Статья "Роль художественной литературы в развитии познавательной сферы дошкольников"
статья

Лариса Сергеевна Типаева

Период дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием мотивационной сферы ребенка. В старшем дошкольном возрасте особое значение приобретает познавательный мотив, тесно связанный с процессом обучения и освоения новых знаний и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipaeva_larisa_sergeevna.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в развитии познавательной сферы дошкольников

Период дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием мотивационной сферы ребенка. В старшем дошкольном возрасте особое значение приобретает познавательный мотив, тесно связанный с процессом обучения и освоения новых знаний и навыков.

Художественная литература выступает как универсальное средство развития и образования. Как отмечал известный литературовед Ю.М. Лотман, художественные тексты, моделируя реальность, обладают свойством «сгущенной информативности», предоставляя детям богатый опыт познания мира.

Чтение художественных произведений может быть использовано для организации познавательно-исследовательской деятельности. Образы персонажей, часто выступающих в роли исследователей и путешественников, могут вдохновлять детей на собственные открытия. События, происходящие с персонажами, служат отправной точкой для совместной с воспитателем исследовательской работы.

Важно отметить, что выбор темы исследования должен основываться на содержании прочитанного текста. Книга помогает детям увидеть многообразие мира, задуматься о его устройстве и устремиться к его пониманию.

Интересы старших дошкольников сосредоточены вокруг ярких персонажей, которые становятся привлекательными для ребенка благодаря его растущим познавательным возможностям. События, связанные с персонажами, могут послужить стимулом для интересной исследовательской деятельности.

Для каждой познавательно-исследовательской сессии необходим привлекательный импульс - событие, вызывающее интерес и провоцирующее вопросы.

Такими импульсами могут стать:

* Реальные события: яркие природные явления (например, листопад) или общественные события.

* Специально организованные воспитателем ситуации: появление в группе предметов с необычными свойствами, вызывающих интерес и исследовательскую активность.

* Воображаемые события: происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям.

В качестве примера можно привести серию рассказов Н. Носова, насыщенных духом приключений и познания.

Рассказ «Огородники» послужил началом для исследовательской деятельности, в ходе которой дети посадили семена в горшки с разными условиями, чтобы понять, легко ли быть огородником.  

Рассказ «Мишкина каша» помог провести серию экспериментов по приготовлению каши, изучению различных видов круп и алгоритма их приготовления.

Благодаря рассказу «Телефон», дети создали свой телефон из стаканчиков и ниток.

Рассказ «Клякса» вдохновил на эксперимент "Ох уж эти пятна!", в ходе которого дети изучали способы удаления различных загрязнений с ткани.

Таким образом, художественная литература может стать мощным инструментом развития познавательной сферы дошкольников, стимулируя их интерес к исследованию мира и формируя навыки исследовательской деятельности.

Литература

  1. Гурович Л. М. Ребенок и книга / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; под ред. В. И. Логиновой. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 1992. — 64 с.
  2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007-208 с.
  3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Мини - музей как средство развития познавательной сферы дошкольников"

Мини - музей - это элемент развивающей среды ДОУ. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать...

Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников

Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...

Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников

Данная консультация разработана для воспитателей детей раннего возраста.Рассмотрены различные дидактические игры,которые являются успешным средством  для познавательной сферы развития личности де...

Методическая разработка: "«Развитие познавательной сферы дошкольника через ознакомление с природой".

Воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли, и поступки. Об этом писал   В.Сухомлинский: «Годы детства – пр...

Мастер-класс "Игры на развитие познавательной сферы дошкольников"

Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста являются наиболее актуальными. Игры способствуют развитию внимания, мышления, памяти, воображения дошкольников. Использование  игровых те...

Игротека по развитию познавательной сферы дошкольников

Комплекс ирг направленных на развитие и коррекцию познавательной сферы дошкольников. Игры оформлены в формате памяток....