«Занятие по развитию связной речи. Пересказ».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Бадрашова Татьяна Сергеевна

Цель: упражнять детей в умении выстраивать повествовательное высказывание посредством изменения изменений знакомых литературных произведений; развивать речевую активность в процессе творческого преобразования текста (рассказывание сказки от лица разных героев).

Задачи:

  1. Образовательные: учить находить место звука в слове;
  2. Развивающие: развивать диалогическую речь, умение высказываться полными предложениями, обобщать, делать выводы, умозаключения.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, приобщать детей к художественной литературе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_badrashova_t.s.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 11»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по речевому развитию в подготовительной к школе группе

Тема: «Занятие по развитию связной речи. Пересказ».

                                                                       

  Разработала:

                                                                                   Бадрашова Татьяна Сергеевна,

                                                                                      воспитатель

 октябрь 2022,

Бийск

Образовательная область – «Речевое развитие»

Возрастная группа – подготовительная к школе

Тема: «Занятие по развитию связной речи. Пересказ».

Цель: упражнять детей в умении выстраивать повествовательное высказывание посредством изменения изменений знакомых литературных произведений; развивать речевую активность в процессе творческого преобразования текста (рассказывание сказки от лица разных героев).

Задачи:

  1. Образовательные: учить находить место звука в слове;
  2. Развивающие: развивать диалогическую речь, умение высказываться полными предложениями, обобщать, делать выводы, умозаключения.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, приобщать детей к художественной литературе.  

Материал: иллюстрации (самолет, стакан, санки, стол, лиса, кисточка, бусы, ананас, автобус, шапка, шуба, шнурок, кошка, мышка, крыша, карандаш); макет книги;  иллюстрации к русской народной сказке «Колобок»; доска; магниты.

1. Организационный момент, начало занятия, включающие:

1) описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей;

2) игры и упражнения для организации внимания детей – социально-эмоциональная игра «Здравствуй, небо голубое»;

3) ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми – педагог озвучивает задание от Мишки;

- описание методов организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя на предстоящую деятельность и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог)

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети стоят в кругу на ковре, выполняют ритуал утреннего приветствия.

Дети по очереди подходят к прилавку, выбирают товар, называют его, определяют, какой звук в названии этого товара [с] или [ш] и его положение в слове (начало, середина, конец). Тот, кто «купил» товар, присаживается на стул.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Здороваться мы будем сегодня необычным способом. Когда я хлопну в ладоши один раз - вы будете здороваться с соседом за руку, два раза - здороваетесь плечами, три раза - здороваетесь спинками.

- А теперь давайте сыграем с вами в игру «Магазин». В нашем магазине продается товар, в названии которого есть звуки [с] и [ш]. Я буду продавать вам предметы не деньги, а за правильные ответы. Товар отдается покупателю, если он правильно назвал предмет, звук [с] или [ш] и место звука в слове (начало, середина или конец). Кто «купит» товар в магазине, может присаживаться на стульчик.

- Ребята, вы выполнили все задания правильно, молодцы.

Прилавок магазина; предметы, в названиях которых есть звук [с] или [ш] (сок, колбаса, капуста, шоколад, сосиски, шарик, шприц, шарф, мишка, шишка, машинка, сметана, кастрюля, пластилин, кисточка, сыр).

2. Основная часть занятия.

Данный этап предполагает:

- постановку конкретных образовательных задач перед детьми;

- описание форм и методов представления нового образовательного содержания;

- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в которой работает педагог;

- описание критериев определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу;

- описание действий педагога, если ему не удастся сохранить интерес детей к данной деятельности;

- описание основных форм организации практической деятельности;

- описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания;

- описание способов снижения утомления, напряжения детей – физкультминутка «Часы».

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети: да, поможем!

Дети рассказывают как нужно обращаться с книгой.

Дети: нет, сказка прочитана неправильно.

К доске выходит ребенок и начинает выкладывать иллюстрации в хронологическом порядке и пересказывает сказку.

Дети: Колобок убежал, потому что ему надоело лежать.

Дети: Колобок встретил первым зайца.

Дети: после зайца Колобок встретил волка.

Дети: перед лисой Колобок встретил медведя.

Дети: Колобка съела лиса.

Дети: лиса съела Колобка, потому что она была хитрая.

Дети: нельзя быть доверчивым и верить всем на слово.

Дети: бабка испекла Колобка по напутствию деда.

Дети: песня начинается со слов «Я Колобок-Колобок»

Дети: Колобок пел песенку, чтобы сбежать от зверей.

Дети: Колобку попались заяц, волк,  медведь и лиса.

Дети выполняют движения за воспитателем

Наклоны влево-вправо

Дети садятся в глубокий присед

Приседания

Вращение туловищем вправо

Вращение туловищем влево

Ходьба на месте

Замедление темпа ходьбы

Бег на месте

Дети останавливаются

Дети пересказывают сказку «Колобок» от лица старика, колобка, медведя и лисы.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Мишка и принес с собой книгу. Он просит нас ему почитать книжку.

- Миша, а почему твоя книжка в таком состоянии? Порванная, листы все выпали? Так нельзя обращаться с книгой.

- Ребята, как нужно обращаться с книгой?

-  Понятно, тебе Миша?

- А сейчас я прочту вам сказку, которую принес наш гость.

- Ребята, я правильно прочитала сказку, что с ней не так?

- Конечно, книжка порвана и все листы сложились неправильно. Давайте с вами восстановим события в сказке в правильном порядке.

- Мы с вами восстановили правильный порядок в этой сказке, а теперь давайте побеседуем.

1) Почему убежал колобок от бабушки и дедушки?

2) Кого встретил колобок первого?

3) Кого встретил колобок после зайца?

4) Кого колобок встретил перед лисой?

5) Кто съел колобка?

6) Почему лиса съела колобка?

7) Какой вывод можно сделать из сказки?

8) По чьему напутствию бабка испекла колобка?

9) С каких слов начиналась песенка колобка?

10) Зачем колобок пел песенку?

11) Какие звери попались колобку и в какой последовательности? (заяц, волк, медведь, лиса).

- Ребята, вы правильно ответили на все вопросы. А теперь давайте немного отдохнем.

Тик-так, тик-так, 
В доме кто умеет так? 
Это маятник в часах, 
Отбивает каждый такт

А в часах сидит кукушка, 
У неё своя избушка.

Прокукует птичка время, 
Снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу. 
Не касаются друг друга.
Повернёмся мы с тобой 
Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,..
Иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат, 
Словно убежать хотят!
Если их не заведут, 
То они совсем встают.

- Мы с вами прочитали и проанализировали сказку «Колобок». Обратите внимание на то, что сказку рассказывает автор. Он как бы смотрит на события со стороны, но сам не является участником событий. Давайте с вами «войдем» внутрь сказки и посмотрим на происходящее глазам героев. Предлагаю вам пересказать сказку от лица старика, колобка, медведя и лисы.

- Ребята, у вас получились очень хорошие пересказы. Теперь вы знаете, что одну и ту же сказку можно рассказать по-разному и смысл не поменяется.

На стуле сидит игрушка Мишка, воспитатель демонстрирует макет книги и порванную обложку от книги.

Воспитатель читает детям сказку «Колобок», и выставляет листы в том порядке, в котором принес Миша (перепутано).

Ребенок переставляет листы сказки правильно. Воспитатель помогает в случае затруднения.

Воспитатель проводит с детьми физкультурную минутку.

Если дети затрудняются при пересказе, воспитатель помогает правильно формулировать предложения и строить пересказ.

3. Заключительная часть занятия.

Данный этап включает:

- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог – выполнение итогового задания (раскладывание иллюстраций к сказке в правильной последовательности);

- описание критериев, позволяющих определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания – индивидуальная работа с детьми;

- описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть детей не освоили новый материал;

- косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка – оценка рефлексии.  

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проводят самоанализ проделанной работы, отвечая на вопросы воспитателя.

Дети: сказка «Колобок» для детей младшего возраста.

- Ребята, Мишка просил нас почитать ему книжку. Мы выполнили его просьбу.

Вы очень хорошо справились с заданием и восстановили события в сказке в правильном порядке.  

- Ребята, как вы считаете, все сегодня справились с занятием? Как вы сегодня занималась? Оцените себя. Все задания были легкими? А что было сложным?

- Ребята, как вы думаете, эта сказка для детей какого  возраста?

- Я приготовила новую обложку вместо той, которую мишка порвал. Давайте мы с вами сделаем новую книжку для младших ребятишек и после занятий сходим к ним в гости и подарим ее.

- Вы большие молодцы. Занятие окончено.

Воспитатель демонстрирует заранее приготовленную обложку для сказка «Колобок»; на столе стоит брошюратор; заранее приготовлена пружина для сцепки листов. Воспитатель в присутствии детей с помощью брошюратора делает книжку с «Колобок» с иллюстрациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» Подготовительная к школе логогруппа.

Конспект занятия по развитию связной речи.Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»Подготовительная к школе логогруппа....

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка"

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности  Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»...

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи .Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по развитию связной речи Пересказ русской народной сказки У страха глаза велики

Развитие связной монологической речи. Учить детей объяснять значение сслов, упражнять  в образовании существительных с уменьшительно-лоскательными суффиксами...

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики».

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»...

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»

Цель: Учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм, развивать у детей умение распространять предложения определениями, развивать мыслительную деятельность, расши...