Кружковая работа "Театрализованная мозаика" для детей старшей группы
творческая работа учащихся по художественной литературе (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная мозаика» (далее – Программа) имеет художественно-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. ДООП построена на основе авторской программы Н.Ф. Сорокиной «Театр-творчество-дети.».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура ДООП
Титульный лист
Раздел 1. Комплекс основных характеристик ДООП
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи ДООП
1.3. Содержание ДООП.
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации ДООП
2.3. Формы аттестации
2.4. Методические материалы
2.5. Календарный план воспитательной работы
Список литературы для обучающихся и родителей
ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик ДООП
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная мозаика» (далее – Программа) имеет художественно-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Письмо ДОгМ № 01-50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
ДООП построена на основе авторской программы Н.Ф. Сорокиной «Театр-творчество-дети. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Новизна программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладения детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками.
Программа адресована детям от5до6 лет.
Программа рассчитана на 1 года.
Срок обучения – 9 месяцев с сентября по май
Режим занятий – 5-6 года 1 раз в неделю во второй половине дня – 25 минут. (36 занятия )
Форма обучения Очная.
Уровень ДООП - стартовый (ознакомительный), базовый.
Формы реализации ДООП:
Традиционная модель реализации ДООП представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного лет обучения.
Основные применяемые технологии:
- Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова
- Здоровьесберегающие технологии
- Личностно-ориентированное обучение
Формы подведения итогов
1. Вводная диагностика – сентябрь
2. Итоговая диагностика – май.
3. Открытые мероприятия для воспитателей и родителей- май.
Конкурс чтецов, чистоговорок, басен.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели Программы
– Раскрытие основных направлений художественно-эстетического развития детей 5-6 лет и задач в соответствии с требованиями Стандарта к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения, с учетом возрастных особенностей детей 5-6: лет.
– Формирование теоретического мышления, интереса и способности к импровизации
Задачи Программы
– Дать начальные знания о театре.
– Создать условие не только для получения знаний, умений и навыков, но и для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).
– Обучение технике сценической речи.
– Развитие чувства ритма.
– Развить умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.).
– Обучению снятия зажимов.
– Формирование инициативности, самостоятельности.
– Ознакомление с профессиями актера.
– Формирование и развитие эстетического вкуса.
-Обогащение внутреннего мира детей, выявление и развитие их творческих способностей.
Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры
- Беседы
- Работа с текстами
- Игры на развитие мимике
- Ритмопластика
- Чистоговорки для автоматизации
- Пальчиковая гимнастика
- Упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного движений;
- Музыкальная разминка.
1.3. Содержание программы
Учебный План
№ п/п | месяц | Название раздела, темы | Время проведения занятия | Формы промежуточной аттестации/ контроля |
1 | 09 | Пока занавес закрыт | 25 мин | (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.) |
2 | 09 | Мы пришли в театр | 25мин | Беседа |
3 | 09 | Осенние забавы | 25мин | чтение |
4 | 09 | Кукольный театр | 25мин | Творческая работа |
5 | 10 | Дидактическа игра «Эмоции» | 25мин | игра |
6 | 10 | Основы театральной культуры | 25мин | беседа |
7 | 10 | Театральная игра «Кругосветное путешествие» | 25мин | игра |
8 | 10 | Театральная игра «Одно и то же по-разному» | 25мин | зачет |
9 | 11 | Русская народная сказка «Маша и медведь» | 25мин | показ |
10 | 11 | «Какие бывают театры» | 25мин | беседа |
11 | 11 | Сказка «Гуси -лебеди» | 25мин | показ |
12 | 11 | Сказка «Три поросенка» | 25мин | чтение |
13 | 12 | Культура и техника речи | 25мин | беседа |
14 | 12 | Основы театральной культуры | 25мин | показ |
15 | 12 | Моя Вообразилия | 25мин | конкурс |
16 | 12 | Зимние забавы | 25мин | игры |
17 | 01 | Игры-импровизации отрывки из знакомых сказок | 25мин | Творческая работа |
18 | 01 | Культура и техника речи | 25 | беседа |
19 | 01 | Игры с пальчиками | 25 | показ |
20 | 02 | Культура и техника речи Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять | 25 | чтение |
21 | 02 | «Всё о театре» | 25мин | беседа |
22 | 02 | Пантомима | 25мин | зачет |
23 | 02 | Чтение сказки «Гуси-лебеди» | 25мин | Творческая работа |
24 | 03 | Премьера спектакля «Гуси-лебеди» | 25мин | зачет |
25 | 03 | «Выражение лица» (мимика и жесты) | 25мин | показ |
26 | 03 | Сила голоса и речевое дыхание | 25мин | Чтение |
27 | 03 | Театрализованные игры | 25мин | показ |
28 | 04 | Театрализованные игры | 25мин | Творческая работа |
29 | 04 | «Театр изнутри и снаружи» | 25мин | показ |
30 | 04 | Пантомима | 25мин | зачет |
31 | 04 | «Учимся говорить и играть» | 25мин | конкурс |
32 | 05 | Игровая программа «Это вы можете!» | 25мин | Творческая работа |
33 | 05 | «Мой театр» | 25мин | показ |
34 | 05 | Итог | 25мин | зачет |
Планируемые результаты к концу учебного года
Знает:
1. Что такое театр
2. История театра
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные спектакли
Имеет понятия:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене
Умеет:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:
1. Общения с партнером
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А также избавляется от излишней стеснительности, приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения (уровень) | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год обучения | 01 сентября 2021г. | 31 мая 2022 г. | 36 | 36 | 18 | 1 раз в неделю по 30 минут |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебные занятия проводятся в музыкальном зале.
Перечень оборудования группового помещения:
- ширмы (маленькая для репетиций, большая для выступлений);
- костюмы, куклы для сказок;
- декорации для спектаклей, подставки, магнитофон, диски с музыкой ; видеокамера для анализа выступлений;
- цветная бумага, картон, клей, ножницы, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисунков и для изготовления несложных декораций.
Необходимое методическое обеспечение:
- методические рекомендации по организации кукольного кружка;
- тексты чистоговорок, сказок, считалок, стихов.
Формы аттестации
Диагностика на выявление актёрских умений.
Критерии
Актёрские умения – понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа – голоса, мимики, пантомимики;
Характер выразительности моторики:
- в пантомимике – естественность, скованность, медлительность, порывистость движений;
- мимике – богатство, вялость, бедность, живость проявлений;
- в речи – изменение силы голоса в речи;
- самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
Режиссёрские умения – понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно –следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей подготовки игровой среды;
Оформительские умения – художественно – изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите.
Зрительские умения – умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять симпатию к персонажам произведения; наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично).
Предполагаемые умения и навыки детей
• Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Запоминают заданные позы.
• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
• Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.
• Умеют произносить скороговорки в разных темпах и шепотом.
• Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
• Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
• Умеют составлять предложения с заданными словами.
.Методические материалы
№ | Название раздела, темы | Материально-техническое | Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии | Формы учебного занятия | Формы контроля/ аттестации |
1 | Знакомство со сказкой «Теремок» | Демонстрация костюмов, фотографий. Просмотр видео-слайдов с видами кукольного театра: настольные: плоскостные фигуры. | Ирга-драматизация, беседа-диалог, рассказ | Очная | Драматизация сказки «Теремок» |
2 | «Здравствуй, театр» | Показ иллюстраций, фотографий театров. | Беседы, рассказ, игра. | Очная | Игра «Измени голос» |
3 | Учим общаться | Просмотр иллюстраций «Будем вежливы», | Беседы, чтение, разгадывание загадки, рассказы, игра. | Очная | Драматизация сказки «Добрый поступок» |
4 | Действие с воображаемыми предметами. | Показ иллюстраций
| Беседа, чтение, игра, показ, творческие задания, игра-импровизация | Очная | Игровое занятие, «Изобрази жестом» |
5 | Настольная сказка «Три медведя» | Картинки спектаклей, костюмы, маски, ширма, декорации к сказке, | Беседа, чтение, игра, показ, творческие задания, игра-импровизация. | Очная | Драматизация сказки «Три медведя» |
6 | В мире музыки | Просмотр фотографий музыкального театра, костюмы, маски, ширма. | Музыкально-двигательные импровизации, объяснение, показ, театральные диалоги, танцы-миниатюры, пластические этюды | Очная | Пантомимический этюд «Котенок» |
7 | Театр | Картинки спектаклей, костюмы, маски, ширма, декорации | Объяснение, показ, театральные диалоги и беседа. | Очная | Игровое занятие «Все о театре» |
8 | Мы-артисты | Атрибуты, костюмы, маски, куклы картинки. | Импровизации, объяснение, показ. | Очная | Игра «Чего не стало» |
9 | Кукольный театр « Варежка» | Куклы,ширма,декорации | Беседа, чтение, игра, показ. | Очная | Концерт |
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Направления воспитательной работы | Название мероприятия, события, форма его проведения | Цель | Краткое содержание | Сроки проведения | Ответственный исполнитель |
1. | Познавательное | Экскурсия в театр | Закреплять у детей знания о театре | Обьяснить как вести в театре во время спектакля ,развивать самостоятельность, инициативу в познавательном виде деятельности и в самообслуживании, обладающий первичным представлением о театре. | Сентябрь | Воспитатель |
2. | Познавательное | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в сказку» | Учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности | Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел | Октябрь | Воспитатель |
3 | Социальное | Игра «Сотрудничество» | Организовывать коллективные проекты заботы и помощи; создавать доброжелательный психологический климат в группе | Взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел | Ноябрь | Воспитатель |
4 | Этико-эстетическое | Презентация «Все о театре» | Развитие воспринимать и чувствовать прекрасное, отображение прекрасного в продуктивной деятельности | Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов | Декабрь | Воспитатель |
5 | Этико-эстетическое | Экскурсия в музей | Развивать воспринимать и чувствовать прекрасное, эмоциональная отзывчивость к красоте | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства | Январь | Воспитатель |
6 | Этико-эстетическое | Театрализованная игра | Развитие воспринимать и чувствовать прекрасное, отображение прекрасного в продуктивной деятельности | Формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его. | Февраль | Воспитатель |
7 | Познавательное | Игра «Профессии в театре» | Ознакомление с профессиями в театре воспитание положительного отношения к их труду | Обьяснить ценность труда работников театра | Март | Воспитатель |
8 | Этико-эстетическое | Беседа Этикет | Воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах | Называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом | Апрель | Воспитатель |
9 | Трудовое | Мастер-класс Изготовление декораций в музыкальный зал | Предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия | Проявляют трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности | Май | Воспитатель |
Список литературы обучающихся и родителей
- Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет /Игровые технологии/. – М.: Творческий центр, 2005.
- Буренина, И.А. От игры до спектакля. – М.: Просвещение, 1985.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /психологический очерк/ – 2-е издание. – М., 1967.
- Доронова, Т.И. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2005.
- Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества /Пособие для воспитателей детского сада/. – М., 1985.
- Комарова, Т.С. Дети в мире творчества /Книга для педагогов дошкольных учреждений/. – М.: Мнемозина, 1999.
- Махнёва, М.Д. Театральные занятия в детском саду /Пособие для работников дошкольных учреждений/. – М.: Творческий Центр, 2001.
- Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников /Пособие для работников детских дошкольных учреждений/. – М.: Аркти, 2000.
- Петрова, Т.Н. Театрализованные игры в детском саду /. Т.Н Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2000.
- Поляк, Л. Театр сказок. – СПб., 2001.
- Прохорова, С.П. Театрализованные игры для дошкольников. – М., 1988.
- Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр /Пособие для воспитателей/. – М.: Аркти, 2002.
- Сорокина, Н.Ф. Программа «Театр – творчество – дети».
- Сорокина, Н.Д. Сценарии театрализованных кукольных занятий. – М.: Аркти, 2004.
- Фёдорова, Г.П. На золотом крыльце сидели. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
- Чистякова, М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1999.
- Царенко, Л. От потешек к Пушкинскому балу. – М.: Линка-Пресс, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по кружковой работе для детей старшей группы "Путешествие на остров "Театр"
Конспект занятия по кружковой работедля детей старшей группыТема: « Путешествие на остров «Театр»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/27/picture-275939-1374906382.jpg)
Конспекты ООД тематического цикла "Случай в лесу" (кружковая работа по развитию музыкально - ритмических способностей детей старшей группы)
Известно, что при помощи движения ребёнок познаёт мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Видя красоту движения в играх, плясках, хоров...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/15/picture-276114-1513340121.jpg)
"Клуб пешеходных наук" - тематическое планирование кружковой деятельности для детей старшей группы.
"Клуб пешеходных наук" - практическое пособие для воспитателей по организации кружковой деятельности по ознакомлению детей старшей группы с ПДД.В приложении приведены конспекты образовательной деятель...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/28/picture-426984-1395999863.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по кружковой работе «Тили-тили тесто» на тему «Грибная поляна».
Программное содержание:1. Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена.2. Развивать движения пальцев рук.3....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-961710-1509701092.jpg)
Кружковая работа по бурятскому языку "Амар мэндэ!" для детей старшей группы
Кружковая работа по бурятскому языку "Амар мэндэ!" для детей старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/27/picture-960351-1635337989.jpg)
Кружковая работа по квиллингу для детей старшей группы
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.Бумага — первый материал, из к...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-622821-1459068216.jpg)
Программа дополнительного образования по художественной направленности для детей старшей группы. (Кружковая работа на тему: "Бумажные мастера")
Продолжение работы, начатой во 2 младшей и средней группах....