Особый педагогический подход в организации и проведении праздничных утренников в ДОУ для детей с нарушениями слуха.
статья по коррекционной педагогике на тему

Леонтьева Елена Анатольевна

Опыт музыкального руководителя ДОУ в работе с детьми с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Особый педагогический подход

в организации и проведении

праздничных утренников 

в ДОУ для детей с нарушениями слуха.

      Музыкальное воспитание — это важное средство развития и обучения детей с нарушениями слуха. Несмотря на значительную ограниченность музыкально-слуховых возможностей глухих и слабослышащих детей, использование и развитие остаточного слуха создает возможности для восприятия музыки, формирования ее эмоционально-эстетической стороны.

      И.С. Белик в своей книге «Музыка против глухоты» пишет, что «…Восприятие музыки и ее воспроизведение самым прямым образом влияет на интонационное качество речевого слуха и самой речи ребенка». Совершенно необходимо также обогащать духовный мир ребенка, воздействовать на его нравственное, эстетическое воспитание, развитие памяти, воображения, активизировать познавательную активность. В связи с этим Г.И.Яшунская выделила ряд задач музыкального воспитания глухих дошкольников в специальных дошкольных учреждениях:

1. Научить слушать и воспринимать музыку, развивать слуховое восприятие, вырабатывая устойчивый навык пользования остаточным слухом.

2. Обогащать духовный мир ребенка эстетическими переживаниями при восприятии музыкальных произведений.

3. Используя художественный образ как средство познания природы и общества, расширять представления ребенка о прекрасном, воздействуя на его нравственное воспитание.

4. Обучать детей приемам правильной речи средствами музыки (пения).

5. Выработать умения согласованно действовать в коллективе, выполняя учебные задания.

6. Укреплять нервную систему детей, устранять нарушения вестибулярного аппарата, отсутствие обратной связи, недостатки в развитии речи.

    В программе государственного дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида заложены все те же виды и формы музыкальной деятельности, что и в других общеразвивающих дошкольных учреждениях. Отличительными же признаками являются методы и приёмы, применяемые педагогом специалистом в работе с детьми. Важен так же особый подход в организации и проведении музыкальных занятий, индивидуальной работы, досуговых вечеров и праздничных утренников.      

   Эстетические переживания, связанные с проведением праздничных утренников в детском саду обеспечиваются комплексом разных видов искусства: оформлением зала, нарядными костюмами детей и взрослых, коллективными и индивидуальными танцами, играми, чтением стихов. 

При организации и проведении праздничных утренников необходимо продумывание всех мельчайших нюансов в реализации сценария. Важно слаженное и продуманное заранее взаимодействие взрослых (воспитателей, педагогов специалистов, родителей). Нарушения речи в разной степени порой затрагивают те или иные компоненты речи и психику в целом. Необходима готовность к решению нестандартных ситуаций на мероприятии и многое другое, входящее в проведение праздничного утренника.

Приведу лишь некоторые примеры, того как проходят праздничные утренники и реализуется подготовка к праздничным утренникам в нашем дошкольном учреждении.

  1. Речевые нарушения у детей могут приводить к нарушениям их эмоционально-волевой сферы, что может стать причиной возникновения патологических форм поведения.

На каждом праздничном мероприятии, помимо музыкального руководителя, обязательно присутствует два воспитателя группы и специалист дефектолог. Все взрослые внимательно следят за детьми и регулируют участие их в праздничном мероприятии. Перед праздником обговариваются нестандартные ситуации, которые могут возникнуть в ходе мероприятия.

НАПРИМЕР:  Во время музыкального входа на праздник, бывает, что некоторые дети, даже старшего возраста, в волнении не могут сориентироваться в пространстве. В этом случае в музыкально-ритмическое движение может подключиться взрослый, взяв ребёнка за руку и исполнить необходимые построения и перестроения вместе с ребёнком (воспитателям и специалисту группы необходимо хорошо знать музыкальный материал, подготовленный для праздника).Таким образом, ребёнок продолжает оставаться полноценным участником мероприятия.

  1. Группа детей с нарушениями слуха в нашем дошкольном учреждении

разнообразна, по уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов:

1) степенью нарушения слуха;

2)  временем возникновения слухового дефекта;

3) педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления нарушения слуха;

4) неоднородностью слуховой адаптации детей с кохлеарным имплантом;

5) индивидуальными особенностями ребенка.

6) возростными особенностями ребёнка (каждая группа разновозрастная: средне-младшая, старшесредняя… )

В праздничном мероприятии участвуют все дети группы, а педагогами осуществляется  дифференцированный подход к детям. Сценарий составляется таким образом, что бы каждый ребёнок смог показать свои возможности, раскрыть свой потенциал (для родителей наших воспитанников важен любой, даже самый незначительный успех в развитии их детей).

НАПРИМЕР:  К музыкальному материалу мной обозначены следующие требования:

  • к вокальному репертуару -

Песни, предложенные детям, должны быть доступны: в куплетной части  текст и мелодия -  для детей более высокого уровня речевого развития; в припевной части – текст и мелодия должны быть такими, чтобы их смогли исполнять все остальные дети группы.

Куплет: «В садик мы ходили. ТИ-ЛИ, ТИ-ЛИ, ТИ-ЛИ.

                  Нас плясать учили. ТИ-ЛИ, ТИ-ЛИ, ТИ-ЛИ…»

Припев: «Вот так! Вот так! ТИ-ЛИ, ТИ-ЛИ, ТИ-ЛИ.

                  Вот так! Вот так! ТИ-ЛИ, ТИ-ЛИ, ТИ-ЛИ.»

Или, куплет может быть исполнен взрослым. (воспитателем, владеющим музыкальным слухом и чистой интонацией или музыкальным

руководителем)

    Текст куплета должен быть исполнен выразительно, с театральными жестами, с использованием атрибутов, или иллюстраций понятных детям и несущих смысловую нагрузку. А дети, в свою очередь, подпевают доступный по тексту припев.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ под «минус» песни в записи, покачивая куклу и, как бы, приговаривая ей, поёт куплет с краю сцены перед детьми, используя театральные жесты:

«Кто вас детки крепко любит?

Кто вас нежно так голубит?

Кто заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?»

ДЕТИ под «минус» песни в записи, продолжают припев, помогая себе логоритмическими жестами:

«Мама дорогая! Мама дорогая! Мама дорогая!»

  • к танцевальному и театральному репертуару -

В танцах и в сценках, каждому ребёнку отводится посильная ему роль.

В танце: Детям, которые не могут самостоятельно исполнить сложные движения, предлагается вступительная часть или заключительная часть танца.

Девочки группы с достаточно высоким уровнем самостоятельности и овладения навыками в танцевальной деятельности - исполняют «Танец цветов».

Девочка группы (с низким уровнем самостоятельности и овладения навыками в танцевальной деятельности, в связи с ограниченными возможности в  развитии) исполняет роль «весны».  Её сопровождает взрослый в костюме «ручейка». Они выносят вместе, в конце танца, большую корзину. Они несут корзину совместно (взрослый, ненавязчиво, исполняет роль сопровождения для ребёнка с ограниченными возможностями). «Весна» и «ручеёк» пробегают хаотичным движением между девочками – «ЦВЕТАМИ», словно собирают их в корзину. Девочки– «ЦВЕТЫ» убегают со сцены цепочкой за «весной» и «ручейком».

Таким образом, ребёнок был задействован в общем танце.

  1. Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти.
  • Детям сложно запоминать множество построений и перестроений в сложном танце и, тем более, исполнять их самостоятельно в ходе открытого праздничного мероприятия. В такие моменты невольно проявляется детское волнение, стеснение, неуверенность в собственных силах.  Но детям необходимо планомерно развиваться и осваивать более высокие уровни в исполнительской деятельности, в том числе и на публику, им важна социализация в обществе.

Большая часть танцев, театрализаций исполняются синхронно по показу или подсказкам педагога.

Мною разработан каталог иллюстраций к танцам и к театрализациям, с помощью которых можно подсказывать детям следующее действие в танце или музыкальной сценке.

  • Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Неслышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

В ситуации, когда ребёнок оказывается ко мне спиной (при смене движений или очередного перестроения в танце, во время синхронного показа мной музыкально-ритмических движений), я, за долю секунды до начала следующего движения делаю резкий удар каблуком об пол. Дети, которые ни всегда слышат смену фраз и частей в музыке, в данном случае улавливают вибрацию пола. (Ковры в нашем музыкальном зале не выстилаются намеренно). Таким образом, все дети могут слаженно участвовать в коллективном исполнении музыкального материала.

  1. Чувство метра и ритма – это мышечные ощущения, заложенные в человеке от природы. С нашими детьми парой приходится овладевать этими чувствами «с нуля».

Так же, представляет трудность решение и такой задачи: освоения необходимых музыкальных умений и навыков в рамках ограниченного времени, при освоении детьми музыкального репертуара. Дети с ОВЗ часто болеют, отсутствуют на занятиях. Им требуется больше времени на индивидуальную деятельность с педагогом специалистом, но этого времени, к сожалению, на практике ни всегда хватает. Однократное исполнение одного танца или музицирования, для качественного освоения музыкального материала ребёнку с ОВЗ, ни достаточно. А от многократного повторения дети быстро утомляются.

 «Звучащие жесты» по методике Т.Э. Тютюнниковой помогают более качественно решать задачи развития метро-ритмического слуха.

Используя методику «Коммуникативных танцев» А.И. Бурениной, я не только решаю задачу коммуникации детей, но и создаю условия, при которых ребёнок с высоким уровнем развития, всегда сможет помочь ребёнку с более низким уровнем развития. А на праздничных утренниках я таким образом предоставляю детям возможность поддержать друг друга в волнительный для них момент выступления перед публикой.  

НАПРИМЕР:

«Танец с ложками»

Перед началом танца каждому ребёнку на запястье руки надевают яркую цветную резиночку. Каждая резинка имеет пару (две красных, две синих, две жёлтых…). Педагог распределяет резинки так, что бы дети, когда выйдут танцевать могли в танце найти себе пару (коммуникативный игровой момент). Педагог заранее продумывает -  кого с кем он хотел бы поставить в пару. Для детей же их пары являются «сюрпризом».

1 часть – дети находят свою пару. Приветствуют, выкрикивая 4 раза «Привет!» (звучащие жесты Т.Э. Тютюнниковой), ложками 2 раза отстукивая метроритм слова по ложкам партнёра и 2 раза по своим коленкам.

2 часть – музицируют на ложках в паре по очереди, как в парных «ладушках». Таким образом, помогая уловить ритмическую пульсацию музыки, исправить друг друга, если у партнёра что-то не получается.

3 часть – танцевальные движения с ложками, где резиночки помогают в кружении противоходом (для этого резиночки должны быть у всех детей на правой руке), а так же в других движениях по ходу танца. В данном случае резиночки являются ориентирами в парных движениях.

В конце танца, а иногда и в средней части тоже, вставляются в сюжет танца хоровые выкрики. Например: «Эй! Эй! Эй!»(ритмично, с ударами в ложки или хлопки по телу). Таким образом, используя поддержку речью, с помощью танцевальной деятельности, музицирования и игры - закрепляются умения формировать звуки, произносить их громко, чётко, и к тому же, смелое выкрикивание поможет преодолеть детскую робость.

  1. Специфические особенности воображения детей с недостатками или отсутствием слуха обусловлены замедленным формированием их речи и абстрактного мышления. Воссоздающее воображение играет особую роль в познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей. Его развитие затрудняется ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального опыта, бедностью запаса представлений об окружающем мире, неумением перестраивать имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием. Исследование творческого воображения глухих и слабослышащих детей также показывает наличие ряда особенностей, связанных с недостаточным объемом информации об окружающем мире. Подчеркивая необходимость развития воображения глухих и слабослышащих детей, специалисты отмечают его важное влияние на процесс формирования личности в целом.

В  структуре программы ФГОС очень важное место отводится воспитанию и развитию детского творчества. Да, у наших «особых детей» багаж музыкальных умений и навыков не велик, и потому так сложно им придумывать, выстраивать свои фантазийные музыкальные образы. Но всё же, в своей работе я всегда стараюсь предоставлять детям все разумные возможности для их творчества.  Это и игровые разработки Т.Э. Тютюнниковой, и игровой фольклор, и музыкальные театрализации, где одна и та же роль может быть представлена каждым ребёнком по своему, и многое другое. Всё это может быть использовано в программе праздничного утренника. А если  привлечь к участию в творческих играх и родителей, то праздник принесёт детям гораздо больше удовольствия и пользы, и, в конце концов, поможет сплотить взрослых и детей в едином общем желании преодолевать любые трудности вместе.

Автор статьи

Леонтьева Елена Анатольевна

Музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад № 133

компенсирующего вида

Выборгского района СПБ

Литература:

  1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. (Коррекционная педагогика)
  2. Яхнина Е. 3. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися. — М„ 1997.
  3.  Зонтова, О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации / О.В. Зонтова. – СПб: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.
  4. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых / И.В. Королева. – СПб: Каро, 2008.
  5. . "...Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002/
  6. Т.Э. Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Программа. – Москва 2008.
  7.  А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет. – Санкт-Петербург .:«Музыкальная палитра», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения

12-й год в нашем образовательном  учреждении воспитываются  и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по  интегрированному обучению и воспита...

Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности для детей с нарушением слуха 3 года обучения.

Данный материал рекомендуется использовать воспитателям дошкольных групп....

Организация коррекционно-педагогический работы по хореографии для детей с нарушениями слуха

Статья о том, как реально организовать работу по хореографии с детьми с нарушениями слуха...

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр  детей с нарушением слуха)...

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», январь 2020 г.

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»...