Сказкотерапия для дошкольников
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)

Белишко Оксана Александровна

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Ведь недаром еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребенку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx66.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия для дошкольников

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Ведь недаром еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребенку.

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности. Она является эффективным средством развития, преодоления эмоциональных трудностей и проблем современных дошкольников.

Цель метода: раскрытие внутреннего мира ребенка.        

Задачи метода:

  • развивать речь детей, коммуникативные отношения, творческие способности;

  • снизить уровень тревожности и агрессивности;

  • формировать умение преодолевать трудности и страхи;

  • формировать навыки конструктивного выражения эмоций;

  • повысить самооценку.

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич - Евстигнеева и т. д. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей, в частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Основные виды сказок для детей дошкольного возраста:

  • Художественные сказки. К таким сказкам относят те, которые созданы многовековой мудростью народа. В них есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
  • Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы
  • «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.
  • Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
  • Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
  • Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11–13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.
  • Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.
  • Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитатив- ных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей вза- имоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.

Для дошкольников старшего возраста, около 5–6 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию. У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию.

Примеры сказок для детей 5–6 лет: «Маша и медведь», «Зимовье», «Сказка про  ерша»,

«Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева.

Разнообразны и приемы сказкотерапии:

  • чтение или рассказывание;
  • пересказ по опорному плану;
  • обсуждение и словесный анализ;
  • рисование сказки;
  • артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия;
  • театрализация (роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек);
  • изотерапия: марания, техника каракуль, рисование листьями, песком и манкой, другими сыпучими материалами, монотипия (рисование с помощью уникального отпечатка);
  • дидактическая, ролевая, театрализованная, подвижная игра (куклотерапия, песочная терапия, инсценировки, психодинамические упражнения на релаксацию);
  • сочинение собственных сказочных сюжетов;
  • решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов);
  • эмоциональные и актерские тренинги;
  • подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т. д.

Рассмотрим в качестве примера такой прием, как пересказ сказки по опорным вопросам. Мы выбрали сказку «Три медведя». Пересказ детьми сказки по вопросам сопровождается иллюстрированием сказки. Картинки показывает педагог или ребенок. Рассказывая сказку, дети стараются вжиться в образ персонажа, от имени которого они говорят.

  • Куда отправилась Машенька и где она оказалась? (На картинке девочка идет в лес с корзинкой). На иллюстрациях важны детали, по которым легко восстановить сюжет. Например, корзинка в руках девочки подсказывает, зачем она пошла в лес.
  • Кто жил в лесном домике? (Изображение домика на лесной полянке). Картинки должны отражать основные повороты сюжета сказки.
  • Где были Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка? (Семья медведей отправилась на прогулку). Что увидела в домике девочка, что она сделала? (Изображение стола с мисками). Эмоции персонажей, изображенные на иллюстрациях, помогут восстановить события.
  • Чья каша ей показалась самой вкусной? (Маша ест кашу Мишуткиной ложкой). Что произошло со стульчиком Мишутки? (Сломанный стульчик и падающая с него девочка). Картинки должны точно соответствовать сюжету, но не пугать детей.
  • Что увидела девочка в другой комнате? Чью кроватку выбрала? (Девочка спит на самой маленькой кроватке). Изображения позволяют вспомнить ребятам подробности истории.
  • Что произошло, когда медведи вернулись домой? Понравилась ли девочка Мишутке? (Медведи рассматривают следы пребывания девочки. Мишутка пытается укусить Машеньку). Воспитатель может обращать внимание детей на те моменты, которые они не замечают.
  • Что сделала девочка? (Убегающая в окно Машенька). Иллюстрации должны подсказывать, что случится дальше, например, испуганная Машенька, изображенная около окна, напомнит детям о бегстве.
  • Чем закончилась сказочная история?

Среди приемов сказкотерапии очень популярны игры. С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:

  • «Кто лишний?»: проверяет знание содержания сказки.
  • «Назови сказку по сказочному герою»: тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок»,
  • «Заюшкина избушка» и т. д.
  • «Кто герой сказки?»: учит отгадывать сказку, по словам персонажей.
  • «Кто в каком домике живет?»: закрепляет знания о домашних и лесных животных.
  • «Найди волшебный предмет»: дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки (Буратино – золотой ключик, фея – волшебная палочка).
  • «Расскажи сказку»: ребенок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.

