План индивидуальной коррекционной развивающей работы с детьми - инвалидами.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

План разработан на год по месяцам. На каждый месяц даны задания:

1. развитие внимания

2. усвоение действий по образцу, инструкции

3. развитие ручной моторики

4. формирование целостного образа предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План индивидуальной коррекционной развивающей работы с детьми - инвалидами.

Воспитатели:  Соловьева Н.В.

Сентябрь 2014г.

  1. Развитие внимания.

«Ку-ку»

Цель. Формировать внимание, учить ожидать появления предмета в одном и том же месте, понимать, что предмет, который спрятан, не исчезает, а лишь оказывается вне поля зрения.

1.jpg

Оборудование. Достаточно крупная или яркая игрушка, ширма.

Ход игры. Педагог сажает детей полукругом напротив ширмы, а сам садится за ширму. Медленно из-за ширмы появляется игрушка (матрешка, новая кукла) и говорит: «Ку-ку». Воспитатель вместе с детьми радуется появлению игрушки, затем опускает ее за ширму. Игрушка показывается из-за ширмы 3–4 раза, обязательно в одном и том же месте, чтобы дети поняли, в каком месте надо ожидать ее появления.

При повторении игры можно взять другую игрушку.

  1. Усвоение действий по образцу, инструкции

«Зеркало»

Цель. Учить выполнять движения по образцу.

Оборудование. Ширма.

Ход игры. Педагог ставит ребенка  около ширмы, сам встает за ширму. Приняв определенное положение рук (например, поднимает одну вверх, а другую в сторону), выходит из-за ширмы и говорит: «Зеркало, зеркало, сделай так, как я». Ребенок выполняет задание. Педагог хвалит его если выполнил правильно, если не правильно, то показывает еще раз. Игра повторяется, но педагог за ширмой принимает другое положение рук (например, одну ставит на пояс, другую вытягивает вперед и т.д.).

  1. Развитие ручной моторики.

«Попляшем с погремушками"

Цель. Учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя и игрушки, направление движения в пространстве; учить прочно захватывать погремушку во время пляски, длительно удерживая ее в руке, подражать действиям педагога.

Оборудование. Погремушки, разные по величине и форме.

  1. Формирование целостного образа предмета

«Запомни и найди»

Цель. Продолжать узнавать одинаковые изображения, запоминать их и соотносить мысленно в представлении, закреплять знание названий предметов.

Оборудование. Парные картинки

Ход игры. Педагог показывает карточку с изображением. Потом убирает ее. Затем просит ребенка найти такую же карточку.

Октябрь 2014г.

  1. Развитие внимания

«Найди свою игрушку»

Цель. Формировать внимание. Учить внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом опознать свою игрушку среди других, продолжать развивать эмоциональное отношение к игрушкам.

Оборудование. Сюжетные игрушки разного назначения, имеющие различные свойства (цвет, форму, величину)

Ход игры. Педагог дает игрушку, ребенок играет какое-то время с ней. Через некоторое время педагог забирает  игрушку, накрывает их салфеткой и предлагает  найти свою игрушку. Воспитатель либо одобряет действия ребенка: «Верно, у тебя была машина», либо говорит, что это не его игрушка. Игра повторяется.

  1. Усвоение действий по образцу, инструкции

«Обезьянка»

Цель. Учить выполнять движения по образцу.

Ход игры. Проводится так же, как и по подражанию, только смена положения рук производится за ширмой.

  1. Развитие ручной моторики

«Переложи игрушки»

Цель. Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносики, высокий сосуд, желательно прозрачный.

Ход игры. Ребенок сидит за столом, перед ним сосуд, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога.

Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание ребенка, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит его делать так же.

При необходимости индивидуально показать, как сложить пальцы и брать, предметы. После того как ребенок соберет предметы правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют его к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.

5.jpg

  1. Формирование целостного образа предмета

«Что на картинке»

Цель. Узнавать предмет в рисунке, развивать внимание. Оборудование. Наборы предметов и парных к ним изображений (игрушки, посуда, одежда, овощи, фрукты и др.).

Ход игры. Педагог расставляет на отдельном столе предметы (на 2–3 предмета больше, чем количество участников), вызывает ребенка, показывает ему картинку так, чтобы другие дети ее не видели, и говорит: «Сейчас вы будете угадывать, что нарисовано на этой картинке». Кладет картинку на свой стол, просит ребенка дать такой же предмет (игрушку), не называя его. Ребенок выбирает предмет и ставит на большой стол. Педагог спрашивает всех, что нарисовано на картинке. После ответа ребенок показывает картинку всем играющим. Дети оценивают правильность выбора. Если ребенок выбрал не тот предмет, педагог предлагает ему исправить ошибку. Затем педагог подытоживает результат: «Вы угадали – на картинке нарисована машина, и Даша принесла машину».

Ноябрь 2014г.

  1. Развитие внимания

«Найди свое место»

Цель. Формировать внимание.  Учить ориентироваться в пространстве, создавать эмоциональное отношение к игре и игрушке.

Оборудование. Игрушки по числу детей (разные по предметному назначению или по величине, цвету), бубен или барабан.

Ход игры (проводится вначале небольшими подгруппами из 4–6 детей, по мере усвоения – со всей группой). Участники игры рассаживаются на стулья, стоящие посреди комнаты. Каждому ребенку педагог дает какую-либо игрушку (кукла, мишка, собачка, кошка, погремушка, птичка, лошадка и др.) и показывает, как играть с ней (например, куклу и мишку можно укачивать, с собачкой и кошкой выполнять имитационные звуки «мяу», «ав-ав», птичку покормить с ладошки и т. п.). По сигналу барабана дети должны положить игрушки на стулья и побегать по комнате под звуки барабана (бубна). Когда звучание прекратится, им надо быстро прибежать к своим стульям и сесть. Чтобы найти свое место, ребенок должен опознать свою игрушку. Педагог следит за правильным выполнением действий, при необходимости помогает детям.

  1. Усвоение действий по образцу, инструкции

«Домики для матрешек»

Цель. Учить анализировать элементарный образец из двух частей, действовать по образцу.

Оборудование. Строительный материал – кубы и треугольные призмы двух размеров (большие и маленькие) по количеству детой, по две матрешки на ребенка (большая и маленькая), экран.

Ход игры: В гости к детям приходят матрешки. Малыши играют с ними, водят их гулять. Педагог говорит! «Ой, скоро пойдет дождь надо построить домики, чтобы матрешки могли спрятаться». Раздает детям строительный материал, и они по подражанию строят большие домики. Затем взрослый строит маленький домик, закрывая экраном процесс выполнения, йотом показывает постройку и предлагает построить такие же домики для маленьких матрешек. Тем, кто затрудняется в выполнении задания, помогает проанализировать образец, жестом показывая на разные части постройки, или предлагает действовать по подражанию.

  1. Развитие ручной моторики

«Прокати шарики»

Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Оборудование. Желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.

Ход игры. Педагог показывает, как брать шарики щепотью и класть их на верхний конец желоба. Обращает внимание, что шарик катится по желобу в корзину. Затем по подражанию дети по одному повторяют действия педагога. Остальные следят, как катится шарик. Каждый ребенок прокатывает 2–3 шарика.

  1. Формирование целостного образа предмета

«Что изменилось»

Цель. Учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов и картинок в пространстве, развивать внимание, воспитывать интерес к внешнему виду предметов и их различению.

Оборудование. Предметы, игрушки, картинки, экран (салфетка), наборное полотно.

Ход игры. 1-й вариант. На столе педагога стоят четыре предмета (например, тарелка, чашка, матрешка, машина). Педагог просит детей внимательно рассмотреть предметы, закрывает их салфеткой или загораживает экраном, отсчитывает до 15, незаметно забирает, прячет один из предметов, снимает салфетку (экран) и спрашивает: «Чего не стало?» При повторном проведении игры количество предметов увеличивается.

2-й вариант. Та же игра проводится с картинками, которые вставляются в наборное полотно и закрываются экраном.

3-й вариант. Игра проводится так же, как и в 1-м варианте, но педагог не прячет игрушки, а меняет их местами. Сняв экран, спрашивает: «Что изменилось?»

4-й вариант. Проводится так же с картинками.

Декабрь 2014г.

  1. Развитие внимания

«Будь внимательный»

Цель. Продолжать развивать зрительное внимание и запоминание.

Оборудование. Шкафчик, выполненный из небольших по размеру коробок (выдвижные ящички), мелкие игрушки (бирюльки, элементы мозаики или пуговицы и др.), ширма.

Шкафчик состоит из трех коробок, которые образуют 3 ящичка: два – внизу, один – наверху, в дальнейшем количество ящичков увеличивается до 4–9, а расположение их варьируется.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога, педагог ставит на стол шкафчик, рассматривает его, открывает ящички. Достает мелкую игрушку, показывает ее и говорит: «Я ее спрячу, а вы запомните, в какой ящик я ее положила». Все действия педагог выполняет медленно. Затем закрывает шкафчик ширмой и 10 раз отстукивает ладонью по столу. После этого снимает ширму и предлагает кому-либо показать, в каком ящичке спрятана игрушка.

3.jpg

Игра повторяется 2–3 раза. В дальнейшем число ударов по столу (отсрочка действия) увеличивается до 15–20 раз, увеличивается и количество ящичков, меняется их расположение.

  1. Усвоение действий по образцу, инструкции

«Сделай целое»

Цель. Учить анализировать элементарный образец из двух частей, действовать по образцу.

Оборудование. Пластилин, клеенка, тарелка, экран.

Ход занятия. Педагог дает пластилин ребенку. Показывает свой комок и говорит: «У меня большой целый кусок пластилина и у тебя такой же». Закрывается экраном, отщипывает мелкие кусочки, показывает ребенку и предлагает сделать такие же. Ребенок выполняет задание.  Затем за экраном взрослый соединяет кусочки пластилина и показывает большой комок: «У меня целый кусок пластилина. Сделайте такой же». Ребенок выполняет действие по образцу. При необходимости применяется показ.

  1. Развитие ручной моторики

«Гирлянды для елки»

Цель. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Оборудование. Цветная проволока, катушки (пластмассовые), окрашенные в яркие цвета.

Ход игры. Дети сидят вокруг стола. Педагог показывает красивые цветные катушки и говорит, что они сделают гирлянды для елки. Первые две катушки надевает педагог, показывая медленно детям, как это надо делать. Дети по очереди подходят к педагогу и надевают по две катушки каждый. Гирлянда обязательно вешается на елку.

  1. Формирование целостного образа предмета

«Поставь правильно»

Цель. Обратить внимание на то, что предметы могут по-разному выглядеть спереди, сзади, сбоку; продолжать развивать внимание; уточнять представление о предмете.

Оборудование. Объемные предметы, имеющие резко различный вид спереди и сзади или спереди и сбоку (например, такие: дом, у которого спереди дверь, окна и крыльцо, а сзади глухая стена; кукла, слон, шкаф из набора кукольной мебели, автобус, обезьянка, матрешка и др.), бумага, фломастер.

Ход игры. Игра проводится индивидуально или с двумя детьми. Педагог берет одну игрушку и рассматривает ее с ребенком в разных положениях – сначала спереди, потом сзади. Например, рассматривая матрешку спереди, обращает внимание на то, что видно лицо, на лице глаза, нос, рот, видны руки и фартук; потом рассматривает матрешку сзади и отмечает, что лица не видно, на голове платок, фартука тоже не видно, а видны завязки. Затем педагог просит ребенка отвернуться и закрыть глаза, кладет на стол изображение матрешки или в присутствии ребенка рисует контур матрешки. Ребенок должен обязательно сидеть рядом с педагогом, чтобы рисунок воспринимался с одной точки. После этого ребенок берет матрешку, а педагог предлагает ему поставить ее так, как она нарисована. Педагог трижды меняет рисунки, на которых матрешка нарисована в разных ракурсах (спереди и сзади), но порядок чередования должен быть различным, чтобы ребенок при рассматривании рисунка соотносил его с положением предмета.

Январь 2015г.

  1. Развитие внимания

«Мишка спрятался»

Цель. Продолжать развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы.

Оборудование. Игрушка мишка.

Ход игры. Педагог показывает ребенку мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно помочь найти место, где спрятаться. Педагог ведет ребенка вдоль одной из стен комнаты, останавливается около отдельных предметов: «Вот шкаф, он большой, мишка наверх не залезет. Это полка, в ней много книг, мишке будет тесно». Наконец находится подходящее место – обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Педагог сажает туда игрушку, отводит детей в противоположный конец комнаты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши, и педагог говорит, что нужно найти мишку. Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогает ему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать мишку, просит снова пройти этот путь.

При повторном проведении игры игрушку прячут в другое место и обход производится по другой стороне комнаты. Можно также сменить и игрушку.

  1. Усвоение действий по образцу, инструкции

«Ловкий мишка»

Цель. Учить анализировать элементарный образец из двух частей, действовать по образцу.

Оборудование. Мишка, экран.

Ход игры. Педагог дает ребенку мишку и говорит: «Посмотрим, чей мишка самый ловкий. Мой будет показывать, а твой должен сделать так же». За экраном сажает мишку на стол, снимает экран, и ребенок видит сидящую игрушку. «Чей мишка ловкий?» – спрашивает педагог и предлагает так же посадить своего мишку. За экраном меняет позу игрушки (кладет его, ставит, поднимает ему лапы) и вновь просит ребенка сделать по образцу нужное действие с игрушкой. В случае необходимости помогает ребенку, прибегает к показу.

  1. Развитие ручной моторики

«Прокати шарики через воротца»

Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Ход игры. Педагог садится у одного края стола, ребенок напротив у другого. Между собой и ребенком взрослый ставит воротца. Педагог берет один шарик и прокатывает его через воротца к ребенку. Тот ловит и тем же движением возвращает обратно. Затем можно пригласить двух детей и предложить им катать шарики вместе, обращая их внимание, что шарик надо брать щепотью.

  1. Формирование целостного образа предмета

«Запомни и назови»

Цель. Учить соотносить название предмета с его изображением, вспоминать предмет по слову-названию.

Оборудование. Карты лото с изображением трех знакомых детям предметов, маленькие карточки с изображениями тех же предметов.

Ход игры. Принцип организации и методика проведения игры аналогичны играм, предложенным ранее.

Февраль 2015г.

  1. Развитие внимания

«Не зевай»

Цель. Развивать элементы произвольного внимания, продолжать создавать у детей положительное эмоциональное состояние в общении со взрослым.

Оборудование. Яркие цветные платочки.

Ход игры. Дети сидят на стульях, поставленных в ряд. Педагог встает перед ними, в руках у него платочки. Приплясывая, помахивая платочками, зовет к себе детей, предлагая поплясать вместе. Каждого ребенка педагог поочередно называет по имени. Ребенок, услышав свое имя, должен встать, подойти к воспитателю, получить платочек и присоединиться к пляске. По окончании игры педагог хвалит всех детей.

  1. Усвоение действий по образцу, инструкции

«Сделай гриб»

Цель. Продолжать учить детей воспроизводить образец из двух частей.

Оборудование. Заготовки из картона (отдельно шляпки и ножки).

Ход занятия. Педагог садит ребенка около маленького стола, на нем зеленый лист бумаги. «Тут лужайка, на ней сейчас вырастет много грибов», говорит воспитатель и дает ребенку заготовку. За экраном складывает из своих заготовок гриб, помещает его на лужайке и предлагает ребенку сделать такие же.

  1. Развитие ручной моторики

«Бусы для куклы»

Цель. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Оборудование. Крупные бусы, цветная проволока, леска.

Ход игры: Педагог обращает внимание ребенка на кукол, сидящих в широком уголке, говорит, что они хотят устроить праздник, а для того им нужны украшения бусы. Дает ребенку бусы, цветные проволочки и показывает, что одной рукой надо взять бусинку, а другой проволочку, найти отверстие в бусинке и продеть через пего проволочку. Помогает  ребенку надеть первую бусинку. Затем ребенок работает самостоятельно. Концы проволоки соединяет педагог. После этого бусы надевают на кукол и мишек. Те берут за руки детей и пляшут с ними.

  1. Формирование целостного образа предмета

«Собери целое»

Цель. Продолжать уточнять представления о предметах; учить выделять части и соединять их в целое; развивать мелкую моторику.

Оборудование. Стандартные сборно-разборные игрушки.

Ход игры (проводится с небольшими подгруппами из 2–3 детей). Дети сидят вокруг стола педагога, на котором разложены части сборно-разборной игрушки и ее изображение. Педагог показывает картинку, дети называют предмет, который будут складывать, находят его основные части сначала на картинке, а потом среди деталей и также называют их. С помощью педагога соединяют сначала основные, а затем второстепенные части. Готовую игрушку обязательно обыгрывают (машину катают, прокатывают в ворота, ставят в гараж или перевозят на ней игрушки).

Март 2015г.

  1. Развитие внимания

«Найди свое место»

Цель. Формировать внимание.  Учить ориентироваться в пространстве, создавать эмоциональное отношение к игре и игрушке.

Оборудование. Игрушки по числу детей (разные по предметному назначению или по величине, цвету), бубен или барабан.

Ход игры (проводится вначале небольшими подгруппами из 4–6 детей, по мере усвоения – со всей группой). Участники игры рассаживаются на стулья, стоящие посреди комнаты. Каждому ребенку педагог дает какую-либо игрушку (кукла, мишка, собачка, кошка, погремушка, птичка, лошадка и др.) и показывает, как играть с ней (например, куклу и мишку можно укачивать, с собачкой и кошкой выполнять имитационные звуки «мяу», «ав-ав», птичку покормить с ладошки и т. п.). По сигналу барабана дети должны положить игрушки на стулья и побегать по комнате под звуки барабана (бубна). Когда звучание прекратится, им надо быстро прибежать к своим стульям и сесть. Чтобы найти свое место, ребенок должен опознать свою игрушку. Педагог следит за правильным выполнением действий, при необходимости помогает детям.

  1. Усвоение действий по образцу, инструкции

«Стул для матрешки»

Цель. Продолжать учить детей воспроизводить образец из двух частей.

Оборудование. Маленькие матрешки, из строительного набора кубики и кирпичики одного цвета.

4.jpg

Оборудование. Маленькие матрешки, из строительного набора кубики и кирпичики одного цвета. Ход игры. К детям приходят маленькие матрешки, по подражанию действиям педагога гуляют, пляшут, прыгают. Потом взрослый говорит: «Матрешки устали, хотят посидеть. Им нужны стульчики». За экраном из строительного материала составляет стул для своей матрешки, снимает экран и показывает детям, предлагая сделать такие же. Затем дети усаживают матрешек на стулья.

  1. Развитие ручной моторики

«Дорожка для матрешки (зайчика)»

Цель. Учить продевать тесьму в отверстие по подражанию действиям взрослого; продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению задания; формировать зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.

Оборудование. Листы плотного картона, с изображением домика (внизу картона прикреплена тесьма, около домика отверстие), картонная фигурка зайчика. Для второго варианта игры в картонных листах делаются три отверстия с тем, чтобы дорожка шла под прямым углом.

Ход игры. Педагог дает лист картона и просит ребенка показать домик. «В этом домике живет зайчик,– говорит он и показывает фигурку. - Он хочет попасть домой, но нет дорожек. Помоги сделать для него дорожку». Педагог объясняет, как сделать дорожки, кончик тесьмы продевает в дырочку: «Вот и получилась дорожка к домику». Ведет своего зайчика по дорожке к домику. Ребенок выполняют задание по подражанию. При затруднениях взрослый помогает ему.

13.jpg

  1. Формирование целостного образа предмета

«Найди свою игрушку»

Цель. Учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание, вызывать положительное отношение к игрушке.

Оборудование. Игрушки по числу детей.

 Ход игры. Педагог раздает каждому по одной игрушке и предлагает поиграть с ними. Детям, которые не могут сами начать игру, помогает выбрать игровое действие (покачать куклу, поплясать с мишкой, покатать мяч, разобрать и собрать матрешку и т. п.). Затем просит детей принести игрушку к нему на стол, собирает их, перемешивает, накрывает салфеткой, отсчитывает до 15–20 и говорит, что тот, кто найдет свою игрушку, получит ее обратно и сможет поиграть с ней, чужую игрушку брать нельзя. Дети по одному подходят к столу и берут игрушки. Когда останется только две игрушки, педагог незаметно подкладывает еще две, чтобы у детей был выбор. При необходимости помогает им вспомнить, какие игрушки у них были («С чем ты играл?», «Что ты катал?», «Кого ты качала?» и т. п.). Результаты каждого выбора закрепляются в слове: «Верно, ты играл с мишкой и нашел своего мишку». Получив свои игрушки, дети играют с ними.

Апрель 2015г.

  1. Развитие внимания

«Ку-ку»

Цель. Формировать внимание, учить ожидать появления предмета в одном и том же месте, понимать, что предмет, который спрятан, не исчезает, а лишь оказывается вне поля зрения.

1.jpg

Оборудование. Достаточно крупная или яркая игрушка, ширма.

Ход игры. Педагог сажает детей полукругом напротив ширмы, а сам садится за ширму. Медленно из-за ширмы появляется игрушка (матрешка, новая кукла) и говорит: «Ку-ку». Воспитатель вместе с детьми радуется появлению игрушки, затем опускает ее за ширму. Игрушка показывается из-за ширмы 3–4 раза, обязательно в одном и том же месте, чтобы дети поняли, в каком месте надо ожидать ее появления.

При повторении игры можно взять другую игрушку.

  1. Усвоение действий по образцу, инструкции

«Зеркало»

Цель. Учить выполнять движения по образцу.

Оборудование. Ширма.

Ход игры. Педагог ставит ребенка  около ширмы, сам встает за ширму. Приняв определенное положение рук (например, поднимает одну вверх, а другую в сторону), выходит из-за ширмы и говорит: «Зеркало, зеркало, сделай так, как я». Ребенок выполняет задание. Педагог хвалит его если выполнил правильно, если не правильно, то показывает еще раз. Игра повторяется, но педагог за ширмой принимает другое положение рук (например, одну ставит на пояс, другую вытягивает вперед и т.д.).

  1. Развитие ручной моторики

«Мозаика»

Цель. Учить хватанию щепотью, познакомить с указательным типом хватания, развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец.

Оборудование. Набор мозаики (формы шестигранные) на каждого ребенка, мелкие сюжетные игрушки (матрешки, зайчики, куколки и др.).

Ход игры. Педагог показывает детям доску для мозаики, обращает внимание на дырочки. Берет один элемент мозаики, подходит к каждому и дает рассмотреть шляпку и штырек («как грибочек»). Показывает, как вставлять форму в отверстие доски. Раздает детям наборы и предлагает вставить элементы в дырочки. Во время работы подходит к каждому, учит брать форму щепотью.

На последующих занятиях дети выкладывают дорожку для матрешки, и она по ней гуляет, затем домик для зайки, цветочек для куклы и т. п.

  1. Формирование целостного образа предмета

«Чего не хватает»

Цель. Обратить внимание на то, что при отсутствии какой-либо части целое нарушается; уточнять представление о предметах, о соотношении частей.

Оборудование. Сборно-разборные игрушки (игрушки, у которых можно снимать отдельные детали), картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали.

Ход игры. 1-й вариант. Педагог ставит на стол сборно-разборную игрушку без какой-либо важной и легко выделяемой части (например, дом без крыши или машину без колес) и просит сказать, целая ли это игрушка. Если дети говорят, что нет, спрашивает, чего в ней не хватает. После ответа или в случае затруднений достает коробку с деталями. В ней, кроме нужных, имеются и другие детали. Педагог предлагает кому-либо найти в коробке то, чего не хватает. Вместе с ребенком окончательно собирает игрушку.

Май  2015г.

  1. Развитие внимания

«Будь внимательный»

Цель. Продолжать развивать зрительное внимание и запоминание.

Оборудование. Шкафчик, выполненный из небольших по размеру коробок (выдвижные ящички), мелкие игрушки (бирюльки, элементы мозаики или пуговицы и др.), ширма.

Шкафчик состоит из трех коробок, которые образуют 3 ящичка: два – внизу, один – наверху, в дальнейшем количество ящичков увеличивается до 4–9, а расположение их варьируется.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога, педагог ставит на стол шкафчик, рассматривает его, открывает ящички. Достает мелкую игрушку, показывает ее и говорит: «Я ее спрячу, а вы запомните, в какой ящик я ее положила». Все действия педагог выполняет медленно. Затем закрывает шкафчик ширмой и 10 раз отстукивает ладонью по столу. После этого снимает ширму и предлагает кому-либо показать, в каком ящичке спрятана игрушка.

3.jpg

Игра повторяется 2–3 раза. В дальнейшем число ударов по столу (отсрочка действия) увеличивается до 15–20 раз, увеличивается и количество ящичков, меняется их расположение.

  1. Усвоение действий по образцу, инструкции

«Сделай целое»

Цель. Учить анализировать элементарный образец из двух частей, действовать по образцу.

Оборудование. Пластилин, клеенка, тарелка, экран.

Ход занятия. Педагог дает пластилин ребенку. Показывает свой комок и говорит: «У меня большой целый кусок пластилина и у тебя такой же». Закрывается экраном, отщипывает мелкие кусочки, показывает ребенку и предлагает сделать такие же. Ребенок выполняет задание.  Затем за экраном взрослый соединяет кусочки пластилина и показывает большой комок: «У меня целый кусок пластилина. Сделайте такой же». Ребенок выполняет действие по образцу. При необходимости применяется показ.

  1. Развитие ручной моторики

«Дождь идет»

Цель. Продолжать учить продевать тесьму в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу; развивать мелкие движения, целенаправленность действий; соблюдать направление движений по диагонали (несмотря на прерывистость линии); продолжать создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию и результату своих действий.

Оборудование. На каждого ребенка листы картона с изображением травки и грибка (на листах сверху закреплены три тесьмы, от каждой вниз по диагонали листа идет по пять дырочек, в которые должна продеваться тесьма – «дождик»); все три линии должны быть параллельны, фигурки зайчат из картона по количеству детей.

Ход игры. Педагог берет свой лист картона и показывает, как по травке гуляет зайка. «Ой, пошел дождь»,– говорит он, переворачивает лист и показывает детям, как протянуть тесьму, чтобы получился дождик. При этом обращает внимание на то, что дождик идет сверху вниз по диагонали – и каждая тесьма протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Затем раздает детям листы картона и они с помощью педагога выполняют задание. После этого педагог переворачивает лист и говорит: «Опять дождик пошел, прячьте скорей своих зайчат». Раздает фигурки зайчиков. Дети прячут их под грибки.

  1. Формирование целостного образа предмета

«Что это такое»

Цель. Активизировать представления о предметах развивать внимание и воображение.

Оборудование. Элементы аппликации – многократно повторенные формы на отдельных листах бумаги, дополнительные элементы, благодаря которым можно превратить основной элемент в часть того или иного предмета или осмыслить как целый предмет.

Ход игры. Игра проводится индивидуально или подгруппами, В любом случае детям сначала дают образец действия. На доске полоска бумаги, на которой на определенном расстоянии друг от друга расположены прямоугольники. Педагог берет заранее заготовленные прямоугольники меньшего размера и выкладывает или наклеивает на первом прямоугольнике окна и двери. Спрашивает: «Что это?» Дети отвечают: «Дом». Педагог выкладывает на втором прямоугольнике голубую полосу и двух рыбок – получает аквариум. Третий прямоугольник превращает в телевизор. К четвертому добавляет два небольших круга и полоску и получает вагон. Затем выкладывается на доме вторая полоса, на которой расположены круги, и уже ребенок (дети) вместе с педагогом превращает, например, один круг в мяч, другой – в воздушный шар (добавляет полоску – веревочку), следующий – в яблоко (добавляет черенок с листочком) и т. п. Детям можно предложить и полукруг (зонтик, шляпа, гриб, лодочка с парусом и др.), овал (цыпленок, лимон, рыба и др.), треугольник (крыша дома, шляпа, елка и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная план-программа для индивидуальной, коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет имеющими низкий уровень развития психической сферы

Цель программы: повышение уровня развития психических процессовЗадачи программы:1.Развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.2. Формировать навыки самостоятельной работы.3. Создание...

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы для ребенка с ТНР старшего дошкольного возраста....

План индивидуальной коррекционно - развивающей работы Шаг за шагом"

Разработан для коррекционно - развивающих занятий с ребенком находящемся на домашнем обучении....

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы

План индивидуальной работы на неделю....

План ежедневной индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (6-7 лет)

Уважаемые коллеги! Представляю вам свой план для удобства в вашей работе и сокращения вашего времени. Лексические темы (34), отраженные в плане, соответствуют  уровню речевого развития общеобразо...

план индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком раннего возраста

план индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком раннего возраста...

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Рождаемость детей, имеющих отклонения в психо-физическом развитии увеличивается с каждым годом. В связи с этим, необходимо обеспечить доступ к образованию детей с множественными нарушениями. Своевреме...