статья: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Борисова Мария Сергеевна

развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Борисова М.С.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

с ограниченными возможностями

В настоящее время в системе образования актуализируются вопросы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста, имеющих особенности в развитии. К данной категории относятся дети  дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст.  Ребенок является уникальным, по своей сути, и обладает скрытым потенциалом. Раскрытие ресурсов, заложенных природой, является задачей педагогов.

Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дошкольной организации стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою "неполноценность" и заявить всему миру: "Я такой же, как все!". Зачастую мы не думаем о том, кто же такие дети с ограниченными возможностями. Мы не встречаем их на улицах, детских площадках, они не ходят в обычные школы.

Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих "ограничений" воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.

В России, имеющей глубокие национальные корни, богатые традиции, для которых характерны милосердие, взаимопомощь, где веками оказывалась практическая социальная помощь. Проблема  развитие одарённости детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями обусловлена тем, что исходит из недостаточной разработанности, в соответствии с социальным заказом и основными задачами, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями, в аспекте изучения теоретических подходов и осуществлении процесса становления одаренности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями. В психолого ─ педагогических исследованиях Б.Г.Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С.Выготский, Т.С.Комарова, Б.М.Теплов, Л.В.Трубайчук, Р.М.Чумичева, утверждается, что основой для развития одаренности с ограниченными возможностями является дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте начинается становление личности ребенка, раскрываются потенциалы и способности, в том числе и художественные. Приходится констатировать тот факт, что в педагогической литературе рассматриваются лишь отдельные аспекты разных видов одаренности детей дошкольного возраста. Изучение одаренности дошкольников с ограниченными возможностями является результатом индивидуальной заинтересованности отдельных педагогов и осуществляется без опоры на научные основы изучаемой проблемы[6]. Характеризуя состояние изученности проблемы на научно ─ методическом уровне, отмечаем, что актуальность исследования можно связать с необходимостью расширения содержания дошкольного образования, разработки методического обеспечения и создания необходимых педагогических средств для развития одаренности детей с ограниченными возможностями.

Творческая деятельность выступает как, одно из наиболее ярких средств развития одаренности, социализации и реабилитации детей с нарушением опорно ─ двигательного аппарата, нарушением зрения и нарушением речи потому, что отражает мир социальных отношений и помогает ребёнку преодолеть неуверенность, скованность и раскрыть талант, творческое мышление. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание. И эту проблему можно решить через занятия в учреждениях дошкольной организации, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения[2]. Такими условиями являются занятия в творческих объединениях. Атмосфера занятий в творческих объединениях позволяет раскрепоститься, ведь здесь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей. В дошкольном возрасте у детей с отклонениями в развитии наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Коррекция отклонений в развитии данной психической функции дает положительный результат в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер. Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии[4].

В художественно ─ творческой деятельности ситуация успеха достигается в результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов художественного творчества. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева и так далее. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Взрослый помогает ребенку преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Необходимо поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания[3].

Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью взрослого. Например, открытая помощь может выражаться в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образа, в поддержке, ободрении: "давай попробуем сделать это вместе" или "не получится, ничего страшного, можно попробовать еще раз". Скрытая помощь может быть в виде незаметных подсказок в контексте слова, обращенного к ребенку. Например:

"именно ты можешь передать образ лисы в своей поделке".

Подводя итог можно сделать вывод о том, что обучение и воспитание одарённых и талантливых детей  с ограниченными возможностями составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.
В тоже время, функционирование организаций, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, позволяет сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки этого направления со стороны государства и благотворительных организаций.

Библиографический список

  1. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева.М.: Издво Владос, 2005. – 451 с..
  2. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. М.: Издво Владос,2009. – 300 с.
  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. СПб.:  Издво СОЮЗ, 1997.96 с.
  4. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издво Педагогика Пресс , 20010. – 208 с.
  5. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Издво Педагогика Пресс, 2006. – 284 с.
  6. Одарённые дети дошкольного возраста XXI века: феномен, субкультура, нравственные ориентиры и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции (5-6 декабря 2013г.)/ под ред. Л.В.Трубайчук. Челябинск: Издво Челяб.гос.пед.унта, 2014.142с.
  7. Развитие одаренности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации / авторы сост.: И.С. Морозова, О.Ф. Григорьева.  Кемерово: Издво КРИПКиПРО, 2012.  45 с.
  8. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.М.: Издательский центр "Академия", 2000.232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представленная программа помогает детям с ограничеными возможностями здоровья развить в себе творческие способности....

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

За последние годы резко вырос интерес к включению в коррекционную практику экспрессивных арт- терапевтических техник, способствующих вовлечению детей с ограниченными возможностями здоровья в доступные...

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.

С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерант...

"Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...

Самообразование "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию"

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию...