статья "Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями"
статья по коррекционной педагогике по теме

Борисова Мария Сергеевна

Творческая деятельность имеет серьёзное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_statya.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

"Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями"

Борисова Мария Сергеевна

ФГБУ ВПО "Челябинский Государственный Педагогический университет"

г.Челябинск

"Features of development of creative capabilities of children of preschool age with the limited possibilities"

 Borisova Maria Sergeyvna

FGBU VPO the "Chelyabinskiy State Pedagogical university"

City Chelyabinsk

Мы говорим, что творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Говоря в целом о творческом развитии детей, необходимо выделить факторы, влияющие на творческое развитие. К ним относят ориентацию ребёнка на творческие решения, снятие преград в проявлении инициативы, поощрения разумных  творческих черт своей личности и внимания ко всем свойствам окружающей среды.

Творческая деятельность имеет серьёзное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними  трудностями, негативными  переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребёнку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребёнку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью[4].

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются  в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстниках, которые  есть у обычного ребёнка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у  таких детей (страх, тревожность).Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить  свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьёзным препятствием в развитии ребёнка. Также  нужно отметить, что познавательная активность ребёнка зависит от уровня активности, а у ребёнка с особенностями развития собственная активность снижена. Ему необходимы танцы, зарядка, лыжные  походы, пешие прогулки и другие виды физических нагрузок, именно они поднимают общий уровень активности ребёнка, оказывающие положительное влияние на тонус организма, стимулирующие творческую  активность.

В целях развития творческого потенциала дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррекционных) образовательных учреждений проектируется и организуется система работы, основанная на учёте следующих принципов:  принцип учёта структуры дефекта; деятельностный принцип; принцип создания ситуации успеха; принцип доступности материала; принцип эмоциональной насыщенности; принцип взаимосвязи разных видов деятельности; принцип создания ситуаций, способствующих формированию социальных навыков и умений[3].

Говоря о развитии творческих способностей, необходимо уточнить определение творческих способностей и творческой одарённости детей. При установлении основных понятий учения об одарённости исследователи данной проблемы исходят из понятия способность. Три  признака, по мнению М.Б. Теплова, заключаются  в понятии способность:

Во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности.

В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко педагог не удовлетворён работой ученика, хотя последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Своё недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, принимая во внимание его способности, мог бы иметь гораздо больше знаний.

Творческая одарённость-это особый вид одарённости. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность являются неотвратимым элементом всех видов одарённости, которые не могут быть представлены отдельно  от творческого компонента. Так А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одарённости - творческий. Если нет творчества, бессмысленно говорить об одарённости. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одарённости как отдельного самостоятельного вида[6].

Развитию творческих способностей способствуют:  окружающий мир, рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других вещах окружающего мира. Нетрадиционные техники рисования: кляксография, раздувание краски; ниткография; пуантилизм (различными тычками); рисование по сырому листу; граттаж; монотипия; фотокопия (рисование свечой); рисование крупой, солью; рисование мятой бумагой; акварель, восковые мелки; батик; печать листьями; каракулеграфия; набрызг; рисование пластилином.

Подводя итог можно сделать вывод о том, что обучение и воспитание одарённых и талантливых детей  с ограниченными возможностями составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитаци.

В тоже время, функционирование организаций, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, позволяет сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки этого направления со стороны государства и благотворительных организаций.

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования науки России от 17.10.2013 № 1155 //Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013г№ 30384.

2.Александрова Н.А. Результаты клинического обследования детей раннего возраста со сложной структурой дефекта // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Материалы конференции. 18 -19 февраля 2003 г.- Москва, 2003.-С. 183 - 193.

3.Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. шк.- М.: 1997, - 375 с.

4.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.:Мозаика- Синтез,М.: ТЦ Сфера, 2013.С.52.

5.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: Издательство "СОЮЗ", 2001. - 320 с.

6.Басилова Т.А. Предпосылки ролевой игры у слепоглухонемого ребенка // Дефектология.- 1983.- № 4.- С. 64-68.

7.Басилова Т.А. Проблемы психического здоровья лиц, потерявших слух и зрение в подростковом возрасте // Дефектология.- 2002.- № 4.- С. 23-28.

8.Басилова Т.А. Условия формирования начальных жестов у слепоглухого ребенка // Дефектология.- 1987.- № 1.- С.11-16.

9.Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол.фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984.- 295 с.172

Bibliography

1. Federal state educational standard of preschool education, approved. the Ministry of Education Science of Russia from 17.10.2013 № 1155 // Russian Ministry of Justice in Joined 14.11.2013g№ 30384.

2.Aleksandrova NA The results of clinical examination of infants with complex structure defect // Early psychological, medical and educational assistance for children with special needs and their families: Proceedings of the conference. 18 -19 февраля 2003- Moscow, 2003.-S. 183 - 193.

GM 3.Andreeva Social psychology: Textbook. For higher. shk.- M .: 1997 - 375 p.

4.Averyanova AP Graphic activities in kindergarten: Lesson Plans. A practical guide for teachers of preschool uchrezhdeniy.-M.: Synthesis Mozaika-, M .: TC Sphere 2013.S.52.

5.Baryaeva LB, Gavrilushkin OP, AP Sarin, Sokolova ND The program of education and training of preschool children with intellectual disabilities. - SPb .: Publisher "UNION", 2001. - 320 p.

6.Basilova TA BACKGROUND role-playing game from the deaf-blind child // Defektologiya.- 1983.- № 4.- pp 64-68.

7.Basilova TA Mental health problems of persons who have lost their hearing and vision in adolescence // Defektologiya.- 2002.- № 4.- pp 23-28.

8.Basilova TA Conditions of formation at the initial gestures deafblind child // Defektologiya.- 1987.- № 1.- S.11-16.

9.Basova AG, Egorov SF History Theory: Textbook. aid for students defektol.fak. ped. Ying-ing. - M .: Education, 1984.- 295 p.172


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями

развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями...

Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.Разнообразие образовательных конструкто...

Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

«Ландшафтный дизайн как один из ресурсов развития познавательной активности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Ландшафтный дизайн как один из ресурсов развития познавательной активности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

Статья: "Музыкальные игры и использование их возможностей для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Музыкальные игры и использование их возможностей для развития творческих способностей детей дошкольного возраста...

Методическая разработка к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулиров...