Статья «Роль художественной литературы в развитии речи детей».
статья по художественной литературе (средняя группа)

Соколова Татьяна Игоревна

Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней - чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».

Речевое развитие занимает   одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании.   В  эти  годы  ребёнок  усваивает  звуки  родного  языка,  учится  отчётливо и  грамматически  правильно  произносить слова и фразы, быстро накапливается словарный запас.

Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Способствуя развитию речи наших воспитанников посредствам художественной литературы, мы решаем следующие задачи:

-Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух.

-Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.

-Побуждать пользоваться в речи прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.

-Кристаллизировать речь детей, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.

-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы.

-Упражнять в составлении рассказов по картине, по иллюстрациям, в процессе описания игрушек.

Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В исследованиях направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

 

Используемая литература

  1. Флерина Е.А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М.-1993-91с.
  2. И.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС ДО. ИД Цветной мир 2014г – 144ст
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС. Мозаика-

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokolova_statya_11.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

  «Роль художественной литературы

в развитии речи  детей».


Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней - чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».

Речевое развитие занимает   одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании.   В  эти  годы  ребёнок  усваивает  звуки  родного  языка,  учится  отчётливо и  грамматически  правильно  произносить слова и фразы, быстро накапливается словарный запас.

Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Способствуя развитию речи наших воспитанников посредствам художественной литературы, мы решаем следующие задачи:

-Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух.

-Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.

-Побуждать пользоваться в речи прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.

-Кристаллизировать речь детей, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.

-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы.

-Упражнять в составлении рассказов по картине, по иллюстрациям, в процессе описания игрушек.

Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В исследованиях направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Используемая литература

  1. Флерина Е.А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М.-1993-91с.
  2. И.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС ДО. ИД Цветной мир 2014г – 144ст
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС. Мозаика-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие для детей средней группы по разделу программы "Развитие" "Ознакомление с художественой литературой и развитие речи"

Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (размер). Развитие умения пересказывать сказку, опираясь на заместителей....

Статья " Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста"

Цели и задачи :Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности. Развивать воображение, умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем в действии цепочку зад...

День методической учебы. Тема: "Влияние художественной литературы на развитие художественного вкуса у детей дошкольного возраста"

Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возра...

консультация по художественной литературе на тему: "Роль художественной литературы в развитии ребёнка с ОНР"

  Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи...

Статья "Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии дошкольника"

Детская литература считается важнейшим ресурсом развития личности ребенка, обладающим значительным воспитательным и развивающим потенциалом. Она играет важнейшую роль в формировании ребенка в годы ста...

Статья «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста».

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы....