Проект "Путешествие в сказки В.Г.Сутеева"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Петрова Людмила Геннадьевна

Данный материал содержит пути и этапы реализации проекта всеми участниками образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_suteeva.docx399.48 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД 571

ГРУППА «ФАНТАЗЕРЫ»

Проект

https://multtov.net.ua/wp-content/uploads/2019/07/MyCollages.jpg«Путешествие по сказкам В.Г. Сутеева»

Составил: Петрова Л.Г

воспитательВВК

Вид проекта:

Групповой, познавательный, творческий, игровой.

Сроки реализации:

краткосрочный с 14.01.2021по 23.02.2021

Участники проекта:

дети, воспитатели старшей группы, муз. руководитель, родители воспитанников.

Актуальность проекта:

Необходимость приобщения детей к чтению естественно бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Но в последнее время чтение художественной литературы детям родители заменяют просмотром мультфильмов или компьютером. А взрослый, желающий сделать ребенка читателем, нуждается в грамотной методической помощи. Тем временем значение приобщения детей к художественной литературе через чтение книг трудно переоценить. Именно оно открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Всегда дети любят смотреть книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Иллюстрация учит восприятию образа, цвета, пропорции, фактуры, ассоциативному мышлению, формирует у детей эстетический вкус.

Данный проект разработан для повышения интереса к книге, любви к чтению. Он развивает устойчивый интерес к произведениям как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, языковые средства, способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Знакомство с творчеством Владимира Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги и воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.

Цель:

Формирование разносторонних знаний о произведениях Владимира Григорьевича Сутеева, бережного отношения к ценнейшему источнику знаний – книгам.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя, художника- иллюстратора, мультипликатора В. Сутеева.
  • Расширять читательский опыт и навык эстетического слушания и восприятия художественных произведений автора.
  • Расширить кругозор детей путём ознакомления со сказками из книги В. Сутеева «Сказки и картинки».
  • Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
  • Расширять словарный запас детей, воспроизводить сказки В. Сутеева, через театрализованную деятельность.

Развивающие:

  • Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, эмоционально-оценочную и объяснительную речь.
  • Развивать интерес с театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
  • Формировать устойчивый интерес к произведениям В. Сутеева.
  • Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать.
  • Развивать познавательные способности.
  • Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные:        

  • Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания к слабым и беззащитным через произведения В. Сутеева. 
  • Воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к художественным произведениям.

Взаимодействие с родителями: 

  • Приобщать родителей к проблеме детского чтения.
  • Формировать у взрослых навыки грамотного читателя и эмоционального чтения.  
  • Укрепить традиции семейного чтения.

Предполагаемые результаты:

Ребенок:

  • познакомится с творчеством В. Г. Сутеева;
  • научится слушать и понимать художественный текст, улучшится объяснительная речь;
  •  пополняет словарный запас;
  •  развивает навыки общения и речь;
  • стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
  •  разнообразит способы сотрудничества;
  •  развивает художественно-творческие навыки.

Используемые виды деятельности:

  •  НОД;
  •  Игровая;
  •  Чтение художественной литературы;
  •  Изобразительная;
  •  Игры с использованием интерактивного оборудования

Работа с родителями:

  • Подготовка совместной выставки рисунков по сказкам В. Г. Сутеева;
  • Буклеты для родителей по привлечению детей к чтению.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатели:

  • Подбор методической, справочной, энциклопедической, художественной литературы по выбранной теме проекта.
  • Подбор книг, иллюстраций и мультфильмов, аудиозаписи по сказкам В. Г. Сутеева.
  • Разработка сценария сказки-драматизации «Яблоко».
  • Изготовление лэпбука «По сказкам В.Г. Сутеева»

Сотрудничество с родителями:

  • Ознакомление родителей о проводимой проектной деятельности;
  • Оформление папки – передвижки для родителей по теме проекта;
  • Совместное с детьми изготовление рисунков для выставки.

2. этап. Практический.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес»

Дидактические игры:«Доскажи словечко»,

«Отгадай сказку», «Собери сказку в картинках»

Экскурсия в Центральную детскую библиотеку.

Познание

Рассказ о творчестве В. Г. Сутеева;

Беседы по содержанию сказок В. Г. Сутеева;
Подбор и объяснение пословиц к произведениям В. Г. Сутеева.

Коммуникация

Рассказывание сказок В. Г. Сутеева по мнемотаблицам;

Пересказ сказки В. Сутеева «Три котёнка».

Труд

Изготовление атрибутов к театральной деятельности 

Театрализованная деятельность

Инсценировка  сказки «Под грибом»

Художественно-творческая деятельность:

Рисование героев сказок В. Г. Сутеева

Лепка героев сказок В. Г. Сутеева;  

Чтение

художественной

литературы

Кто сказал мяу?»,«Палочка-выручалочка»,«Про кляксу»,«Петух и краски».

Стихи: «Кисонька», «Кис-кис-кис»,

«Кисонька»,«Два цыпленка» 

Загадки по сказкам В. Сутеева

Музыка

Просмотр мультфильмов и прослушивание аудио автора

3-й этап – заключительный.

  • Поощрение участников выставки «Сказки В. Сутеева»
  • Подведение итогов проекта;
  • Создание отчетной презентации о проведенном проекте.

