Цикл конспектов индивидуальной совместной деятельности по развитию у детей сенсорных представлений и конструктивной деятельности с использованием технологии развивающей игры
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)

В данной методической разработке представлены задания для формирования сенсорных представлений с использование технологии развивающей игры для детей с нарушением интеллекта первого-второго года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_konspektov.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная совместная деятельность по формированию сенсорных эталонов и навыков конструирования

учитель-дефектолог Бочтарёва А.Л.

Цикл конспектов

индивидуальной совместной деятельности

по развитию у детей сенсорных представлений

и конструктивной деятельности

с использованием технологии развивающей игры

в группе компенсирующего вида для детей

с умственной отсталостью

(I - II год обучения)

Из опыта работы:

учителя – дефектолога

Бочтарёвой

Аллы Леонардовны

Цель цикла: формирование сенсорных представлений (цвет, форма, величина); формирование навыков конструирования, развитие мелкой моторики.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование представлений о сенсорных эталонах: о цвете, форме, величине.

2.Формирование конструктивной деятельности.

3.Знакомить детей с признаками предметов: выделять основные части, различать и соотносить их по цвету, форме и величине; формировать умения сравнивать и группировать предметы по внешним признакам, составлять целое из частей.

Коррекционные:

1.Развитие у детей зрительного и слухового восприятия, целенаправленного внимания, слуховой и зрительной памяти.

2.Развитие у детей мышления и речи.

4.Развитие мелкой и общей моторики.

5.Развитие зрительно-двигательной координации.

6.Развитие игровых навыков.

7.Формирование целенаправленной деятельности.

8.Развитие тактильного восприятия.

Воспитательные:

1.Воспитание положительных интересов к познавательной, игровой, конструктивной видам деятельности.

2.Воспитывать выдержку во время игры, умения выполнять правила игры, умения доводить начатое дело до конца.

3.Воспитание доброжелательности.

Используемые современные образовательные технологии:

  • Здоровье,сберегающие  технологии: подвижные игры, коммуникативные игры, психогимнастика, самомассаж, технология коррекции поведения.
  • Игровые технологии: проблемно-игровая технология,
  • Технология развивающей игры – игры по конструированию.
  • Технология рефлексивного характера.

Занятие № 1 «Кошка в гостях у ребят»

Оборудование:

  • Рамки Монтессори
  • Вкладыши Монтессори с силуэтами мышек
  • Разрезные круги разного цвета (основные – красные, желтые, зеленые и синие.
  • Игрушка – кошка.
  • Картинка с изображением мышки.

Ход занятия:

Приветствие.

Педагог: Посмотрите, на окошко

                Села серенькая кошка.

                Кошка в гости к нам пришла,

                Смотрит на ребят она.

(педагог держит игрущку – кошку в руках)

Ребята, давайте познакомимся с кошкой.

- Кошка, как тебя зовут?

- Мяу!

- Стережешь ты мышку тут?

- Мяу!

- Кошка, хочешь молока?

- Мяу!

- А в товарищи щенка?

- Фрррр!

Кошка не хочет дружить со щенком. Кошка, а ты хочешь дружить с ребятами?

- Мяу!

Ребята, давайте порадуем нашу гостью – кошку, расскажем о ней с помощью наших помощниц – ладошек.

Речь с движением «Цап – царап» (С. Гаврилова)

У кошки лапки –                              Повороты кулачков из стороны в сторону

Мягкие подушки,                              

А внутри царапки,                            Раскрывают ладошки, раздвигают пальчики

Острые игрушки.                              Двигают ладошками вверх - вниз          

Цап – цап – цап – царап,                  Сжимают пальчики в кулачки, разжимают    

Учит сына кошка:                             Грозят пальцем

Не зевай сынишка!                          

Где шуршит немножко,                    Приставляют ладошку к уху,            

Там, наверно, мышка.                       прислушиваются

Цап – цап – цап – царап,                   Сжимают – разжимают пальцы.

Там, наверно, мышка.

(педагог незаметно для детей скребет по деревянной поверхности)

- Кто это? Попробуй отгадать:

                  Прогрызут в полу дыру

                  И устроят там нору,

                  Чтоб под полом шебуршать –

                  Кошке ночью спать мешать!

                  Эти серые малышки любят сыр.

                   Кто это? (мышки).

Ребята, посмотрите, какие норки прогрызли мышки.

(педагог показывает «норки» - рамки Монтессори)

Пока кошка спит, мышки решили с вами познакомиться.

(педагог раздает каждому ребенку по вкладышу Монтессори с силуэтом мышки).

Как ты думаешь, Оля, в какой норке живет твоя мышка?

А твоя, Саша?

(дети подбирают «мышку» к «норке» (цвет, форма).

Педагог: Ребята, давайте поиграем с мышками. Только осторожно, не разбудите кошку.

Подвижная игра (р.н.и.) «Кот и мыши»

Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот.

- Тише, мыши, не шумите!

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот –

Разобьет наш хоровод.

Шевельнет ушами кот –

И исчез весь хоровод.

Педагог: Все мышки спрятались в норки?

Дети: Да.

Педагог: А вот кот остался без обеда.

(показывает кошку детям) Посмотрите, какой он грустный. Давайте угостим его молочком. Только где наши блюдца? Мышки бежали, хвостиком махнули – все блюдца разбили. Что же нам делать? Давайте их «склеим».

(дети «склеивают» блюдца - соединяют два одинаковых по цвету и размеру полукруга – получается круг)

Кот пьет из каждого блюдца.

Педагог:

Кто мяукнул, кто мурлычет?

В молоко кто носом тычет?

Со всех блюдец пьет и пьет?

Это гость наш – серый кот.

Кошка: Мяу-мяу, детвора, расставаться нам пора.

Педагог: Ребята, почему вам кот сказал «мяу-мяу»? Это он вам спасибо говорит.

Прощание.

Занятие № 2 «Что в коробочке лежит?»

Оборудование:

  • Большая красивая коробка
  • «Блоки Дьенеша (большие круги)»
  • «Блоки Дьенеша (маленькие круги)»
  • Мяч
  • Кукла Неваляшка

Ход занятия.

Приветствие.

Педагог: Оп – оп – оп – оп!

                Что в коробочке лежит?

                 Оп – оп – оп – оп!

                 Что в коробочке гремит?

Дети отвечают (по возможности).

Педагог открывает коробку и показывает содержимое -  в коробке лежат круги.

Педагог: Посмотрите, круг, какой?

                Красный он и большой!

(к детям) Какой это круг?

Дети отвечают (по возможности)

(Далее, таким же образом с синим  и желтым кругами)

Педагог: Это большие круги – мамы. Но, оказывается, у них есть дети – маленькие круги. Они такие непослушные, убежали от своих мамочек и заблудились. Давайте поможем им найти своих мам. Какого цвета «ребенок» у синей «мамы»?

Дети: отвечают (по возможности) или показывают.

Педагог помогает: Такой же, как и мама – синий.

                                 А у красной (желтой)?

Дети выполняют задание – подбирают круги по цвету и выкладывают на столе.  

Педагог: Все дети – маленькие круги – нашли своих мам?

                Ребята, а на что похожи наши новые друзья – круги?

Дети: (с помощью педагога) На мячик.

Педагог: А давайте поиграем с мячиком.

Речь с движением: «Мячик мой»

Друг веселый, мячик мой,                Прыжки, руки на поясе.

Всюду, всюду он со мной.                Взмахи рукой, как бы удары по мячу.

Раз, два, три, четыре, пять.               Прыжки, руки на поясе.

Хорошо с мячом играть.                   Взмахи рукой, как бы удары по мячу.

Слышится голос куклы Неваляшки.

Педагог: (держит в руках куклу Неваляшку) Какая милашка – кукла Неваляшка. Но почему она такая грустная. Ребята, она мне на ушко сказала, что грустит  потому, что у нее нет подружек. Давайте поможем кукле Неваляшке – сделаем ей подружек с помощью кругов. Вот таких (показывает образец или задание – узор).

 Педагог: Оля, ты какого цвета подружку будешь делать?

А ты, Саша?

(некоторым детям можно предложить сделать двухцветных Неваляшек)

Дети выполняют задание – складывают кукол – Неваляшек.

Усложнение: можно предложить нарисовать подружек Неваляшек с помощью рамок Монтессори.

Педагог: Неваляшке – красавице

                Подружки очень нравятся.

                Ребят она благодарит –

                Спасибо всем вам говорит.

Прощание.

Занятие №3 «Строители»

Оборудование:

  • Красивая большая коробка.
  • Блоки Дьенеша (большие квадраты и большие треугольники)
  • Красивая коробка с волшебными квадратами Воскобовича.
  • Мелкие игрушки по числу детей.

Ход занятия.

Приветствие.

Педагог: Тук – тук – тук,

                Тук – тук – тук!

                Раздается чей-то стук.

                Кто-то в гости спешит,

                Громко в двери стучит.

                Посмотри, какая кошка

                Поместилась на ладошке.

