Программа дополнительного образования для детей средней группы
проект по художественной литературе (средняя группа)

Третьякова Елена Владимировна

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования для    детей средней группы

Литературный кружок" Книголюбы"

по ознакомлению с художественной литературой.

Воспитатель:

Третьякова Е.В.

г. Горняк

2021 – 2022 гг.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников).

Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

* произведения устного творчества русского народа и народов мира;

* классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

* современная литература (русская и зарубежная).

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

А.М. Горький неоднократно говорил о большом влиянии художественного слова на развитие языка ребёнка. Он говорил, что многие дети учились родному языку на забавных прибаутках и поговорках

Цель: привить  детям любовь к художественному слову, уважение к книги

Задачи

1.Развитие поэтического слуха- способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения

2.Познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения.

3.Развивать способность замечать красоту и богатство русского языка.

4 Активизировать познавательные процессы, расширять горизонт творческого самовыражения.

5.Добиваться свободного общения между детьми

Основными принципами, которыми я руководствуюсь в работе с детьми, являются:

Принцип развивающего обучения:

Обозначающий, целенаправленное и планомерное усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач.

1.Побуждние к сотворчеству с взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение.

2.Самостоятельный поиск решения образа.

Принцип воспитывающего обучения:

Формирование положительных качеств личности.

Правильно организованный процесс всегда носит воспитывающий характер, особое внимание уделяю воспитание интереса к художественному слову.

Принцип систематичности и последовательности:

Предполагает,что усвоение материала идёт в определённом порядке, системе. Весь материал составляет систему в перспективном планировании

Принцип интегративности:.

Художественное чтение связано с другими видами деятельности (музыкальной, познавательной, художественной)С различными видами искусства:( изобразительным, драматическим)

Для детей организуются выставки по творчеству художников-оформителей, дети посещают театральные постановки, литературные чтения, библиотеку в ККЦ п. «Ветлужский» Для детального познания образа дети слушают произведения, рисуют героя. Над формированием образа работают в детском саду различные узкие специалисты: воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности, логопед, психолог.

Принципы:

1.Принцип активности, стимулирующие активность и познавательную деятельность ребёнка, стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия.

2.Принцип свободы и самостоятельности.

3.Принцип иллюзии, жизненной правды позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаваться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.

Методы:

Основной метод показа, создание образа, игровой.

Формы:

Диалог, индивидуальная работа, работа в паре, игровая, творческая группа.

Средства:

Музыка, костюмы. видио, технические.

Основные способы и формы работы с детьми;

Программа рассчитана для детей среднего  дошкольного возраста(4 -5лет)

 Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам.

  В среднем  дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности.

Срок реализации программы 9 месяцев: с сентября  по май включительно.

2. Актуальность:

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

3.Прогнозирование результатов.

Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Итогом в реализации программы являются:  выставки детских работ в детском саду;

дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.

4. Средства, необходимые для реализации программы.

- создание художественно-развивающей среды в детском саду

 - разработка НОД по развитию детских художественных способностей при чтении произведений

- использование дополнительной методической литературы по данной теме.

Сентябрь

3 неделя Рассказывание р. н. с. «Гуси-лебеди»

Колыбельные песенки (слушание в записи). Познакомить детей с убранством русской избы; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; подвести к пониманию, что добро всегда побеждает, а в жизни важна взаимовыручка.

4 неделя Русские народные песенки, потешки, небылицы.

Заучивание на выбор (Мыши водят хоровод, Пошёл котик на торжок и др.) Почитать детям потешки, обратить внимание, что их на Руси издавна читали детям, забавляя их таким образом. Заучить потешку на выбор, добиваться выразительного чтения, правильного произношения звуков.

Октябрь

1 неделя Чтение рассказа «Волчишко»

Е. Чарушина, рассматривание иллюстраций автора. Познакомить детей с творчеством писателя Е. Чарушина, побеседовать по содержанию рассказа, добиваясь полных ответов; воспитывать доброе отношение к животным.

2 неделя Заучивание стихотворения

А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы». Познакомить детей с творчеством А. Плещеева, приобщать к классической поэзии, объяснить непонятные слова. Заучить с детьми стихотворение, добиваясь выразительного чтения.

Ноябрь.

1 неделя Чтение рассказаК. Ушинского «Уточки».

Рисование уточек на пруду. Прочитать рассказ детям, побеседовать по содержанию. Предложить нарисовать уточек на пруду; воспитывать бережное и доброе отношение к животным.

2 неделя Чтение стихотворения-игры Л. Пантелеева «Карусели».

Разучивание игры. Познакомить детей со стихотворением-игрой, разучить игру с детьми и поиграть, совершенствовать умение действовать в соответствии со словами.

Декабрь.

1 неделя Чтение стихотворения Я. Акима «Первый снег». Рисование снега на тонированной бумаге. Прочитать детям стихотворение, объяснить непонятные слова, предложить нарисовать снег гуашью в разных техниках (кисточкой, ватными палочками и т. д.) Вызвать эмоциональный отклик на красоту природы.

2 неделяЧтение немецкой сказки «Госпожа Метелица» Познакомить детей с немецкой сказкой, обратить внимание, что добро и трудолюбие вознаграждаются, а лень и грубость – наказываются, побеседовать по содержанию сказки, добиваясь полных ответов.

Январь.

3 неделя Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка» (кукольный театр). Создать хорошее настроение, развлечь детей показом кукольного театра. Поговорить о героях сказки, провести аналогию с р. н. с. «Теремок».

4 неделяЧтение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке». Прочитать детям стихотворные сказки, побеседовать, как мышонок изменился, каким он стал (смелым, находчивым); обогащать словарный запас детей. Предложить детям обрывной бумагой украсить мышонка.

Февраль.

1 неделяЧтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Прочитать детям рассказ, побеседовать по содержанию, выяснить, почему Маша стала большой, хоть и осталась маленькой девочкой. Предложить рассказать, как дети помогают своим родителям.

2 неделя Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор».

Рисование по содержанию стихотворения. Прочитать детям стихотворение, побеседовать по содержанию; воспитывать патриотические чувства, вызвать сострадание к раненому Дозору.

Март.

1 неделя Мамин день. Стихи о маме, бабушке, весне (повторение, выразительное чтение). Повторить с детьми стихи к утреннику, добиваться выразительного чтения, чёткого произношения; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке.     Предложить детям из пластелина слепить маме цветок.

2 неделя Заучивание русской народной заклички о весне «Солнышко».

Рисование солнечного пейзажа. Заучить с детьми закличку о весне, объяснить непонятные слова; вызвать интерес к народному творчеству. Предложить нарисовать весенний, солнечный пейзаж.

Апрель.

1 неделя Чтение шуточных стихов.

С. Чёрный «Концерт», С. Маршак, Д. Хармс «Весёлые чижи». Развивать чувство юмора, умение видеть смешное в литературных произведениях, обратить внимание на выразительные средства, используемые авторами.

2 неделя Знакомство с творчеством К. Чуковского. Прочитать детям «Телефон», «Путаница», побеседовать по содержанию, прививать интерес к творчеству Чуковского.

Май.

1 неделя Чтение сказкиВ. Сутеева «Кто сказал «мяу»? Познакомить детей со сказкой Сутеева и его иллюстрациями к ней. Вызвать интерес к автору, побеседовать по содержанию. Предложить детям нарисовать кошечку красками.

2 неделя Чтение сказкиЛ. Муур «Крошка Енот и Тот, который сидит в пруду». Подвести к мысли, что добрая улыбка и хорошее отношение приносят больше пользы, чем агрессия. Учить решать конфликты мирным путём.

Коллективная работа детей и воспитателя «Наши улыбки»

2. Работа с родителями.

Календарно – тематическое планирование работы с родителями на 2018 – 2019 учебный год.

Сентябрь.

Консультация на тему: «Первые книги ребенка»

Октябрь:

Консультация на тему: «Уголок книги в детском саду»

Ноябрь:

Консультация на тему: «Ребенок дошкольник – слушатель или читатель»

Декабрь:

Консультация на тему: «Мир, окружающий ребенка, это прежде всего мир природы»

Январь:

Консультация на тему: «Покупаем книги для ребенка»

Февраль:

Консультация на тему: «Роль книги в жизни ребенка»

Март:

Консультация на тему: «Книга для дошкольников»

Апрель:

Консультация на тему:  « Международный день книги»

Май:

 Консультация на тему:  «Добро и доброта»

Принципы и подходы к реализации программы.  При составлении данной программы познавательно-речевой направленности, я ориентировалась на следующие приоритетные принципы: комфортность, комплексность, системность, наглядность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, постепенность, адекватность требований и нагрузок, индивидуализация темпа работы, повторяемость (цикличность повторения материала).

Литература, используемая педагогами, для работы и организации образовательного процесса.

 Баландина Л.А. Риторика для малышей. Ростов - на – Дону, 2003г

Богуславская М.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).-Екатеринбург,1997.

Дурова А.В.Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста-М.,2000.

Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками. Москва, 2003  

Лопатина А.А., Скребцова М.В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. Москва,2005

Сухомлинский В.А.Хрестоматия по этике.-М.,1990  

ФесюковаЛ.Б. Воспитание сказкой.-Харьков,1997.Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры. упражнения .(Под редакцией Л.В.Кузнецовой  и др.) -М.2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию в средней группе «СТУПЕНЬКИ МУДРОСТИ»

Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы. Программа «Ступеньки мудрости»...

Программа дополнительного образования в средней группе "Юные пожарные"

Дополнительная общеразвивающая программа «Юные пожарные»Направление: формирование основ безопасностиВозраст детей:  4 – 5 летСрок реализации: 1 год...

Рабочая программа дополнительного образования «Затейники» средняя группа

  Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребёнка в школе. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет з...

программа дополнительного образования легоконструирование средняя группа

Конструктор помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает  видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме...

ПРОГРАММА дополнительного образования в средней, старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у сказки». Театрализованная деятельность в детском саду.

ПРОГРАММА  дополнительного образования в средней, старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у сказки». Театрализованная  деятельность в детском саду....

Рабочая программа по организации дополнительного образования в средней группе Кружок «Веселый светофорчик»

Рабочая программапо организации дополнительного образованияв средней группе Кружок «Веселый светофорчик»...