Консультация для родителей «Сутеев В. Г. – уникальный сказочник»

Необходимость приобщения детей к чтению естественно бесспорна. Книга совершенствует ум ребѐнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Но в последнее время чтение художественной литературы детям родители заменяют просмотром мультфильмов или компьютером. А взрослый, желающий сделать ребенка читателем, нуждается в грамотной методической помощи. Тем временем значение приобщения детей к художественной литературе через чтение книг трудно переоценить. Именно оно открывает и объясняет ребѐнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

 Знакомство с творчеством Владимира Григорьевича Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги и воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.

Сутеев не сразу стал писать для детей. Сначала он создавал мультфильмы, работая художником-мультипликатором. Но в один прекрасный день решил попробовать себя в литературе. Результатом этого решения стало множество удивительных добрых сказок для детей, иллюстрированных рисунками самого автора.

Сказки Сутеева – уникальное явление, ведь они интересны и познавательны и крохам, и детям постарше. Главные герои в них – хорошо знакомые всем животные, которых можно увидеть во дворе, в лесу или в зоопарке.

 В сказках Сутеева для самых маленьких персонажи попадают в разнообразные ситуации, позволяющие проявить им свои лучшие качества: доброту, самоотверженность, терпимость.

Каждая история по-своему познавательна и поучительна. В одних сказках автор показывает, насколько важна в жизни дружба. Настоящий верный товарищ всегда придет на помощь и выручит из беды. Другие истории помогают понять, что добро всегда вознаграждается, а зло будет наказано. Его сказки переведены во многих странах. Мультфильмы, снятые по его сценариям, не перестают завоевывать сердца маленьких зрителей. Владимиру Сутееву принадлежат полюбившиеся детям сказки: «Под грибом»,«Кто сказал мяу?», «Три котенка», «Мешок яблок», «Цыпленок и утенок», «Разные колеса» и многие другие.

 Сюжеты этих сказок просты и незатейливы, они понятны даже самым маленьким читателям. Каждая из сказок несет добро и свет, учит настоящей дружбе, порицает трусость, хвастовство и жадность. Сказки Сутеева легко и ненавязчиво преподают малышам первые уроки любви к природе, доброты, борьбы со злом.

Каждая сказка в книгах автора сопровождается красочными иллюстрациями. Они не только помогают окунуться в мир фантазии, но и делают процесс чтения еще более увлекательным. Автор создавал рисунки для своих книг с особой любовью. Это можно увидеть, если присмотреться к персонажам. Каждая деталь тщательно прорисована, а цвета подобраны с большим мастерством.

 Обилие иллюстраций - отличительная черта книг Владимира Григорьевича. Благодаря этому можно сказки Сутеева читать или смотреть как историю в картинках. Этим они чем-то похожи на мультфильмы, которые создавал автор. Искусство В. Г. Сутеева обращено самым маленьким читателям- зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. Добросердечие и улыбка художника спокойно и просто ведут малышей к постижению справедливости, человечности, нравственной чистоты. И он будет актуален всегда.

Владимир Сутеев. Сказка «Под грибом»

Как-то раз застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!

— Куда же я пущу тебя? — говорит Муравей. — Я один тут кое-как уместился.

— Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт... Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

Реклама 09

— Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

— Тут места нет.

— Подвиньтесь, пожалуйста!

— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..

— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает.

— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался?

— Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло.

Вылезли все из-под гриба — радуются.

Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

Роли исполняли:

Дима Дебенко-муравей;

Таня Карева-мышка;

Яна Кошель-бабочка;

Виолетта Сорокина-воробей;

Лера Скуфина-зайчик;

Женя Москалев-лиса;

Алиса Минина-лягушка;

Козырева Евгения Александровна-сказочница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры-драматизации по сказке В. Г. Сутеева "Капризная кошка"

Развитие связной речи осуществляется не только в повседневной жизни и на занятиях, но и в игре. А именно в игре - драматизации. Умение рассказывать помогаает ребёнку быть общительным, преодолевать мол...

Театрализованная деятельность по сказке В.Г.Сутеева "Под грибом"

Материал может быть использован для развития речи дошкольников через театрализованную деятельность...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках». Зимняя сказка по мотивам сказки «Ёлка» В. Сутеева.

Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс...

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки «Петух и Краски» (по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Петух и Краски»)

Цель: способствовать развитию художественных способностей дошкольников через интеграцию изобразительной и театральной деятельности. Задачи:·        развив...

Сценарий постановки сказки с детьми подготовительной группы «Грибок - теремок», по мотивам сказки В.Н. Сутеева «Под грибом».

Сказка подготовлена на городской конкурс, между ДОУ города "Лучшая театрализованная постановка"...

Драматизация сказки «Под грибом» (в стихах по сказке В. Г. Сутеева)

Цель: Способствовать формированию навыков социального взаимодействия детей средствами игровой деятельности.Задачи:- Обогащать духовный мир ребенка, приобщая его к творчеству, к театральной культу...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «В гости к сказке» (по сказке В.Г.Сутеева «Мышонок и карандаш»)

Задачи:Формировать и совершенствовать связную диалогическую речь, интонационную выразительность.Воспитывать в детях интерес к сказкам, желание читать и узнавать новое....