Конспект НОД «Чтение рассказа А. И. Куприна «Слон»» в подготовительной группе. (2021 уч. Г.)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Чтение рассказа А. И. Куприна «Слон»» в подготовительной группе.
Воспитатель МБДОУ №49 «Росинка» Нарусон Н.П.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы,
Цель:
-Познакомить с произведением А. И. Куприна «Слон», его творчеством.
Задачи:
- Формировать умение оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения.
- Воспитывать у детей чувство сопереживания к больным людям.
- Развивать умение с помощью мимики, жестов, интонации создавать выразительные образы в разговорной речи.
- Обогатить словарь детей за счет знакомства с новыми словами: равнодушие, сударыня, благовоспитанный, зверинец, публикум.
- Развивать умение грамматически правильно строить предложения.
- Развивать связную речь.
- Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
Словарная работа: равнодушие, сударыня, благовоспитанный, зверинец, дрессировщик, публикум.
Возможные достижения ребёнка: различает жанры литературных произведений, пересказывает содержание рассказа; эмоционально реагирует на литературное произведение, сопереживает героям рассказа.
Наглядный материал: изображение слона, портрет А. И. Куприна, рассказ писателя, волшебная палочка.
Предварительная работа: Беседа: «Здоровье-главная ценность человеческой жизни», с обращением к личному опыту, вопросы к детям, словарная работа.
Основная часть: знакомство с писателем- А. И. Куприн, чтение рассказа «Слон». Вопросы к детям.
Заключительная часть: закрепление полученных знаний.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
-Сегодня мы познакомимся с великим русским писателем А. И. Куприн(показываю портрет). В историю отечественной литературы А. И. Куприн вошел как автор повестей и романов, а так же как крупный мастер рассказов. А. И. Купин один из самых читаемых писателей в наши дни. Многие его произведения переведены на ряд иностранных языков. Произведения с которым мы сегодня познакомимся называется «Слон». В нём встречаются трудные слова, такие как равнодушие, сударыня, благовоспитанный, зверинец, дрессировщик, публикум. В.: - Что такое равнодушие, кто знает?(ответы детей)
- Равнодушие – это состояние человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему миру. А что обозначает сударыня? (ответы детей)
- Если быть точнее, сударыня – это вежливая форма обращения к собеседнице, использовавшаяся в Российской империи. Для обращения к молодой незамужней женщине из высших слоёв общества также использовался термин барышня.
- В рассказе также встретится слово благовоспитанный. Как вы думаете, это какой человек? (ответы детей)
- Благовоспитанный – это человек, умеющий себя хорошо держать, внешне выдержанный, обладающий хорошими манерами.
- Встретится нам слово зверинец, как вы думаете, что обозначает? (ответы детей)
- А дрессировщик? ?(ответы детей)
- И еще слово публикум – это публика, люди.
- Сейчас внимательно ребята, слушайте рассказ. Потом мы его с вами перескажем. И в конце занятия мы должны дать ответы на два главных вопроса. Почему родители Нади готовы исполнить любое ее желание? Почему же девочка все-таки выздоравливает?
2. Основная часть.
1) Выразительное чтение всего рассказа воспитателем с установкой на запоминание и последующий пересказ.
2) Разбор произведения. Физкультминутка. Беседа по содержанию текста.
