Организация работы по речевому развитию старших дошкольников через чтение художественной литературы в рамках ФГОС в ДО.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

 Бикчентаева Чулпан Ханифовна

 

Использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного  развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_rechevoe_razvitie1.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: Организация работы по речевому развитию старших дошкольников через чтение художественной литературы в рамках ФГОС в ДО. (выступление на городском августовском педагогическом форуме) Бикчентаева Чулпан Ханифовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад №69»

Слайд 2

… одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествие в прошлое, настоящее и будущее. Максим Горький. Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли. Николай Морозов.

Слайд 3

Условия возникновения опыта. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, компьютер, - поэтому моя роль как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, чтобы побудить интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Слайд 4

Актуальность знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой в рамках ФГОС ДО. По ФГОС ДО основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: - социально-коммуникативное развитие - познавательное развитие - речевое развитие - художественно-эстетическое - физическое развитие Речевое развитие. Одним из направлений работы по развитию речи детей дошкольного возраста является воспитание любви и интереса к художественному слову , знакомству детей с художественной литературой.

Слайд 5

Цель: Определить значение художественной литературы для развития речи дошкольников.

Слайд 6

С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается: Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним; 3. слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает; 5.способность повторять отдельные слова и выражения из сказок; 7. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании; 2.Способность слушать текст и активно реагировать на его содержания; 4 . Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений сказок; 6. рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций; 8. учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем и без него.

Слайд 7

Основные принципы организации работы по воспитания у детей интереса к художественному слову - Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция - В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне содержания - Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивный, коммуникативный, познавательно-исследовательской, входе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, сценариев, викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.

Слайд 8

Методы ознакомления с художественной литературой: словесный, наглядный и практический. Словесный метод: Наглядный метод: - чтение произведений; - показ иллюстраций, картинок, игрушек; - вопросы по содержанию произведений; - элементы инсценировки, схемы; - пересказ произведений; - просмотр видеофильмов; - заучивание наизусть; - оформление выставок. - беседа по произведению; - прослушивание аудиозаписи . Практический метод: - элементы инсценировки; - игры драматизации; - дидактические игры; - театрализованные игры; - использование разных видов театров; - игровая деятельность.

Слайд 9

Из опыта работы… В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей.

Слайд 10

Создала копилку выразительных средств языка «Ларец мудрости» (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки)

Слайд 11

Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой. Приложение к перспективному плану является подборка занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. С детьми ежедневно читаем книги не только по программе «От рождения до школы», но и книжные новинки, книги современных авторов, познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно – тематическое планирование.

Слайд 12

Проведение различных праздников с использованием театральных постановок

Слайд 14

Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы: - беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них - пересказ сказки по ролям - чтение народных сказок - беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?» и т.д. - игры – драматизации- упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений. - дидактические игры, направленные на развитие логического мышления - игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» и др.

Слайд 15

Формы работы с родителями: Консультации на следующие темы: «О роли родителей в развитии речи ребенка» «Как устроить домашний театр для детей» «Роль художественной литературы в развитии речи детей» «Поговори со мною мама»

Слайд 16

Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек , считалок, скороговорок; организовываются тематические родительские собрания.

Слайд 17

На стендах размещаю информацию для родителей, фотоматериалы театрализованной деятельности детей, различные консультации «Что и как читать детям», « Сказкотерапия на занятиях по развитию речи».

Слайд 18

Таким образом, использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Слайд 19

Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным и не только в детском саду, но и дома. Регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.

Слайд 20

Литература: 1. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования –М.: Мозаика – Синтез, 2011 2. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка// Дошкольное воспитание- 2007. -№6, с.35-40 3. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника-СПб: Детство-пресс, 2012-88с. 4. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей», Под ред. Ф.А.Сохина - М. Просвещение, 2005 5. Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с художественной литературой», М.,2007 6. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе. Для занятий с детьми 2-7 лет»- 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование образовательного процесса образовательной области «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» в рамках ФГОС

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его ...

«Развитие речи детей через чтение художественной литературы»

Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Презентация для семинара-практикума с родителями: «Развитие речи детей через чтение художественной литературы»

Презентация для семинара-практикума для родителей по развитию речи детей раннего возраста через чтение художественной литературы...

Рекомендации для родителей. Экологическое воспитание дошкольников через чтение художественной литературы

Экологическое воспитание дошкольников через чтение художественной литературы...

Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".

Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...

Нравственное воспитание дошкольников через чтения художественной литературы

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром...