проект " Сказка как средство развития эмпатии у детей средней группы"
проект по художественной литературе (средняя группа)

Носкова Гульнара Файзулловна

Кратковременный проект по развитию эмпатии посредством народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по эмпатии25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по теме: « Сказка как средство развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста».

   Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека. В этот период происходит становление и развитие фундаментальных свойств психики. Ребёнок развивается как субъект общения.

   Проблеме интеллектуального развития детей посвящено достаточно большое количество исследований, но вопросам, связанным с развитием эмоциональной сферы ребёнка, уделено гораздо меньше внимания. Эмоциональное развитие детей, как правило, рассматривалось в связи с их коммуникативным развитием или проблемой готовности ребёнка к школе. К настоящему времени ещё целый ряд важнейших сторон развития эмоциональной сферы детей оказался вне поля внимания.

   В частности, это касается развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста. Существенную роль в формировании эмоциональной сферы ребёнка играет умение правильно воспринимать и оценивать эмоции другого человека. Современные дошкольники не всегда способны  не только осознавать и контролировать свои эмоции, но и распознавать эмоции других людей.

   Эмпатия – постижение эмоционального состояния, в чувствование в другого человека. Термин вошёл в обиход психологической науки благодаря

Э. Титченеру. Сегодня это чрезвычайно многогранный термин, который в том числе означает: - знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека; - переживание эмоционального состояния, в котором находится другой; - активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; - размышления о том, как человек повёл бы себя на месте другого (принятие роли); - огорчение в ответ на страдания другого человека и др. То есть, подлинная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе первых двух компонентов возникает импульс к содействию другому, который побуждает ребёнка к конкретным поступкам.

   В эмпатии большую роль играет интуиция, неосознаваемый опыт переживаний и сопереживаний, постижение эмпатии происходит в детском возрасте, как правило, на богатом опыте русских народных сказок. Именно в них ребёнок учится сострадать, ставить себя на место героя, сопереживать  и принимать на себя его чувственный мир.

   Как подчёркивает Б. Бетельхейм значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребёнок) открывает в ней своё собственное решение насущных жизненных проблем. Именно здесь начинается специальное обучение способности к эмпатическому вниманию (слушанию).

    Язык сказки доступен ребёнку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В те далёкие времена, когда животные умели разговаривать…» и ребёнок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребёнком его собственных проблем.

   Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют чёткую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребёнка для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребёнок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит не, потому что ребёнок хороший по своей природе, а потому что положение этого героя среди других – более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, формирует навыки эмпатии, а не только поддерживает его в ребёнке.

   Детям предлагается пересказывать полюбившиеся эпизоды сказок. Это помогает им постичь внутренний мир героев, дать моральные и эстетические оценки их поведению, отметить их силу, смелость, выносливость.

   Для развития чувства эмпатии полезно использовать одноимённый метод – метод эмпатии (метод развития творческого воображения).

   В основе метода лежит отождествление самого себя с кем либо, или чем либо, и как следствие умение сопереживать этому объекту.

   При пересказе полюбившихся эпизодов сказок, необходимо обучать детей использованию выразительных средств (интонации, мимики, жестов).

   Пересказывать сказки дети могут с помощью настольного театра, театра теней, кукол, игрушечных животных, аппликации, игр-драматизаций, театра на фланелеграфе, пальчикового театра и т. д.

   Этот приём поможет детям лучше запомнить сказку, понять её смысл и рассказать при помощи моделей.

С целью углубления и расширения у детей знаний, используются такие формы работы как: беседы, игры, игры-драматизации, театрализованная деятельность, выставки детских работ.

   С целью умения пересказывать сказку полезно использовать метод «конспектирования». Детям предлагаются картинки, для разукрашивания из какой либо сказки. Они должны вспомнить название сказки, а затем разукрасить картинки в последовательности содержания сказки.

   В целях развития самостоятельной художественной деятельности отбираются сказки с динамичным сюжетом, диалогами между персонажами. Детям предоставляется возможность разыгрывать сказки и показывать зрителям (младшим детям, родителям, сверстникам).

   В любых проявлениях эмоциональной отзывчивости у ребёнка, задача родителей замечать и стимулировать  их дальнейшее проявление. Поддержка и одобрение родителей  в проявлении чувств – одна из мотивирующих сил для ребёнка.

   Эмпатию  развивать нужно с дошкольного возраста силами родителей и детского сада.

   Можно сделать вывод, что эмпатия это важное, многогранное, сложное чувство, которое требует особого внимания к развитию на протяжении становления  личности человека, основы которой закладываются в период дошкольного возраста. Планомерная , осознанная, специально подобранная образовательная и воспитательная работа в семье и детском саду, поможет более быстрому получению качественных результатов. И каждый родитель сможет увидеть в своём ребёнке эмоционально отзывчивого члена общества, который осознаёт и чувствует эмоциональные состояния других людей и свою роль в улучшении этих состояний.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы.

   Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность  проекта:

   Федеральный  Государственный стандарт образования, подчёркивает значение эмоционально – нравственного воспитания детей разного дошкольного возраста. Личность ребёнка, должна быть способной к сопереживанию, сочувствию, милосердию. Ребёнок должен адекватно воспринимать эмоции других людей. Всё это поможет ему успешно адаптироваться в современном мире. При этом, в современной педагогической действительности, развитие эмпатии у детей среднего дошкольного возраста с помощью народной сказки стало утрачивать свою значимость и востребованность. Так, например, исследования Л. С. Стрелковой, Б. М. Теплова, Л. М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания эмпатии детей дошкольного возраста является сказка. Сказка раскрывает нравственную, эмоциональную сторону личности ребёнка, поэтому ей в плане гармонического развития принадлежит ведущее место.

   Сказка способствует развитию эмпатии, а это необходимо для решения ребёнком его собственных проблем, социализации в обществе в последующие периоды жизни.

   Практико – ориентированность проекта: реальность осуществления  проекта в других ОУ, находится в стадии апробации.

Цель проекта:

Создание условий для развития чувства эмпатии детей среднего дошкольного возраста на основе народных сказок.

Задачи проекта:

1.Учить детей на примере сказочных персонажей, различать и понимать характер эмоционального состояния людей.

2.Развить эмоции, эстетических суждений и оценки в процессе восприятия народных сказок.

Формировать умения пересказывать сказки с помощью моделирования, драматизации, выступать в роли актёра и рассказчика.

Развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.

3.Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброту, справедливость, правдивость.

Обеспечение проекта: музыкальный зал, музыкальный центр, видео мультфильмов по русским народным сказкам, книги с русскими народными сказками, иллюстрации к русским народным сказкам, различные виды театров (настольный, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр и т. д.)

Предполагаемый результат реализации проекта:

Дети научатся на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей, смогут выделить положительные и отрицательные черты героев, развивается чувство эмпатии. Научатся в играх- драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать эмоции своего героя.

Продукты проектной деятельности: поделки из солёного теста, презентация сказки «Колобок», рисунки героев сказок

Презентация результатов проекта: выступление на педсовете по результатам проведённой работы.

Рабочий план реализации проекта

Этап

Действие, мероприятие

Участники, ответственные

Предполагаемый результат

Сроки

1 этап: подготовительный

Изучение литературы по теме

Консультация для родителей: «Развитие эмпатии у детей»

Оформление книжного уголка: «В гостях у сказки»

Оформление уголка сказки с различными видами театра

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Родители, педагоги

Родители, педагоги

Педагоги

Педагоги, родители

Педагоги, родители

Расширение знаний по теме проекта

Расширение знаний по теме проекта

Книжная выставка

Пополнение предметно-пространственной среды

1 неделя

2 этап: основной, практический

Рассматривание иллюстраций русских народных сказок

Просмотр мультфильмов по сказкам

Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке

Проведение настольно-печатных, дидактических игр

Рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой»

Викторина по сказкам «Отгадай сказку»

Игра «Узнай сказку по предмету»

Игра «Узнай сказку по иллюстрации»

Игра-драматизация «Теремок»

Игра-драматизация «Колобок»

Инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театра

Логоритмические упражнения.

