Познавательное развитие дошкольников через чтение художественной литературы
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)

Михайлова Алёна Николаевна

Познавательное развитие дошкольников через чтение художественной литературы

Автор:Михайлова Алёна Николаевна 

Организация: ГБДОУ детский сад №22 комбинированного вида Красногвардейского  р-на г. Санкт-Петербург 

Тема: «Познавательное развитие дошкольников через чтение художественной литературы». «В гостях у друзей зайчика Джоси».

Цель: Организовать познавательную деятельность детей на основе сюжета произведения Ютты Лангройтер «А дома лучше!»

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания детей о среде обитания, образе жизни, питании, повадках диких животных (соня, барсук, белка, заяц);
  • Закрепить умение детей рассуждать, приводить аргументы и доказывать свою точку зрения.

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию познавательного интереса к среде обитания диких животных.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к природе, интерес к жизни диких животных, бережное отношение к ним.

Предварительная работа: беседа с детьми о животных леса и их повадках, чтение сказки «А дома лучшее».

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, колоски, туннели для физминутки, домик белочки, рисунок зимнего леса, рисунок летнего леса, фигурки зайцев белого и серого цвета.

Ход ННОД. Вводная часть.

Просмотр буктрелера «Кармашек полный поцелуев»

Коммуникативная игра «Здравствуйте». (воспитатель с детьми)

Мотивация.

Воспитатель: Ребята, вы помните, мы свами читали сказку «А дома лучшее». (1)

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Вы хотели бы побывать в гостях у друзей зайчика Джоси?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Знаете ли вы правила поведения в лесу?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Давайте мы их с вами повторим. (в лесу нельзя шуметь, рвать цветы, ломать ветки, бросать мусор, жечь костры, разорять гнёзда птиц и т. д.).

Основная часть.

Воспитатель: Ну, тогда я, предлагая вам отправиться в небольшое сказочное путешествие. А к кому сейчас мы отправимся к первому?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, первый друг зайчонка Джоси, соня Лара (показ слайда 2) Кто такие сони? Где живут сони? Чем они питаются?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Ребята, а вы знали, что сони называются так потому что эти мышки дремлют семь месяцев в году. Соня - небольшой зверек очень похож на обычную мышь, но с пушистым «беличьим» хвостиком. Мышь соня — очень маленький по размерам грызун (3). Взрослая соня с легкостью помещается на ладони взрослого человека. Сони к осени отъедаются и на холодный период года впадают в спячку. (4) Сони в основном живут с сородичами в норках (5). Сами по себе сони очень неаккуратные, в их норках детская, столовая и туалет располагаются в одной гнездовой камере. (6) Мышки сони в основном питаются зернышками, зернышки бывают разные: пшеницы, овца, ржи. Я, предлагаю вам рассмотреть колоски (по ходу рассказа воспитателя про мышек – сонь меняется показ слайдов).

Дети рассматривают колоски.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а зайчонок Джоси остался у сони Лары или отправился дальше?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Тогда я вам предлагаю отправиться к следующему другу зайчонка Джоси, а к кому мы сейчас отправимся, вы мне сейчас скажите.

Предполагаемые ответы детей:

(Если дети не могут вспомнить следующего друга зайчонка, можно загадать загадку).

Дом - глубокая нора,

Ночь - рабочая пора,

Корм - лягушка, черный жук,

Там в лесу живет... (Барсук)

Воспитатель: Правильно, второй друг зайчонка Джосси барсучонок Рафи (показ слайда 7) Кто такие барсуки? Где живут барсуки? Чем они питаются?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Барсук — это хищник, голова хищника светлая, по сторонам головы от окончания морды к ушкам устремляются тёмно-смоляные полосы. Барсуки ведут ночной образ жизни. (8) Живут барсуки в норах, которые роют сами. Нора барсука состоит из нескольких длинных туннелей, входных отверстий и гнездовых камер, отдельно детская, столовая и туалет, но, несмотря на то, что барсуки аккуратные животные они имеют специфический запах. Эти животные могут рыть очень, очень глубокие норы. Норы барсуков существуют десятилетиями или даже веками и передаются по наследству. Барсук - животное всеядное. (9) На охоту выходит ночью. Летом ест в основном грызунов, ящериц, лягушек, насекомых и их личинки, дождевых червей, слизняков, моллюсков, мелких птиц, яйца. Также в это время года кушает ягоды, траву, грибы, орехи, фрукты, луковицы растений. Почти все лето и половину осени барсук готовиться к зимней спячки, накапливая за этот период дополнительный жир. В начале декабря барсук впадает в спячку. (10) А ещё барсуки во время испуга издают пронзительный звук и выделяют особое пахучее вещество, отпугивая хищников (по ходу рассказа воспитателя меняется показ слайдов).

Воспитатель: А вы хотели бы побыть барсучатами, Передвигаться по тоннелям – коридорам?

Проведения физминутки «Проворные барсуки»

Воспитатель: Подвигались, отдохнули. Вам понравилось?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Зайчонок Джоси остался у барсука Рафи? Или отправился дальше к следующему другу?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: А к кому мы сейчас пойдём в гости?

Предполагаемые ответы детей:

(Если дети не могут вспомнить следующего друга зайчонка, можно загадать загадку)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Правильно, третий друг зайчонка Джоси - белочка Фипси (показ слайда 11). Кто такие белки? Где живут белки? Чем они питаются?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Это мелкий зверёк типично беличьего облика с вытянутым стройным телом и пушистым хвостом с «расчёсом». (12) Свои домики белки обустраивают высоко от земли, для того, чтобы защититься от хищников и врагов. Белочка имеет отличный аппетит. В рацион питания входят орехи, ягоды, грибы, зёрна, семена и почки разных растений. Белка устраивает кладовые, где прячет запасы. Они ей нужны зимой или в дождливую осень. Белки в спячку не впадают. (13) Ребята, а ещё белки отлично плавают. Их главная задача не намочить хвост (они его держат над водой). Если же из-за какой-нибудь волны хвост намокнет, то белка сразу же утонет, т.к. хвост выполнит роль якоря и потянет белочку на дно. Белка не разобьется, даже если упадет с очень большой высоты. Хвост белки служит и парашютом, и рулем. (по ходу рассказа воспитателя меняется показ слайдов)

Воспитатель: Ребята, а почему же зайчонок Джоси не захотел остаться жить у белочки? Вы помните?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам попробовать, смогли бы вы без помощи забраться в домик к белке?

(Подойти к домику белочки (опустить домик))

Эксперимент «Заберись в домик к белке»

Воспитатель: Что бы помогло зайчонку попасть в домик белочки?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Да, зайчонку действительно было тяжело и не удобно попадать в домик к белочке Фипси, у него не было лестницы и поэтому он решил отправиться дальше, а к кому?

Предполагаемые ответы детей:

(Если дети не могут вспомнить следующего друга зайчонка, можно загадать загадку)

Серый Столбик встал в лесу.

Боится волка и лису.

С ними он играет в прятки -

Бегом без оглядки…(Заяц)

Воспитатель: Конечно, зайчик Джоси отправился в гости к своему кузену – двоюродному брату зайчику Пепи (показ слайда 14) Кто такие зайцы? Где живут? Чем питаются?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Заяц относится к отряду зайцеобразных обитает там, где степь перемежается лесом. Летом любит кормиться на полях молодыми побегами. Зимой его основная еда - семена сорняков, добытые из-под снега. Если же их трудно выкопать, заяц объедает кору ивы, клёна, вяза, яблони, груши. Он не копает нор и долго не может жить на одном месте. А вы знали, что у зайца самые длинные уши относительно размеров тела и наилучший слух. Заяц прижимается к земле, поднимает уши вертикально и, оставаясь невидимым, узнает обо всем, что творится далеко вокруг. (15) А ещё заяц убегая от хищников, может развивать скорость как у автомобиля. У зайцев передние зубы растут всю жизнь, потому что они их стачивают, когда грызут кору деревьев. (16) Заяц круглый год рыжевато-серый, и лишь к зиме шкурка его становится светлее. А зачем же заяц меняет шубку?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Вы правильно ответили на вопрос для маскировки, но я предлагаю вам это проверить.

Эксперимент «Зимой белый, летом серый»

Воспитатель: Ну вот мы с вами и доказали зачем зайчик меняет шубку. Зайчонку понравилась у братика – зайца?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Но что же случилось у кузена - двоюродного брата зайчика Джоси? Почему Джосси не остался жить у братца – зайца?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие к друзьям Джоси?

У кого мы были первым? Что интересного вы узнали о соне? К кому из друзей мы отправились дальше? Где живут барсуки, в чём особенности жилища? К кому мы отправились потом? Почему Джоси не смог остаться жить у белок? Почему белки сооружают свои жилища высоко над землёй? К кому последнему отправился Джоси? Джоси всё понравилась у братца зайца? Что понравилось? Как вы думаете, что заставило Джоси вернуться домой? (17)

Воспитатель: У нас в народе есть пословица «В гостях хорошо, а дома лучше!» подходит ли это пословица к данной сказке?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по речевому развитию старших дошкольников через чтение художественной литературы в рамках ФГОС в ДО.

Использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного  развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного...

Рекомендации для родителей. Экологическое воспитание дошкольников через чтение художественной литературы

Экологическое воспитание дошкольников через чтение художественной литературы...

Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".

Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...

Нравственное воспитание дошкольников через чтения художественной литературы

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром...

Статья "Духовно-нравственное развитие дошкольников через чтение художественной литературы"

Статья "Духовно-нравственное развитие дошкольников через чтение художественной литературы"...

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дошкольников через чтение художественной литературы»

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дош...