Проект "Знакомство с творчеством С.Я.Маршака"
проект по художественной литературе

Проект  "Знакомстство с творчеством С.Я.Маршака"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_znakomstvo_s_tvorchestvom_s.ya_._marshaka.docx802.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Журавушка» комбинированного вида г. Бердск

Описание: Описание: C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\детскийсад.jpg

Проект

«Знакомство с творчеством

С. Я. Маршака»

Проект составили: Зидаина И.Н., воспитатель

 высшей квалификационной категории

Калёнова С.Ю., воспитатель

высшей  квалификационной категории

Кожевникова Е.А.,

учитель-логопед  

высшей квалификационной категории

2019 г.

        Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

      Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

      Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

      Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

Актуальность проекта:

       Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Цель проекта:

        Познакомить детей разновозрастной группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака. 

Образовательная область: познавательно-речевое развитие старших дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  « Физическое развитие».

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
  • Познакомить детей с основными произведениями  С. Я. Маршака:

- «Багаж»

- «Сказка о глупом мышонке»

- «Сказка об умном мышонке»

- «Где обедал воробей?»

- «Вот какой рассеянный»

- «Радуга-дуга»

- «Ванька-встанька»

- «Круглый год»

- «Детки в клетке»

- «Мяч»

- «Веселый счет»

- «Кошкин дом»

- «Рассказ о неизвестном герое»

- загадки

  • Обогащать знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.
  • Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.
  • Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
  • Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
  • Приобщать родителей к семейному чтению литературы.

Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Длительность  март.

Ожидаемый результат:

1. Оснащение развивающей среды в группе:

  • Библиотека произведений С. Я. Маршака.
  • Подбор фонотеки, видеотеки произведений.
  • Оформление книг, плакатов, рисунков по произведениям С. Я. Маршака.
  • Создание развивающих игр.
  • Театрализованные игры.
  • Создание настольного театра «Где обедал воробей?».
  • Создание методического материала по произведениям С. Я. Маршака.

2. Формирование умения детей воспринимать книгу не только как развлечение, но и как  источник знаний.

3. Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

6. Формирование умения детей выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7. Развитие интереса детей к литературе, творчеству С. Я. Маршака.

8. Популяризация семейного чтения.

9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

11. Формирование  привычки занятия спортом, культивация здорового образа жизни на основе произведения «Рассказ о неизвестном герое».

       Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Участники проекта:

- дети разновозрастной группы; родители воспитанников;

 воспитатели.

Тип проекта: творчески – информационный.

По методу: метод развития творческого познавательного мышления.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

План реализации проекта:

  • Подобрать произведения Самуила Яковлевича Маршака для пополнения книжного уголка, его биографию.
  • Подобрать материалы для дидактических игр.
  • Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
  • Подготовка к участию в викторине по произведениям С.Я. Маршака.
  • Подготовка конспектов НОД по произведениям С.Я. Маршака.
  • Подготовка к акции «Здоровый образ жизни против пагубных привычек».
  • Подготовка информации к мероприятию «Полезные продукты».
  • Подготовка конспекта Литературной гостиной к итоговому мероприятию по произведениям С.Я. Маршака
  •  Разработка перспективного  плана мероприятий.

Виды детской деятельности:

  • Познавательное  развитие

Формирование элементарных математических представлений

- формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет».

Формирование целостной картины мира

- знакомство с детскими годами С. Я. Маршака;

- формирование представления о сезонных изменениях  по стихотворению «Круглый год».

- экскурсия в библиотеку (с родителями).

  • Речевое развитие

Формирование интереса и потребности в чтении

- знакомство с творчеством С. Я. Маршака;

- вечер загадок и викторина по произведениям С. Я. Маршака.

Развитие всех компонентов устной речи

- разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке» и «Круглый год»;

- театрализация произведения «Сказка о глупом мышонке» по формированию грамматического строя речи, образование форм единственного числа существительных, обозначающих  животных, употребление этих слов в именительном и родительном падеже;

- показ настольного театра «Где обедал воробей?».

  • Художественно – эстетическое развитие

Развитие конструктивной деятельности

- рисование по произведению «Детки в клетке»;

- аппликация «Сказка о глупом мышонке»;

- конструирование «Вокзал»;

- лепка «Кошкин дом»;

- ручной труд из природного материала «Зоопарк»;

- слушание музыки « Колыбельные песни».

  • Физическое развитие

- воспитание опрятности, аккуратности и привычки у детей  следить за своим внешним видом;

- воспитание потребности у детей в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»;

- воспитание необходимости занятия спортом по стихотворению «Рассказ о неизвестном герое».

  • Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность

- дидактические игры «Поездка в зоопарк», «Кто чем питается?»;

- сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»;

- развитие умения детей использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Вокзал».

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

- воспитание любви и уважения детей к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»;

- закрепление  знаний детей о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»;

- воспитание правил поведения и безопасности детей в общественных местах, например, в транспорте;

- развитие умения детей распределять роли в театрализованной игре «Зоопарк».

Трудовая деятельность

- организованная деятельность в книжном уголке;

- подбор книг по теме «С. Я. Маршак»;

- реставрационная совместная деятельность детей и педагога.

  • Сотрудничество с родителями

- изготовление поделок, рисунков, плакатов  к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми;

- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака;

- заучивание  произведений С. Я. Маршака для конкурса чтецов;

- изготовление костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке произведения « Сказка о глупом мышонке».

Ресурсное обеспечение проекта:

- сотрудничество с семьями воспитанников;

- содействие с Детской  библиотекой  города  Бердска.

Презентация проекта:

-вечер, посвященный творчеству писателя С. Я. Маршака «Литературная гостиная» с участием воспитанников и родителей.

Подведение итогов:

- создание плаката, сделанного  детьми совместно с родителями  «Полезные продукты»  на основе произведения «Усатый–полосатый»;

- проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака;

- проведение акции против пагубных привычек «Затуши сигарету – выбери жизнь», взяв за основу произведение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»;

-инсценировка стихотворения  С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»;

- выставка поделок, рисунков, плакатов,  сделанных детьми совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака.

                                 

Мероприятия проекта

Содержание работы

Сроки

Результаты

I. Подготовительный этап

1.

Методическая работа  с педагогами:

- «Методика организации детского чтения»;
– «Жизнь и творчество С.Я.Маршака»;

– подбор детской  художественной литературы писателя.

март

консультация;

Подборка информации (биографии и творчества) С.Я.Маршака.

2.

Работа с детьми:

– подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке.

– НОД по ознакомлению с творчеством писателя.

– подготовка методического материала  «Храбрецы», «Сказка о глупом мышонке», «Три зверолова», «Кораблик», «Маленькие феи».

– подготовка схем для пересказа «Храбрецы», «Сказка о глупом мышонке», «Три зверолова», «Кораблик», «Маленькие феи».

– подготовка материала для изготовления настольного театра «Где обедал воробей?»

март

 

аннотация произведений;

конспект деятельности;

методический материал;

схемы для пересказа;

заготовка шаблонов, оборудование для творческой деятельности.

3.

Работа с родителями:


– консультация «Ребенок и книга» С.Я. Маршак»;

– подготовка информации по полезным продуктам

март

информационный стенд:

 (список литературы по возрасту);

 

список полезных продуктов.

II. Формирующий этап

1.

Работа с педагогами:

–НОД по ознакомлению с творчеством писателя;


– дидактические игры «Поездка в зоопарк», «Кто чем питается?»


– разработка сценария  Литературной гостиной, викторины по произведениям С.Я.Маршака.

март

конспекты НОД;

изготовление игр;

конспект  деятельности.

2.

Работа с детьми:

– чтение произведений писателя

– рассматривание иллюстраций;
– заучивание стихотворений;


– рисунки детей по произведениям;


– инсценировка произведения С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»;

 –показ настольного театра «Где обедал воробей?»


– вечер, посвященный творчеству писателя «Литературная гостиная»

 март

оформление выставки «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»;

подборка иллюстраций по произведениям автора;

театрализованное представление;

настольный театр «Где обедал воробей?»;


конспект деятельности.

3.

Работа с родителями:


– участие родителей в проведении мероприятий;


– участие в конкурсах;


– практическая деятельность совместно с детьми;


– посещение библиотеки, книжных магазинов и приобретение литературы;

– подготовка плаката «Полезные продукты» на основе произведения С.Я. Маршака «Усатый-полосатый»;

– Проведение акции среди родителей «Затуши сигарету-выбери жизнь!» на основе произведения С.Я. Маршака  «Рассказ о неизвестном герое»

  март

создание фото и видеотеки;

разучивание стихотворений,

изготовление поделок, рисунков, костюмов для театрализации;

чтение произведений автора;

создание фотоотчета;

создание фотоотчета.

III. Итоговый этап

1.

Работа с детьми:

– рисунки детей;

– проведение викторины по произведениям С.Я.Маршака;

– проведение Литературной гостиной произведениям С.Я.Маршака.

март

выставка «Любимые герои из произведений С. Я. Маршака»;

конспект викторины, Литературной гостиной (с использованием  презентации).

2.


Работа с родителями:

-«Литературная гостиная»;

- акция «Здоровый образ жизни против пагубных привычек»;

- конкурс чтецов.

март

конспект деятельности;

фотоотчет.

Практическая значимость:

- обобщение  знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях;

- развитие умения детей отгадывать загадки;

- развитие артистических способностей детей;

- воспитание интереса у детей к родной литературе, к творчеству С.Я.       Маршака;

- воспитание интереса у детей к занятиям спортом, здорового образа жизни;

- развитие любознательности детей.

Вывод:

      За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.

     Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».

      Готовясь к оформлению плакатов  «Полезные продукты» дети закрепили обобщающие понятия овощи и фрукты, цвет, форму, важность правильного питания. Упражнялись в вырезывании иллюстраций фруктов и овощей,

наклеивании их на плакат.

       Прочитав произведение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» дети пришли к выводу, чтобы совершать поступки  нужно быть сильным. Для этого нужно вести здоровый образ жизни. Акция против пагубных привычек совместно с родителями «Затуши сигарету - выбери жизнь» проводилась совместно с педагогами, детьми и родителями. Родители обводили ладошку своего ребенка на плакате и писали в контуре ладошки пожелание детям самого важного на их взгляд для здорового образа жизни. В этой акции приняли участие многие родители. Дети принимали активное участие, не позволяли родителям занимать пассивную жизненную позицию, они хотели внести свой вклад в акцию и сам процесс им был очень важен.

      Также познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой половине дня дети из больших строительных блоков создавали здание вокзала, затем в ход пошли стулья. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и поездках на поезде. Во второй половине дня игра получила сюжетно-ролевое направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Багаж». По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в транспорте.

      В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».

      А формируя  элементарные  математические представления у детей мы использовали  стихотворение  «Веселый счет».

      Интересно прошла театрализованная игра «Сказка о глупом мышонке». Дети узнали правила безопасного поведения с чужими людьми, прививалась любовь и уважение к маме. Учились выразительно передавать характер героев, развивали память.

       Благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах.                                     Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворениям, соблюдая цветовую гамму и последовательность.

       Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайд-шоу. Дети определяли  названия  произведений по иллюстрациям  или по отрывкам.  

               Кульминацией проекта стало проведение  вечера, посвященного творчеству писателя С. Я. Маршака «Литературная  гостиная»  с участием детей и родителей. Дети и родители с удовольствием участвовали в театрализованной постановке.

      Декорации и костюмы для инсценировки готовили совместно с родителями. Это стихотворение дети выбрали сами, т.к. в этой инсценировке могут участвовать все дети группы, стихотворения  выучили быстро. Часто дети самостоятельно разыгрывали отдельные сцены стихотворения.

       Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, желание заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Перспективы дальнейшей работы:

Цель:

- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями;

- продолжать укреплять  детско-родительские отношения;

- продолжать  деятельность  «Чтение с мамой».

- работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

Список литературы и интернет - ресурсов:

1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.:
Художественная литература, 1968. - С. 5-15.

2. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…»: [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007 . - № 9. - С. 4 - 8.

3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…»: [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 11 - 21.

4. Киселёва Т. «Это имя помнят и ребята, и взрослые»: [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.

5. Миронова М. «Чайнворд по стихотворениям С. Маршака»  // Жили-были. - 1996. - № 9. - С. 7.

6. Олиферова Л. «Наши добрые соседи: Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 106 - 122.

7. Папулова С. «Путешествие по стране Маршака»: [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.

8. Подумай-разгадай: [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.

9. Светикова П.  «Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака» / / Книги-детям. - М.: Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.

10. Светлова Г. «Что такое стихи?»: [конспекты НОД  по произведениям  С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Журавушка» комбинированного вида г. Бердск

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе  по проекту

«В гостях у писателя

С. Я. Маршака»

Провели: Зидаина И.Н., воспитатель

 высшей квалификационной категории

Калёнова С.Ю., воспитатель

высшей  квалификационной категории

2019 г.

Цель: обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения, отгадывать загадки. Развивать артистические способности детей. Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.

Оборудование: книги  и портрет С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям.

Подготовительная работа: чтение детям произведений Маршака, разучивание наизусть отрывков из стихотворений «Терем-теремок», «Усатый-полосатый» и инсценировка их.

Интеграция образовательных областей: Художественно – эстетическое развитие, Познавательное развитие,  Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие,  Физическое развитие.

Ход занятия:

     Сегодня мы с вами отправимся в гости к писателю и поэту С. Я. Маршаку. Взгляните на его портрет. (Показ.) Он прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знаете вы, знали ваши папы, мамы и даже бабушки и дедушки.  С детства всем известны его стихи про веселого пуделя, глупого мышонка, рассерженную барыню, которая сдавала багаж, рассеянного гражданина и многих других. Сейчас мы посмотрим, послушаем и вспомним названия этих произведений.

1) Стала девочка учить котенка говорить:

             - Котик, скажи: мя-чик.

               А он говорит: мяу!

             - Скажи: ло-шадь.

               А он говорит: мяу!

             -  Скажи: э-лек-три-че-ство.

                А он говорит: мяу-мяу!

     Все "мяу" да "мяу"! Вот какой глупый котенок!

2)                   Это что за теремок?

                      Из трубы идет дымок.

                      Видно, варится обед.

                      Есть тут звери или нет?..

                      Кто, кто в теремочке живет?

                      Кто, кто в невысоком живет?

                      Я, лягушка-квакушка.                  (Лягушка)

                      Я, мышка-норушка.                     (Мышка)

                      Я, петушок - золотой гребешок. (Петушок)

                      Я, серый ежик - ни головы, ни ножек.

                      А ты кто?                                      (Еж)            

                      А я - волк,

                      Зубами щелк!                               (Волк)

                      Уходи, зубастый зверь,

                      Не ломись ты в нашу дверь!

                      Крепко заперт теремок

                      На засов и на замок.                    (Мышка)

- Из какой сказки эти герои? Правильно, «Терем-теремок».

- А теперь взгляните на эти иллюстрации. («Кошкин дом».) Узнаете, к какой сказке или стихотворению они нарисованы?  (Дети рассматривают иллюстрации и отвечают.)

- Отгадайте, кому из героев сказки «Кошкин дом» принадлежат эти слова:

Да ведь у нас убогий дом, ни печки нет, ни крыши.

Почти под небом мы живём, а пол прогрызли мыши.                 (Котенок)

А мы, ребята, вчетвером,

Авось починим старый дом.

Я и печник, и плотник,

И на мышей охотник!                     (Кот Василий)

Я буду вам вторая мать. Умею сливки я снимать.

Мышей ловить я буду, мыть языком посуду...

Впустите бедную родню!              (Кошка)

Да я вас, тётя, не гоню!

Хоть у нас и тесно, хоть у нас и скудно,

Но найти нам место для гостей нетрудно.                     (Котенок)

Физминутка:

Однажды старушка  отправилась в лес.     (Ходьба на месте)

Приходит обратно,        (Повороты влево-вправо

А пудель исчез.              с подниманием плеч)

Искала старушка            (Повороты головы влево-вправо

Четырнадцать дней,       покачивание головой, обхватив ее руками)        

А пудель по комнате      (Прыжки на месте, с руками согнутыми

Бегал за ней.                    перед грудью).

      А знаете ли вы, что Самуил Яковлевич Маршак перевел для детей много песенок разных народов. Оказывается, Маршак учился в Англии, в Лондонском университете и много ездил по стране. Во время этих поездок он и узнавал разные английские потешки, прибаутки. Мы с вами не смогли бы их прочитать, потому что еще не знаем английского языка. Но Маршак перевел их для нас на русский язык.

     Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

                                «Робин – Боббин»

Робин-Боббин кое-как подкрепился натощак:

Съел теленка утром рано, двух овечек и барана,

Съел корову целиком. И прилавок с мясником,

Сотню жаворонков в тесте, и коня с телегой вместе,

Пять церквей и колоколен -

Да еще и недоволен!

                                   «Разговор»

Тётя Трот и кошка сели у окошка,

Сели рядом вечерком. Поболтать немножко.

Трот спросила: - Кис-кис-кис, ты ловить умеешь крыс?

- Мурр,- сказала кошка, помолчав немножко.

       А еще С. Я. Маршак сочинял для детей загадки. Попробуйте их отгадать.

Что такое перед нами: две оглобли за ушами,

На глазах по колесу и седелка на носу?                   (Очки)

Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют? А за то, что он надут!            (Мяч)

Принялась она за дело, завизжала и запела.

 Ела, ела дуб, дуб,

 Поломала зуб, зуб.                  (Пила)

Держусь я только на ходу,

А если стану, упаду.             (Велосипед)

       Еще Маршак писал для детей книги-подписи к картинкам. (Показ таких книг.) По этим книгам дети могут учиться. Подумайте, чему можно научиться по книге «Детки в клетке», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Лесная книга»?                                                                                             Самуил Яковлевич писал стихи не только для детей, но и о самих детях.

                                    «Попрошайка»

Ходит, ходит Попрошайка.

Просит, просит:

Дай-ка, дай-ка,

Дай кусочек пирожка,

Дай глоточек молока,

Полкотлетки, полсосиски,

Полконфетки, полредиски,

Полрезинки, пол-линейки,

Полкартинки, полкопейки.

                                       «Жадина»

                        - Гриша, Гриша, дай мне нож.

                        - Ты обратно не вернешь.

                        - Дай-ка, Гриша, карандаш.

                        - Ты обратно не отдашь.

                        - Гриша, Гриша, дай резинку.

                        - Ты откусишь половинку.

                        - Гриша, Гриша, дай чернил.

                        - Ты бы сбегал и купил.

Заканчивается занятие экскурсией по выставке книг С. Я. Маршака.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Журавушка» комбинированного вида г. Бердск

Викторина

"В гости к

С.Я. Маршаку" 

Провели: Зидаина И.Н., воспитатель

высшей квалификационной категории

Калёнова С.Ю., воспитатель

высшей  квалификационной категории

                   

                                                                                   

2019г.

Цели:

  • Расширять знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
  • Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.
  • Воспитывать интерес к творчеству С.Я. Маршака, к его произведениям.

Оборудование:

  • презентация “Викторина  “В гости к С.Я. Маршаку”,
  • портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964),
  • книги,
  • сборники произведений С.Я. Маршака,
  • рисунки детей к произведениям, плакаты:
  1. С книгой жить - век не тужить.
  2. Испокон века книга растит человека.
  3. Хорошая книга - лучший друг.
  4. Кто много читает, тот много и знает.
  5. Ум без книги - что птица без крыльев.

Ход мероприятия

 Организационный момент

1 слайд

Воспитатель читает отрывок из стихотворения  «Как бы жили мы без книг». (С. Михалков)

Мы дружны с печатным словом, 
Если б не было его, 
Ни о старом, ни о новом 
Мы не знали 6 ничего! 

Ты представь себе на миг, 
Как бы жили мы без книг? 
Что бы делал ученик, 
Если не было бы книг. 

 2 слайд

Вот такой памятник в Москве  посвящен  знаменитому поэту С.Я.Маршаку.

    Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака.

    Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

    Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964)  родился в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Отец поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта.

    Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, которые впоследствии прославили его.

    В 1914 г. Маршак вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах. В военные годы занимался помощью детям беженцев.
  С начала 1920-х участвовал в организации детских домов в Краснодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество как детского писателя.

    В 1923г.  в Петрограде, он написал свои первые оригинальные сказки в стихах - "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", перевёл с английского детские народные песенки - "Дом, который построил Джек" и

т. д.

      В годы Отечественной войны активно Маршак сотрудничал в газетах. В послевоенные годы вышли книги его стихов "Почта военная", "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Веселое путешествие от А до Я".

      Книги Маршака переведены на многие языки мира.

3 слайд

Мы предлагаем вашему вниманию викторину, посвящённую  С.Я. Маршаку и его творчеству. Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей.

4 слайд  Загадки по произведениям С.Я. Маршака:

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу? (Очки)

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб (Пила)

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)

5 – 6 слайд  Угадай произведение по отрывку:

Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки....
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду (“Вот какой рассеянный”)

Люди спрашивают: 
Кто это у вас?
А девочка говорит: 
- Это моя дочка.
Люди спрашивают: 
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит: 
- Она давно не мылась (“Усатый полосатый”)

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Саквояж, 
Чемодан,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку (“Багаж”)

Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метёт! (“Двенадцать месяцев”)

Бим – бом! Тили – бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру... (“Кошкин дом”)

10 слайд   Из какого произведения предметы?

  • Конверт (“Почта”)
  • Кольцо (“Двенадцать месяцев”)
  • Собачонка (“Багаж”)
  • Котёнок (“Усатый полосатый”)
  • Сковорода (“Вот какой рассеянный”)

11 слайд  Узнай лишнее животное из сказки “Где обедал, воробей?”

Рассмотри внимательно картинки с животными, и вспомните, с кем обедал воробей. Если вы ответите правильно, то лишнее животное исчезнет. (Волк)

12 слайд  Музыкальная пауза

Дети поют и танцуют под песню “Шли куда попало” на стихи С.Я.Маршака.

День стоял веселый раннею весной. 
Шли мы после школы – я да ты со мной.

Куртки нараспашку, шапки набекрень, – 
Шли куда попало в первый теплый день.

Шли куда попало –  просто наугад, 
Прямо и направо, а потом назад.

А потом обратно, а потом кругом, 
А потом вприпрыжку, а потом бегом.

Весело бродили я да ты со мной, 
Весело вернулись к вечеру домой.

Весело расстались – что нам унывать? 
Весело друг с другом встретимся опять!

13 слайд  Исправь ошибки в названиях произведений

  • “Детки в зоопарке” - “Детки в клетке”
  • “Семнадцать месяцев” - “Двенадцать месяцев”
  • “Откуда стул пришёл?” - “Откуда стол пришёл?”
  • “Урок грубости” - “Урок вежливости”
  • “Рассказ об известном герое” - “Рассказ о неизвестном герое”
  • “Мышкин дом” - “Кошкин дом”

14 слайд  Реши кроссворд:

  1. Животное, с которым обедал воробей (Морж)
  2. На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная)
  3. Кто подарил падчерице колечко? (месяц Апрель)
  4. Животное, которое пело песню глупому мышонку (Лошадь)
  5. Что было потеряно у дамы из багажа? (Собачонка)
  6. Как звали пожарного из стихотворения “Пожар”? (Кузьма)

15 слайд  Вспомни “Сказку о глупом мышонке”

Вспомни пропущенных персонажей из сказки (Жаба и щука)

16- 17 слайд  Доскажи словечко:

“Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он, это он,
Ленинградский____________(почтальон)”

Из какого произведения строки? (“Почта”)

“Приоткрыла дверцу Лена – 
Соскочил огонь с__________(полена),
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на ________(стол),
Побежал по стульям с треском, 
Вверх пополз по_______________(занавескам),
Стены дымом заволок,
Лижет пол и ______________(потолок)”

Из какого произведения строки? (“Пожар”)

118 слайд  Итог мероприятия:

Вот и закончилось наше путешествие. И на прощание я хочу сказать словами А.М. Горького “Любите Маршака, учитесь у него!”

Ручной труд из природного материала «Зоопарк»

C:\Users\Notebook\Desktop\P_20160318_120758_1_p.jpgВыставка рисунков детей «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»

C:\Users\Ноутбук\Desktop\P_20190320_160620.jpg

Дидактическая игра «Поездка в зоопарк» 

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о цвете, форме, величине, количестве предметов; развитие ручной умелости.

Задачи:

  • Образовательные:
  • закреплять умение детей самостоятельно складывать одну геометрическую форму из нескольких других (квадрат – из двух треугольников, из двух прямоугольников; квадрат – из четырех квадратов, четырех треугольников, трех прямоугольников);
  • закреплять умение соотносить цифры с числом предметов;
  • закреплять умение детей производить сравнение предметов по цвету и форме, проверяя правильность выбора практическим примериванием;
  • продолжать учить детей соотносить предметы по величине (четыре размера), пользуясь зрительным соотнесением или примериванием;
  • закреплять умение детей обводить по трафарету несложный предмет;
  • продолжать учить проводить вертикальные прямые линии сверху вниз, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за контур нарисованного предмета.
  • Коррекционно-развивающие:
  • способствовать развитию зрительного восприятия и внимания;
  • продолжать формировать мыслительную деятельность;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • активизировать речь детей.
  • Воспитательные:
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к игре;
  • воспитывать желание помочь персонажам;
  • проявлять доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

1. Автобусы (плоскостные) без окон, набор геометрических фигур.
2. Аудиозапись песни Е.Железновой «Автобус».
3. Картинки: жираф, лебедь, обезьяна, медведь, слон. 
4. Раздаточный материал: карточки с цифрами, набор разноцветных цветочков; полотенца с дырочками, набор различных форм для заплаток; корзинка с баранками разного размера; тарелочки разного размера; трафареты с вырезанной туфелькой, карандаши.

ХОД ИГРЫ

– Дети, хотите отправиться на прогулку в зоопарк? (Да.)
– Мы поедем в зоопарк на автобусах. Посмотрите, в автобусах нет окошек, как же мы поедем – нам будет холодно, в окна будет дуть ветер?! (Ответы детей.) 
– Какой формы окна в автобусе? (Квадратные.) Давайте закроем их стеклышками при помощи геометрических фигур меньшего размера: первое окно закроем при помощи квадратов, второе – треугольников, третье окошко при помощи прямоугольников.

Дети выполняют задание «Закрой окошки в автобусе». 

– Теперь наши автобусы в порядке, можно ехать.

Звучит песня Е.Железновой «Автобус».

– Наши автобусы приехали в зоопарк.
– В первом вольере нас встречает жираф.

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (
С.Маршак «Детки в клетке»)

– Ребята, давайте поможем жирафу собрать цветочки. Нужно собрать столько цветов, сколько показано на карточке. Собирать цветы можно разного цвета.

Дети выполняют задание «Собери букет для жирафа»

– Молодцы, ребята, сколько цветов собрали для жирафа!
– Идём дальше. Кто это плавает в пруду? 
(Лебеденок.)

Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце! (
С.Маршак «Детки в клетке»)

– Дети, а у меня есть полотенца, только они немного порвались. Вот заплаточки разных цветов и формы. Давайте починим полотенца для лебеденка, подберем заплатки такой же формы и цвета, как и дырочки.

Дети выполняют задание «Починим полотенца для лебеденка». 
– Молодцы, ребята, починили полотенца для лебеденка!
– Продолжаем нашу прогулку по зоопарку. Кто нас поджидает в следующем вольере? 
(Обезьяна.)

Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привез.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет:
«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей». (
С.Маршак «Детки в клетке»)

– Ребята, обезьяне скучно, давайте поиграем  и развеселим ее.

Физкультминутка (по стихотворению В.Степанова)

Озорная обезьянка,
Хвост колечком, как баранка,

Движения в разные стороны согнутыми в локтях руками  с растопыренными пальцами

Вниз повисла головой… 

Руки на пояс, немного наклониться

Вот так номер цирковой.

Выпрямиться, руки в стороны

Висит и улыбается

Ходьба на месте

Хвостатая красавица.

Прыжки на месте

– Подходим к следующему вольеру.

Вот медведь, медведь, медведь!
Кто желает посмотреть?
Приходите к Мише в гости,
Сладкий пряник Мише бросьте.
Миша просит, Миша ждет,
Широко разинув рот…  (
С.Маршак «Детки в клетке»)

– Дети, а у меня в корзинке есть баранки, они разного размера, есть и большие, и маленькие, давайте угостим ими медведя, думаю, он будет очень рад. Только сначала разложим их по тарелочкам: на большую тарелочку положим большую баранку, на тарелочку поменьше – баранку поменьше,  на маленькую тарелочку – маленькую баранку, на самую маленькую тарелочку – самую маленькую бараночку.

Дети выполняют задание «Разложи баранки по тарелочкам».
– Молодцы, ребята, правильно разложили баранки, теперь ими можно угостить медведя!
– Идем дальше. Посмотрите, кто живет в этом вольере? 
(Слон.)

Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две, а все четыре! (
С.Маршак «Детки в клетке»)

– Дети, давайте нарисуем для слона туфельки, используя трафарет. А потом сделаем туфельки полосатыми, проведя на них линии сверху вниз.

Дети выполняют задание «Туфельки для слона». 

– Молодцы, ребята, сколько туфелек нарисовали! Мы подарим их слону. 
– Вот и закончилась наша прогулка по зоопарку. Кого мы увидели в зоопарке?
– Что мы делали для зверей? Что вам больше всего понравилось в зоопарке?
– Давайте попрощаемся с животными.
– До свидания! Заходите в автобусы – нам пора в детский сад.

                              Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Цель: закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные; развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.

Материал: вырезанные из картона изображения животных, приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением еды животных (поделенный по секторам).

Ход игры: воспитатель выдает детям прищепки с животными и круг с различными видами пищи. Ребенку необходимо прикрепить прищепку с картинкой животного на круг около пищи, которую употребляет данное животное.

«Детям»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник, посвященный творчеству С.Я.Маршака

Ведущий рассказывает о творчестве С.Я.Маршака, дети читают стихотворения писателя. Родители принимают участие, отгадывая произведения и загадывая загадки. Приходит Рассеянный и играет с детьми. Дети и...

ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Тема проекта:«Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей среднего дошкольного  возраста»Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писат...

Творчество С.Я. Маршака

Литературный вечер для родителей воспитанников, посвященный творчеству С.Я. Маршака....

Наглядно-методический материал для педагогов по ознакомлению дошкольников с творчеством С.Я. Маршака

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается демонстрационный материал – иллюстрации к стихам С.Я. Маршака с дополнительным материалом к планированию занятий. Данный материал предназначен для пров...

Литературный досуг, посвященный творчеству С. Я. Маршака.

Дети знакомятся с героями произведений С.Я.Маршака...