Подвижные игры: «Гуси-гуси…», «У медведя во бору…», «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк»

Использование готовых раскрасок «Раскрась героя сказки»

Дети

Дети

Дети, родители, педагоги

Дети, родители, педагоги

Дети, родители, педагоги

Педагоги, дети

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Дети

Дети, педагоги

Дети, педагоги

Дети

Способность живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать

Восприятие и формирование зрительных образов

Умение описывать свои эмоциональные состояния не только словами, но и мимикой, жестами, движениями

Воспитывать интерес к русским народным сказкам

Расширение знания детей по сказке

Расширение знания детей по сказкам

Развитие эмоций, суждений в процессе восприятия русских народных сказок

Развитие эмпатии у детей

Развитие эмоций, двигательной активности

Развитие эмоций

2 недели

3 этап

Контрольно-диагностический, заключительный

Выставка поделок из солёного теста «Мой любимый сказочный герой»

Инсценирование  музыкальной сказки «Колобок» для детей младшего возраста

Дети, родители

Дети, педагоги, муз. руководитель

Развитие творческой активности

Выражение эмоций посредством театрализованной деятельности

1 неделя

Возможность дальнейшего развития проекта: возможно дальнейшее развитие проекта.

                                                                                                          Приложение 1

   Загадки по русским народным сказкам:

  1. На сметане мешен, на окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок, покатился… (колобок)

  1. В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные,

Реченька, спаси меня,

Ты спаси меня и братца. (гуси – лебеди)

  1. Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог…

Это сказка …. (теремок)

  1. Выросла она на грядке.

И тянули по порядку:

Дедка, бабка, внучка, Жучка-

Не смогли! – большая штучка!

Кошка и мышкой лишь пришли-

Сразу вытянуть смогли!    (репка)

  1. Заревели бабка с дедом:

Как нам быть теперь с обедом?

Мышка по столу бежала

И яичко вдруг упало.  (курочка Ряба)

  1. Маша по лесу гуляла,

Заблудилась, потерялась,

К мишке в домик забрела,

Вместе с мишенькой жила. (Маша и медведь)

                                                                                                           Приложение 2

Консультация для родителей.

Развитие эмпатии у детей.

   «Эмпатия» (от греч. empatheia) обозначает сопереживание. Именно благодаря ему люди понимают друг друга, радуются чужим успехам, беспокоятся, когда кому-то плохо, и сломя голову бросаются на помощь.

   Умение сочувствовать свойственно каждому человеку, и даже ещё совсем юные члены общества способны сопереживать окружающим. Вопрос в том насколько велика степень этого чувства, и как именно оно проявляется. Вот почему развитие эмпатии у детей дошкольного возраста - один из ключевых моментов психологического воспитания, требующий внимательного отношения со стороны взрослых.

Почему важно развивать у дошкольников эмпатию?

Представим самую банальную ситуацию: на детской площадке во время игры один из малышей сломал свою любимую лопаточку. Кто - то из его товарищей поспешит утешить расстроенного друга, кто- то продолжит заниматься своими делами, а кто то и вовсе посмеётся и даже позлорадствует. Эти три модели поведения наглядно показывают уровень развития эмпатии у детей. Посочувствовать  попавшему в неприятную ситуацию ребёнку могут  далеко не все малыши, и это тревожный знак для родителей, т. к. умение сопереживать важный социальный навык.

   Вместе с эмпатией у детей воспитывается забота об окружающих, бережное отношение к природе, проявляется адекватное эмоциональное восприятие происходящего. А всё это крайне необходимо в процессе становления дошкольников как полноценных членов общества.

Воспитываем эмоциональную отзывчивость.

   Понятно, что развитие эмпатии у дошкольников – это сложный и комплексный процесс, который длится годами. Не существует какого - то эффективного курса по повышению эмоциональной отзывчивости, по завершению которого вы получите удивительно доброго и сопереживающего малыша. Основную работу по воспитанию должны проводить родители и самые близкие родственники, которым ребёнок доверяет, и к которым он всегда прислушивается.

   Чтобы сформировать у дошкольника эмоциональную отзывчивость, необходимо следовать простым правилам:

   - Создайте благоприятную обстановку в семье. Это ключевой момент в формировании адекватно эмоционального восприятия событий ребёнком. Если в семье принято сочувствовать, поддерживать друг друга, то малыш сможет перенять такую модель поведения.

   - Будьте хорошим примером. Проявляйте себя как достойный член общества – помогайте людям, попавшим в неприятные ситуации, уделяйте внимание окружающим при необходимости. Чтобы изменить мир, действительно, иногда лучше начать с себя.

   - Благодарите ребёнка, когда он вас поддерживает. Хвалите его, когда он сочувствует окружающим.  Даже если малыш переживает за птичку на улице – это уже проявление сочувствия, которое достойно уважения.

   - Не ругайте ребёнка, если он нарушает нормы поведения. Лучше доступно объясните ему, почему так нельзя. Наказания и слишком жёсткая критика могут накалить ситуацию и вызвать у ребёнка протест.

   - Будьте более эмоциональны и открыты с ребёнком. Рассказывайте о своих переживаниях, но не жалуйтесь. Так ребёнок поймёт, что вы доверяете ему, будет и сам делиться с вами своими эмоциями. Важно правильно реагировать на проблемы ребёнка – поддерживайте его словом, обнимайте. Это послужит отличным примером для ребёнка.

   Чтобы научить ребёнка сочувствию, необходимо окружить его заботой. Эмоциональный интеллект, прежде всего, формируется под воздействием атмосферы, в которой ребёнок растёт. Естественно, чрезмерная опека не будет эффективной – ребёнок в условиях «активной» заботы, как правило, вырастает менее восприимчивым к проблемам окружающих. Поэтому следует соблюдать   баланс, который позволит воспитать малыша  с чувством эмпатии.

Упражнения и занятия на развитие эмпатии.

   Если вы замечаете, что ваш малышне отличается умением сопереживать, нужно обязательно заниматься корректировкой эмоционального восприятия. Помимо выше перечисленных мер, детские психологи предлагают практиковать некоторые эффективные упражнения и занятия:

   - Разыгрывание ситуаций. Это самый простой и доступный способ оценить уже существующие социальные навыки ребёнка, а так же «подтянуть»  их при необходимости. Используйте лёгкие и реальные ситуации: кто – то очень расстроен и плачет, кто – то устал и хочет отдохнуть, кто – то потерял любимую игрушку и т. д. В процессе вы сможете подсказывать ребёнку, объясняя, как лучше поступить в сложившейся ситуации.

   - Картинки, фотографии с эмоциями. С помощью этого упражнения можно научить детей дошкольного возраста  разбираться в эмоциях. Иногда дети просто не понимают, что находящийся рядом человек нуждается в поддержке, и такие картинки помогут ему легче определять эмоциональное  состояние окружающих.

   - Чтение книг, просмотр фильмов. Использование наглядного материала необходимо для лучшего восприятия ребёнком тех правил поведения, которые вы хотите объяснить. Чаще смотрите с ребёнком фильмы и мультфильмы, где главные герои помогают попавшим в неприятные ситуации людям. Обязательно хвалите героев – ребёнок поймёт, что умение сочувствовать и помогать высоко ценится во взрослом мире.

   Развитие эмпатии у ребёнка с 3 до 6 лет – гарантия того, что к моменту младшего школьного возраста он уже сможет адекватно реагировать на проблемы окружающих. Воспитывая в ребёнке умение сопереживать, вы, тем самым помогаете ему стать достойным членом общества, в котором так не хватает  искренних и отзывчивых людей.

   

                                   

                                 Библиографический список:

1.Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… - М.: Линка – Пресс, 2003.

2.Филиппова Л. В. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч. руководитель Лебедев Ю. А. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

4.Сказка как условие развития эмпатии у детей – 2 dip.ru

5.dohcolonok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста"

В проекте представлены разработанные и апробированные занятия с элементами сказкотерапии, инновационные технологии здоровьесбережения, а также эффективные формы обучения детей среднего дошкольного воз...

Сказка как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Изучение связной речи у детей среднего дошкольного возраста.Изучение словарного состава речи.Виды предложений используемые при рассказывании...

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрываются средства выразительности в русских народных сказках....

Проект нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей, средней группы.

Проект нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей, средней группы.Вид проекта : краткосрочный 23.04.2021г.- 30.04.2021г.Участники проекта: дети группы, р...

Проект «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскаж...