Главные вкладки

    Методическая разработка "Тестопластика в работе с детьми раннего возраста"
    методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме

    Данный цикл игр способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде, а так же помогает настроиться на совместную работу взрослых и детей. Упражнения проводятся совместно с родителями.                                   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_dlya_yasley.docx46.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД № 65 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

    КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

    Методическая разработка

    по теме:
    "
    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

    СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

    Цикл адаптационных упражнений

                                                                                                                Составитель:

                                                                                                                Педагог - психолог

                                                                                                                Васильева

                                                                                                                Жанна Николаевна

    г. Санкт - Петербург

    2015год

    СОДЕРЖАНИЕ:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………….3

    ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ.....................................................................................................................4

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД

    АДАПТАЦИИ К ДОУ(цикл адаптационных упражнений)..............................................5

    Адаптационные упражнения № 1: «Как тебя зовут?»........................................................5

    Адаптационные упражнения № 2: «Мой малыш»..............................................................7

    Адаптационные упражнения № 3: «Давайте поздороваемся»...........................................9

    Адаптационные упражнения № 4: «Ручками-хлоп, ножками-топ».................................11

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................................13

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    “ Ясли – это серьёзно!”

    /В. Алямовская/

    Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в знакомый коллектив детей и взрослых. У ребенка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.

    Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

    Первая встреча ребенка с дошкольным образовательным учреждением – один из наиболее сложных и ответственных моментов, как в его жизни, так и в жизни родителей и педагогов. Адаптация всегда сопровождается напряжением всех систем организма участников этого сложного социально-психологического процесса и проходит в три этапа.

    На первом – ознакомительном этапе – происходит конфликт старых и новых форм поведения, обусловленный получением информации о новой среде или изменениями старой среды

    (стадия «культурного шока»).

    На втором этапе – мобилизации идут в ход все ресурсы, направленные на приятие новых условий среды, новых форм и стандартов поведения.

    Для третьего этапа – действия – характерна успешность действий в новых условиях в сочетании внутренней (психологической) и внешней (поведенческой) адаптации.

    Первое посещение детского сада для ребенка любого возраста – стрессовая ситуация. Именно на этом этапе у многих родителей при общении со своим ребенком начинают возникать проблемы, которые они связывают с капризностью и избалованностью малыша: не слушается, не может сам себя занять, требует постоянного присутствия матери, проявляет агрессию к другим детям. В быту эти проявления в поведении ребенка характеризуются как «неправильное воспитание», а в науке подобные состояния ребенка ученые связывают с особенностями материнско-детских отношений, обусловленными неправильным поведением матери. Поэтому оказание своевременной помощи родителям в преодолении этих первых трудностей во взаимоотношениях со своим ребенком, является важным направлением работы по взаимодействию педагогов с родителями.

    Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребенка важно донести, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а еще большему научиться с помощью взрослых. Главное, что может сделать взрослый, – это научить играть его вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнера, заражают его эмоциями и настроениями. Исследования многих психологов и педагогов доказывают, что музыка оказывает определенное влияние на эмоциональное состояние малышей. Эти особенности стали одной из причин построения цикла психологического сопровождения для адаптационного периода, где предусмотрено присутствие психолога, родителей, и обязательно музыкального сопровождения.

    Адаптационные игры используются как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.

                                                       «Детство – это важнейший период человеческой жизни,

                                                     не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

    самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка

                                                                     за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце

                                                        из окружающего мира – от этого в решающей степени

                                                           зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

    В.А. Сухомлинский

     Цикл рассчитан на один месяц. Игры проводятся 1 раза в неделю по 10-12 минут и включают в себя: ритуал приветствия (для лучшего знакомства со всеми присутствующими, снятия эмоционального напряжения); двигательные упражнения с музыкальным сопровождением; пальчиковую гимнастику; массаж рук с помощью игл-бола; имитационные упражнения; игры (музыкальные, сюжетные, подвижные); ритуал прощания.

    Весь цикл рассчитан на занятия совместно с родителями, преимущественно для детей с тяжелой

    и средней степенью адаптации.

    Игры и упражнения объединены одним игровым сюжетом, которые помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А педагогам и специалистам ДОУ занятия помогут завоевать симпатии детей, их доверие, а так же будут способствовать гармонизации детско-родительских отношений, установлению партнерских отношений с родителями.

    Целью создания данного цикла явилось:

    1. Познакомить детей и их родителей с развивающей предметно-пространственной средой группы/

        спортивного зала для успешной адаптации к условиям детского сада.

    2. Доставить детям и родителям радость и веселое настроение от встречи со сверстниками,

     группой и разнообразными игровыми пособиями и игрушками.

    Для достижения поставленной цели нами был определен ряд задач:

    1. Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУ посредством психологического

    сопровождения.

    2. Поддерживать эмоциональный отклик на движения.

    3. Подстраиваться к интонации взрослого, интонировать несложные звукоподражания.

    4. Передавать при помощи движений различные образы. Учить ориентироваться в элементарных

    правилах игры.

    5. Развивать творческие способности, скорость реакции; развивать речь, мелкую

        моторику рук.

    Данный цикл игр способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде, а так же помогает настроиться на совместную работу взрослых и детей.

    Упражнения проводятся совместно с родителями.

    Адаптационные упражнения № 1: «Как тебя зовут?»

    Цель: обеспечение более легкой адаптации к новой среде.

    Задачи: 1. Помочь настроиться на совместную работу взрослых и детей.

    2.Учить ориентироваться в элементарныхправилах игры.

    3. Развивать мелкую моторику рук.

    4. Способствует созданию благоприятного эмоционального фона.

    Ход:

    1. Знакомство детей друг с другом. Назови свое имя. Взрослый подходит к ребенку с игрушкой - Зайкой и от имени этой игрушки спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?».

    2. Массаж ладоней и пальцев рук. Дети сидят у мам на коленях, мамы сидят на пуфах, в кругу.

    Педагог - психолог дает инструкцию, все выполняют под спокойную музыку:

    а. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца.

    Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому

    суставчику.

    б. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

    в. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

    г. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте

     круговыедвижения в центре ладони.

    Встряхивания рук.

    3. Поиграй с мамой:Упражнение «Зайка серенький сидит!»

    Зайка серенький сидит

    Взрослый садится.

    И ушами шевелит.

    Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.

    Вот так, вот так
    Он ушами шевелит

    Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.

    Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть.
    Вот так, вот так, Надо лапочки погреть!

    Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.

    Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать.
    Вот так, вот так, Надо зайке поскакать!

    Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.

    Зайку волк испугал!

    Взрослый рычит!

    Зайка тут же убежал!

    Дети разбегаются врассыпную.

    Педагог - психолог:

    - Заинька наш убежал, волка испугался! Мы с вами вышли в поле, тут мельницы крутятся!

    Упражнение «Мельница».

    Дуйте, дуйте, ветры, в поле,

    Ребенок сидит на коленях у мамы спиной к ней. Тянется звук «у», и мама дует на шейку ребенка.

    Чтобы мельницы мололи,

    Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой.

    Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки.

    Имитация лепки пирожков (ладони ребенка соединяются).

    Педагог - психолог:

    - Надо Заиньку позвать. Давайте, ребятки, прогоним волка!

    Упражнение «Мы ногами топ!»

    Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:

    Мы ногами топ-топ-топ

    Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.

    А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп
    Ай да малыши! Ай да крепыши!

    Высоко поднимая ладоши, хлопают.

    По дорожке мы шагаем

    Идут за воспитателем.

    И в ладоши ударяем.

    Хлопают в ладоши.

    Топ-топ, ножки, топ!

    Стоя на месте, топают ногами.

    Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

    Хлопают руками.

    Ай да малыши! Ай да крепыши!

    Руки на пояс – кружатся.

    Педагог - психолог:

    - Молодцы, волк испугался и убежал! Вот наш Заинька вернулся! Он вас благодарит за помощь (от имени игрушки поблагодарить каждого ребенка индивидуально).

    4. Прощание.Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки

     прощается с каждым ребенком.

    Адаптационные упражнения № 2: «Мой малыш»

    Цель: обеспечение более легкой адаптации к новой среде.

    Задачи:

    1. Способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию

        восприятия.

    2. Способствовать снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики.

    3. Помогать настроиться на совместную работу взрослых и детей.

    4. Устанавливать доверительные контакты ребенка со взрослым на телесно-игровом

    уровне.

    5. Стимулировать подражание взрослому, развивать умение действовать по речевой

        инструкции.

    Ход:

    1. Поздоровайся с Мишуткой.

    Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать свое имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть?» и т.д.

    2. Массаж ладоней и пальцев рук. Дети сидят у мам на коленях, мамы сидят на пуфах, в кругу.

    Педагог - психолог дает инструкцию, все выполняют под спокойную музыку:

    а. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав

    с мизинца.

        Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание

     каждому суставчику.

    б. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

    в. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

    г. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца

     делайте круговые движения в центре ладони.

    Встряхивания рук.

    3. Поиграем с Мишуткой.

    Упражнение "Пропавшие ручки"

    У меня пропали ручки

    Спрятать руки за спину.

    Где вы, рученьки мои?

    Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки.

    1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.

    Показать руки.

    У меня пропали ножки.
    Где Вы ноженьки мои?

    Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них.

    1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.

    Встать на ноги.

    Педагог - психолог:

    - Ребятки, давайте побегаем вместе с Мишуткой!

    Упражнение «Бежит мишка»

    Бежит мишка по дорожке,

    У него устали ножки,

    Захотелось мишке спать…

    Выходи, тебе плясать!

    Дети бегут по кругу, изображая мишек;

    на слова «Захотелось мишке спать» приседают, на последние два такта педагог надевает на кого-либо из детей шапочку и выводит в центр танцевать, вместе с мамой.

    Педагог - психолог:

    - Ребятки, а сейчас мы вместе с Мишуткой пойдем в музыкальный магазин!

    Упражнение - игровая гимнастика: "Музыкальный магазин", (С. и Е. Железновы).

    Педагог - психолог:

    - Молодцы, ребятки, возвращаемся в садик! Мишутке пора в лес, спать. Давайте с ним попрощаемся.

    4. Прощание.Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки

        прощается с каждым ребенком.

    Адаптационные упражнения № 3: «Давайте поздороваемся»

    Цель: учить ориентироваться в элементарных правилах игры. Развивать речь.

    Задачи:

    1. Обогащать двигательный и речевой опыт, учить повторять рифмующиеся слова

    и звукосочетания.

    2.  Побуждать детей к выполнению элементарных правил игры. Поощрять

     самостоятельность.

    3. Вызывать чувство удовольствия от общения со взрослыми и сверстниками,

     а так же от выполнения движений.

    Ход:

    1. «Давайте поздороваемся».

    Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

    2. Массаж ладоней и пальцев рук с помощью игл-бола. Дети сидят у мам на коленях, мамы сидят на пуфах, в кругу.

    Педагог - психолог дает инструкцию, все выполняют под спокойную музыку:

    а. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав

    с мизинца.

        Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание

     каждому суставчику.

    б. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

    в. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

    г. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца

     делайте круговые движения в центре ладони.

    Встряхивания рук.

    3. Давайте поиграем!

    Упражнение - игра «Киска-киска».

    Для игры используется игрушечный котенок.

    Педагог - психолог показывает детям игрушечного котенка: «Кто это такой пушистый к нам пришел? Правильно, это киса пришла. Малыши гладят котенка. «Где у кисы глазки?, А носик?, А ушки? А как мяукает кошка?

    А еще к нам пришла кукла: это наша Танюша, она вышла на прогулку и увидела кису:

    "Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись.
    Наша Танечка пойдет, Через киску упадет!"

    Таким образом, потешка обыгрывается с проигрыванием слов ребенком.Дети пытаются повторять рифмующиеся слова и звукосочетания: не садись, брысь, пойдет, упадет.

    Упражнение «Киска».

    Кисонька-киса

    Дети мягко, плавно передвигаются, имитируя киску.

    Маленькая киса

    Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.

    Мохнатенькие ушки

    Дети приставляют ладошки к голове.

    Быстрые ножки

    Побежали.

    Деток боишься
    Киска-трусишка

    Дети обхватывают себя руками, изображая страх.

    - Педагог - психолог:

    - Наша киска убежала, до свидания! А мы с куклой Таней, садимся в поезд.

    (Дети и родителистоят друг за другом, руки согнуты в локтях; впереди – педагог).

    Упражнение «Поезд».

    «Едет поезд». Дети двигаются топающим шагом, вращая согнутыми в локтях руками –

    как «поезд».

    «Остановка». Дети с родителями расходятся в разных направлениях.

    Педагог говорит детям, что они приехали на цветочную поляну, где растут красивые цветы, и предлагает детям собирать цветы (показывает как), обращает внимание детей на сигнал поезда к отправлению. Все дети снова становятся друг за другом и двигаются за взрослым топающим шагом. Поехали обратно в детский сад.

