Программа дополнительного образования в средней группе "Юные пожарные"
рабочая программа по обж (средняя группа)

Марасан Ирина Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа «Юные пожарные»

Направление: формирование основ безопасности

Возраст детей:  4 – 5 лет

Срок реализации: 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunye_pozharnye.docx39.64 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано»                                                                                 «Принята»                                                       «Утверждаю»

Заместитель заведующего по ВМР                                              Педагогическим советом                             Заведующий МДОАУ д/с «Сказка»

МДОАУ детского сада «Сказка»                                                 протокол                                                         _________________/Быченко А.А./

__________/ Заляева Л.А./                                                            № ___ от _____________                             Приказ № ____ от «___» _________2018г.

От «___» ____________2018г

Дополнительная общеразвивающая программа

«Юные пожарные»

Направление: формирование основ безопасности

Возраст детей:  4 – 5 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик: Марасан Ирина Александровна

воспитатель первой квалификационной категории

Магдагачи 2018 г.

Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Новизна и актуальность

3

3

Цель и задачи кружка

4

4

Приемы и методы работы

5

5

Работа с родителями

6

6

Структура и этапы реализации

6

7

Материально – техническое обеспечение

7

8

Ожидаемые результаты

7

9

Способы определения результативности программы

8

10

Перспективный план работы кружка

8

11

Методическое обеспечение

11

12

 Приложение 1. Анкета для родителей

12

13

Приложение 2. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по пожарной безопасности у детей дошкольного возраста

13

Пояснительная записка

      Кружок «Юные пожарные»  рассчитан на детей дошкольного возраста 4 – 5 лет. Основной идеей кружковой работы является формирование культуры безопасности дошкольников.

      Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. Безопасность поведения на улице, безопасность поведения в быту, безопасность поведения с людьми – все это составляющие общей культуры безопасности.

      Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

       Одно из важных и очень актуальных направлений формирования основ безопасной жизнедеятельности является пожарная безопасность. Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара — дети. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами.

Новизна и актуальность

Актуальность формирования основ пожарной безопасности вызвана тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Правильное поведение при пожаре является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре.

Реализация деятельности кружка «Юные пожарные» предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления - в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь. Следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков безопасного поведения с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

      Новизной дополнительной образовательной программы «Юные пожарные»  является:

       - решение задачи не только обучение детей правопослушному и безопасному поведению при возникновении пожара, но и их воспитания;

       - обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических возрастных особенностях поведения дошкольников;

        - внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольников, позволяющих достичь наибольшего обучающего эффекта;

      - инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения дошкольников;

       - мониторинговое отслеживание показателей правил пожарной безопасности дошкольников.

Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста возможно при достижении и решений следующих целей и задач.

Цели:

1. формирование у детей дошкольного возраста основ пожарной безопасности в быту и на улице, создание условий для усвоения и закрепления знаний о правилах пожарной безопасности.

2. повышения у родителей уровня знаний об основах пожарной безопасности.

Задачи:

1. формирование у дошкольников представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способа поведения в них;

2. познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности в быту;

3. познакомить детей с пожароопасными предметами, сформировать чувство опасности огня;

4. предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнем;

5. повышение у родителей теоретических знаний о таком явление, как пожар;

6. формирование у родителей умений правильно действовать в любой пожароопасной ситуации.

Приемы и методы работы

         Для наиболее эффективного решения поставленных задач в работе используются следующие формы и методы работы с детьми:

 - непосредственно – образовательная  деятельность;

           - экскурсии по ДОУ;

 - наглядные пособия, тематические плакаты;

 - показ мультфильмов и видеофильмов (короткого метража) на пожарную тему;

 - чтение художественных произведений, использование музыки;

 - продуктивная деятельность детей;

 - викторины на противопожарную тему.

 - чтение стихов на противопожарную тему.

 - спортивные развлечения, праздники;

 - игры: сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные,, дидактические, игры – драматизации, игры – соревнования;

 - моделирование и решение проблемных ситуаций, игровых образовательных ситуаций для отработки поведенческих навыков пожароопасного поведения.

Работа с родителями

Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями. Взрослые, привыкнув ко многим благам, которые дает огонь, забывают о его опасности. Поэтому, цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы пожарной безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми  родителям необходимо  познакомить  детей в семье, при необходимости – дать родителям рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях.

Исходя из этого, выделены основные направления работы по взаимодействию с родителями:

 - информирование о фактах неумелого обращения с огнем, ставших причиной несчастных случаев;

 - рекомендации, как объяснить детям в доступной форме правила обращения с огнем и огнеопасными предметами;

 - формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей умения правильно обращаться с различными бытовыми приборами, формирования у детей правил поведения при возникновении пожара.

Особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения правил, если они сами их не всегда соблюдают.

Исходя из этого, определены разнообразные формы работы с семьей:

        - размещение в уголке для родителей статей и материалов пожарной безопасности в домашних и природных условиях;

        - оформление папок-передвижек по профилактике пожарной безопасности;

        - анкетирование; (Приложение 1)

        - консультации в форме наглядной информации, памятки для родителей;

        - совместные досуги и развлечения.

Структура и этапы реализации

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Занятия проводятся во вторник, во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 20 минут. Форма работы может быть различной (с подгруппами и индивидуально). В группе 12 детей. Программа реализуется на бесплатной основе.

           Первый этап работы – это диагностика – выявление уровня знаний и представлений детей о правилах пожарной безопасности.

          Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах пожарной безопасности через различные формы работы: занятия, беседы с детьми, заучивание рифмованных правил.

         Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил пожарной безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, использование публикаций в периодической печати, игры- драматизации, творческие игры, наблюдения, экскурсии, знакомство с профессией «пожарный», просмотр видеофильмов по данной тематике.

Учебный план на 2018/2019 по дополнительной образовательной программе

«Юные пожарные»

количество занятий/ часы

неделя

1/ 20мин

месяц

4/ 1ч.20мин

год

37/  12ч.20мин

Материально – техническое обеспечение

В процессе обучения широко используются дидактические игры, наглядные пособия, ТСО, художественная литература.

Ожидаемые результаты

Результат работы кружка:

1. Дети должны знать:

 - основные причины возникновения пожара в доме и лесу;

 - основные понятия: «бытовая техника»; «электроприборы»; «пожароопасные предметы»;

 - правила безопасного поведения в быту;

 - номера телефонов экстренной службы;

 - должны знать основные средства защиты, а также средства пожаротушения.

 2. Дети должны уметь:

 - ориентироваться в пространстве (в квартире, групповой комнате);

 - объяснить  правила поведения при пожаре.

3. Дети должны владеть:

 - навыками соблюдения и выполнения правил пожарной безопасности, при помощи взрослых.

Способы определения результативности программы

В начале и в конце года проводится диагностика уровня знаний детей по пожарной безопасности.  Контроль знаний проводится в ходе индивидуальной беседы по разработанной методике, состоящей из нескольких вопросов.

(Приложение 2)

 

Перспективный план работы кружка

месяц

тема и содержание работы

сентябрь

1 – 2. Вводное  (тестирование детей).  Определить начальный уровень знаний детей о пожаре,  причинах его  возникновения, и действиях при пожаре.

3. Беседа «Огонь – друг, или враг». Раскрыть содержания понятия «огонь». Поговорить о значении огня в жизни человека.

4. Лесной пожар. Рассказать о причинах возникновения пожара в лесу.

октябрь

1.  Беседа «Электроприборы».  Расширить и закрепить знания об электроприборах, правилах пользования ими. Показать зависимость между нарушением определенных правил и возникновением опасности.

2. Детские шалости. Обсудить поведение детей, которое может привести к возникновению пожара.

3. Рисование «Спички не тронь – в спичках огонь!»  Продолжать учить использовать цветовую гамму в рисунке, учить задумывать содержание рисунка. Развивать воображение.

4. Беседа «Кухня – не место для игр». Познакомить с предметами, находящимися на кухне и требующими осторожного обращения.

5. Просмотр м/ф  «Кошкин дом». Познакомить детей с м/ф, побеседовать о поведении героев, обсудить содержание.

ноябрь

1.  Беседа. «Горючие вещества». Рассказать о существующих горючих веществах, правилах обращения с ними.

2. Беседа «А у нас в квартире газ». Рассказать о существовании газа, его значении и опасности.

3. Чтение. К.Чуковский «Путаница». Познакомить детей с произведением. Беседа по содержанию, обсуждение действий героев. Просмотр иллюстраций.

4. Итоговое занятие «Пожар». Обобщить и закрепить знания о причинах возникновения пожара, закрепить знания о пожарной безопасности в быту.

декабрь

1. Беседа «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой». Познакомить детей с профессией – пожарный, особенностью работы, одеждой пожарного.

2. Беседа «Пусть елка новогодняя нам радость принесет». Познакомить с правилами поведения возле наряженной елки.

3. Чтение С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Познакомить детей с произведением. Беседа по содержанию, обсуждение действий героев. Просмотр иллюстраций.

4. «Профессия пожарный». Закрепление знаний о профессии пожарный. Рассматривание иллюстраций с изображением труда пожарного.

январь

1. Сюжетно- ролевая игра «Мы пожарные». Закрепить знания о профессии  пожарный, воспитывать уважение к труду пожарных.

2. Чтение Л.Толстой «Пожарные собаки». Познакомить детей с произведением. Беседа по содержанию, обсуждение действий героев. Просмотр иллюстраций.

3. Рисование «Пожарный».

февраль

1. Знакомство с пожарной сигнализацией и системой оповещения.

2. Аппликация «Пожарная машина»

3. Экскурсия по детскому саду. Познакомить с уголком пожарной безопасности, познакомить с условными схемами и обозначениями.

4.Итоговое занятие. Закрепить знания о профессии пожарной, специальной технике борьбы с огнем и системе оповещения. 

