Как влияет художественное слово, художественная литература на развитие личности ребёнка.
консультация на тему

Малахова Наталья Эдуардовна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Как влияет  художественное слово, художественная литература на развитие личности ребёнка.

В процессе формирования личности ребёнка важное место принадлежит художественной литературе, художественному слову.

        Книга для многих поколений была самым важным источником познания нового, неведанного.

Хотелось бы, чтобы и наши дети полюбили книгу, ведь книга расширяет кругозор ребёнка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально – познавательную деятельность, активное отношение к жизни, развивает вкус.

        Книга способствует появлению у ребёнка собственных суждений о прочитанном, потребность высказываться, развивает речь. Таким образом возникает детская художественная речевая деятельность: т.е. дети начинают воспринимать худ. Литературу, загадки, рассказы, сказки.

        Художественно-речевое воспитание направленно прежде всего на развитие любви и интереса к литературе.

        Возникший у ребёнка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, сказки усиливает воспитательное значение литературных произведений не только в умственном, но и в нравственном, эстетическом плане.

        Конечно, процесс этот трудный и длительный: от первых проявлений внимания ребёнка к слушанию потешек , сказок – к пониманию связи содержания и формы произведения, к творческому восприятию, умению  выразительно исполнять его.

         В нашем учреждении мы знакомим детей с различными жанрами художественной литературы: рассказом, сказкой, стихотворением, потешкой, скороговорками.

        Форма преподнесения любого произведения зависит от его жанра; от возраста детей и от умения педагога преподнести это произведение детям.

        Но одно из главных условий чтения рассказа – это эмоциональное отношение взрослого к читаемому, его артистичность, искренность.

        Что даёт ребёнку художественная литература, в частности сказка? Как влияет на формирование личности?

Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, так у  ребёнка появляются новые знания и представления, эмоциональное отношение к окружающему, людям, предметам и явлениям.

         В связи с этим перед взрослым встают две основные  задачи:

-понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны, открылось ли ему что-либо новое в мире чувств под влиянием сказки, рассказа, стихотворения, а если нет, почему?

- а во вторых помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведений.

        Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционально – нравственного играют иллюстрации в детских книгах, отдельные иллюстрации, а ещё различные диафильмы по сказкам.

         «Сердце замирает у ребёнка (- писал В.А. Сухомлинский) -когда он слушает или произносит слова, создающие фактическую картину». Это было сказано давно, но хотелось бы, что бы и у наших детей  билось сердечко во время слушания сказки, рассказа, или просмотра.

        Мы много лет говорили детям о Ленине, о октябрьской революции – сейчас всё это потеряло ценность. Но и в наше время можно подбирать такие произведения и по ним планировать занятия: об этом говорят наши проведённые мероприятия:

  • «Москва – столица России»;
  • «Что, где, когда?» (о городе Тулуне);
  • «Чудо цветок – подснежник»;
  • «Путешествие по городам Золотого Кольца»;
  • «Путешествие в деревню Дымково»

Здесь мы знакомили детей с Родиной – Россией, и малой родиной г. Тулуном –делали это наглядно. Рядом с детьми играют взрослые, своим примером показывая, как правильно вести себя на сцене.

        Планируя работу по художественно – речевому воспитанию, необходимо учитывать возрастные особенности детей и подбирать такие произведения, которые доступны им по содержанию, своим выразительным  средством  и  исполнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка" (консультация для родителей)

Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький). «…Чем больше я думал, тем больше приходил к убеждению, что наш духовный мир складывается, как...

Значение художественной литературы в формировании личности ребёнка.

Наличие познавательной функции литературы совершенно очевидно, т.к. первоисточник художественного творчества – реальная действительность. В процессе чтения мы познаем окружающий мир, человеческие отно...

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуально­сти ребенка, а также период активного познания окружающего ми...

«Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка»

Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький)....

Папка-передвижка "Роль художественной литературы в становлении личности ребёнка"

Мир художественной литературы очень богат и многогранен; в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильная художественная литература оказывает значительное влияние на нравственное ст...

Консультация для родителей «Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка»

laquo;Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка»...

Консультация « Роль детской художественной литературы в формировании личности ребёнка»

В развитие личности ребёнка огромный вклад вносит художественная литература. Её значение было бесценно и значимо во все времена. И роль её будет неизменна многие годы, если только будут соблюдены...