Формирование сенсорного восприятия посредством конструктивной деятельности
консультация по коррекционной педагогике на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sensornogo_vospriyatiya.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование сенсорного восприятия

посредством конструктивной деятельности

        Всё более расширяющийся круг знаний и умений, которыми должно овладеть молодое поколение, готовясь к практической деятельности, ставит перед педагогической наукой задачу совершенствования процессов воспитания и обучения детей. В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры.

 Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребёнка в целом.

 Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

         Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ведь только чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

         Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Сенсорному развитию ребёнка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства.

        Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

         Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер.

        Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

        В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Н.Н. Поддьяков выделил 3 периода освоения эталонных значений качеств:

1. I (до трех лет) - период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д.);

2. II (до пяти лет) - ребенок пользуется предметными эталонами, то есть образцы свойств предметов соотносятся с определенными предметами, например, овал определяется через форму огурца;

3. III (старше пяти лет) - на основе накопления опыта и его обобщения под руководством взрослого происходит усвоение детьми общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета (трава зеленая, яблоки как шар, крыша домика треугольная).

        Как указывается в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца развитие сенсорных эталонов происходит в присущей детям деятельности такой, как конструирование. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения.

        Конструктивная деятельность значительно расширяет содержание сенсорного воспитания, поскольку во время занятий дети существенно углубляют свои познания о различных свойствах предметов. Процесс конструирования позволяет получать более полные представления о разнообразных свойствах деталей конструктора. Умение выделять отдельные детали из сложного целого формируется у детей не сразу и требует специального обучения. Младших дошкольников обучают таким умениям на очень простых постройках, детей среднего и старшего дошкольного возраста – на более сложных. В ходе формирования этих умений происходят существенные сдвиги в развитии восприятия ребенка – у него развивается способность к точному расчленению сложного целого на отдельные элементы.

        Конструктивная деятельность требует от ребенка умения не только выделять отдельные детали из сложного целого, но и устанавливать пространственное положение одной детали относительно других. Если ребенка не научить этому, он будет делать грубые ошибки в конструировании.

        В ходе конструктивной деятельности ребенок сталкивается еще с одним важным качеством предметов – с их строением – с особенностями пространственного расположения основных частей. Если ребенок не умеет выделять основные части предмета и определять, как они пространственно расположены относительно друг друга, то его конструкторская деятельность будет затруднена. Еще до процесса конструирования детей следует ознакомить с основными деталями.

        Анализ работ ряда исследователей З.В. Лиштван, А.Р. Лурия, Л.А. Парамоновой показывает многообразие форм обучения конструированию: по образцу, по заданной теме, по условиям, по замыслу, по модели. Каждая из этих форм влияет на развитие той или иной стороны мыслительной деятельности.

        Исследования Е. Шаламон и Э.А. Фаранковой показывают, что конструирование по замыслу трудно для детей ввиду отсутствия конкретных образов и задач конструирования, что приводит к соскальзыванию поиска замысла постройки. Таким образом, конструирование по замыслу близко к конструированию по заданной теме. Разница лишь в ограничении заданной тематики.

        Конструирование по модели описано в работе А.Р. Лурия «Развитие конструктивной деятельности дошкольника». Им сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер протекания его конструктивной деятельности, и формируют новые формы познавательных процессов. Дети приобретают умение мысленно анализировать объект, выявлять составляющие его элементы.

        Первостепенной задачей предстоящего обучения детей с нарушением интеллекта конструированию является формирование у них интереса к деятельности. Эта работа осуществляется по двум направлениям. Одно заключается в формировании у ребенка интереса к продукту деятельности, в результате чего у него появляется направленность на получение продуктивного результата своего труда. Другое направление заключается в создании условий для того, чтобы сделать для ребенка интересным процесс деятельности, чтобы у него возникла увлеченность самим ходом выполнения заданий.

        Поэтому сенсорное воспитание детей с нарушением интеллекта в процессе конструирования должно быть направлено, с одной стороны, на ознакомление их с пространственными свойствами: формами, относительностью величины, изменчивостью расположения в пространстве, а с другой стороны – на формирование действий восприятия, обучения детей способам определения этих свойств в реальных предметах.

        В среднем дошкольном возрасте дифференциация деталей изделия подчинена представленному образцу постройки, что несет в себе элементы «планирования» конструктивной деятельности. И, наконец, в старшем дошкольном возрасте дети учатся обследовать образец и усваивать правила его построения, осознанно запоминать порядок воспроизведения.

        Л.И. Плаксина разработала методические рекомендации по проведению коррекционной работы в разных видах детской деятельности, в том числе и в конструировании:

1. Специфическая особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка, а то, что интересно, хорошо усваивается (принцип мотивации).

2. Конструктивная деятельность с геометрическими телами позволяет познавать их цвет, форму, размер, совершенствовать восприятия пространственных отношений, так как конструирование – это процесс сооружения таких построек, где используются разные формы, в которых по-разному расположены элементы, и они по-разному соединяются вместе.

3. Процесс конструирования происходит на основе восприятия (система перцептивных действий), главную роль здесь играют движение руки и глаз. В процессе такой предметно – практической деятельности формируется единая система «глаза – рука». Развивается адекватное взаимодействие глаз и руки, точность движения руки под зрительным контролем, то есть формируется зрительная сенсомоторная координация, а также связь между глазомером и двигательной памятью.

        Все это свидетельствует об огромных потенциальных возможностях, которые содержатся в конструктивной деятельности. Анализируя разработанную в специальной педагогике проблему обучения конструированию слепых детей, детей с нарушением слуха и интеллекта можно сделать вывод, что все авторы указывают на позитивное влияние конструктивной деятельности на ход психического развития аномального ребенка. Ученые утверждают, что обучение конструированию должно вестись с учетом особенностей развития аномальных детей, что в процессе целенаправленного обучения конструированию появляется возможность коррекционного влияния на ход психического развития аномальных детей в более ранние возрастные периоды, что существенно облегчает их дальнейшее обучение в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Сенсорное развитие ребенка раннего возраста как необходимое условие конструктивной деятельности»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. ...

Формирование основ элементарной конструктивной деятельности у детей с ОВЗ

Формирование основ элементарной конструктивной деятельности у детей с ОВЗ...

Самообразование на тему; «Формирование сенсорных представлений и умений детей раннего возраста через конструктивную деятельность»

Тему своего первого самообразования хотелось бы выложить здесь. Игра для младшего дошкольника - это одна из ключевых видов деятельности, поэтому именно такая тема самообразования на мой взгляд являетс...

Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности "Конструктивно-модельная деятельность как средство формирования сенсорных эталонов с детьми с нарушеным слухом"

Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности "Конструктивно-модельная деятельность как средство формирования сенсорных эталонов с детьми с нарушеным слухом"...

Цикл конспектов индивидуальной совместной деятельности по развитию у детей сенсорных представлений и конструктивной деятельности с использованием технологии развивающей игры

В данной методической разработке представлены задания для формирования сенсорных представлений с использование технологии развивающей игры для детей с нарушением интеллекта первого-второго года обучен...