Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Тема: «Форма: круг, квадрат, треугольник».

    Образовательная область: «Познавательное развитие».

    Цель:  создать условия для  выделения общего признака предметов: цвета, формы.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

    Задачи:

    1. Познавательное развитие: формировать представления о форме, цвете, размере;

    - умение разбивать множество на классы по цвету и форме;

    - пересчитывать и записывать полученные числа;

    - ориентироваться на плоскости относительно себя;

    - формировать понятие о пространственных отношениях: слева, справа, верхний правый угол, нижний левый угол, центр (середина).

    2. Социально-коммуникативное развитие: развивать  внимание, память, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, умение работать по плану, предложенному педагогом, планировать свои действия, делать выводы;

    - воспитывать умения помогать друг другу при выполнении заданий, желание прийти на помощь.

    3. Физическое развитие: укреплять мышцы туловища и конечностей;

    - формировать правильную осанку;

    - развивать зрительное восприятие.

    Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.

    Формы организации: фронтальная, индивидуальная,  в парах, в малых группах.

    Оборудование: геометрические фигуры разного цвета, формы  и размера; четыре большие коробки (три из них для классификации по цвету: на одной красная клякса, на другой – синяя, на третьей – желтая и одна коробка с изображением круга); счетные палочки; цветные карандаши, коврограф, переносная доска, пособие «Моя математика»; рисунок с изображением «коврика», коробочки с разными по цвету и форме геометрическими фигурами (на каждую группу детей).

    Предварительная работа: дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Два мешочка», «На что похоже», «Что лишнее?», «Найди похожее!», «Составь узор».

    Логико-образовательная деятельность

     

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    1.

    Вводная часть:

    Дидактическая игра, подводящая к открытию и формированию нового: «Наведем порядок на столе» (игра по знакомым правилам).

    У воспитателя три коробки: на одной красная клякса, на другой – синяя, на третьей – желтая.

     

     

     

     

    Давайте поиграем. Я – хозяйка дома, а вы мои помощники. Представьте, что мы с вами вернулись домой, а дома беспорядок.

    - Посмотрите, что у вас лежит на столах?

    Они сейчас разбросаны в беспорядке. Давайте наведем порядок: разложим фигуры в нужные коробки. Рассмотрите свои фигуры и подойдите к нужной коробке, но не кладите фигуры в коробку сразу.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    На столах разложены геометрические фигуры красного, синего и желтого цвета. Среди них 3 круга разного цвета (зеленый, фиолетовый и оранжевый).

     

     

     

     

     

     

     

    - Разные фигуры.

     

     

    Дети собираются в три команды, каждый ребенок показывает свою геометрическую фигуру и объясняет, почему  он решил, что относится к этой команде.

    - У меня зеленый треугольник, положу его в коробку с зеленой кляксой. 

    Все остальные слушают, и, если объяснение дано верно, кладут фигуру в коробку.

     

    2.

    Затруднение в игровой ситуации.

    Но у трех ребят фигуры другого цвета и они не попадают ни в одну команду.

     

    3.

    Открытие нового. Формирование темы и основной цели ООД.

    - Какие фигуры мы не можем положить ни в одну коробочку?

     

     

    - Почему?

     

    - Какое слово все время повторялось?

    - Что это значит?

     

    - Какой же у них общий признак?

     

     

     

    Маленький зеленый круг.

    - Большой оранжевый круг

    - Фиолетовый круг.

    - Круги другого цвета.

    - Круг.

     

    - У всех этих фигур одинаковая форма.

    - Форма.

     

     

     

     

    Применяют на практике знания о геометрических фигурах.

    Создано положительное эмоциональное состояние от правильно выполненных действий.

     

    Воспитатель просит гиперактивного ребёнка (Кирилла К.) принести и показать остальным детям коробку с изображённым на ней кругом.

    Кирилл берёт со стола воспитателя коробку и показывает детям.

     

    Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка.

     

     

    - Какую коробку нам надо заготовить для этих предметов?

    - Так что же мы сегодня будем делать?

    - Коробку, в которую можно складывать круги.

    - Собирать предметы одинаковой формы.

    Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем.

    4.

    Игра по новым правилам.

    Ставит перед детьми коробку, на которой  изображен круг.

    - Положите в эту коробку все круги.

    В коробку кладутся в первую очередь карточки тех детей, которые не могли участвовать в общей игре, а затем дети перекладывают из других коробок круги красного, желтого и синего цвета.

     

    5.

    Воспитатель оказывает содействие в организации физминутки:

    Раз – подняться, потянуться,

    Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.

    На четыре – уши шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – на место тихо сесть.

    Дети четко и ясно произносят слова физминутки, сочетают с движением.

     

     

    6.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Присаживайтесь поудобнее. Открываем книжку на закладке.

    Расскажите, что вы видите на рисунке?

    Придумайте к рисунку вопросы со словом «сколько».

     

     

     

     

     

     

     

    - Геометрические фигуры.

    - Сколько здесь треугольников?

    - Сколько на картинке квадратов?

    - Сколько на столике  кругов?

     

     

     

     

     

    Грамматически правильно отвечают на   вопросы.

    Создано положительное эмоциональное состояние от правильно выполненных действий.

     

    Воспитатель предлагает Кириллу оказать помощь в организации самостоятельной деятельности детей.

    Кирилл помогает воспитателю раздавать цветные карандаши.

     

    Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка.

    7.

    Называйте, отсчитывайте и зачеркивайте по одному кругу, выкладывайте счетные палочки, ставьте точки на числовой карточке рядом с изображением круга.

    - Сосчитайте число треугольников самостоятельно.

     

     

     

     

    - Расскажите, что у вас получилось?

    - Сосчитайте число квадратов самостоятельно.

    - Расскажите, что у вас получилось?

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Дети считают треугольники, записывают их количество точками на числовой карточке.

    (Всего два треугольника).

     

    Дети считают квадраты, записывают их количество точками на числовой карточке (всего три квадрата).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.

     

    8.

    Поднимите правую руку, положите ее на правую страницу. Рассмотрите рисунки на этой странице. На верхнем рисунке надо обвести фигуры одинаковой формы линией одного цвета, а фигуры другой формы – линиями другого цвета.

      Показывает образец работы на переносной доске, на которой  изображения фигур, аналогичные тем, что даны в пособии: обводит какую-либо группу фигур сплошной линией.

    Дети рассматривают рисунки, внимательно слушают задание.

    Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем.

     

    Воспитатель предлагает Кириллу ещё раз выполнить задание по образцу на переносной доске.

    Мальчик выходит к переносной доске и выполняет задание по образцу ещё раз.

    Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка.

    9.

    Сейчас мы будем работать в парах. Внимательно слушаем задание, советуемся и помогаем друг другу.

    (Воспитатель ставит Кирилла в пару с ребёнком с нормой).

    - Возьмите карандаш красного цвета. Обведите только круги.

     

     

     

     

    - Сосчитайте число кругов, поставьте столько же точек на числовой карточке рядом с изображением круга.

    - Расскажите, как вы будете отсчитывать круги?

    - Считайте.

    - Какое число получилось?

    - У кого получилось другое число?

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Обведите каждую группу фигур линиями другого цвета самостоятельно.

     

     

    Сколько получилось разных групп?

     

     

     

     

     

     

     

    Дети находят первый круг, зачеркивают его, рисуют одну точку на числовой карточке.

     Считают круги до тех пор, пока не зачеркнут их все.

     

    По просьбе педагога кто-то один из пары отвечает на поставленный вопрос, а второй его внимательно слушает; если педагог посчитает нужным, он предлагает второму ребенку в паре уточнить ответ.

    (На вопросы отвечает ребёнок с нормой).

    Дети обводят цветными карандашами фигуры одинаковой формы.

    Ответы детей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.

     

     

    10.

    Посмотрите на нижний рисунок. Как можно собрать эти фигуры в группы, по-другому?

    Обведите фигуры одинакового цвета линией одного цвета, а фигуры другого цвета – линиями другого цвета.

    Показывает детям образец работы на переносной доске: обводит какую-либо группу фигур сплошной замкнутой линией.

     

    - По цвету.

     

     

    Дети обводят фигуры одинакового цвета.

     

     

     

    Воспитатель предлагает Кириллу ещё раз выполнить задание по образцу на переносной доске.

    Мальчик выходит к переносной доске и выполняет задание по образцу ещё раз.

    Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка.

     

    - Сколько получилось разных групп?

    Ответы детей.

     

    11.

    Мы навели порядок в комнате. Разложили предметы по коробкам. Теперь давайте постелим в этой комнате такие же  коврики,  как на рисунке, чтобы  стало уютнее и красивее.

    - Расскажите про этот коврик: какие фигуры его украшают? Как они расположены?

                                                    

     

     

    - Будем работать в группах, помогая друг другу.

    Педагог распределяет детей по группам: у коврографа, на ковре, у переносной доски, где в коробках лежат разные по цвету и форме геометрические фигуры.

    (Воспитатель старается распределить гиперактивного ребёнка в группу с более спокойными детьми).

    - Найдите нужные геометрические фигуры и сделайте такой же коврик, как на рисунке.

     

     

     

    - Молодцы! Посмотрите, как мы украсили группу!

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ответы детей (что расположено справа, слева, в центре, в верхнем правом углу, в  нижнем левом и т.д.)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Дети советуются друг с другом, сравнивают свою работу с работами других детей. Если найдены ошибки, то дети называют их.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Дети испытывают чувство гордости за выполненную работу.

    12.

    Заключительная часть.

    Подведение итогов:

    - Что мы сегодня делали?

    - Что нового узнали?

    - Что получилось?

    - Что понравилось больше всего?

     

     

     

    Ответы детей.

     

     

    Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod.docx23.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе

    Тема: «Форма: круг, квадрат, треугольник».

    Образовательная область: «Познавательное развитие».

    Цель:  создать условия для  выделения общего признака предметов: цвета, формы.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.        

    Задачи:

    1. Познавательное развитие: формировать представления о форме, цвете, размере;

    - умение разбивать множество на классы по цвету и форме;

    - пересчитывать и записывать полученные числа;

    - ориентироваться на плоскости относительно себя;

    - формировать понятие о пространственных отношениях: слева, справа, верхний правый угол, нижний левый угол, центр (середина).

    2. Социально-коммуникативное развитие: развивать  внимание, память, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, умение работать по плану, предложенному педагогом, планировать свои действия, делать выводы;

    - воспитывать умения помогать друг другу при выполнении заданий, желание прийти на помощь.

    3. Физическое развитие: укреплять мышцы туловища и конечностей;

    - формировать правильную осанку;

    - развивать зрительное восприятие.

    Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.

    Формы организации: фронтальная, индивидуальная,  в парах, в малых группах.

    Оборудование: геометрические фигуры разного цвета, формы  и размера; четыре большие коробки (три из них для классификации по цвету: на одной красная клякса, на другой – синяя, на третьей – желтая и одна коробка с изображением круга); счетные палочки; цветные карандаши, коврограф, переносная доска, пособие «Моя математика»; рисунок с изображением «коврика», коробочки с разными по цвету и форме геометрическими фигурами (на каждую группу детей).

    Предварительная работа: дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Два мешочка», «На что похоже», «Что лишнее?», «Найди похожее!», «Составь узор».

    Логико-образовательная деятельность

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    1.

    Вводная часть:

    Дидактическая игра, подводящая к открытию и формированию нового: «Наведем порядок на столе» (игра по знакомым правилам).

    У воспитателя три коробки: на одной красная клякса, на другой – синяя, на третьей – желтая.

    Давайте поиграем. Я – хозяйка дома, а вы мои помощники. Представьте, что мы с вами вернулись домой, а дома беспорядок.

    - Посмотрите, что у вас лежит на столах?

    Они сейчас разбросаны в беспорядке. Давайте наведем порядок: разложим фигуры в нужные коробки. Рассмотрите свои фигуры и подойдите к нужной коробке, но не кладите фигуры в коробку сразу.

    На столах разложены геометрические фигуры красного, синего и желтого цвета. Среди них 3 круга разного цвета (зеленый, фиолетовый и оранжевый).

    - Разные фигуры.

    Дети собираются в три команды, каждый ребенок показывает свою геометрическую фигуру и объясняет, почему  он решил, что относится к этой команде.

    - У меня зеленый треугольник, положу его в коробку с зеленой кляксой.  

    Все остальные слушают, и, если объяснение дано верно, кладут фигуру в коробку.

    2.

    Затруднение в игровой ситуации.

    Но у трех ребят фигуры другого цвета и они не попадают ни в одну команду.

    3.

    Открытие нового. Формирование темы и основной цели ООД.

    - Какие фигуры мы не можем положить ни в одну коробочку?

    - Почему?

    - Какое слово все время повторялось?

    - Что это значит?

    - Какой же у них общий признак?

    Маленький зеленый круг.

    - Большой оранжевый круг

    - Фиолетовый круг.

    - Круги другого цвета.

    - Круг.

    - У всех этих фигур одинаковая форма.

    - Форма.

    Применяют на практике знания о геометрических фигурах.

    Создано положительное эмоциональное состояние от правильно выполненных действий.

    Воспитатель просит гиперактивного ребёнка (Кирилла К.) принести и показать остальным детям коробку с изображённым на ней кругом.

    Кирилл берёт со стола воспитателя коробку и показывает детям.

    Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка.

    - Какую коробку нам надо заготовить для этих предметов?

    - Так что же мы сегодня будем делать?

    - Коробку, в которую можно складывать круги.

    - Собирать предметы одинаковой формы.

    Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем.

    4.

    Игра по новым правилам.

    Ставит перед детьми коробку, на которой  изображен круг.

    - Положите в эту коробку все круги.

    В коробку кладутся в первую очередь карточки тех детей, которые не могли участвовать в общей игре, а затем дети перекладывают из других коробок круги красного, желтого и синего цвета.

    5.

    Воспитатель оказывает содействие в организации физминутки:

    Раз – подняться, потянуться,

    Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.

    На четыре – уши шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – на место тихо сесть.

    Дети четко и ясно произносят слова физминутки, сочетают с движением.

    6.

    Присаживайтесь поудобнее. Открываем книжку на закладке.

    Расскажите, что вы видите на рисунке?

    Придумайте к рисунку вопросы со словом «сколько».

    - Геометрические фигуры.

    - Сколько здесь треугольников?

    - Сколько на картинке квадратов?

    - Сколько на столике  кругов?

    Грамматически правильно отвечают на   вопросы.

    Создано положительное эмоциональное состояние от правильно выполненных действий.

    Воспитатель предлагает Кириллу оказать помощь в организации самостоятельной деятельности детей.

    Кирилл помогает воспитателю раздавать цветные карандаши.

    Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка.

    7.

    Называйте, отсчитывайте и зачеркивайте по одному кругу, выкладывайте счетные палочки, ставьте точки на числовой карточке рядом с изображением круга.

    - Сосчитайте число треугольников самостоятельно.

    - Расскажите, что у вас получилось?

    - Сосчитайте число квадратов самостоятельно.

    - Расскажите, что у вас получилось?

    Дети считают треугольники, записывают их количество точками на числовой карточке.

    (Всего два треугольника).

    Дети считают квадраты, записывают их количество точками на числовой карточке (всего три квадрата).

    Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.

    8.

    Поднимите правую руку, положите ее на правую страницу. Рассмотрите рисунки на этой странице. На верхнем рисунке надо обвести фигуры одинаковой формы линией одного цвета, а фигуры другой формы – линиями другого цвета.

      Показывает образец работы на переносной доске, на которой  изображения фигур, аналогичные тем, что даны в пособии: обводит какую-либо группу фигур сплошной линией.

    Дети рассматривают рисунки, внимательно слушают задание.

    Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем.

    Воспитатель предлагает Кириллу ещё раз выполнить задание по образцу на переносной доске.

    Мальчик выходит к переносной доске и выполняет задание по образцу ещё раз.

    Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка.

    9.

    Сейчас мы будем работать в парах. Внимательно слушаем задание, советуемся и помогаем друг другу.

    (Воспитатель ставит Кирилла в пару с ребёнком с нормой).

    - Возьмите карандаш красного цвета. Обведите только круги.

    - Сосчитайте число кругов, поставьте столько же точек на числовой карточке рядом с изображением круга.

    - Расскажите, как вы будете отсчитывать круги?

    - Считайте.

    - Какое число получилось?

    - У кого получилось другое число?

    Обведите каждую группу фигур линиями другого цвета самостоятельно.

    Сколько получилось разных групп?

    Дети находят первый круг, зачеркивают его, рисуют одну точку на числовой карточке.

     Считают круги до тех пор, пока не зачеркнут их все.

    По просьбе педагога кто-то один из пары отвечает на поставленный вопрос, а второй его внимательно слушает; если педагог посчитает нужным, он предлагает второму ребенку в паре уточнить ответ.

    (На вопросы отвечает ребёнок с нормой).

    Дети обводят цветными карандашами фигуры одинаковой формы.

    Ответы детей.

    Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.

    10.

    Посмотрите на нижний рисунок. Как можно собрать эти фигуры в группы, по-другому?

    Обведите фигуры одинакового цвета линией одного цвета, а фигуры другого цвета – линиями другого цвета.

    Показывает детям образец работы на переносной доске: обводит какую-либо группу фигур сплошной замкнутой линией.

    - По цвету.

    Дети обводят фигуры одинакового цвета.

    Воспитатель предлагает Кириллу ещё раз выполнить задание по образцу на переносной доске.

    Мальчик выходит к переносной доске и выполняет задание по образцу ещё раз.

    Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка.

    - Сколько получилось разных групп?

    Ответы детей.

    11.

    Мы навели порядок в комнате. Разложили предметы по коробкам. Теперь давайте постелим в этой комнате такие же  коврики,  как на рисунке, чтобы  стало уютнее и красивее.

    - Расскажите про этот коврик: какие фигуры его украшают? Как они расположены?

            

    - Будем работать в группах, помогая друг другу.

    Педагог распределяет детей по группам: у коврографа, на ковре, у переносной доски, где в коробках лежат разные по цвету и форме геометрические фигуры.

    (Воспитатель старается распределить гиперактивного ребёнка в группу с более спокойными детьми).

    - Найдите нужные геометрические фигуры и сделайте такой же коврик, как на рисунке.

    - Молодцы! Посмотрите, как мы украсили группу!

    Ответы детей (что расположено справа, слева, в центре, в верхнем правом углу, в  нижнем левом и т.д.)

    Дети советуются друг с другом, сравнивают свою работу с работами других детей. Если найдены ошибки, то дети называют их.

    Дети испытывают чувство гордости за выполненную работу.

    12.

    Заключительная часть.

    Подведение итогов:

    - Что мы сегодня делали?

    - Что нового узнали?

    - Что получилось?

    - Что понравилось больше всего?

    Ответы детей.

    Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе: «Маша и Медведь»

    Дети в игровой форме выполняют задания сказочных героев Маши и Медведи; закрепляют знания о геометрических фигурах, о днях недели; упражняются в счёте и решении логических задач....

    Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «Маша и медведь».

    Совершенствование умений детей работать с числовым рядом, называть дни недели, работать сообща....

    Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «Математический КВН».

    Этот материал может использоваться в конце учебного года как итоговое занятие в старшей группе....

    Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе "Играем со сказочными героями"

    Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении полугода....

    Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе "День Победы, как он был от нас далек"

    Патриотическое воспитание должно проводиться в любых видах детской деятельности...