- Кто был главным героем в рассказе? (ответы детей)
- Что случилось с девочкой? (ответы детей)
- Отчего угасает маленькая Надя? (ответы детей)
- Правильно, ребята. Она была больна равнодушием к жизни. Что посоветовал доктор её родителям? (ответы детей)
- Какое желание появилось у больной девочки? (ответы детей)
- Как Надин папа сначала воспринял просьбу дочери привести настоящего слона? ?(ответы детей)
- Что сделал её отец? (ответы детей)
- Что случилось дальше? Почему дрессировщик не отказал? (ответы детей)
- Как хозяин зверинца сначала отнесся к просьбе Надиного папы привести слона? ?(ответы детей)
- А как видно, что родители Нади за неё переживают? (ответы детей)
- Почему папа выбирает для Нади именно Томми – самого большого слона, - ведь в зверинце есть и два маленьких? (ответы детей)
- Каким Надя хочет видеть слона? (ответы детей)
- Как проходит общение между Томми и Надей? (ответы детей)
- Надя сама протягивает руку слону, о чем это говорит? (ответы детей)
– От чего получает удовольствие Томми? Только ли от съеденной булочки? (ответы детей)
- Надя боялась слона? (ответы детей)
– Почему, описывая обед, автор по очереди смотрит то на Надю, то на слона? (ответы детей)
- Чем закончился рассказ? (ответы детей)
- Почему родители Нади готовы были исполнить любое её желание? (ответы детей)
- Почему же девочка все-таки выздоравливает? (ответы детей)
- И кто помог осуществлению её желания? (ответы детей)
- Ребята, скажите, а часто ли исполняются ваши желания? (ответы детей)
-Было ли у вас какое-то необыкновенное желание? Исполнилось ли оно?
Кто исполнил его? Почему? (ответы детей)
- Что хотел нам сказать писатель этим произведением? (ответы детей)
- Как вы думаете, это сказка или рассказ? (ответы детей)
- Докажите, свою точку зрения (Дети высказывают свою точку зрения).
- Ребята, понравился ли вам этот рассказ? Какие моменты особенно понравились?(ответы детей)
Физминутка:
В зоопарке ходит слон
Уши, хобот, серый он (наклоны головы в сторону)
Головой своей кивает (наклон в перед)
Будто в гости приглашает(голову прямо)
1,2,3 вперед наклон
1,2,3 теперь назад
Головой качает слон
Он зарядку делать рад
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка
3. Заключительная часть.
-Как вы думаете зачем же русский писатель придумал такую историю сто лет тому назад?
-Чем мы сегодня занимались, чтобы ответить на главный вопрос?
Русский писатель очень хотел что бы вы поняли, что рядом с вами самые дорогие для вас люди.
4.Дидактическая игра: «Близкие слова»
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам, развивать точность, выражение мысли при составлении предложения.
Материал: волшебная палочка.
-Осенью дни пасмурные…..(серые, унылые)
-Осенью часто погода бывает холодной…….(ветряной, дождливой)
-Осенью настроение грустное……(печальное, тоскливое)
-Осенью дожди частые…..(холодные, проливные)
-Небо прикрывают серые тучи….(темные, дождливые)
-В начале осени бывают ясные дни….(безоблачные, светлые)
-Поздней осенью на улице холодно…..(пасмурно, ветрено)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД составление рассказов по сюжетной картине "Ежик" в подготовительной группе
Цель: составление рассказа по картине, используя имеющиеся знания о животных. В данном занятии используется дидактические игры технологии ОТСМ-ТРИЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/30/picture-1109680-1548871981.jpg)
Конспект НОД Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» старшая группа
Развитие эмоционально - чувственной сферы восприятия рассказов, развитие умения детей понимать смысл и основное содержание рассказов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1100307-1549285224.jpg)
Конспект ООД Чтение рассказа В.Ю Драгунского "Друг детства" 27.04.2021 г.
Конспект ООД Чтение рассказа В.Ю Драгунского "Друг детства" 27.04.2021 г....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-969415-1510502323.jpg)
2021. Технологическая карта НОД по развитию речи тема: Чтение рассказа «Кот-ворюга» К.Г. Паустовского Старшая группа
Технологическая карта НОД по развитию речи тема: Чтение рассказа «Кот-ворюга» К.Г. ПаустовскогоСтаршая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/29/picture-1331668-1619675637.jpg)
Сюжетно-ролевая игра "Слон красоты "подготовительная группа
Конспект сюжетно-ролевой игры «САЛОН КРАСОТЫ» для детей подготовительной группы Участники: воспитатель, дети подготовительной группы. Цель: обобщение представлений о назначе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/07/picture-1440728-1675782024.jpg)
Конспект занятия «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе.
Конспект занятия «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе.Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взро...