Организация индивидуальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ДЦП
консультация на тему

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannya_pomoshch_detyam_s_dtsp.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_po_dtsp.doc637 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей на тему:

«Организация индивидуальной

коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ДЦП»

Учитель-дефектолог 1 кв. категории: Шабаршина О. А.

ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка» филиал №5

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура, ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Существует несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3—4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте ведущий вид деятельности — эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте (от1 года до 3 лет) — предметная деятельность.

4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития. Это нужно для того, чтобы тщательно  изучить и выявить структуру психических и речевых нарушений. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с  детьми  с тяжёлыми и сочетанными нарушениями.

        5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.  В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды, которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — основные участники педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебно-воспитательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя, но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих. В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте ( в доречевой период) являются:

  * развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения ребенка в практическое сотрудничество со взрослым) ;

* нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений типа ригидности). Развитие подвижности органов артикуляции;

*   стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов);

*   коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жизни — до 3 мес.), подавление оральных автоматизмов (после 3-х мес.);

*   развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания);

*   развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка);

*   формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции — неспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук);

*   формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

-   формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;

-   формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации);

-   развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова);

-   стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);

-   формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

- формирование математических представлений;

- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

- воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительное  место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится социально-бытовой реабилитации. Социально-бытовая реабилитация является важным звеном в системе реабилитационных мероприятий. В последние годы создан большой арсенал современных технических средств реабилитации, основной целью которых является компенсация нарушенных или утраченных функций, обеспечение относительной независимости от окружающих. Технические средства реабилитации существенно облегчают жизнь ребёнка с нарушениями опрно-двигательного аппарата.

Технические средства реабилитации

  1. Средства передвижения – различные варианты детских инвалидных колясок
  2. Средства, облегчающие передвижение – ходунки и ходилки, костыли, крабы, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы …
  3. Средства, облегчающие самообслуживание детей с нарушением функций верхних конечностей: специальные предметы обихода
  4. Двигательные тренажёры
  5. Лечебно-нагрузочные костюмы («Адели92»). Костюм используется для лечения различных форм церебрального паралича в любом возрастном периоде жизни ребёнка, начиная с раннего возраста. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движения, что является основой для формирования моторики. Костюм представляет собой замкнутую систему «плечевой пояс – стопы». Благодаря амортизаторам несколько растягиваются спастичные мышцы (снижается тонус мышц), уменьшается патологическая и активизируется физиологическая афферентация с мышечно-связочного аппарата; уменьшается частота и амплитуда гиперкинезов. Дети, страдающие церебральным параличом, быстрее овладевают двигательными навыками. В лечебно-нагрузочном костюме можно проводить любые упражнения, намного улучшая и ускоряя их результативность.
  6. Сенсорные комнаты и сенсорные стимулирующие наборы
  7. Мягкие игровые комнаты

В конце консультации всем педагогам и родителям предлагаю памятки по использованию реабилитационного оборудования.

Список литературы

1. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Л.С. Сековец. - М.: Школьная Пресса, 2003

2. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002

3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М.: Книголюб, 2008

4. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006

5. Реабилитация детей в домах ребёнка. / Под ред. В.А. Доскина, З.С. Макаровой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007

6. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: «Академия», 2001

7.  Трубникова Н.М. Воспитание и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – Урал.гос.пед.ун-т., Ин-т спец.образования. – Екатеринбург, 2009

8. Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001



Предварительный просмотр:

Опора для сидения «Антошка»

Предназначена для позиционной терапии (лечение положением) в процессе комплексной реабилитации. В фиксированном положении ребёнок принимает симметричную, правильную, корригирующую позу. При размещении напольного углового сидения на полу пациент стремится вытянуть ноги вдоль пола, чтобы принять наиболее естественную позу. Для устранения перекреста ног и для пассивной растяжки абдукционных мышц служит абдуктор, расположенный в передней части сидения.  Грудная часть тела фиксируется креплением «Уздечка», а тазобедренная – набедренным креплением. К сидению может прилагаться прикрепляемый складноц столик с покрытием из ламинированного пластика с полукруглой выемкой. Столик подвешивается на угловое сидение и может регулироваться по глубине посадки (по расстоянию от края столешницы до спинки сидения)

Опора для сидения «Иришка»

Предназначена для позиционной терапии детей с тяжёлой патологией, создаёт и поддерживает правильное положение ребёнка. Кресло с изменяемым наклоном подножки необходимо для пациентов с рекурвацией колена, а также для создания полулежачего положения, что расслабляет мышцы и снижает спастику. Для устранения перекреста ног и для пассивной растяжки абдукционных мышц служит абдуктор, расположенный в передней части сидения. Абдуктор съёмный, крепится при помощи барашковой гайки с нижней стороны сидения и может менять своё положение по глубине (по расстоянию от спинки) сидения. Грудная часть тела фиксируется креплением «Уздечка», а тазобедренная – набедренным креплением. К сидению может прилагаться столик на липучках, прикрепляемый к подлокотникам. В такой модификации на подлокотниках крепится липучка «петля». При снятом столике липучка «петля» на подлокотниках закрывается сверху лентой из липучки «крючок». При установленном столике лента с липучкой «крючок» крепится на оборотной стороне спинки.

                                             

Опора для сидения «Радуга»

Позиционер-трансформер состоит из семи мягких модулей и жёсткой деревянной основы на колёсиках. Сидение предназначено для детей с ДЦП, органическим повреждением мозга, миопатией, черепно-мозговой травмой, в возрасте от  3-12 лет (весом до 40 кг). В реабилитационном процессе используется в тех случаях, когда очень сложно быстро вертикализовать ребёнка, а требуется постепенное выведение ребёнка из положения лёжа в положение сидя.

Опора для ползания «Лисичка»

Опора напольная для ползания с наклонной подушкой используется для улучшения ребёнком контроля положения головы, укрепления мышц шеи, спины и плечевого пояса и обучения навыкам ползания. Необходимый и достаточный угол наклона стимулирует ребёнка на поднятие головы с наименьшей затратой сил. Удержание головы укрепляет мышцы шеи и плечевого пояса. Абдукционная подушка (абдуктор) предупреждает патологическое сведение нижних конечностей в процессе движения. При необходимости пациент может фиксироваться на подушке двумя крепёжными ремнями.

Опора для ползания «Волчок»

Используется в курсе реабилитации для отрабтки правильного стереотипа движения, тогда, когда ребёнку с ДЦП требуется дополнительная опора. Опора помогает отработать правильный стереотип движения, используется для стимуляции мышц плечевого пояса при параличах и травмах позвоночника, помогает обучить ребёнка ползать на четвереньках, что является подготовительным этапом для самостоятельного ползания и вставания. Высота регулируется в зависимости от роста ребёнка таким образом, чтобы руки были полусогнуты в локтях, а коленные суставы свободно сгибались и разгибались.

Рекомендации по использованию реабилитационного оборудования

           

                                      Составила: Шабаршина О.А.

                                      учитель-дефектолог ГКУЗ СО

                                     «Специализированный дом ребёнка»

                                      филиал №5

                                                          г. Серов

                                                             2015г

Опора для стояния «Неваляшка»

Опора для стояния конструктивно позволяет находиться пациенту в наклонном положении от горизонтального до вертикального, т. е., поворот стола осуществляется на 90 градусов с жёстким закреплением определённого положения. Всего фиксируемых положений – 11. Ребёнок  фиксируется крепёжными приспособлениями в четырёх местах: закрепляются стопы, колени, тазобедренный и грудной отдел. Такое надёжное крепление, которое ощущает ребёнок, сводит к минимуму чувство дискомфорта, возникающее у него при переводе из привычного лежачего положения, постепенно увеличивая угол наклона,  в вертикальное. При этом происходит поэтапное и плавное уменьшение дополнительной опоры ребёнку. Голова ребёнка, при необходимости, может фиксироваться подголовниками.    

Опора для ходьбы «Петушок»

Опора используется как для положения ребёнка стоя, так и для обучения ходьбе. Упор на грудном уровне спереди, фиксация с боков и сзади не дают возможности ребёнку заваливаться или испытывать чувство страха. Вспомогательным элементом являются «штанишки», которые дают дополнительную безопасность и предупреждают перекрест ног. На тормозах тренажёр может использоваться  стоя, но рекомендуется выставлять и закреплять ребёнка в гейторах-фиксаторах на коленные суставы. Регулируется по высоте

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра  является ведущей д...

Музыкальная логоритмика как средство организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

В данном материале представлена краткая информация о методических подходах в организации коррекционной работы с дошкольниками, а так же авторский материал по логоритмике....

"Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи"

В современной литературе недостаточно данных, раскрывающих технологическую составляющую коррекционной работы с детьми с  ОНР.  Анализ коррекционной работы, запрос практики и осмысление собст...

Презентация "Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи"

Данная презентация - это изложение моего педагогического опыта по теме "организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста,имеющими недоразвитие речи"...

Консультация для родителей: «ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР I И II УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Цели консультации:1)Ознакомить   с    понятием  общего    недоразвития    речи    у    детей дошкольного возра...