Арттерапевтическое занятие с педагогами. Релаксационная техника для снятия эмоционального напряжения.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Папкова Татьяна Олеговна

Техника "Мандала" - одна из техник изотерапии, включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, что способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность самопознания и личностного роста. Занятие можно использовать для целей профилактики профессионального "выгорания" педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_pedagogov._konspekt.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

Техника «мандала» (рисование в круге) – включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста.

Задачи занятия:

  1. развитие творческих и коммуникативных способностей.
  2. стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».
  3. расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.
  4. развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
  5. сплочение педагогического коллектива.
  6. снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Техника медитативного рисунка – мандала

Одна из техник изотерапии, которая представляет собой создание циркулярных композиций – мандал. Слово «мандала» имеет санскритское происхождение и означает «магический круг». Понятие мандалы было привнесено в западную психологию К. Юнгом. Он использовал ее, занимаясь собственным психоанализом.

Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, при создании круга, очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психологические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.

Мандала помогает стимулировать основные внутренние источники, находящиеся на глубинных уровнях разума, включая механизмы саморегуляции. Это психологический преобразователь, помогающий человеку восстановить утраченную по тем или иным причинам связь с самим собой. В ходе рисования мандалы происходит гармонизирующее воздействие самой процедуры рисования на личность человека, таким образом, удается достичь релаксации и психического равновесия.

Каждая мандала – это композиция из символов и цветов. Рисование мандалы используется в сочетании с другими приемами арттерапии, например с музыкой.

Одной разновидностью рисунка в круге является цветовое колесо. Создание цветового колеса можно использовать в качестве подготовительного упражнения при работе с мандалой. Цветовое колесо – это инструмент, помогающий стать более чувствительным к цветам, а это уже само по себе может помочь прийти к равновесию.

Основные этапы изотерапии:

1 этап – свободная активность перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание; свободное экспериментирование с художественным материалом. Пробуя и смешивая краски можно прийти к небольшим открытиям в отношении материала и самого себя, осознание своих чувств, порождаемых проблемами.

2 этап – процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление; после предыдущего этапа человек безмолвно уходит во взаимодействие со своим творческим самовыражением. Такая трансформация прослеживается у клиентов всех возрастов, даже у маленьких детей. Большинство проявляют сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, обнаружение и решение проблем.

3 этап – дистанцирование, процесс рассматривания, направленный для достижения интенционального видения; Работа располагается так, чтобы на нее было удобно смотреть. Процесс рассматривания связан с обострением интуиции – некоторые детали «невидимые» с первого взгляда, могут выступить вперед, приобрести значение и приобрести связи со смыслами. Понимание себя становится более глубоким.

4 этап – вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы. Вопрос: «Что ты видишь?» приглашение описать, что они увидели в картине. В вопросе заключены три аспекта феноменологического подхода. Описание клиентом ведет к его внутреннему миру. Начало доверия. Описание ведет к динамическому изменению восприятия структуры картины, а следовательно, к переструктурированию внутреннего опыта клиента. Попытка соотнести художественную работу и внутренний опыт (самовыражение в творчестве). Фактически возникновение любых связей между элементами художественной работы и внутренним опытом личности является актом интеграции. Нахождение личностных смыслов – это самопознание.

Структура  занятия.

Этап

Цель и назанчение этапа

Содержание этапа

1.Ритуал приветствия

Создание  психологической готовности к занятию, установление в группе атмосферы доверительности, доброжелательности,

Упражнение  «Импульс».  

Ведущий и участники стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий говорит в какую сторону будет запускаться импульс (по часовой стрелке или против), затем достаточно ощутимо сжимает руку соседа справа или слева; тот пожимает руку своего соседа и т. д. Рукопожатие «идет по кругу», пока не вернется к ведущему. После этого можно пустить импульс в другую сторону.  

2.Настрой, разогрев

Привлечение внимания, заинтересованности, активизация творческой энергии.

коммуникативные игры и упражнения

Упражнение «Цветочное имя».

Участники становятся в круг. Предлагается представиться друг другу новым способом – при помощи цветочных имен. Например: Татьяна – тюльпан, Мария – мак, Ольга – одуванчик, Александр – астра.  Все участники должны запомнить цветочные имена. А кому-нибудь одному предложить назвать все, что запомнит.

3.Основная часть

Приобретение нового опыта.

Достижение основной цели занятия.

1. Теоретическая часть. Что такое мандала, кто ее придумал, в чем ее сила и как она работает.

2. Практическая часть. Выбор мандалы (заполненного круга, который необходимо раскрасить). Релаксирующая музыка.

..Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие вглубь себя, под звуки музыки, взяв в руки тот инструмент для рисования, которым хочется рисовать сейчас. Выберите себе мандалу которая «смотрит» на вас. Сфокусируйте внимание на том, какое следующее действие она вам подсказывает. Важно получить от этой работы удовольствие. Внешние границы круга не являются препятствием, если вы хотите выйти за их пределы, вы можете это сделать -  это ваш круг.

4.Обобщение

«Обратная связь»

Обобщение знаний, чувств, личного опыта.

Выставка работ, обсуждение в парах, обмен чувствами: Какими впечатлениями вы бы хотели поделиться сейчас? Как изменились ваши чувства с момента начала рисования, как они менялись в процессе рисования. Можете ли вы ассоциировать свои ощущения с цветом?

5.Ритуал прощания

Завершение взаимодействия

Упражнение «Необычное прощание».

Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить в центр круга, и прощаться с нами каким-нибудь необычным способом. Все мы будем повторять его действия, прощаясь с ним.

Ожидаемый результат:

  • Стабилизация эмоционального состояния педагогов.
  • Создание более благоприятного климата в педагогическом коллективе, для каждого педагога повышение уверенности в собственных силах и стремление к самовыражению, позитивное отношение к себе.

Занятие подготовила и провела психолог Папкова Т.О.

Дата проведения: 24 апреля 2015 г.  МБДОУ №9 «Золотой петушок» и

5 мая 2015 г. МБДОУ №3 «Ласточка» г. Тихорецка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка»

Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию арттерапевтические техники (живопись с помощью пальцев, живопись с помощью ног, работа  с  глиной)...

Буклет для педагогов "Психогимнастические упражнения для снятия эмоционального напряжения"

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, а именно к этому разряду профессий относится  работа педагога — важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работ...

Релаксационные упражнения по снятию эмоционального напряжения

Комплекс  релаксационных упражнений позволяющий детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье....

Релаксационные упражнения для снятия эмоционального напряжения.

Работа воспитателя тяжелый и эмоционально затратный труд. Воспитание детей требует не только сдерживания своих эмоций, но и понимания эмоционального состояния детей и отклик на их проявления. После ра...

Консультация для педагогов и родителей: «Как снять эмоциональное напряжение после тяжелого рабочего дня».

Как научиться контролировать свои эмоции и научиться снимать нервное напряжение после напряженного рабочего дня? Мы будем учиться снимать стресс естественными методами релаксации....

Консультация для родителей "Арттерапевтические техники, помогающие снят нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка".

Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка...

Методическая разработка «Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения»

Методическая разработка«Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения»Цель: Обучение педагогов экспресс-методам снятия эмоционального напряжен...