Система работы по формированию у дошкольников с ОНР и ЗПР навыка словообразования
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Лебедева Елена Ивановна

Последовательность работы по формированию навыка словообразования у дошкольников с ОНР и ЗПР 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по формированию у дошкольников с ОНР и ЗПР навыка словообразования

В настоящее время  у детей с ОНР и ЗПР все чаще возникают трудности в формировании навыков словообразования. Изучая эту проблему, я обобщила  и систематизировала работу в этом направлении.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. Выделяют три этапа логопедической работы по формированию словообразования (Лалаева Р.И., Грибова О.Е., Бессонова Т.П., Жукова Н.С.)

1 этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего учитывается связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучание). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Логопедическая работа на 1 этапе направлена на формирование у детей навыка

  • образования уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами -к-, -ик-, -чик-;        
  • дифференциацию совершенного и несовершенного вида глаголов;
  • дифференциацию возвратных и невозвратных глаголов;
  • образования притяжательных прилагательных с суффиксом  -ин-.

2 этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

На данном этапе формируем у детей навык образования

  • уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами

-оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-;

  • существительных с суффиксом   -ниц-, -инк-, -ин-;
  • глаголов с приставками  в-вы, на-вы;
  • глаголов пространственного значения с приставкой при-;
  • притяжательных прилагательных с суффиксом  -и- без чередований;
  • относительных прилагательных с суффиксами: -н-, -ан-, -ян-, -енн-;
  • качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

3 этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей

Содержание работы на данном этапе направлено на формирование у детей умения образовывать

  • названия профессий;
  • глаголы пространственного значения с приставками  с-  у-, под-,  от-, за-, под-, пере-, до-;
  • притяжательные прилагательные с суффиксом  -и- с чередованием;
  • относительные прилагательные с суффиксами  -ан-, -ян- -енн-;
  • качественные прилагательные с суффиксами -оват-, -еньк.

   

Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом:

  1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
  2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
  3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).
  4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (-ик- вносит значение уменьшительности, -ниц- значение вместилища).
  5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.
  6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы.
  7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

   

При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

  • сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию.
  • сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

В процессе сравнения делается опора на семантику, значение морфемы.

    Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляется графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

Формирование словообразования существительных

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

1. В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных форм существительных с продуктивным суффиксом   -ик-. Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

  • без изменения звуковой структуры корня производного слова (дом – домик, нос – носик, хвост – хвостик)
  • с чередованием глухих и звонких звуков в корне (таз – тазик, сад – садик, лоб – лобик)

2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса  - чик- (существительные м.р.)

  • без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов (забор – заборчик, шкаф – шкафчик, стакан – стаканчик)
  • с изменением звуковой структуры производного слова (рукав – рукавчик)

3. Словообразование с использованием суффикса  -к- проводится в   следующей последовательности:

  • словообразование сущ. женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова (лапа – лапка, яблоня – яблонька, мышь – мышка)
  • словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования) – (шуба – шубка, рука – ручка, корова – коровка)
  • словообразование существительных среднего рода от основы слова на  “ц” (крыльцо – крылечко, кольцо – колечко)

4.  Словообразование существительных с использованием суффиксов  -очк-, -ечк- проводится в следующей последовательности:

  • словообразование ласкательных собственных имен м. и ж.р. (Аня – Анечка, Ваня – Ванечка)
  • словообразование неодушевленных существительных ж.р. (лента – ленточка, звезда – звездочка)

5. Словообразование существительных ж.р. с использованием суффикса -ичк- (вода – водичка, сестра – сестричка)

6. Словообразование существительных ж.р. с использованием суффикса  -оньк, -еньк- проводится в следующей последовательности:

  • словообразование без изменения звуковой структуры корня слов имен собственных ж. и м. рода (Маша – Машенька, Петя – Петенька)
  • словообразование нарицательных существительных ж. и м.р. без изменения звуковой структуры корня слова: (береза – березонька, дядя – дяденька)
  • словообразование с изменением звуковой структуры корня слова (рука – рученька, дорога – дороженька)

7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов

  • словообразование существительных ж., м. и ср.р. с суффиксом  -ушк- (дед – дедушка, зима – зимушка, поле – полюшко)
  • словообразование существительных ср.р. с суффиксом -ышк- (перо – перышко, солнце – солнышко, зерно – зернышко)
  • словообразование с помощью суффиксов  -иц-, -ец-, -ц- (лужа – лужица, мороз – морозец, пыль – пыльца)

Образование существительных с помощью суффикса  -инк-

  • На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня (бусы – бусинка, пыль – пылинка)
  • В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов: (горох – горошинка, пух – пушинка).

Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища

  • На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова (суп – супница, сахар – сахарница)
  • В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом  -ниц-, в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня (сухари – сухарница, чернила – чернильница)

Образование названий детенышей животных и птиц

    В процессе коррекционной логопедической работы необходимо учитывать  различную сложность этой  модели словообразования. В связи с этим  закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности:

  • словообразование без изменения звуковой структуры корня слова (гусь – гусенок – гусята, тигр – тигренок – тигрята)
  • словообразование с чередованием звуков в корне слов (волк – волчонок – волчата, галка – галчонок – галчата)
  • словообразование, при котором происходит замена корня производного слова – явление супплетивизма (овца – ягненок – ягнята, корова – теленок – телята)

Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия

    В коррекционной логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ОНР и ЗПР используется  только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе. Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности:

  1. Словообразование существительных мужского рода с суффиксом -щик (барабанщик, часовщик, носильщик), с суффиксом -чик  ( летчик, разведчик).
  2. Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола с суффиксами  -ниц-, -иц- (художник – художница, певец – певица).

Формирование словообразования глаголов

  1.     Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР и ЗПР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте (Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Сценарии занятий. / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. –   М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.)  

В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими ОНР и ЗПР, проводится преимущественно закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.

Работа осуществляется в следующей последовательности:

  1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида
  • образование глаголов совершенного вида с помощью приставок

-с- (петь – спеть), -на- (рисовать – нарисовать), -по- (обедать – пообедать),

-про- (читать – прочитать)

  • образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, -ва- (застегнуть – застегивать, умыть – умывать, заталкивать – затолкнуть).
  1. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов
  2. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в – вы, под – от, при, у, пере, за – от, на – вы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения ...

методическая разработка " Система работы по формированию у дошкольников знаний по пожарной безопасности"

Система  работы по пожарной безопасности. Основные направления работы с родителями по данной  теме....

система работы по формированию у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве

презентация к системе работы по формированию у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШАЯ 2014-2105

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также  предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)....

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения...

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2017-2018

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности...

Семинар-практикум для педагогов на тему "Система работы по формированию у дошкольников навыков правильного произношения"

Целью данного семинара я вляется знакомство педагогов с некоторыми приёмами развития правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста....