Организация работы по речевому развитию старших дошкольников через чтение художественной литературы в рамках ФГОС в ДО.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

 Бикчентаева Чулпан Ханифовна

 

Использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного  развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_rechevoe_razvitie1.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: Организация работы по речевому развитию старших дошкольников через чтение художественной литературы в рамках ФГОС в ДО. (выступление на городском августовском педагогическом форуме) Бикчентаева Чулпан Ханифовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад №69»

Слайд 2

… одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествие в прошлое, настоящее и будущее. Максим Горький. Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли. Николай Морозов.

Слайд 3

Условия возникновения опыта. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, компьютер, - поэтому моя роль как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, чтобы побудить интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Слайд 4

Актуальность знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой в рамках ФГОС ДО. По ФГОС ДО основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: - социально-коммуникативное развитие - познавательное развитие - речевое развитие - художественно-эстетическое - физическое развитие Речевое развитие. Одним из направлений работы по развитию речи детей дошкольного возраста является воспитание любви и интереса к художественному слову , знакомству детей с художественной литературой.

Слайд 5

Цель: Определить значение художественной литературы для развития речи дошкольников.

Слайд 6

С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается: Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним; 3. слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает; 5.способность повторять отдельные слова и выражения из сказок; 7. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании; 2.Способность слушать текст и активно реагировать на его содержания; 4 . Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений сказок; 6. рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций; 8. учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем и без него.

Слайд 7

Основные принципы организации работы по воспитания у детей интереса к художественному слову - Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция - В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне содержания - Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивный, коммуникативный, познавательно-исследовательской, входе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, сценариев, викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.

Слайд 8

Методы ознакомления с художественной литературой: словесный, наглядный и практический. Словесный метод: Наглядный метод: - чтение произведений; - показ иллюстраций, картинок, игрушек; - вопросы по содержанию произведений; - элементы инсценировки, схемы; - пересказ произведений; - просмотр видеофильмов; - заучивание наизусть; - оформление выставок. - беседа по произведению; - прослушивание аудиозаписи . Практический метод: - элементы инсценировки; - игры драматизации; - дидактические игры; - театрализованные игры; - использование разных видов театров; - игровая деятельность.

Слайд 9

Из опыта работы… В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей.

Слайд 10

Создала копилку выразительных средств языка «Ларец мудрости» (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки)

Слайд 11

Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой. Приложение к перспективному плану является подборка занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. С детьми ежедневно читаем книги не только по программе «От рождения до школы», но и книжные новинки, книги современных авторов, познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно – тематическое планирование.

Слайд 12

Проведение различных праздников с использованием театральных постановок

Слайд 14

Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы: - беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них - пересказ сказки по ролям - чтение народных сказок - беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?» и т.д. - игры – драматизации- упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений. - дидактические игры, направленные на развитие логического мышления - игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» и др.

Слайд 15

Формы работы с родителями: Консультации на следующие темы: «О роли родителей в развитии речи ребенка» «Как устроить домашний театр для детей» «Роль художественной литературы в развитии речи детей» «Поговори со мною мама»

Слайд 16

Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек , считалок, скороговорок; организовываются тематические родительские собрания.

Слайд 17

На стендах размещаю информацию для родителей, фотоматериалы театрализованной деятельности детей, различные консультации «Что и как читать детям», « Сказкотерапия на занятиях по развитию речи».

Слайд 18

Таким образом, использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Слайд 19

Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным и не только в детском саду, но и дома. Регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.

Слайд 20

Литература: 1. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования –М.: Мозаика – Синтез, 2011 2. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка// Дошкольное воспитание- 2007. -№6, с.35-40 3. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника-СПб: Детство-пресс, 2012-88с. 4. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей», Под ред. Ф.А.Сохина - М. Просвещение, 2005 5. Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с художественной литературой», М.,2007 6. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе. Для занятий с детьми 2-7 лет»- 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".

Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...

План самообразования «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ СКАЗОК» старшая группа

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Однако только специальное ре¬чевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, ко¬торая представляет собой развернутое высказы...

Познавательное развитие дошкольников через чтение художественной литературы

Познавательное развитие дошкольников через чтение художественной литературыАвтор:Михайлова Алёна Николаевна Организация: ГБДОУ детский сад №22 комбинированного вида Красногвардейского...

Статья "Духовно-нравственное развитие дошкольников через чтение художественной литературы"

Статья "Духовно-нравственное развитие дошкольников через чтение художественной литературы"...

Опыт работы по теме ««Метод Сторисек» как способ развития интереса дошкольников к чтению художественной литературы»

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта по теме: ««Метод Сторисек» как способ развития интереса дошкольников к чтению художественной литературы»....

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дошкольников через чтение художественной литературы»

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дош...