Организация индивидуальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ДЦП
консультация на тему
Консультация для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannya_pomoshch_detyam_s_dtsp.doc | 56.5 КБ |
pamyatka_po_dtsp.doc | 637 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей на тему:
«Организация индивидуальной
коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ДЦП»
Учитель-дефектолог 1 кв. категории: Шабаршина О. А.
ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка» филиал №5
Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.
В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура, ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.
Существует несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.
1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3—4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.
3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте ведущий вид деятельности — эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте (от1 года до 3 лет) — предметная деятельность.
4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития. Это нужно для того, чтобы тщательно изучить и выявить структуру психических и речевых нарушений. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми с тяжёлыми и сочетанными нарушениями.
5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды, которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — основные участники педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебно-воспитательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя, но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих. В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте ( в доречевой период) являются:
* развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения ребенка в практическое сотрудничество со взрослым) ;
* нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений типа ригидности). Развитие подвижности органов артикуляции;
* стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов);
* коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жизни — до 3 мес.), подавление оральных автоматизмов (после 3-х мес.);
* развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания);
* развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка);
* формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции — неспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук);
* формирование подготовительных этапов понимания речи.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:
- формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;
- формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации);
- развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова);
- стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);
- формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:
- развитие игровой деятельности;
- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);
- формирование математических представлений;
- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
- воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится социально-бытовой реабилитации. Социально-бытовая реабилитация является важным звеном в системе реабилитационных мероприятий. В последние годы создан большой арсенал современных технических средств реабилитации, основной целью которых является компенсация нарушенных или утраченных функций, обеспечение относительной независимости от окружающих. Технические средства реабилитации существенно облегчают жизнь ребёнка с нарушениями опрно-двигательного аппарата.
Технические средства реабилитации
- Средства передвижения – различные варианты детских инвалидных колясок
- Средства, облегчающие передвижение – ходунки и ходилки, костыли, крабы, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы …
- Средства, облегчающие самообслуживание детей с нарушением функций верхних конечностей: специальные предметы обихода
- Двигательные тренажёры
- Лечебно-нагрузочные костюмы («Адели92»). Костюм используется для лечения различных форм церебрального паралича в любом возрастном периоде жизни ребёнка, начиная с раннего возраста. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движения, что является основой для формирования моторики. Костюм представляет собой замкнутую систему «плечевой пояс – стопы». Благодаря амортизаторам несколько растягиваются спастичные мышцы (снижается тонус мышц), уменьшается патологическая и активизируется физиологическая афферентация с мышечно-связочного аппарата; уменьшается частота и амплитуда гиперкинезов. Дети, страдающие церебральным параличом, быстрее овладевают двигательными навыками. В лечебно-нагрузочном костюме можно проводить любые упражнения, намного улучшая и ускоряя их результативность.
- Сенсорные комнаты и сенсорные стимулирующие наборы
- Мягкие игровые комнаты
В конце консультации всем педагогам и родителям предлагаю памятки по использованию реабилитационного оборудования.
Список литературы
1. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Л.С. Сековец. - М.: Школьная Пресса, 2003
2. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002
3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М.: Книголюб, 2008
4. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006
5. Реабилитация детей в домах ребёнка. / Под ред. В.А. Доскина, З.С. Макаровой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007
6. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: «Академия», 2001
7. Трубникова Н.М. Воспитание и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – Урал.гос.пед.ун-т., Ин-т спец.образования. – Екатеринбург, 2009
8. Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001
Предварительный просмотр:
Опора для сидения «Антошка» Предназначена для позиционной терапии (лечение положением) в процессе комплексной реабилитации. В фиксированном положении ребёнок принимает симметричную, правильную, корригирующую позу. При размещении напольного углового сидения на полу пациент стремится вытянуть ноги вдоль пола, чтобы принять наиболее естественную позу. Для устранения перекреста ног и для пассивной растяжки абдукционных мышц служит абдуктор, расположенный в передней части сидения. Грудная часть тела фиксируется креплением «Уздечка», а тазобедренная – набедренным креплением. К сидению может прилагаться прикрепляемый складноц столик с покрытием из ламинированного пластика с полукруглой выемкой. Столик подвешивается на угловое сидение и может регулироваться по глубине посадки (по расстоянию от края столешницы до спинки сидения) Опора для сидения «Иришка» Предназначена для позиционной терапии детей с тяжёлой патологией, создаёт и поддерживает правильное положение ребёнка. Кресло с изменяемым наклоном подножки необходимо для пациентов с рекурвацией колена, а также для создания полулежачего положения, что расслабляет мышцы и снижает спастику. Для устранения перекреста ног и для пассивной растяжки абдукционных мышц служит абдуктор, расположенный в передней части сидения. Абдуктор съёмный, крепится при помощи барашковой гайки с нижней стороны сидения и может менять своё положение по глубине (по расстоянию от спинки) сидения. Грудная часть тела фиксируется креплением «Уздечка», а тазобедренная – набедренным креплением. К сидению может прилагаться столик на липучках, прикрепляемый к подлокотникам. В такой модификации на подлокотниках крепится липучка «петля». При снятом столике липучка «петля» на подлокотниках закрывается сверху лентой из липучки «крючок». При установленном столике лента с липучкой «крючок» крепится на оборотной стороне спинки.
Опора для сидения «Радуга» Позиционер-трансформер состоит из семи мягких модулей и жёсткой деревянной основы на колёсиках. Сидение предназначено для детей с ДЦП, органическим повреждением мозга, миопатией, черепно-мозговой травмой, в возрасте от 3-12 лет (весом до 40 кг). В реабилитационном процессе используется в тех случаях, когда очень сложно быстро вертикализовать ребёнка, а требуется постепенное выведение ребёнка из положения лёжа в положение сидя. Опора для ползания «Лисичка» Опора напольная для ползания с наклонной подушкой используется для улучшения ребёнком контроля положения головы, укрепления мышц шеи, спины и плечевого пояса и обучения навыкам ползания. Необходимый и достаточный угол наклона стимулирует ребёнка на поднятие головы с наименьшей затратой сил. Удержание головы укрепляет мышцы шеи и плечевого пояса. Абдукционная подушка (абдуктор) предупреждает патологическое сведение нижних конечностей в процессе движения. При необходимости пациент может фиксироваться на подушке двумя крепёжными ремнями. Опора для ползания «Волчок» Используется в курсе реабилитации для отрабтки правильного стереотипа движения, тогда, когда ребёнку с ДЦП требуется дополнительная опора. Опора помогает отработать правильный стереотип движения, используется для стимуляции мышц плечевого пояса при параличах и травмах позвоночника, помогает обучить ребёнка ползать на четвереньках, что является подготовительным этапом для самостоятельного ползания и вставания. Высота регулируется в зависимости от роста ребёнка таким образом, чтобы руки были полусогнуты в локтях, а коленные суставы свободно сгибались и разгибались. | Рекомендации по использованию реабилитационного оборудования
Составила: Шабаршина О.А. учитель-дефектолог ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка» филиал №5 г. Серов 2015г Опора для стояния «Неваляшка» Опора для стояния конструктивно позволяет находиться пациенту в наклонном положении от горизонтального до вертикального, т. е., поворот стола осуществляется на 90 градусов с жёстким закреплением определённого положения. Всего фиксируемых положений – 11. Ребёнок фиксируется крепёжными приспособлениями в четырёх местах: закрепляются стопы, колени, тазобедренный и грудной отдел. Такое надёжное крепление, которое ощущает ребёнок, сводит к минимуму чувство дискомфорта, возникающее у него при переводе из привычного лежачего положения, постепенно увеличивая угол наклона, в вертикальное. При этом происходит поэтапное и плавное уменьшение дополнительной опоры ребёнку. Голова ребёнка, при необходимости, может фиксироваться подголовниками. Опора для ходьбы «Петушок» Опора используется как для положения ребёнка стоя, так и для обучения ходьбе. Упор на грудном уровне спереди, фиксация с боков и сзади не дают возможности ребёнку заваливаться или испытывать чувство страха. Вспомогательным элементом являются «штанишки», которые дают дополнительную безопасность и предупреждают перекрест ног. На тормозах тренажёр может использоваться стоя, но рекомендуется выставлять и закреплять ребёнка в гейторах-фиксаторах на коленные суставы. Регулируется по высоте
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей д...
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ДЦП
Презентация...
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Музыкальная логоритмика как средство организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
В данном материале представлена краткая информация о методических подходах в организации коррекционной работы с дошкольниками, а так же авторский материал по логоритмике....
"Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи"
В современной литературе недостаточно данных, раскрывающих технологическую составляющую коррекционной работы с детьми с ОНР. Анализ коррекционной работы, запрос практики и осмысление собст...
Презентация "Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи"
Данная презентация - это изложение моего педагогического опыта по теме "организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста,имеющими недоразвитие речи"...
Консультация для родителей: «ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР I И II УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
Цели консультации:1)Ознакомить с понятием общего недоразвития речи у детей дошкольного возра...