Программа по дополнительному образованию в средней группе «СТУПЕНЬКИ МУДРОСТИ»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы. Программа «Ступеньки мудрости» реализуется в сотрудничестве с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по дополнительному образованию  в средней группе «СТУПЕНЬКИ МУДРОСТИ»

Оглавление

Пояснительная записка

2

Актуальность программы

3

Цель  программы

3

Задачи программы

4

Формы методы и принципы программы

4

Планируемые результаты освоения программы

5

Тематический план занятий программы «Ступеньки мудрости»

6

Литература

11

Пояснительная записка:

«Без глубокого нравственного чувства

человек не может иметь ни любви,

 ни чести, — ничего,

чем человек есть человек».

Белинский В.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано прежде всего с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России. В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев общества. Поэтому в воспитательно-образовательной работе с детьми, следует уделять особое внимание формированию нравственных ценностей.

Актуальность программы:

Период дошкольного детства является одним из самых значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей. Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы. Программа «Ступеньки мудрости» реализуется в сотрудничестве с родителями. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. На занятиях используется яркая наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Данная программа способствует участие воспитанников в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.

Цель программы:

Формирование личностных качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

Задачи программы:

1. Заложить основу нравственной культуры ребенка, создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей.

2.Создать условия для восприятия целостной картины мира.

 3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Воспитывать активное познавательное, духовно - нравственное, эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе.

5. Формирование у дошкольников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

 6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

 7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Методы и формы работы:

Методы и формы работы: наглядный, словесный, практический.

Формы работы с детьми:

 1. Кружковые занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

2. Просмотр мультфильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

 3.Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Формы работы с родителями:

1.Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

Планируемые результаты освоения программы:

 Данный процесс реализации программы будет способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; повышению нравственной культуры дошкольников; осмыслению духовно – нравственных ценностей; развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки  дошкольников.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Тематический план занятий «СТУПЕНЬКИ МУДРОСТИ»

Форма работы

ТЕМА

ЗАДАЧИ

Литература

СЕНТЯБРЬ. БЛОК  «ВЕЖЛИВОСТЬ»

1

Беседа

«Зачем говорят «здравствуй»?

Формировать у детей основные правила этикета при встрече.

В.И.Петрова,

Т.Д.Стульник
«Этические беседы с детьми 4-5 лет».С.12

Игровое упражнения:

«Кто первым поздоровается»

2

Беседа

«Как нужно здороваться?»

Познакомить со способами приветствия, вызвать у детей положительные эмоции, развивать эмпатию и мелкую моторику рук.

И.П.Посашкова
«Организация творческой деятельности детей 3-7 лет»,с.25

Игра

«Гостеприимный теремок»

Совершенствовать знания детей о культуре поведение, вызвать желание быть воспитанными.

Л.А.Лопатина,

М.Скребцова
«Начала мудрости»,с.70.

3

Дидактическая игра

«Приходите в гости!»

Учить детей оценивать поступки других.

Н.Ф.Губанова,
«Развитие игровой деятельности»,с.142.

Художественное творчество

«Угощение для гостей»

Воспитывать у детей желание дарить подарки, испытывать чувство радости.

Л.А.Лопатина,
М.Скребцова
«Начала мудрости»,с.71

4

Чтение 
художественной
литературы

А.Усачёв
«Здравствуйте, спасибо и до свидания!»
Г.Остер
«Советы непослушным детям».

Развивать у детей умение вежливо обжаться друг с другом и с окружающими взрослыми.

А.Усачёв
«Здравствуйте, спасибо и до свидания!»
Г.Остер
«Советы непослушным детям».

                              ОКТЯБРЬ .БЛОК  « БЕРЕЖЛИВОСТЬ»

1

Беседа

«Мы идём помогать растениям».

Помочь понять, что дерево – это живое растение, воспитывать культуру поведения в природе.

И.Ф.Мулько
«Этика для детей 5-7 лет».
С.39

2

Беседа и посмотр Мультфильм «Лунтик.Уроки вежливости: Правила этикета для детей»

«Берегите книгу»

Закреплять у детей навыки бережного  отношения к вещам; учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

В.И.Петрова,

Т.Д.Стульник
«Этические беседы с детьми 4-5 лет».С.67.

3

Игра-Занятие

«Подари подарок»

Поощрять желание поддерживать порядок в игрушках ; бережно относиться к игрушкам.

Е.А. Алябьева

«Дни этикета в детском саду» с.9.

4

Чтение 
художественной
литературы

«Мальчик и Колокольчики Ландышей» В. Сухомлинский

Помочь понять, что  растение-это живая природа, воспитывать культуру поведения в природе.

Л.А.Лопатина,
М.Скребцова
«Начала мудрости»,с.24

                             НОЯБРЬ. БОЛК «ТРУДОЛЮБИЕ»

1

Беседа

«Не сиди сложа руки-так и не будет скуки».

Формировать основы полезной деятельности, совершенствовать навыки самообслуживания

В.И.Петрова,

Т.Д.Стульник
«Этические беседы с детьми 4-5 лет».С.57.

2

Чтение художественной литературы

«Башмачки».

О. Макарова.
Р.н.с. «Лисичка-сестричка и Серый волк».
Пословицы о труде.

Формировать у детей понятие о разных видах трудовой деятельности , как о необходимой части жизни человека; воспитывать уважение  к труду.

Л.А.Лопатина,
М.Скребцова
«Начала мудрости»,с.278.

3

Игра-ситуация и просмотр мультфильма «Так сойдет»

«Лень, окрой ворота».

Обогащать художественно- эстетическое восприятие детей; вызвать нравственный отклик.

Н.Ф.Губанова
«Развитие игровой деятельности»,с.94.

4

Чтение 
художественной
литературы с движениями

Е.А. Алябьева

«Мы -ребята-мастера!»

Формировать желания совершать добрые поступки.

Е.А. Алябьева

«Дни этикета в детском саду» с.38

                                       ДЕКАБРЬ БЛОК «ДРУЖБА»

1

Беседа.

Чтение художественной
литературы

«Без друзей жить нельзя»

Формировать  у детей понятий «друг», «товарищи»; воспитывать желание у детей дружить.

Т.А.Шорыгина «Вежливые сказки» .Этикет для малышей с.46

2

Беседа

«Правила дружной игры».

Расширять представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками; воспитывать привычку дружно играть

В.И.Петрова,

Т.Д. Стульник
«Этические беседы с детьми 4-5 лет».С.28

3

Игра и просмотр мультфильма

«Три пингвина»

«Дружба начинается с улыбки».

Учить детей проявлять положительные  эмоции к другим детям.

4

Чтение художественной литературы

«Паучок».

Д.Внучкова.
В.Орлов
«Кто кого?»
Р.н.с. «Кот, Петух и Лиса».

Показать детям на примере  художественных произведений значимость дружеских отношений.

Л.А.Лопатина,
М.Скребцова
«Начала мудрости»,с.279.

                        ЯНВАРЬ .БОЛК «ХОРОШИЕ ПРИВЫЧКИ»

1

Беседа

«Учимся бережно относиться к своему здоровью»

Формировать  у детей представления о плохих привычках, воспитывать желание следить за своим внешним видом.

И.Б.Кочанская  «Полезные сказки» с.21

2

Игра

«Чистюля».

Учить следить за своим внешним видом, помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

А.Лопатина, М.Скребцова
«Нравственное воспитание дошкольников»,с.102.

3

Игра-ситуация

«Почему кот моется после еды?»

Закреплять у детей представление о привычке мыть руки перед едой, учить детей понимать и использовать мимику, интонацию.

Л.М. Шипицына 
«Азбука общения»,с.303.

4

Беседа просмотр мультфильма «Сестрички привычки»

«Прививаем полезные привычки»

Довести до детей мысль о бережном отношении к вещам, прививать детям положительные привычки.

И.Б.Кочанская  «Полезные сказки» с.42

                        ФЕВРАЛЬ БЛОК «ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ»

1

Чтение художественной литературы

«Долгожданный подарок»

Формировать чувства ответственности за живых существ, которых приручил человек.

Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»с.7

2

Беседа

«На празднике»

Формировать внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам.

Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»с.85

3

Чтение художественной литературы

«Новая игрушка»

Формировать внимательное отношение к своим товарищам, умениям понять и простить.

Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»с.114

4

Беседа

«Об обиде и досаде»

Формировать стремление к сдерживанию отрицательных эмоций, деликатному поведению по отношению к своим друзьям.

Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»с.42

                                         МАРТ. БОЛК «СЧАСТЬЕ»

1

Беседа и просмотр Мультфильма, который учит детей добру «Просто так»

«Мгновения счастья»

Формировать жизнелюбие.

Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки» С.31

2

Чтение художественной литературы

«Сила Любви»

Формировать умение дружить, поддерживать близких и друзей, помогать им в нужную минуту, любить и беречь родителей.

Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки» с.32

3

Чтение художественной литературы

«Ненужное счастье»

Формировать жизнелюбие, стремление делать жизнь счастливой осчастливить взрослых.

Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»с.36

4

Чтение художественной литературы

«Путешествие любви на Землю»

Формировать открытое, доброе отношение к людям, искренность чувств, желание помочь, поддержать и похвалить.

Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»с.38

                                         АПРЕЛЬ. БЛОК «СЕМЬЯ»

1

Беседа

«Общение с родными»

Воспитывать внимание и уважение к своим родным

Т.А.Шорыгина «общительные сказки» с.52

2

Беседа

«Моя мама».

Воспитывать внимание и уважение к своим родным; рассказать, что любовь мамы-это её забота.                                  

В.И.Петрова,

 Т.Д. Стульник
«Этические беседы с детьми 4-5 лет».С.20

3

Беседа

«Быть хочу, как папа!»

Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья; формировать понимание того, что в семье все заботятся друг о друге; вызвать желание быть похожим на своих родителей.

4

Художественное творчество

«Солнышко мамы»

Воспитывать в детях желание делать приятное близким людям, передавать в рисунке свои впечатления.

А.Лопатина, М.Скребцова
«Нравственное воспитание дошкольников»,с.59.

                                          МАЙ. БЛОК «МЫ РАЗНЫЕ»

1

Беседа

«Родина»

Активизировать в речи детей слова обозначающие такие чувства как любовь, гордость, стыд. Воспитывать чувство патриотизма.

Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»с.152

2

Чтение художественной

литературы

С.Маршак
«О мальчиках и девочках».

Формировать навыки общения между девочками и мальчиками; учить самостоятельно выражать симпатию сверстнику.

3

Беседа

«Как я выгляжу?»

Формировать навыки общения между девочками и мальчиками; учить самостоятельно следить за своим внешним видом.

Т.А.Шорыгина «Общительные сказки» с.22

4

Беседа

«Праздник вежливости»

Закрепить у детей основные правила этикета, усиливать потребность в общении.

В.И.Петрова,

 Т.Д. Стульник
«Этические беседы с детьми 4-5 лет».С.13

Литература:

  1. Алябьева Е.А. «Эмоциональные сказки» «ТЦ СФЕРА» 2015
  2. Алябьева Е.А. «Дни этикета в детском саду» «ТЦ СФЕРА» 2013
  3. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» «Мозайка –Синтез»2008
  4. Кочанская И.Б.  «Полезные сказки» «ТЦ СФЕРА» 2015
  5. Лопатина А., Скребцова М. «Начала мудрости» Амрита-Русь 2005
  6. Лопатина А., Скребцова М. «Нравственное воспитание дошкольников»,Амрита-Русь 2005
  7. Лопатина А., Скребцова М. «Сказы матушки земли» Амрита-Русь 2007
  8. Мулько И.Ф.«Этика для детей 5-7 лет». «Мозайка –Синтез»2004
  9. Петрова В.И, Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-5 лет» «Мозайка –Синтез»2008
  10. Посашкова И.П «Организация творческой деятельности детей 3-7 лет» «Учитель» 2009
  11. Шипицына Л.М. «Азбука общения», СПб.: Детство-Пресс, 2002 
  12. Шорыгина Т.А «Общительные сказки» «ТЦ СФЕРА» 2014
  13. Шорыгина Т.А «Вежливые сказки» «Книголюб» 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительным образовательным услугам "Музыкальные ступеньки"

Программа «Музыкальные ступеньки» посвящена развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, диагностический и рекомендуемый ...

Дополнительная образовательная программа Кружок «Веселый язычок» (средняя группа)

Программа кружка «Веселый язычок» направлена на предупреждение на раннем этапе трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения, а также на  профилактику...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №14 города Красноармейска Саратовской области». Конспект занятия по дополнительному образованиюв старшей группе №1 Тема: "Павлин». Воспитатели: Бушмакина Елена Николаевна;

Структура занятия:1. Организация начала2. Актуализация знаний, умений3. Целеполагание4. Планирование деятельности5. Самостоятельное выполнение работы6. Подведение итогов7. РефлексияЦель: создание...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Эковичок» (средняя группа)

Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «РобоМышь» Средняя группа

Что такое робот Робомышь? Это дружественный ребенку программируемый мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных безопасных материалов, является одним из средств формирования информацион...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные игры Воскобовича» средняя группа

1.  Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа «Волшебные игры Воскобовича»разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно – правовыми докумен...