Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Ерина Ольга Николаевна

В презентации содержатся материалы по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, РДА, синдром Дауна, посещающими общеразвивающие детские сады. Информация может быть полезна руководителям ДОО, психологам и логопедам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Подготовила педагог-психолог Ерина О.Н. МКДОУ «Новохоперский центр развития ребенка – детский сад № 1»

Слайд 2

Кто такие дети с овз? Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие ) Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие ) Дети с нарушением речи (логопаты ) Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП ) Дети с задержкой психического развития Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения Дети с умственной отсталостью Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталость).

Слайд 3

Затруднения в процессе образования и общения со сверстниками отсутствует мотивация к познавательной деятельности ; темп выполнения заданий очень низкий; нуждаются в постоянной помощи взрослого; низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии); трудности в понимании инструкции; инфантилизм; нарушения координации движений; низкая самооценка; повышенная тревожность; высокий уровень психомышечного напряжения. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

Слайд 4

Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ? 1.Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ. 2.Информация о специалистах (воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.), реализующих индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ. 3.Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия запрашивается у родителей ). 4.Социально-демографический паспорт семьи (копия запрашивается у воспитателей); 5.Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ. 6.Перспективные планы индивидуальной работы с ребенком специалистов, работающих с данным ребенком. 7.Журнал регистрации коррекционно-развивающей работы с ребенком (фиксирует индивидуальную образовательную деятельность специалистов по развитию ребенка: психологическое, логопедическое, физическое и музыкальное ).

Слайд 5

Структура индивидуального маршрута Цель Задачи Принципы Методические приёмы Условия реализации занятий (индивидуальная или групповая работа, продолжительность, количество, возраст) Структура игрового занятия (подготовительная, основная, заключительная часть) Срок реализации Предполагаемый результат Диагностический инструментарий Тематическое планирование Приложения Список литературы

Слайд 6

Взаимодействие участников образовательного процесса

Слайд 7

Основные направления психолого-педагогической помощи детям с овз: Дети с ЗПР Дети с РДА Дети с ДЦП Дети с нарушениями эмоциональной сферы и поведения Дети с синдромом Дауна

Слайд 8

ЗПР Наименование блока Содержание блока Психокоррекционные задачи Мотивацион ный Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели и действия Формирование познавательных мотивов: Создать проблемные учебные ситуации; Стимулировать активность ребенка на занятии; Обратить внимание на тип семейного воспитания; Приёмы: создание игровых учебных ситуаций, дидактические и развивающие игры Блок регуляции Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию Обучить ребенка планировать свою деятельность во времени, предварительно организовав ориентировки в заданиях. Проанализировать с ребенком используемые способы деятельности. Приёмы: обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию). Блок самоконтроля Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения Обучить контролю: по результатам; по способу действия; в процессе деятельности. Приёмы: дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; обучение конструированию и рисованию по моделям. это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Слайд 9

РДА Основные признаки: Недостаточное или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими. Отгороженность от внешнего мира. Слабость эмоционального реагирования вплоть до безразличия. Неспособность дифференцировать людей и неодушевлённые предметы. Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители. Приверженность к сохранению неизменности окружающего . Боязнь всего нового. Однообразное поведение (перебирание пальцев, вращение кистей перед глазами, раскачивание, подпрыгивание на носках). Речевые нарушения (определенные слова и выражения). Бегающий взгляд, взгляд мимо. - отрыв от реальности, отгороженность от мира

Слайд 10

Основные направления коррекции детей с РДА Обучение ориентации ребенка вовне. Обучение простым навыкам контакта. Обучение ребенка более сложным формам поведения. Развитие самосознания и личности аутичного ребенка. Этапы: Установление контакта (негромкий голос, шепот, избегать прямого взгляда на ребенка и резких движений, наблюдение. Увеличение активности ребенка, снятие напряжения). Усиление психической активности ребенка (почувствовать настроение ребенка, понять специфику поведения и использовать это в процессе коррекции; применять игровую терапию). Организация целенаправленного поведения (при помощи музыки и специальных игр развивать длительное сосредоточение ребенка: игра «Мыши тише-тише», «глаза в глаза», «Море волнуется раз»). Взаимодействие с родителями (целенаправленные консультации о воспитании ребенка, обучение, активное участие родителей в процессе коррекции).

Слайд 11

ДЦП Направления: Коррекция эмоциональных нарушений: смягчение эмоционального дискомфорта, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций: агрессивность, повышенная возбудимость, мнительность), коррекция самооценки. Психологическая коррекция познавательных процессов: обучение детей через конструирование и рисование. тяжелое заболевание, возникающее у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования

Слайд 12

Направления и задачи психокоррекции детей с ДЦП в сочетании с ЗПР Наименование блока Содержание блока Психокоррекционные задачи и приёмы Мотивацион ный Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели и действия Формирование познавательных мотивов: Создать проблемные учебные ситуации; Стимулировать активность ребенка на занятии; Обратить внимание на тип семейного воспитания; Приёмы: создание игровых учебных ситуаций, дидактические и развивающие игры Блок регуляции Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию Обучить ребенка планировать свою деятельность во времени, предварительно организовав ориентировки в заданиях. Проанализировать с ребенком используемые способы деятельности. Приёмы: обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию). Блок самоконтроля Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения Обучить контролю: по результатам; по способу действия; в процессе деятельности. Приёмы: дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; обучение конструированию и рисованию по моделям.

Слайд 13

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения Гиперактивные Расторможенные С неврозами, страхами , повышенной тревожностью Утомляемостью С нарушениями навыков общения и самообслуживания С нарушениями способности к установлению эмоционального контакта С тереотипность в поведении, которое проявляется как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений, наличие в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр.

Слайд 14

Основные направления коррекции детей с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения Развитие и обогащение эмоциональной сферы у детей средствами эмоциональной выразительности. Формирование и актуализации представлений об эмоциях. Развитие социальных эмоций (эмпатии, эстетических переживаний, нравственных эмоций и др.). Помощь в преодолении эмоциональных переживаний. Коррекция проблем общения со сверстниками и взрослыми. Средства и методы коррекции: Сказкотерапия Песочная терапия Музыкальная терапия Игровая терапия Изотерапия Театрализованная деятельность

Слайд 15

Дети с синдромом Дауна Синдром Дауна – это не заболевание, а генетическая аномалия, которая приводит к значительным изменениям в организме. Он не лечится. Именно поэтому правильнее говорить «синдром», а не «болезнь». Дауны генетически не подвержены агрессии. Дауны видят окружающий мир в более ярких красках, более красивых, чем мы. Даунов можно легко обидеть, но сами они не представляют никакой угрозы. Дауны имеют на одну хромосому больше .

Слайд 16

Этапы психолого-педагогической коррекции Первый этап - адаптационный - установление контакта с ребенком, имеющим диагноз синдром Дауна с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей. Второй этап - усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем дошкольном детстве. Третий этап – отслеживание динамики развития, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна.

Слайд 17

Литература Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми детей с церебральным параличом.-М.: 1991. Данилова Л.А.Методы коррекции речевого и психического развития у детей с ДЦП.- М.1997. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии, Санкт-Петербург: Речь, 2008 . Мастюкова Е.М Физическое воспитание детей с церебральным параличом. -М.1991. Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

(выступление на семинаре руководителей ДОУ)

Ерина О.Н., педагог-психолог

1 слайд: Вступление

С введением ФГОС ДО и нового закона об образовании большинство образовательных учреждений начало внедрять инклюзивное образование. На сегодняшний день большинство детских садов работает с детьми с ОВЗ.  Это обусловлено и тем фактом, что многие родители стремятся к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. Таким образом, в настоящее время образовательная инклюзия формулируется как социальный запрос и как траектория развития гуманистического общества.

К, сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам, так как работа в данном направлении требует необходимых ресурсов. Во-первых, необходимо специальное оборудование: сухой бассейн, тренажеры, специальные кресла, столы и многое другое. Во-вторых, педагоги должны пройти обучение по работе с такими детьми. В-третьих, найти в себе силы, воспитать волю, желание к работе с детьми с ОВЗ. Да и само определение ОВЗ. Кто же такие дети с ОВЗ?

2 слайд: Кто такие дети с ОВЗ

  • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) 
  • Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
  • Дети с нарушением речи (логопаты)
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
  •  Дети с задержкой психического развития
  • Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения
  • Дети с умственной отсталостью
  • Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

3 слайд: Затруднения детей с ОВЗ в процессе образования и общения со сверстниками

  • отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
  • темп выполнения заданий очень низкий;
  • нуждаются в постоянной помощи взрослого;
  • низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
  • низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии);
  • трудности в понимании инструкции;
  • инфантилизм;
  • нарушения координации движений;
  • низкая самооценка;
  • повышенная тревожность;
  • высокий уровень психомышечного напряжения.
  • низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

4 слайд : Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ?

Документация:

1.Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ.

2.Информация о специалистах (воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.), реализующих индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ.

3.Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия запрашивается у родителей).

4.Социально-демографический паспорт семьи (копия запрашивается у воспитателей).

5.Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.

6.Перспективные планы индивидуальной работы с ребенком специалистов, работающих с данным ребенком.

7.Журнал регистрации коррекционно-развивающей работы с ребенком (фиксирует индивидуальную образовательную деятельность специалистов по развитию ребенка: психологическое, логопедическое, физическое и музыкальное).

5 слайд: Структура образовательного маршрута

  • Цель
  • Задачи
  • Принципы
  • Методические приёмы
  • Условия реализации занятий (индивидуальная или групповая работа, продолжительность, количество, возраст)  
  • Структура игрового занятия (подготовительная, основная, заключительная часть)
  • Срок реализации
  • Предполагаемый результат
  • Диагностический инструментарий
  • Тематическое планирование
  • Приложения
  • Список литературы

6 слайд: Взаимодействие участников образовательного процесса

Специалисты, педагоги, родители.

7 слайд: Основные направления психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ

Наиболее часто встречающиеся категории детей с ОВЗ в ДОУ

  • Дети с ЗПР
  • Дети с РДА
  • Дети с ДЦП
  • Дети с нарушениями эмоциональной сферы и поведения
  • Дети с синдромом Дауна

8 слайд: ЗПР

это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Наименование блока

Содержание блока

Психокоррекционные задачи

Мотивацион

ный

Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели и действия

Формирование познавательных мотивов:

  • Создать проблемные учебные ситуации;
  • Стимулировать активность ребенка на занятии;
  • Обратить внимание на тип семейного воспитания;

Приёмы: создание игровых учебных ситуаций, дидактические и развивающие игры

Блок регуляции

Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию

Обучить ребенка планировать свою деятельность во времени, предварительно организовав ориентировки в заданиях. Проанализировать с ребенком используемые способы деятельности.

Приёмы: обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию).

Блок  самоконтроля

Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения

Обучить контролю:

  • по результатам;
  • по способу действия;  
  • в процессе деятельности.

Приёмы: дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; обучение конструированию и рисованию по моделям.

9 слайд: РДА

отрыв от реальности, отгороженность от мира

Основные признаки:

  • Недостаточное или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими.
  • Отгороженность от внешнего мира.
  • Слабость эмоционального реагирования  вплоть до безразличия.
  • Неспособность дифференцировать людей и неодушевлённые предметы.
  • Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители.
  • Приверженность к сохранению неизменности окружающего.
  • Боязнь всего нового.
  • Однообразное поведение (перебирание пальцев, вращение кистей перед глазами, раскачивание, подпрыгивание на носках).
  • Речевые нарушения (определенные слова и выражения).
  • Бегающий взгляд, взгляд мимо.

10 слайд: Основные направления коррекции детей с РДА

  • Обучение ориентации ребенка вовне.
  • Обучение простым навыкам контакта.
  • Обучение ребенка более сложным формам поведения.
  • Развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
  • Этапы:
  • Установление контакта (негромкий голос, шепот, избегать прямого взгляда на ребенка и резких движений, наблюдение. Увеличение активности ребенка, снятие напряжения).
  • Усиление психической активности ребенка (почувствовать настроение ребенка, понять специфику поведения и использовать это в процессе коррекции; применять  игровую терапию).
  • Организация целенаправленного поведения (при помощи музыки и специальных игр развивать длительное сосредоточение ребенка: игра «Мыши тише-тише», «глаза в глаза», «Море волнуется раз»).
  • Взаимодействие с родителями (целенаправленные консультации о воспитании ребенка, обучение, активное участие родителей в процессе коррекции).

11 слайд: ДЦП - тяжелое заболевание, возникающее у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования

направления:

  • Коррекция эмоциональных нарушений: смягчение эмоционального дискомфорта, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций: агрессивность, повышенная возбудимость, мнительность), коррекция самооценки.

  • Психологическая коррекция познавательных процессов: обучение детей через конструирование и рисование.

12 слайд: Направления и задачи психокоррекциии детей с ДЦП в сочетании с ЗПР (см. слайд 8).

13 слайд: Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения

  • Гиперактивные
  • Расторможенные
  • С неврозами, страхами, повышенной тревожностью  
  • Утомляемостью  
  • С нарушениями навыков общения и самообслуживания
  • С нарушениями способности к установлению эмоционального контакта
  • Стереотипность в поведении, которое проявляется как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений, наличие в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр.

14 слайд: Основные направления коррекции

  • Развитие и обогащение эмоциональной сферы  у детей средствами эмоциональной выразительности.
  • Формирование и актуализации представлений об эмоциях.
  • Развитие социальных эмоций (эмпатии, эстетических переживаний,  нравственных эмоций и др.).
  • Помощь в преодолении эмоциональных переживаний.
  • Коррекция проблем общения со сверстниками и взрослыми.

Средства и методы коррекции:  

  • Сказкотерапия
  • Песочная терапия
  • Музыкальная терапия
  • Игровая терапия
  • Изотерапия
  • Театрализованная деятельность

15 слайд: Дети с синдромом Дауна

Синдром Дауна – это не заболевание, а генетическая аномалия, которая приводит к значительным изменениям в организме. Он не лечится. Именно поэтому правильнее говорить «синдром», а не «болезнь».

Основная задача – это максимально подготовить ребенка с синдромом Дауна к самостоятельной жизни. Не изолировать его от общества, не прятать в четырех стенах. Любовь и забота помогут ему пройти через все сложности и жить полноценной жизнью.

Дауны генетически не подвержены агрессии.

Дауны видят окружающий мир в более ярких красках, более красивых, чем мы.

Даунов можно легко обидеть, но сами они не представляют никакой угрозы.

Дауны имеют на одну хромосому больше.

Главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями картинки, персонажами истории; не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Так, например, разглядывая картинки с изображением нелепых ситуаций, им требуется постоянное побуждение. Иначе, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поиску остальных. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Для них характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета. Поэтому ребенку с болезнью Дауна для развития необходимо очень много стимулов — чтобы что-то делать, в чем-то упражняться, учиться. Им постоянно нужна помощь и поддержка родителей и близких.

16 слайд: Этапы психолого-педагогической коррекции

Основные этапы психолого-педагогической коррекции

Первый этап - адаптационный - установление контакта с ребенком, имеющим диагноз синдром Дауна с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.

Второй этап - усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования), ознакомление с окружающим, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна.

Социализация ребенка с синдромом Дауна, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе.

Третий этап – отслеживание динамики развития, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна.

17 слайд: Литература

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Воспитание здорового ребёнка – приоритетная задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию дошкольников в...

памятка для воспитателей "Организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста"

Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму.                    китайская посл...

Роль воспитателя в организации воспитательно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации воспитательно-оздоровительной работ...

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста на свежем воздухе в зимний период.

Дошкольный возраст – решающий в формировании фундамента здоровья детей. На современном этапе развития общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обл...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...