Детско - родительский читательский клуб "Вместе с книгой мы растём"
рабочая программа по художественной литературе (подготовительная группа)

Волкова Евгения Сергеевна

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его. Но ведь ребенок не умеет читать и воспринимает книжку только от взрослого – педагога, матери, отца. От того, как ему прочитают книгу, зависит её влияние на ребенка. Даже хорошая, занимательная книжка может не вызвать у ребенка никаких эмоций, пройти мимо него бесследно, если родитель не вложил в свое чтение или рассказывание чувств, живого интереса к книге, если ему самому безразличны и бесхитростная судьба героя, и её сюжет, образы, язык. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни. А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsko-roditelskiy_klub.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Детско - родительский читательский клуб

"Вместе с книгой мы растём"

(по приобщению детей к чтению и

возрождение традиции семейного чтения)

Творчество В. Г. Сутеева

Москва, 2018

Актуальность:

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его. Но ведь ребенок не умеет читать и воспринимает книжку только от взрослого – педагога, матери, отца. От того, как ему прочитают книгу, зависит её влияние на ребенка. Даже хорошая, занимательная книжка может не вызвать у ребенка никаких эмоций, пройти мимо него бесследно, если родитель не вложил в свое чтение или рассказывание чувств, живого интереса к книге, если ему самому безразличны и бесхитростная судьба героя, и её сюжет, образы, язык. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни. А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его.

В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. Сегодня родителей порой интересуют исключительно те педагогические средства, которые стимулируют ребенка к овладению точными науками, а многовековая традиция общения с дошкольником в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр -  не дооценивается и заменяется просмотром телепередач и прослушивание аудиозаписей. Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье как семейное чтение. Совсем иные отклики вызовет книжка, если её преподносит ребенку родитель, увлеченный детской литературой, который следит за появлением каждой новой книги, умеет оценивать ее как произведение искусства, знает детскую литературу и хочет знать её еще лучше. Отсюда вытекает особая важность выразительной, эмоциональной подачи литературного произведения.

         Цель работы:

оказание помощи родителям при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой, помочь взрослым овладеть основными навыками художественного чтения и рассказывания, а так же умению анализировать произведение,  привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге., возрождение традиции семейного чтения.

         Задачи клуба:

  • Способствовать сближению родителей и детей через семейное чтение.
  • Подвести к пониманию того, что книга – источник знаний.
  • Воспитывать у взрослых и детей любовь к художественному слову, книге, литературе.
  • Развивать у детей и взрослых поэтический слух (способствовать улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи, способность чувствовать художественный образ.
  • Воспитывать в дошкольнике будущего читателя – школьника.

Ожидаемые результаты:

  •  работа в семейном читательском клубе поможет воспитать будущего читателя – школьника;
  • поможет воспитать в ребёнке нравственные качества, коммуникатиную личность и даст возможность ребенку анализировать проблемные ситуации и находить выход из них;
  • поможет укрепить родительско - детские взаимоотношения в семье;
  • возрождение традиции семейного чтения как особого вида духовного и интеллектуального общения членов семьи;
  • подготовка к самостоятельному чтению в школе: переключение внимания с процесса восприятия содержания на процесс освоения навыков чтения.

План работы

в детско - родительском читательском клубе

"Вместе с книгой мы растём"

1. «О традициях семейного чтения»(особая значимость семейного чтения).

Буклеты «Советы родителям как читать книги детям».

Анкетирование родителей «Я и мой ребенок»

Анкетирование родителей «Ребенок и книга»

2.  Гурман-вечер любителей сказок В. Г. Сутеева

3. "Держу в руках своё детство"  (рассказ о книге своего детства, об отношении к книге, о бережном отношении к ней).

4. Литературное караоке

(музыкальные отрывки, которые характеризуют героев сказок  В. Г. Сутеева).

5. Библиофреш  "Дегустация  и апробация детьми литературных новинок по сказкам  В. Г. Сутеева

(книги - пазлы, серия "Сам читаю по слогам", "Чтение в картинках", "Расскажи сказку по картинкам", развивающие пазлы из серии "Лучшие сказки Сутеева", "Звучащие сказки", "Книжки с мягкими пазлами" и мн.др.

(Совместно педагоги и работники библиотеки)

6. «Книжкины именины» (посвящен Неделе детской и юношеской книги)

Пусть эта «Книжкина неделя»

Продлится только до апреля.

Но вы, читающий народ,

Любите книгу круглый год!

7. Литературный каламбур

(произведения с похожим сюжетом)

Сказка В. Г. Сутеева "Под грибом" и русская народная сказка "Теремок"

8. Семейное чтение вслух и обыгрывание сказок В. Г. Сутеева

(Традиции семейного чтения)

9. Консультация для родителей «Слушание детьми книг как подготовка к самостоятельному чтению в школе» (роль книги в умственном и речевом развитии ребенка).

10. Консультация для родителей «Методика знакомства детей с произведениями детской литературы».

11. Консультация для родителей "Работа с литературными произведениями: анализ и помощь ребенку видеть образы, картины, действия и правильно их оценивать"

12. Буклеты с рекомендациями по отбору текстов для первоначального самостоятельного чтения ребенка; определение порядка знакомство ребенка с текстами для самостоятельного чтения в соответствии со степенью их сложности и его уровнем владения навыками чтения.

Приложение 1

Анкета для родителей  «Я и мой ребенок»

1. Часто ли ребенок рассматривает иллюстрации в детских книгах?

А) Часто                 Б) Иногда              В) Очень редко

2. Как ведет себя ребенок, когда ему задан вопрос на сообразительность?

А) Предпочитает получить готовый ответ от других

Б) Когда как

В) Предпочитает помучиться, но сам находит ответ

3. Просит ли Вас ваш ребенок ему почитать?

А) Постоянно        Б) Иногда              В) Никогда

4. Насколько эмоционально Ваш ребенок относится к прочитанному     произведению?

А) Очень эмоционально

Б) Иногда эмоционально

В) Эмоций нет

5. Часто ли Ваш ребенок задает Вам вопросы?

6. Много ли у Вас детской литературы дома?

7. Закончите предложение.

А) В свободное время я занимаюсь….

Б) Мне доставляет радость….

В) Для меня особенно важно….

Г) Мой идеал – это….

Д) Мои любимые книги…

Е) Люди читают чтобы….

Ё) Моя любимая книга…

Ж) Каждый человек должен быть…

З) Чтобы мой ребенок был успешным я ….

Приложение 2

Анкета для родителей по теме «Ребенок и книга»

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:

1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто:

- ежедневно

- несколько раз в неделю

- редко, когда есть время

2. Вы читаете детям книги:

- по просьбе ребенка

- по своей инициативе

3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?

4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Сколько книг

(приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и т. д.)

5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:

- сказки

- стихи

- литературу о природе

- энциклопедии, книги познавательного содержания

- нет определённых предпочтений

6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в

детском саду?

7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?

8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какие последние произведения вы прочитали?

9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете:

- периодическую литературу (журналы, газеты)

- познавательную литературу

- художественную литературу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное детско-родительское занятие по теме: «Книга – твой друг» с детьми старшего дошкольного возраста.

Совместное детско-родительское занятие по теме: «Книга – твой друг»Что же такое совместное занятие? На первый взгляд – то же самое, что и открытое занятие, но это не так! На совместном занятии нет пос...

Сценарий встречи в детско-родительской гостиной «Вместе с книгой мы растем» (к проекту 3)

Цель:Познакомить родителей с приемами приобщения детей к разным видам домашнего чтения.Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников. «Чтен...

Детско-родительский проект "Вместе с книгой я расту"

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса и мотивации к чтению» Детско-родительский проект «С книгой вместе я расту»...

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»...

Сценарий детско-родительской встречи "Мы здоровыми растём"

Этот материал поможет детям средней группы закрепить знания о здоровом образе жизни. Дети побывают на таких остановках, как личная гигиена, правильное питание, режим дня, физкультура. закрепление темы...

Детско-родительский проект «Моя любимая книга»

Нечитающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Педагоги должны помочь семье в литературном развитии...

"Родительское собрание «Вместе с книгой мы растём"

Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка....