Проект "Путешествие в сказки В.Г.Сутеева"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Петрова Людмила Геннадьевна

Данный материал содержит пути и этапы реализации проекта всеми участниками образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_suteeva.docx399.48 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД 571

ГРУППА «ФАНТАЗЕРЫ»

Проект

https://multtov.net.ua/wp-content/uploads/2019/07/MyCollages.jpg«Путешествие по сказкам В.Г. Сутеева»

Составил: Петрова Л.Г

воспитательВВК

Вид проекта:

Групповой, познавательный, творческий, игровой.

Сроки реализации:

краткосрочный с 14.01.2021по 23.02.2021

Участники проекта:

дети, воспитатели старшей группы, муз. руководитель, родители воспитанников.

Актуальность проекта:

Необходимость приобщения детей к чтению естественно бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Но в последнее время чтение художественной литературы детям родители заменяют просмотром мультфильмов или компьютером. А взрослый, желающий сделать ребенка читателем, нуждается в грамотной методической помощи. Тем временем значение приобщения детей к художественной литературе через чтение книг трудно переоценить. Именно оно открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Всегда дети любят смотреть книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Иллюстрация учит восприятию образа, цвета, пропорции, фактуры, ассоциативному мышлению, формирует у детей эстетический вкус.

Данный проект разработан для повышения интереса к книге, любви к чтению. Он развивает устойчивый интерес к произведениям как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, языковые средства, способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Знакомство с творчеством Владимира Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги и воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.

Цель:

Формирование разносторонних знаний о произведениях Владимира Григорьевича Сутеева, бережного отношения к ценнейшему источнику знаний – книгам.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя, художника- иллюстратора, мультипликатора В. Сутеева.
  • Расширять читательский опыт и навык эстетического слушания и восприятия художественных произведений автора.
  • Расширить кругозор детей путём ознакомления со сказками из книги В. Сутеева «Сказки и картинки».
  • Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
  • Расширять словарный запас детей, воспроизводить сказки В. Сутеева, через театрализованную деятельность.

Развивающие:

  • Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, эмоционально-оценочную и объяснительную речь.
  • Развивать интерес с театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
  • Формировать устойчивый интерес к произведениям В. Сутеева.
  • Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать.
  • Развивать познавательные способности.
  • Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные:        

  • Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания к слабым и беззащитным через произведения В. Сутеева. 
  • Воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к художественным произведениям.

Взаимодействие с родителями: 

  • Приобщать родителей к проблеме детского чтения.
  • Формировать у взрослых навыки грамотного читателя и эмоционального чтения.  
  • Укрепить традиции семейного чтения.

Предполагаемые результаты:

Ребенок:

  • познакомится с творчеством В. Г. Сутеева;
  • научится слушать и понимать художественный текст, улучшится объяснительная речь;
  •  пополняет словарный запас;
  •  развивает навыки общения и речь;
  • стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
  •  разнообразит способы сотрудничества;
  •  развивает художественно-творческие навыки.

Используемые виды деятельности:

  •  НОД;
  •  Игровая;
  •  Чтение художественной литературы;
  •  Изобразительная;
  •  Игры с использованием интерактивного оборудования

Работа с родителями:

  • Подготовка совместной выставки рисунков по сказкам В. Г. Сутеева;
  • Буклеты для родителей по привлечению детей к чтению.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатели:

  • Подбор методической, справочной, энциклопедической, художественной литературы по выбранной теме проекта.
  • Подбор книг, иллюстраций и мультфильмов, аудиозаписи по сказкам В. Г. Сутеева.
  • Разработка сценария сказки-драматизации «Яблоко».
  • Изготовление лэпбука «По сказкам В.Г. Сутеева»

Сотрудничество с родителями:

  • Ознакомление родителей о проводимой проектной деятельности;
  • Оформление папки – передвижки для родителей по теме проекта;
  • Совместное с детьми изготовление рисунков для выставки.

2. этап. Практический.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес»

Дидактические игры:«Доскажи словечко»,

«Отгадай сказку», «Собери сказку в картинках»

Экскурсия в Центральную детскую библиотеку.

Познание

Рассказ о творчестве В. Г. Сутеева;

Беседы по содержанию сказок В. Г. Сутеева;
Подбор и объяснение пословиц к произведениям В. Г. Сутеева.

Коммуникация

Рассказывание сказок В. Г. Сутеева по мнемотаблицам;

Пересказ сказки В. Сутеева «Три котёнка».

Труд

Изготовление атрибутов к театральной деятельности 

Театрализованная деятельность

Инсценировка  сказки «Под грибом»

Художественно-творческая деятельность:

Рисование героев сказок В. Г. Сутеева

Лепка героев сказок В. Г. Сутеева;  

Чтение

художественной

литературы

Кто сказал мяу?»,«Палочка-выручалочка»,«Про кляксу»,«Петух и краски».

Стихи: «Кисонька», «Кис-кис-кис»,

«Кисонька»,«Два цыпленка» 

Загадки по сказкам В. Сутеева

Музыка

Просмотр мультфильмов и прослушивание аудио автора

3-й этап – заключительный.

  • Поощрение участников выставки «Сказки В. Сутеева»
  • Подведение итогов проекта;
  • Создание отчетной презентации о проведенном проекте.

Консультация для родителей «Сутеев В. Г. – уникальный сказочник»

Необходимость приобщения детей к чтению естественно бесспорна. Книга совершенствует ум ребѐнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Но в последнее время чтение художественной литературы детям родители заменяют просмотром мультфильмов или компьютером. А взрослый, желающий сделать ребенка читателем, нуждается в грамотной методической помощи. Тем временем значение приобщения детей к художественной литературе через чтение книг трудно переоценить. Именно оно открывает и объясняет ребѐнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

 Знакомство с творчеством Владимира Григорьевича Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги и воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.

Сутеев не сразу стал писать для детей. Сначала он создавал мультфильмы, работая художником-мультипликатором. Но в один прекрасный день решил попробовать себя в литературе. Результатом этого решения стало множество удивительных добрых сказок для детей, иллюстрированных рисунками самого автора.

Сказки Сутеева – уникальное явление, ведь они интересны и познавательны и крохам, и детям постарше. Главные герои в них – хорошо знакомые всем животные, которых можно увидеть во дворе, в лесу или в зоопарке.

 В сказках Сутеева для самых маленьких персонажи попадают в разнообразные ситуации, позволяющие проявить им свои лучшие качества: доброту, самоотверженность, терпимость.

Каждая история по-своему познавательна и поучительна. В одних сказках автор показывает, насколько важна в жизни дружба. Настоящий верный товарищ всегда придет на помощь и выручит из беды. Другие истории помогают понять, что добро всегда вознаграждается, а зло будет наказано. Его сказки переведены во многих странах. Мультфильмы, снятые по его сценариям, не перестают завоевывать сердца маленьких зрителей. Владимиру Сутееву принадлежат полюбившиеся детям сказки: «Под грибом»,«Кто сказал мяу?», «Три котенка», «Мешок яблок», «Цыпленок и утенок», «Разные колеса» и многие другие.

 Сюжеты этих сказок просты и незатейливы, они понятны даже самым маленьким читателям. Каждая из сказок несет добро и свет, учит настоящей дружбе, порицает трусость, хвастовство и жадность. Сказки Сутеева легко и ненавязчиво преподают малышам первые уроки любви к природе, доброты, борьбы со злом.

Каждая сказка в книгах автора сопровождается красочными иллюстрациями. Они не только помогают окунуться в мир фантазии, но и делают процесс чтения еще более увлекательным. Автор создавал рисунки для своих книг с особой любовью. Это можно увидеть, если присмотреться к персонажам. Каждая деталь тщательно прорисована, а цвета подобраны с большим мастерством.

 Обилие иллюстраций - отличительная черта книг Владимира Григорьевича. Благодаря этому можно сказки Сутеева читать или смотреть как историю в картинках. Этим они чем-то похожи на мультфильмы, которые создавал автор. Искусство В. Г. Сутеева обращено самым маленьким читателям- зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. Добросердечие и улыбка художника спокойно и просто ведут малышей к постижению справедливости, человечности, нравственной чистоты. И он будет актуален всегда.

Владимир Сутеев. Сказка «Под грибом»

Как-то раз застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!

— Куда же я пущу тебя? — говорит Муравей. — Я один тут кое-как уместился.

— Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт... Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

Реклама 09

— Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

— Тут места нет.

— Подвиньтесь, пожалуйста!

— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..

— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает.

— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался?

— Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло.

Вылезли все из-под гриба — радуются.

Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

Роли исполняли:

Дима Дебенко-муравей;

Таня Карева-мышка;

Яна Кошель-бабочка;

Виолетта Сорокина-воробей;

Лера Скуфина-зайчик;

Женя Москалев-лиса;

Алиса Минина-лягушка;

Козырева Евгения Александровна-сказочница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры-драматизации по сказке В. Г. Сутеева "Капризная кошка"

Развитие связной речи осуществляется не только в повседневной жизни и на занятиях, но и в игре. А именно в игре - драматизации. Умение рассказывать помогаает ребёнку быть общительным, преодолевать мол...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках». Зимняя сказка по мотивам сказки «Ёлка» В. Сутеева.

Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс...

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки «Петух и Краски» (по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Петух и Краски»)

Цель: способствовать развитию художественных способностей дошкольников через интеграцию изобразительной и театральной деятельности. Задачи:·        развив...

Сценарий постановки сказки с детьми подготовительной группы «Грибок - теремок», по мотивам сказки В.Н. Сутеева «Под грибом».

Сказка подготовлена на городской конкурс, между ДОУ города "Лучшая театрализованная постановка"...

Драматизация сказки «Под грибом» (в стихах по сказке В. Г. Сутеева)

Цель: Способствовать формированию навыков социального взаимодействия детей средствами игровой деятельности.Задачи:- Обогащать духовный мир ребенка, приобщая его к творчеству, к театральной культу...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «В гости к сказке» (по сказке В.Г.Сутеева «Мышонок и карандаш»)

Задачи:Формировать и совершенствовать связную диалогическую речь, интонационную выразительность.Воспитывать в детях интерес к сказкам, желание читать и узнавать новое....

Открытое занятие Волшебный сундучок по сказке В.Г. Сутеева "Яблоко" по технологии Сторисек. Загадочный сундучок по сказке "Яблоко" (по технологии Сторисек).

Загадочный сундучок по сказке "Яблоко" (по технологии Сторисек). Цель: Создавать условия для познавательного интереса к сказке через технологию "Сторисек". Образовательные задачи: -Уточнить и о...