март

1. Беседа «Как вести себя во время пожара». Формировать навыки поведения при пожаре.

2. Игровая ситуация «Пожар в детском саду». Формировать навыки поведения при пожаре.

3. Беседа «Чем опасен дым». Рассказать что такое дым, как он может быть опасен, способах защиты от дыма.

4.Тренировочная эвакуация из детского сада. Закрепить навыки противопожарной безопасности.

апрель

1. Просмотр м/ф «Смешарики. Тушение электроприборов». Познакомить детей с м/ф, побеседовать о поведении героев, обсудить содержание.

2. Игровая ситуация  «В лесу случился пожар». Формировать навыки поведения при пожаре в лесу.

3. Развлечение «Что мы знаем о пожаре». Закрепить знания противопожарной безопасности.

4.Игровая ситуация «В квартире случился пожар». Формировать навыки поведения при пожаре.

май

1. Тренировочная эвакуация из детского сада. Закрепить навыки противопожарной безопасности.

2. Викторина «Правила обращения с огнем». Закрепить и проверить полученные знания

3 - 4. Заключительное (тестирование). Проверка полученных детьми знаний.

Методическое обеспечение

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: Детство-пресс, 2002.

 2. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М-2008.

3. Коломиец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет.,2009

4.Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – СПб.: «Издательство «Детство –пресс», 2010.

 5.Прилепко Е.Ф.Пожарная безопасность для дошкольников, М-2008.

6.Жукова О.Г.,Трушнина Г.И., Федорова Е.Г. Азбука «АУ!» Методические рекомендации по обучению детей основам безопасности.- СПб.: Детство-пресс, 2008

7.Зайцев Г. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб., 1994.

 8.Как обеспечить безопасность дошкольников /Белая К.Ю, Зимонина В.Н.,Кондрыкинская Л.А.М.: Просвещение,2006.

9.Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет., М-2006

10. Патрушина Т. Навыки личной безопасности: от детского садика до школы. Газета «Детский сад со всех сторон» № 32/2002.

11. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. М.— Астрахань, 1997.

Приложение 1

Анкета для родителей:

1) Ф.И.О.__________________________________________________________________________________________________

2) Место работы____________________________________________________________________________________________

 3) Образование родителей___________________________________________________________________________________

 4) Возраст ребенка. ________________________________________________________________________________________

5) Оставляете ли вы своего ребенка без присмотра дома? _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

6) Если да, то чем он в это время занимается? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

6) Доступны ли в вашем доме для ребенка спички, электроприборы? _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

7) Где они хранятся?________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

 8) Использует ли ваш ребенок спички, испорченные приборы в самостоятельных играх? _____________________________

_________________________________________________________________________________________________________

9) Какую работу проводите дома по профилактике пожарной безопасности? ________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

10) Какую работу, по вашему мнению, должен проводить детский сад по профилактике пожарной безопасности?____________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за участие!

Приложение 2

Диагностика уровня знаний, умений и навыков по пожарной безопасности

у детей дошкольного возраста

 Показатели высокий средний низкий.

1. Выявить знания детей о родителях:  как зовут?

2.  Выявить знания детей о домашнем адресе:  а) улица, б) номер дома.

3. Выявить уровень знания об экстренных службах:

 а) пожарная часть - «01», б) милиция - «02», в) скорая помощь - «03»

 4) Выявить уровень знаний о безопасном обращении с огнем:

а) почему опасно играть со спичками?

б) чем опасны пожары?

в) что может вызвать пожар?

 г) назовите средства пожаротушения.

 д) что нужно делать, если возник пожар?

е) назовите несколько причин, по которым может начаться пожар.

5) Выявить уровень знаний об огнеопасных предметах:

а) почему нельзя оставлять без присмотра электрические приборы: утюг, телевизор, магнитофон, электрическую или газовую плиту, микроволновую печь и.т. д.)

 б) может ли загореться искусственная елка?

 6) Выявить уровень знаний как вести себя при пожаре:

 а) что делать, если в квартире дым?

 б) что делать, если в квартире пожар?

7) Выявить знания детей о пожарной безопасности на природе

а) почему возникают лесные пожары? б) Как поступите, если увидите тлеющий костер?

в) почему убегая из зоны огня, надо бежать, пригибаясь к земле.

г) почему убегая из зоны огня, нужно прикрывать нос и рот мокрым платком? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста "Загадки вокруг нас"

Программа направлена на обучение составлению загадок как средство развития речи детей дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно - творческой деятельности

Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно - творческой деятельности...

Рабочая программа дополнительного образования «Затейники» средняя группа

  Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребёнка в школе. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет з...

ПРОГРАММА дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно- творческой деятельности «Пластилиновое чудо» на 2018-2019 учебный год

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия п...

Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно - творческой деятельности «Пластилиновое чудо»

Программа разработана для детей 4-5 лет.Цель: Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальност...

программа дополнительного образования легоконструирование средняя группа

Конструктор помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает  видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме...