программа дополнительного образования легоконструирование средняя группа
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Сметанникова Лариса Юрьевна
 

Конструктор помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает  видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legokonstruirovanie_1.docx256.26 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\ИТЦ\Desktop\скан\img20200120_08173292.jpg

Содержание

 Содержание

страницы

1

Комплекс основных  характеристик  программы

3

1.1

Пояснительная записка                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

3

1.2

 Цели и задачи программы                                                                                        

4

1.3

Особенности программы                                                                                            

4

1.4

Ожидаемые результаты                                                                                              

7

2

Комплекс организационно-педагогических условий                                      

7

2.1

Материально-техническое обеспечение(информационное , кадровое

7

2.2

Формы предъявления  и демонстрация образовательных результатов                

7

2.3

Оценочные  материал                                                                                                  

7

2.4

Методические материалы                                                                                            

7

2.5

Список литературы

9

1

Приложения

Диагностическая карта кружкая лего-конструирование

10

2

Приложения

Табель  учета результатов  дополнительной образовательной услуги

12







1.Комплекс основных  характеристик  программы.

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по развитию естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста, методического пособия Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO).

1.1Пояснительная записка

Направленность программы: познавательная

Отличительные особенности программы

данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

-занятия в свободное время;

-обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

-детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Адресат программы : Возраст детей: 4-5 лет.

Обьем и срок освоения программы: 8месяцев-32 часа

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 20 минут.

Четверг в 16.00-16.20

Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Легоконструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.  Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Легоконструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микрогруппы.

1.2Цель  задачи программы: 

 Цель:конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.  

Цель будет достигнута при решении следующих задач:
1. Развивать у детей интерес к моделированию и конструированию, симулировать детское творчество;

2. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее составные части, их функциональное назначение;

 Развивать глазомер и чувство симметрии;

4. Закреплять знания детей об окружающем мире;

5. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, подгруппе;

6. Развитие логического мышления;

7. Выявление талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

1.3. Содержание программы

Учебный план

октябрь и май - обследование уровня овладения деятельностью  детей.

Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста.

Учебный план

 неделя

Месяц

год

1

4

32

Календарно-тематический план лего-конструированию

в средней группе

Месяц

тема

цели

октябрь

1

Башня, мост

Закреплять навыки полученные в младшей группе, и приемы построек снизу вверх.

Учить строить простейшие постройки.

Формировать бережное отношение к конструктору.

2

Веселые утята

Разучивать стихотворение про утят.

Строить из конструктора утят, используя различные детали.

3

Красивые рыбки

Уточнять и расширять представления о рыбах.

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Учить строить морских обитателей.

4

Гусенок

Учить строить из конструктора гусенка.

5

Улитка

Учить строить улитку.

Воспитывать добрые отношения.

Развивать память, мышление, внимание.

ноябрь

6

Большие и маленькие пирамидки

Учить строить разные пирамидки.

Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Учить бережно относиться к конструктору.

7

Ворота для заборчика

Учить строить ворота для заборчика.

Аккуратно и крепко скреплять детали ЛЕГО-конструктора.

8

Мебель для кукол»

Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части; продолжать знакомить детей с понятием конструирование; учить анализировать образец; учить детей работать с конструктором; конструировать различные предметы мебели; объединять свои постройки единым сюжетом; учить создавать постройку, соотнося её размеры с величиной игрушки; побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек; формировать представление о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление.

9

«Домик»

Учить строить большой дом для фермера; развивать фантазию ,творчество; учить доводить начатое дело до конца; сформировать обобщенное представление о домах, что они бывают разные (одно- и многоэтажные); вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке; упражнять детей в огораживании небольших пространств кубиками, кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; упражнять в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); упражнять в преобразовании построек в длину и ширину; развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; воспитывать усидчивость и аккуратность во время работы, взаимопонимание и взаимовыручку.

декабрь

10

Лесной домик

Учить строить дом.

Распределять детали ЛЕГО-конструктора правильно.

Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

11

Русская печь

Рассказать о русской печке.

Развивать воображение, фантазию.

Учить строить печку из конструктора.

12

Дед Мороз

  • Закреплять полученные навыки;
  • Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;
  • Развивать творческую инициативу и самостоятельность

13

Зоопарк

  • Закреплять представления о многообразии животного мира;
  • Развивать способность анализировать, делать выводы.

январь

14

Загон для коров и лошадей

Учить строить загоны по условиям.

Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук.

15

Грузовик

Учить строить различные машины, используя детали ЛЕГО-конструктора.

16

Дом фермера

Учить строить большой дом для фермера.

Развивать фантазию и творчество.

Учить доводить начатое дело до конца.

17

Мельница

Учить строить мельницу.

Развивать воображение, фантазию.

февраль

18

Знакомство со светофором

Учить слушать сказку.

Рассказать о светофоре.

Закреплять навыки конструирования.

19

Продолжение знакомства со светофором

Продолжать знакомить со светофором.

Учить правила дорожного движения.

Строить проезжую часть и надземный переход.

20

«Улицы нашего города»

Продолжать знакомить со светофором; учить правила дорожного движения; строить проезжую часть и надземный переход ;активизировать знания детей, умение творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки; учить размещать свои постройки на определенном участке; воспитывать умение трудиться в коллективе.

21

«Мост для пешеходов»

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; дать представление о мостах, их назначении, познакомить с разными видами мостов (пешеходный, транспортный), с элементами их конструкций (спуски, ступени, опоры, перекрытия); учить детей строить мосты несложной конструкции; развивать умение рассматривать образец, делать постройку устойчивой, упражнять в сравнении предметов по величине (длинный - короткий); стимулировать творчество и самостоятельность детей, способствовать их речевому и игровому общению.

март

22

Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы

Развитие фантазии и воображения детей, показать детям технику «мозаики» из LEGO. Воспитывать любовь к родным. Выставка работ.

23

Слон

Обезьяна

Учить строить слона.

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

Учить строить обезьяну.

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

24

Домашние животные

  • Учить строить собаку и кошку;
  • Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.

25

Пруд и его обитатели

  • Гусь, утка, лягушка, рыбка, улитка. Обсудить с детьми, что такое пруд, кто там может обитать, какие ещѐ водоемы знают. Конструирование в парах по схемам и картинкам – обитатели пруда. Выставка работ.

апрель

26

Ракета, космонавты

Рассказать о космических ракетах и космонавтах.

Учить строить ракету и космонавтов.

27

Корабли

Дать обобщенное представление о кораблях.

Учить способам конструирования.

Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.

28

Пожарная машина

Рассказать о работниках пожарной части.

Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину.

Развивать творчество и логическое мышление.

Учить понимать нужность профессии.

29

Самолет

Рассказать о профессии летчика.

Учить строить самолет, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество.

30

«Мосты для транспорта»

закрепить представление о различных видах мостов, их назначении, строении; продолжать знакомить с элементами их конструкций (спуски, опоры, перекрытия); упражнять в строительстве мостов; развивать умение создавать конструкции по заданным условиям; развивать умение анализировать образцы построек, иллюстрации; упражнять в сравнении предметов по величине (широкий – узкий); развивать умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.

май

31

Итоговое занятие. Фантазируй!

Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. Презентация детьми моделей, собранных по их замыслу, предоставленным схемам, картинкам. Заполнение диагностических карт

32

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

1.4 Планируемый результат

В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:

-основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

-  виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

-  технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

-  осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду  и цвету);

-   конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

-   конструировать по образцу;

-   с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

        2.Комплекс организационно-педагогических условий

 2.1 Материально-техническое обеспечение(информационное , кадровое).

-Дидактические игры, пазлы, счетные палочки, головоломки, мозаика, настольные и печатные развивающие игры, конструкторы разных видов, крупный и мелкий строительный материал.

-Деревянные напольные конструкторы. Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей)

-Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, гофрированная, прозрачная и т. п.)

-Подборка из бросового материала: бумажные коробки, катушки, конусы, пробки.

-Подборка из природного материала: шишки желуди, ракушки, морские камушки.

-Конструкторы из серии «Лего» («Ферма»)

-Игрушки для обыгрывания построек: животные, человечки и т. д.

2.2 Формы отчетности образовательных результатов

Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:

- участие детей в проектной деятельности; в выставках творческих работ дошкольников,выставки, Итоговое занятие.

2.3.Оценочные  материалы

Для подведения итогов реализации и усвоения Программы «Лего-конструирование», 2 раза в год (воктябре и в мае) проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты (см. Приложение 1)

  2.4 Методические материалы

Принципы организации работы кружка

Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный. Обследование деталей любого конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных) для знакомства с формой, определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребенка.

  Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).

  Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

  Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

  Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.

  Игровой. Использование сюжета игры для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

  Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Методы работы:

Словесный (беседа, рассказ);

Наглядный (демонстрация педагогом готовой постройки);

Практический (выполнение работ детьми по образцу).

Перспективный (выполнение детьми постройки по устному составлению темы, по замыслу)

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

Дидактическая игра

Создание игровых ситуаций

Сюрпризные моменты

Использование аудио техники

Творческая работа (рисование, лепка)

Открытые занятия для родителей

2.5Список литературы

1.Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

2. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. 3-е изд., перераб. и дополн. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 240 с.

3.  Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Фешина Е.В. «Лего- конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2011.

Приложени 1

Диагностическая карта  

№ п/п

Ф.И. ребенка

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Умение проектировать по образцу и по схеме

Умение конструировать по пошаговой схеме

баллы

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сформирован

В стадии формирования

Не сформирован

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали-3балла

может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности-2балла

не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь-1 балл

Умение проектировать по образцу и по схеме

может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу-3балла

может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя-2балла

не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем воспитателя-1 балл

Умение конструировать по пошаговой схеме

может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по

пошаговой схеме-3 балла

может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе

исправляя ошибки под руководством воспитателя-2 балла

не может понять последовательность действий при проектировании по

пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем

воспитателя-2

Приложения 2

Табель  учета результатов  дополнительной образовательной услуги

Фамиля, имя,

ребенка

дата

дата

дата

дата

Уровень усвоения

№_занятия

№_занятия

№_занятия

№_занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сформирован -Зеленый

В стадии формирования-синий

Не сформирован -красный

Не присутствовал на занятии-белый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Легоконструирование" для работы с детьми младшего дошкольного возраста

Главной целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования.Задачи:1.     Развивать у...

Программа по дополнительному образованию в средней группе «СТУПЕНЬКИ МУДРОСТИ»

Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы. Программа «Ступеньки мудрости»...

Программа дополнительного образования в средней группе "Юные пожарные"

Дополнительная общеразвивающая программа «Юные пожарные»Направление: формирование основ безопасностиВозраст детей:  4 – 5 летСрок реализации: 1 год...

Рабочая программа дополнительного образования «Затейники» средняя группа

  Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребёнка в школе. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет з...

Программа дополнительного образования детей средней группы "Умелые ручки"

Программа дополнительного образования детей средней группы "Умелые ручки". В ней представлены цели,задачи занятий,основные умения и навыки, которые приобретут воспитанники4-5 лет, необходимы...