маршака «Почта».

Продолжать знакомить детей с трудом работников почты, учить отвечать на вопросы по тексту, систематизировать полученную информацию. Воспитывать устойчивый интерес к профессии почтальон

Наша Армия. Профессии на транспорте (шофер, водитель, летчик, машинист, капитан).

Чтение

А. Митяева «Почему Армия родная»

Уточнить и обобщить представления детей об Армии, о родах войск. Воспитывать уважение и любовь к защитникам отечества, чувства гордости за их подвиг, желание быть на них похожими

Профессии. Продавец.

Чтение

С. Михалкова «Кем быть».

Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному; учить высказывать свое отношение к прочитанному. Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

Март

Стройка. Профессии

строителей.

Чтение С.Баруздина «Кто построил этот дом»

Обобщить  представления детей о труде строителей (каменщиков, штукатуров, маляров, о том, что новые здания строят для того, чтобы было больше хороших квартир, театров, магазинов, школ, детских садов, что нужно для строительства – материалы, инструменты, техника; воспитывать уважение к человеку труда

Весна. Приметы весны (Оттепель, проталина, сосулька) Мамин праздник.

Чтение Е. Пермяка «Мамина работа»

развивать способность слушать произведения разных жанров;

принимать участие в рассказывании литературных произведений;

развивать речь детей;

Первые весенние цветы (Подснежники, мимоза, мать и мачеха; любование. Восхищение)

Заучивание стихотворения Е.Серовой«Подснежник»

развивать поэтический слух, умение связно, грамматически правильно отвечать строчкой стихотворения, развивать память, мышление, речь, помогать детям почувствовать образный язык стихотворения, вызывать эмоциональный отклик, замечать образные слова и выражения.

Комнатные растения (бегония,фиалка;толстянка, розан, герань, кактус).

Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

развивать произвольное внимание, слух, память, связную речь, формировать умение передавать в речи свои впечатления, своё отношение к героям сказки, эмоционально окрашивать речь, воспитывать умение слушать друг друга.

Апрель.

Домашние животные весной.

Чтение «Как собака друга искала ».

формирование у детей интереса к чтению через знакомство с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала». Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения. Содействовать развитию речи детей, активизации словарного запаса. Воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным, желание им помогать.

Дикие животные весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, воспитание)

Рассказывание сказки П.Бажова

«Серебряное копытце».

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас, развивать внимание, воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых.

Птицы прилетели (Стая, гнездо, скворец, грач, ласточка). Домашние птицы и  птенцы (семья кур, уток, гусей, индюков).

Чтение сказки В.Сутеева «Цыпленок и утенок».

А.Барто

«Скворцы прилетели».

Программное содержание: учить эмоционально воспринимать сказку, cтихи, запоминать слова текста, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки и называть эпизод, который особенно понравился, воспитывать любовь к животным, умение не перебивая, слушать товарищей.

Май.

Весенние работы на селе. Откуда хлеб пришел?

Чтение стихотворения С.Богдан «Как колосок на стол хлебом пришел»

обогатить представления дошкольников о том, как делают хлеб;

совершенствовать умение эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание и идею;

активизировать словарь по лексической теме «Хлеб»;

развивать мышление, любознательность,

продолжать воспитывать  у дошкольников уважительное отношение к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу.

Я знаю праздники своей страны. Наш город (г. Железноводск, пос. Иноземцево). Моя улица (Проспект Свободы, им. Гагарина и др.)

Чтение рассказа К.Ушинского «Наше Отечество».

формировать у детей представления о

Родине,

воспитывать чувство

патриотизма, любовь к Родине.

Лето. Насекомые:

( жук, бабочка, муравей, пчела, шмель, оса, божья коровка). Цветы на лугу.

Чтение сказки В.Бианки

«Как муравьишка домой спешил».

Предложить детям узнать персонажей этого произведения на иллюстрациях, предположить о ком и о чем они рассказывают. По ходу чтения сказки просить ребят пофантазировать о том, что произойдет дальше, предположить, как лучше Муравьишке обратиться с просьбой, какие вежливые слова сказать.

Грузовой и пассажирский транспорт. Правила дорожного движения (переход, светофор, дорожные знаки).

Чтение рассказа Е.Ильина

«Машины на нашей улице».

Учить детей осмысливать содержание прочитанного, понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки. Развивать навыки пересказа литературного текста. Воспитывать безопасное поведение на улицах города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование реализации образовательной области "Музыка" в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ОНР) по программе Костиной Э.П. "Камертон"

В планировании отражена интеграция образовательных областей, указаны коррекционные задачи, репертуар соответствует тематическим неделям плана учителя-логопеда...

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе

Круг детского чтения детей 5-6 лет направлен на формирование интереса к книге, на посте­пенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который про­является в заинтересованн...

Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию» (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год.

Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию»  (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год....

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе

ПЕРЕЧЕНЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ВЕСЬ ГОД....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «К. И. Чуковский «Федорино горе»

Тема с указанием возрастной группы детей: организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «...

Тема: Перспективное планирование по чтению художественной литературы для старшей группы на весь год.

МБДОУ "Детский сад №52 "Аленький цветочек"Город Смоленск 2022 гСтаршая группа №7 "Кузнечики"Подготовила воспитатель: Титова Ольга Игоревна     ...

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе.

Планирование составлено с учетом программы "От рождения до школы", под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также с учетом пособия  - В.В. Гербова "Развитие р...