Консультация для воспитателей "Символико-моделирующая деятельность детей дошкольного возраста. Организованная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Крикленко Ольга Валерьевна

 Решая задачу коррекционно-развивающего обучения мной разработана серия многофункциональных игр и пособий с применением метода наглядного моделирования по подготовке детей к обучению грамоте, основанная на исследованиях  отечественных педагогов и адаптированная для детей дошкольного возраста с речевой патологией.  Многие известные широкому кругу логопедов и воспитателей игры и пособия я дополнила и усовершенствовала.В работе показаны широкие возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения, которое может осуществляться как логопедом, так и воспитателями дошкольных учреждений. Данные методические рекомендации также могут  с успехом применяться для обучения детей, не имеющих отклонения в речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Символико-моделирующая деятельность детей  дошкольного возраста. Непосредственно образовательная деятельность  по подготовке к обучению грамоте

                         Крикленко О.В.

                                                         учитель-логопед МБДОУ д/с № 39

2014 г.

     В современной научно-педагогической литературе символико-моделирующая деятельность (или наглядное моделирование) рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.)  Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л.М. Хализева и др.)  Использование заместителей  и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.) появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Включение наглядных моделей в непосредственно организованную деятельность по подготовке к обучению грамоте помогают им овладеть звуковым анализом и синтезом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия.

     Схемы и модели различных структур (звуки,  слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст делится на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирования помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (речевого). У детей формируется интерес к словам, звукам речи, общению, развивается речемыслительную деятельность.

     Формирование навыков символико-моделирующей деятельности происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

  1. знакомство с графическим способом представления информации;
  2. развитие умения дешифровки (определения) модели;
  3. формирования навыка самостоятельного моделирования.

Для успешного обучения грамоте у ребёнка ещё в дошкольном возрасте

должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма. Поскольку современный метод обучения грамоте аналитико-синтетический, то в первую очередь у детей ещё в дошкольном возрасте должна быть сформирована фонематическая система.

     По мнению многих авторов (Л.С. Выготский, Т.Г. Егоров, Р.Е. Левина и др.), фонематическая система является основой устной и письменной речи, включая в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

     Фонематическое восприятие – это умение определять последовательность звуков в слове, позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу, осознание или подсчёт количества звуков в слове.

     Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

     Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова (разложение его на последовательный ряд звуков, подсчёт их количества, их классификация). Аналогично под фонематическим синтезом мы понимаем умственные действия по синтезу звуковой структуры слова (слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова).

     Несформированность или нарушение одного из перечисленных компонентов этой системы влечёт изменения системы в целом, приводит к трудностям в овладении чтением и письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дислексия (т.е. специфическим ошибкам при чтении) и дисграфия (специфическим ошибкам на письме).

     Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее, если использовать игровые приёмы развивающих упражнений с применением метода наглядного моделирования, который позволяет решить следующие задачи:

в средней группе

– познакомить детей с моделями (определение сенсорных эталонов);

– познакомить с понятием “слово”, учить детей заменять слово моделью;

– познакомить детей с протяженностью слов (длинные и короткие) и учить использовать её заместители;

– учить детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, выделять и определять первый и последний звуки в слове и соотносить со схемой.

в старшей группе

– продолжать учить детей выделять звуки в слове, т. е. находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой;

– учить изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки;

– учить проводить звуковой анализ и синтез слогов и одно- и двусложных слов, используя   фишки;

– учить определять количество слогов в слове и соотносить слово со слоговой схемой;

– учить графически изображать предложение, используя слова-модели.

в подготовительной к школе группе

– учить подбирать слова к заданной звуковой модели (3, 4, 5-ти звуковой);

– учить детей отгадывать заданные слова, представленные моделью из разноцветных фишек, то есть подбирать слово к схеме;

– учить умению вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

– учить работать со смешанными моделями слов, свободно оперировать звуковыми, графическими моделями слов и предложений;

– закрепить умение членить предложения на слова, придумывать предложения по предложенной схеме.

       На использовании наглядных моделей основаны многие методы  

дошкольного   обучения. К примеру, метод обучения дошкольников        грамоте,   разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает

построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

     Звуковой анализ и синтез слогов и слов вызывает  наибольшие трудности в работе с детьми, особенно в добуквенный период. Подключение зрительного анализатора – вот что помогает в этой работе.

     В настоящее время, как известно, в детских садах и школах используются три цвета для обозначения звуков: красный цвет – гласные звуки, синий – твёрдые согласные, зелёный – мягкие согласные звуки.

     Шесть гласных звуков – шесть девочек. Полуоткрытый рот говорит о свободном выходе воздушной струи: гласные легко поют песенки. Красный цвет платья соответствует обозначению, колокольчик – звонкости звука, положение губ – схематичной артикуляции.

     Для обозначения согласных звуков вместе со зрительными цветными эффективно использовать зрительные  картинные символы, которые для лучшего запоминания обыгрываются пальчиковым упражнением, т. е. жестовым символом, подходящим по смыслу. Для закрепления понятий «твёрдый / мягкий согласный звук» - подключаются тактильные ощущения  в виде деревянного (твёрдого) кубика синего цвета и поролонового (мягкого) «кубика» зелёного цвета или символа спички и ватки.

       Для определения позиции данного звука в слове  по отношению к его началу, середине или концу широко используется игра «Домики». Эту игру я дополнила серией игр с аналогичным заданием.  Это позволило разнообразить однотипное игровое задание, а, значит, и сохранить интерес к нему. Это такие игры как:  «Светофоры» («В начале слова звук у нас – у светофора красный глаз» и т.п.),  «Гусеница» (ребёнок в игре ориентируется на голову, животик и хвост гусеницы), «Пуговица» (вначале игры дети определяют, пуговица какого цвета им нужна), «Подарки Змею Горынычу» (первой голове дарятся предметы с данным звуком в начале, второй – в середине, третьей – в конце слова), лото «Гласные звуки», «Синички».                                                              В игре «Синички» я со временем изменила её условие. Теперь детям раздаётся только одна карточка для определения места звука в слове (или «носик» - начало слова, или «туловище» - середина слова, или «хвостик» - конец слова), а не все три, как было раньше. Это стимулирует самостоятельность в выборе решения, но ребёнку по-прежнему надо  проанализировать данное  слово и подсмотреть правильный ответ у товарища ему уже не удастся.

        Для упражнения в звуковом анализе слогов и слов применяются следующие  пособия и игры: «Собери бусы» (целью этой игры также является развитие мелкой моторики), «Подбери схему к слову», «Картинки - в корзинки» (цель этой игры: учить дифференцировать согласный звук по мягкости и твёрдости). Аналогичная цель и у игры «Старички-звуковички».

     Для определения количества слогов в слове применяется ряд игр: «Кораблики» (дети ориентируются на количество труб каждого кораблика: сколько труб – столько и слогов), «Букет» (на вазах слоговая схема слова), «Строители» (на базе игры «Строители» дети учатся не только строить дом из того количества кирпичей, которое соответствует количеству слогов, но и определять ударный слог с помощью стилизованного молоточка) и  игра «Паровозики».

     Хочу поподробнее остановиться на моей авторской игре «За покупками». Насекомым, чтобы пойти за покупками, надо надеть сапожки. Дети определяют количество слогов в названии насекомого (например, му-ра-вей) и «обувают» их в соответствующее количество сапожек (т.е. в три). На базаре насекомые покупают тот товар, в названии которого было бы столько же слогов. Например, тот же муравей может купить себе ножницы или кастрюлю.

    Продуктивным, на мой взгляд, является использование наглядных моделей при формировании у детей конструировать предложения различных типов. На первом этапе работы возможно обучение детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели. Затем целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения.

      Включение наглядных моделей содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (например, стрелка или «ножки» вместо глагола, волнистая линия или цветной прямоугольник вместо прилагательного, «кубик» вместо предлога).

      Приведу ещё примеры игр.

  Пособие «Кто какую пользу приносит»

  Цель: учить составлять простое распространённое предложение с прямым дополнением по заданной схеме.

  Оборудование: наборное полотно с двумя карманами; предметные картинки (домашние животные и птицы; предметы, которые связаны с пользой, приносимой ими); стрелка.

  Образцы ответов: «Куры несут яйца. Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом».

Игра « Живые слова»

Цель: упражнять детей в составлении предложения по структурной схеме.

Оборудование: прямоугольники-слова с прорезями для лиц детей.

       Постепенно модели предложений усложняются, вводятся схематические изображения простых (В, НА, ПОД, ЗА) и сложных предлогов (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ).

     На подгрупповой непосредственно образовательной деятельности  применяется лото «Предлоги». Эта игра помогает запомнить схемы предлогов и упражнять в употреблении их в речи.

     Для закрепления материала используются индивидуальные карточки, по которым ребёнок сначала учится моделировать словосочетание (например, «грибы под ёлкой»), а потом и разнообразные по составу предложения («Грибы растут под ёлкой. Маленькие грибы прячутся под ёлкой. Маша нашла грибы под ёлкой»).

        Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации. Учителя начальных классов, родители первоклассников и педагоги дошкольных учреждений единодушно фиксируют снижение этого интереса. Причин много. Одной из них является то, что дошколята идут  учиться уже «читающие» и «пишущие». Вспомните дошкольное детство предыдущих поколений. Прежде всего, в школу шли, чтобы научиться читать и писать. И каждый день был наполнен открытиями. Однако опыт показывает, что освоение детьми начальной грамоты может проходить с сохранением мотивации, если у ребёнка фонематическая система развита и сформирована  на должном уровне. Для успешного выполнения этой цели и применяется метод наглядного моделирования.

     Следовательно, метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в непосредственно организованной деятельности по подготовке к обучению грамоте как детей дошкольного возраста с нарушениями речи, с которыми я по долгу службы работаю, так и детей массовых групп дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительного дошкольного возраста по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны

Дети знакомятся со звуками,определяют первый звук в слове,определяют длинные и короткие слова,используется мнемотаблица,подвижные логические игры...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие фонематического восприятия. Подготовка к обучению грамоте»

С началом школьного обучения у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с освоением чтения и письма. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и дру...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по подготовке к обучению грамоте в школе

Тема: «Путешествие на поиски сокровищ»Цель: подготовка детей к обучению грамоте в школе.Задачи:- Закрепить умение различать понятия «звук», «слог», «слово&raq...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на лексическую тему «Птицы нашего края» для детей подготовительной к школе группы в форме «квест – игры»

В процессе ООД обучающиеся посредством разных видов деятельности, дидактических игр, познавательных заданий и игровых упражнений, объединённых в «квест – игру» линейного типа, обогащ...