консультация для педагогов и родителей.Воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
консультация по художественной литературе

в данной консультации предлогается рассмотреть художественную литературу, как средство воспитания дошкольника.Аспект- русская народная сказка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

  Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Художественная литература — вид искусства, который использует в качестве выразительных средств слова и словесные конструкции языка.

Рассматривая ХЛ как средство воспитания дошкольника, значит рассматривать ее, как инструмент своей деятельности, для достижения поставленных целей в воспитании. 

 А главной целью воспитания  является всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка-дошкольника, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства.
  То есть ребенок в будущем должен стать обладателем духовными и нравственными ценностями которые его возвышают. (Движение вверх)

  Ведь и родители и мы педагоги хотим видеть детей добрым, отзывчивыми, честным, заботливым чтоб старших уважали, чтобы нам было не стыдно за своих воспитанников, когда они вырастут.

  И те самые нравственные принципы, которые мы хотим привить детям, мы должны вкладывать в самом раннем возрасте, иначе будет поздно.

 Каким же образом это делать?  Ведь, обычно, в повседневной жизни- мы редко можем посадить детей перед собой и начать их «загружать» какими- то нравственными, «поучительными» формулировками. (Или это бывает –когда читаем нотации! Но, вряд ли они сердечно и глубоко воспримут эти нравоучения!!)

 И, такой самый прямой и эффективный способ донести до детей какие-то важные для нас и общества ценности – это обсуждение с ними каких- то художественных примеров. Чаще всего это так и происходит.

  Для детей дошкольного возраста ближе всего является чтение сказок. Художественных произведений.

  Воспитание начинается тогда, когда педагог или родитель садится рядом с ребенком, читает внимательно какое- либо произведение. Обращает его внимание на какие- то нравственные моменты, отвечает на вопросы. Вместе с ним проживает какие- то ситуации, обсуждает героев, нравственные или безнравственные поступки этих героев. И вот этот самый момент и появляется тот воспитательный диалог на разные темы.

 Одни из первых художественных произведение, которые читаем детям –это русские народные сказки. Но, беря в руки первый раз малознакомую рус. нар сказку мы можем обнаружить в ней какую-то непонятную жестокость, или даже кровожадность. И сомневаемся читать ли это детям.

 Или, например, герой совершает какой-то не очень хороший поступок, или даже откровенно безнравственный поступок, повествованием сказки это как бы (поощряется) одобряется.

 В чем же дело? ( Ведь Художественная литература-это средство воспитания!!)

 И вот на этом этапе предлагаю вам, составить себе представление:

Дело в том, что изначально народные сказки предназначались вовсе не для детей. Они предназначались и рассказывались взрослым. (Потому, нам, взрослым проще усвоить, разобраться в окружающей реальности)

Сказка в своих изначальных истоках –это миф (повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём).

То есть некая сакральная, священная история, которая передавалась из уст в уста.

 Подробно об этом можно прочитать в книге Владимира Яковлевича Пропа «Исторические корни волшебной сказки». Эта книга расширяет кругозор, и ломает даже какие-то ложные представления и восприятия.

 Рассматривая сказку, как миф , можно увидеть, что она делит мир на два пространства: как бы «Свой Мир»- «Свое Пространство». «Свое Пространство» - это очеловеченное, окультуренное, обжитое человеком-это: дом, это деревня, все что так или иначе затронуто человеком, бытом, человеческой культурой.

А, все, что относится к дикой природе, то что не понятно человеку: « Мир Духов», «Мир Предков» и т.д.—все это относится к «Чужому миру». И, контакты с этим «миром», как правило, опасны и не желательны. И в Мифологическом Сознании существуют определенные правила, которые даются человеку, чтобы он правильно вел себя с этим миром; не пускал его в свой мир.

 Но, иногда, контакты с «Чужим Миром» происходят по желанию самого человека и тогда человек может получить какие-то «Сверх естественные дары» от того «Мира». В сказках-это Волшебство, а в обыденной жизни –это называется-Колдовство, Гадание и прочее.

 Давайте посмотрим, как сказки в современной переработанной форме перестали быть сакральным мифом, а стали повествованием для развлечения. (Записывать их стали только в конце 19 века; а так они передавались из уст в уста)

 Возьмем популярную, безобидную сказку, которую читают современным детям—это «Гуси-Лебеди».

 О чем там идет речь?

О том, что родители наказали старшей сестре следить за братцем. Никуда не уходить со двора, то есть со «Своего Пространства» и следить за братцем. Девочка заигралась, загулялась-забыла про братца, выбежала со двора в лес, то есть нарушила безопасную границу. И тут налетели Гуси- лебеди, схватили братца и улетели в темный лес. «Темный лес»- пространство чужое. Девочка кличет братца, его нет. Она видит, что метнулись Гуси-лебеди о которых шла «Дурная Слава», то есть в деревне знали, что это представители «Чужого Мира» и побежала в лес выручать братца.

 В лесу, как мы знаем уже, она встречает первый персонаж-это «Печка». Происходит диалог Девочки и Печки. Печка предлагает Девочки приобщиться, то есть играть по правилам «Чужого мира». А Девочка говорит: -что, у моего батюшки и пшеничные пироги не едятся…

 Если смотреть с таких современных позиций-Девочка просто хамит Печке, а сточки зрения мифологического сознания, которое породило эту сказку—Девочка просто сопротивляется, она не хочет или не знает правил взаимодействия с «Чужим миром». И Печь ей не сказала.

 Далее девочка встречает Яблоню, Речку и не вкушает ни яблока, не воды из речки не напивается, то есть она не получает помощи от этого мира.

 Потом она забегает далеко в лес. Далее в сказке говорится, что вечер начинается и пора бы домой возвращаться. Что такое «Вечер» --это уже временная граница «Своего» и «Чужого» мира. Вечер, Ночь- это время инфенральных, плохих сил. И тут Девочка собираясь идти домой встречает Избушку не курьих ножках и находит в ней братца.

 И каким же образом удается выбраться?

 Они убегают с дома с помощью Мышки, которая вместо сестрицы делает ее работу (которую задала Баба Яга).

 Мышка просит: -Накорми, меня кашкой.

 И тут Девочка уже вступает в контакт с этим миром. Получила помощь-и убегает с братцем.

И далее она пробегает уже последовательно Речку, Яблоню и Печку, то есть играет по правилам «Чужого Мира», ее укрывают сказочные персонажи: и таким образом Гуси их не находят –улетают во-свояси. Девочка и мальчик возвращаются в «Свой Мир».

 Вот такая вот канва у этой мифологической сказки.

 Мораль в том, что нужно соблюдать правила взаимодействия с тем миром.

 Было бы странным если бы мы не могли вкладывать нашим детям какие-то нравственные понятия без помощи нашей русской народной литературы, фольклора.

 Но надо иметь в виду, что русские сказки, для того чтобы иметь воспитательное значение- должны быть адаптированы для детей.

 Если мы заботимся о духовно-нравственном воспитании и развитии наших детей. Хотим сохранить их психологическое внутреннее здоровье то наверно стоит помнить хотя бы о двух простых правилах.

Первое-это, прежде чем читать ребенку какое-то новое произведение, взрослому нужно ознакомиться самому с этим произведением.

 Например, сейчас есть целая серия книг, которые переиздаются с оригинала сказок начала 19 века ( с прекрасными иллюстрациями Билибина  (Ива́н Я́ковлевич Били́бин — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства») и других русских художников).

 И, даны сказки там без адаптации, а так как они были записаны в русских деревнях, и вошли в сборник Афанасьева (Афанасьев Александр Николаевич (1826 — 1871) — выдающийся историк, фольклорист, журналист, правовед, исследователь народного творчества, этнограф, знаменитый издатель русских народных сказок. Имя Афанасьева Александра Николаевича стоит в одном ряду с именами выдающихся русских ученых XIX в.)

 Мораль некоторых сказок, что на добро нужно отвечать злом. И на мой взгляд-нет объяснения такому исходу, поэтому лучше не предлагать детям таких произведений.

Быть внимательным и осторожным к старинным сказкам.

 Второй способ, который еще более простой (но может и более сложный), когда мы предлагаем ребенку для прослушивания в первый раз—очень полезно обсудить, что же мы там узнали?!

Это дает возможность детям понять, осознать и даже найти решение каких-то конфликтных и сложных для них ситуаций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного с родителями развлечения по воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы "Национальное изобилие Матушки России"

Сценарийсовместного с родителями развлеченияпо воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возрастапосредствам художественной литературы«Национальное изобилие Матушки России»...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)...

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья о влиянии художественной литературы на формирование доброты у дошкольников. Для педагогов и родителей....

Презентация "Формирование дружеских представлений у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"

Презентация на тему: "Формирование дружеских отношений у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"...

Консультация "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

В докладе содержится материал с рассказом о компонентах устной речи, методах и приемах развития речи на материале художественной детской литературы....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

План: 1. Компоненты устной речи. 2. Роль литературных художественных произведений в развитии речи дошкольника. 3.Формы и методы работы с художественными произведениями. Компоненты устной р...