Педагог раздает по игрушке каждому ребенку. Показывает детям красивую коробку, потряхивая ее.

Педагог: Оп – оп – оп – оп!

                Что в коробочке лежит?

                 Оп – оп – оп – оп!

                 Что в коробочке гремит?

Что же сегодня нам приготовила «чудесная коробочка»? Посмотрите.

Дети (по возможности) отвечают.

Педагог знакомит детей с квадратами и треугольниками («Блоки Дьенеша»), аналогично приему занятия №2.

Педагог: Хотите поиграть с квадратами и треугольниками?

Дети: Да.

Педагог: И наши игрушки тоже хотят. Давайте построим для них красивые дома. Вот такие (показ образца или задания – узора).

Дети выполняют задание.

(индивидуально, по ходу выполнения задания, закрепляются форма и цвет геометрических фигур).

Педагог: Всем гостям – игрушкам сделали домики? А вы знаете, кто строит дома – строители. И мы сегодня с вами строители таких красивых домов. Давайте покажем с помощью движений, как работают строители.

Речь с движением: «Молотки» (русская народная потешка)

Ай – туки – туки – туки,                       Ритмично стучат кулачками по поверхности стола

Застучали молотки,

Застучали молотки,                               Ритмично стучат локтями по поверхности стола

Заиграли в локотки.

Тук – ток, тук – ток,                              Ритмично стучат кулачками и локтями по очереди.

Скоро выстроим домок.

Педагог: (показывает детям вторую красивую коробку)

                Оп – оп – оп – оп!

                Что в коробочке лежит?

                Оп – оп – оп – оп!

                Что в коробочке шуршит?

(далее педагог знакомит детей с «волшебным квадратом» Воскобовича).

Этот квадрат не простой, а волшебный. Смотрите:

Квадрат волшебный, покружись,

Красный бок нам покажи.

А потом покружись,

Зеленый бок нам покажи.

Нашим гостям – игрушкам так понравился «волшебный квадрат», что они тоже захотели с ним поиграть. Давайте поиграем вместе с ними.

Игра с игрушками.

Прыг – скок, прыг – скок,

Прыгну я на красный бок.

Прыг – скок, прыг – скок, Прыгну на зеленый бок.

Ребята, но оказывается с помощью «волшебного квадрата» можно тоже строить дома. Вот такие (показ образца). Давайте построим дома для наших игрушек (можно одноцветных, или с усложнением, по установке педагога: с зеленой, красной крышей).

Дети выполняют задание (педагог, по необходимости помогает).

Педагог: Всем гостям построили домики?

                Игрушки вас благодарят,

                Всем спасибо говорят.

Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегративной совместной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "Айболит уехал в отпуск" с использование МИМИО-технологий

Данный продукт является итогом реализации MIMIO проекта «Зелёная аптека» в средней группе. В ходе совместной деятельности, с помощью ресурсов мультимедиа, создаётся игровая ситуация в которой дошкольн...

Сценарий совместной деятельности с детьми старшего возраста «Прогулка в весенний лес» с использованием технологий: мнемотехника, развивающие игры.

1. Коллаж «Пробуждение природы».2. Карточки – модели «Признаки весны».3. Шапочки диких животных.4. Настольная ширма.5. Развивающие игры «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра».6. Блоки Дьенеша...

Конспект итоговой совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Достопримечательности Санкт-Петербурга» с использованием технологии «Обучение через игровую деятельность»

Цель: развитие интереса у детей к культурному наследию Санкт-Петербурга.Задачи:1) Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга.2) Формировать репродуктивную позн...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во 2-ой младшей группе. Тема: Звуковая культура речи. Развивающая игра: «Мама пироги печет» (под музыку).

КонспектНепосредственно образовательной деятельности по развитию речи во 2-ой младшей группе                              ...

конспект интегрированной совместной образовательно-художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: "День города"

Используемые технологии:Ø     Технология интегрированного занятия;Ø     Проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения;Ø     Т...

Конспект индивидуальной совместной деятельности по коррекции и развитию речи с применением мнемотехники и здоровьесберегающих технологий по теме "Осень"

План - конспект индивидуальной совместной деятельности по коррекции и развитию речи со старшим дошкольником с заключением ОНР II уровня с применением мнемотехники и здоровьесберегающих технологий по т...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений через конструктивную деятельность с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича "Незнайка в Фиолетовом лесу»

Конспект ООД " Незнайка в Фиолетовом лесу" разработан с целью развития познавательных способностей и математических представлений детей (5 - 6 лет)  на основе развивающих игр В. В....