    4. Прощание.Взрослый подходит к ребенку с куклой Таней и от ее имени

        прощается с каждым ребенком.

    Адаптационные упражнения № 4: «Ручками-хлоп, ножками-топ»

    Цель: Обогащать двигательный опыт. Учить ориентироваться в элементарных правилахигры.

    Задачи:

    1.Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУвразвивающей

    предметно-пространственной средой группы/спортивного зала.

    2. Поддерживать эмоциональный отклик на игры и упражнения.

    3. Передавать при помощи движений различные образы.

    Ход:

    1. «Давайте поздороваемся». Дети и взрослые стоят в кругу, предлагается поздороватьсяпередавая по кругу мячик. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

    2. Массаж ладоней и пальцев рук с помощью игл-бола. Дети сидят у мам на коленях, мамы сидят на пуфах,

    в кругу.

    Педагог - психолог дает инструкцию, все выполняют под спокойную музыку:

    а. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав

    с мизинца.

        Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание

     каждому суставчику.

    б. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

    в. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

    г. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца

     делайте круговые движения в центре ладони.

    Встряхивания рук.

    3. Поиграем!

    Упражнение «Покажи отгадку».

    Мордочка усатая, Шубка полосатая,
    Часто умывается, А с водой не знается.

    Кошка

    Хвост пушистый, шерсть ярка,
    И коварна, и хитра.
    Знают звери все в лису
    Ярко-рыжую…

    Лиса

    Он в дупло засунул лапу
    И давай рычать, реветь.
    Ох, какой же ты сластена,
    Косолапенький…

    Медведь

    Заворчу, заурчу,
    В небеса улечу.

    Самолет

    Летом в болоте вы ее найдете
    Зеленая квакушка-
    Кто это?

    Лягушка

    Кто зимой холодной
    Бродит по лесу голодный?

    Волк

    Упражнение  «Любопытная Варвара».

    Любопытная Варвара

    Дети поднимают и опускают плечи.

    Смотрит влево,

    Поворачивают корпус влево.

    Смотрит вправо,

    Поворачивают корпус вправо.

    Смотрит вверх,

    Поднимают голову вверх.

    Смотрит вниз,

    Опускают голову.

    Чуть присела на карниз,

    Выполняют легкие полуприседания.

    А с него свалилась вниз!

    Резко приседают.

    Упражнение «Ручками-хлоп, ножками-топ».

    Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:

    Мы ногами топ-топ-топ

    Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.

    А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп
    Ай да малыши!
    Ай да крепыши!

    Высоко поднимая ладоши, хлопают.

    По дорожке мы шагаем

    Идут за педагогом.

    И в ладоши ударяем.

    Хлопают в ладоши.

    Топ-топ, ножки, топ!

    Стоя на месте, топают ногами.

    Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

    Хлопают руками.

    Ай да малыши!
    Ай да крепыши!

    Руки на пояс – кружатся.

    Педагог - психолог:

    - Ребятки, а сейчас мы вместе пойдем в музыкальный магазин!

    Упражнение - игровая гимнастика: "Музыкальный магазин", (С. и Е. Железновы).

    Педагог - психолог:

    - Молодцы, ребятки, возвращаемся в садик! Давайте попрощаемся.

    4. Прощание.Дети и взрослые стоят в кругу, предлагается попрощатьсяпередавая

    по кругу мячик.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1.Агапова А.Г. Музыкально-психологические занятия для детей раннего возраста,

    цикл занятий для адаптационного периода. - М., 2009.

    2.Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно! – М.: Линка- Пресс, 2003 г.

    3.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей

    и педагогов.- М.: “Издательство АСТ”,2002 г.

    4.Железновы С. и Е. Компакт-диск: «Игровая гимнастика. Игровые комплексы для

     детей 2 - 4 лет»; Издательство: Весть ТДА, 2005. Качество: mp3, 128-320 kbps, stereo.

    5.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

    6.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.

    7.Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста

    Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Дается определение раннему детству, характерные особенности детей данного возраста, развитие познавательной сферы, анализ комплексных программ по работе с детьми раннего возраста. Определены основные ...

    Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

    Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....

    Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

    Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...

    Методическое пособие для работы с детьми раннего возраста

    Материалы пособия подобраны для работы с детьми раннего возраста, через использование русской народной сказки в различных видах детской деятельности....

    Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста

    Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...