Обратим внимание и на такой прием, как совместное с ребенком моделирование сюжетов, перерабатывающих его реальные жизненные ситуации, проблемы, страхи. Такая история может начинаться, например, такими словами: «Жил-был мальчик (девочка), который был очень похож на тебя». Вся работа происходит на глубинном, подсознательном уровне, обсуждение и анализ в этом возрасте малоэффективны. Используется круговая методика совместного развития сюжетной линии – когда каждый ребенок по очереди придумывает свой небольшой фрагмент, вплетая его в сюжет, создаваемый общими усилиями. Пятилетние дети отдают предпочтение волшебным сказкам, видят себя в образе благородного принца, очаровательной принцессы, храброго солдата и т. д. Проведению сказкотерапии предшествует встреча детей с самой сказкой, ее сюжетом, образами главных и второстепенных героев. Ребята должны познакомиться с характером сказочных персонажей, чувствовать и понимать мотивы их действий, продумать и подобрать слова для диалогов.

Распределение ролей стоит проводить с учетом индивидуальных психологических особенностей малышей. Например, робкому, застенчивому ребенку имеет смысл поручить роль смелого и доброго героя (отважного принца или рыцаря-защитника), а капризному, избалованному ребенку целесообразнее поработать над аналогичными чертами характера героя, в которого ему придется перевоплотиться – это поможет ему взглянуть на себя со стороны.

Дети участвуют в сказкотерапии исключительно на добровольной основе. Задача педагога – заинтересовать малышей, подобрать эффективные приемы мотивирующего характера: отгадывание загадок, выразительное чтение стихотворения, увлекательное игровое задание, рассматривание картинок.

Сказкотерапию желательно проводить, работая с подгруппами; оптимальное количество детей составляет восемь-десять человек. В группе должно быть не более одного ребенка, склонного к повышенной эмоциональной и двигательной активности. В то же время введение в подгруппу ребенка, владеющего связной, грамотной, логически выстроенной речью, а также природным артистизмом, позволяющим передать образ сказочного героя в жестах, мимике, выразительной интонации, ритмических движений, безусловно, поможет педагогу в работе.

Итоговую часть сказкоторапии обычно посвящают обсуждению, вопросы к которому необходимо подготовить заранее и не пускать процесс на самотек. Проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется их мнением по поводу проведенных игр, уточняет, какие игры больше понравились, а какие показались скучными и малоинтересными. Эта информация позволит воспитателю скорректировать задания и внести важные изменения на перспективу. Примеры вопросов итоговой беседы:

  • Что было самым трудным в нашем путешествии в сказку?
  • Что помогло нам преодолеть все преграды?
  • Чему научило нас наше путешествие?

Таким образом, сказкотерапия помогает повысить самооценку ребенка, расширить словарный запас, стимулировать развитие памяти, творческого воображения и мышления. Разнообразные методы и приемы позволяют варьировать задания по уровню сложности. Чтение, сочинение собственных сказок, театрализация создают теплую атмосферу в группе, способствуют развитию словесного творчества и становлению гармоничной личности дошкольников.

Библиографический список:

  1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
  2. Бочарова И. Сказкотерапия, ее смысл и возможности // М.: Дошкольное образование. 2019.
  3. № 13. – 283 с.
  4. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2017. – 322 с.
  5. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся, играя / О. Н. Капшук – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 184 с.
  6. Каяшева, О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О. И. Каяшева. – Самара: Бахрах-М, 2018. – 286 c.
  7. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общей редакцией Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 411 с.
  8. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Ил. З. А. Курбатовой, Н. М. Стариковой, Ю. А. Модлинского, М. Ф. Шефченко. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ». 2020. – 461 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сказкотерапия для дошкольников

методические рекомендации для воспитателей по использованию сказкотерапии в ДОУ...

"Сказкотерапия для дошкольников".

Статья с практическими упражнениями....

Презентация для воспитателей "Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широкоиспользуемое в педагогике и психологии для решения различных задач"

Презентация поможет педагогу грамотно использовать авторские и народные сказки в совместной деятельности для развития высоких нравственных и этических  качеств ребенк. А так же поможет научить ре...

Почему так популярна и необходима сказкотерапия для дошкольников?

Вряд ли есть хоть один человек, который не любит сказки. Нежный голос мамы, красивые описания природы, яркие персонажи и, конечно же, добро, которое всегда побеждает зло, – все это мы вспоминаем с л...

«Сказкотерапия для дошкольников»

Консультация для родителей....

"Сказкотерапия для дошкольников"

О влиянии сказок на детей...