сочетание методов арт терапии в музыкальной деятельности
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Щукина Ирина Анатольевна

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние его души. Отмечается рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы.Столкнувшись с этими проблемами в своей практике у меня, как у педагога, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы, творческих способностей детей, с поиском новых эффективных методов и приёмов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников. Поиск привёл меня к волшебному здоровьесберегающему методу – педагогической арт – терапии.Это метод связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Современная арт – терапия включает множество направлений. В своей работе с детьми я применяю такие арт – терапевтические методы как: музыкотерапия, сказкотерапия, фототерапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 137»

«Сочетание приемов арт - терапии в музыкальной деятельности»

(из опыта работы)

                                                 Подготовила музыкальный руководитель

                            Щукина Ирина Анатольевна

Саратов 2015

                                                «Искусство всегда несет в себе нечто,

                                                 преодолевающее обыкновенное чувство».

                                                                                  Л.С. Выготский

Слайд №1.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние его души. Отмечается рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы: высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. Многие дети застенчивы, они готовы спрятаться куда угодно, хоть сквозь землю провалиться, только бы их не трогали. Ребёнок может быть вовсе не застенчивым по природе, а, наоборот, обладать неуёмной жаждой лидерства. Но, не умея её реализовать и столкнувшись с неудачей, предпочтёт уходить от контактов. В этом случае нужно не столько бороться с застенчивостью, сколько определить, какая деятельность для ребёнка наиболее успешна, что у него получается лучше других, и дать ему возможность раскрыть свои способности . Многие  дети уклоняются от общения, они не знают, что сказать, как поступить, очень часто так ведут себя дети с бедной фантазией, неразвитым мышлением, медленной реакцией. Ранимые чувствительные дети особенно подвержены страхам.

Столкнувшись с этими проблемами в своей практике у меня, как у педагога, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы, творческих способностей детей, с поиском новых эффективных методов и приёмов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников. Поиск привёл меня к волшебному здоровьесберегающему методу – педагогической арт – терапии.

Слайд № 2.

Так что же такое педагогическая арт – терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт – терапия даёт выход внутреннему дискомфорту и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.

Слайд № 3.

Это метод связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Современная арт – терапия включает множество направлений. В своей работе с детьми я применяю такие арт – терапевтические методы как: музыкотерапия, сказкотерапия, фототерапия.

Слайд №4.

Музыкотерапия – это вид арт - терапии, где музыка используется в оздоровительных и коррекционных целях. Она имеет три вида: рецептивная (пассивная), активная, интегративная музыкотерапия.

Во время пассивной музыкотерапии дети прослушивают стимулирующую музыку специально или как фон. Это рекомендуется детям, которые имеют эмоционально-личностные проблемы (безразличие, страх, замкнутость), отличаются повышенной тревожностью.

Трудно переоценить влияние музыки на человека.

Слайд №5.

Музыка может доставить удовольствие, но также одновременно может вызвать сильное душевное переживание, побудить к размышлению. Открыть неизвестный мир фантазии. Многие исследования доказали, что музыка усиливает обмен веществ, усиливает или уменьшает мышечную энергию, изменяет дыхание, меняет кровяное давление, дает физическую основу для эмоций.

В нашем детском саду музыка сопровождает детей в течение всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно и громко. Она прослушивается детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Слайд №6.

Дети слушают музыку на музыкальных занятиях, она звучит фоном на занятиях по ИЗО, используется в качестве музыкальных иллюстраций на занятиях по другим видам деятельности.    

Слайд№7.              

Утром детей встречает приветливый воспитатель, который предусмотрительно включает мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Мы создаем оптимальные условия ежедневного приема детей в их второй дом- детский сад. Для малышей ситуация отрыва от дома и родителей – пусть незаметная, но травма. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Слайд №8.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон используем классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы.

Слайд №9.

Пробуждение малышей после дневного сна сопровождается тихой, нежной, легкой и радостной музыкой. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день.

В каждой группе детского сада есть комплект дисков с музыкальными произведениями, рекомендованными для проведения музыкотерапии.

Слайд №10.

На музыкальных занятиях используются различные виды активной музыкотерапи. Пение – один из любимых видов детской музыкальной деятельности. Дети обучаются основам академического пения (нижнерёберного, диафрагмального дыхания), как наиболее физиологического.

Слайд №11

Также исполнение песен группой детей дает возможность почувствовать каждому уверенность в себе, наполниться положительными эмоциями от коллективной деятельности. Помимо детского песенного репертуара знакомим детей с русским песенным фольклором, с народными традициями и во время проведения календарно-обрядовых праздников. Слайд №12.

Танец, мимика, жест, как и музыка, являются одним из способов выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а также дает определенный психотерапевтический эффект.

Слайд №13. 

На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью используем танцевальные композиции в качестве физминуток. Это поднимает настроение детей, активизирует их внимание.

Слайд № 14.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, проникаются слушанием их глубокого звучания. Через музицирование дети имеют возможность проявить себя творчески, приобретают навыки игры на музыкальных инструментах.

Музыкотерапия тесно связана с фототерапией (слайдтерапией), основанной на применении фотографии или слайдов для решения психофизиологических проблем, для развития  и гармонизации личности. Так, например, просмотр слайдов с объектами природы – цветов, насекомых, животных,- сопровождаемый подходящей музыкальной композицией вызывает положительные эмоции и переживания, оказывает многостороннее исцеляющее и развивающее воздействие на детей. Красота заполняет все пространство, оно проникает в детские сердца. Обычно глаз не замечает таких чудесных деталей в природе, цветок и насекомое слишком малы. Увидеть «тайну» помогает запечатлённое мгновение снимок. Занятия с использованием фототерапии начинается с младшей группы.

Я вам предлагаю погрузиться в мир тихой, мелодичной музыки, соприкоснуться с миром природы и увидеть на большом экране застывшее чудо.  Просмотр видеоролика и слушание Шопен «Весенний вальс».Слайд № 15. 

Детям музыкотерапия помогает обогатить знания об окружающем мире, привить любовь к музыке, научить слушать и понимать, как и о чём рассказывает музыка.

Слайд № 16.

Чтобы повысить внимание и заинтересованность детей на музыкальных занятиях, развить творческие способности, воображение и фантазию я использую в своей работе еще один метод арт – терапии – сказкотерапию. Это способ, при котором без нотаций можно помочь ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества. Сказка – это именно то общение, которое больше всего понятно ребенку. Проживая сюжет сказки, ребенок учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит телесное выражение эмоциям и чувствам. Ребёнок сбрасывает страхи, неуверенность в себе, агрессию. В сказкотерапии использую как уже готовые сказки (народные, авторские), так и сама пишу сценарии со сказочным сюжетом, с различными сказочными персонажами.

Слайд № 17.

                Сказочные персонажи могут быть положительные и отрицательные. Главное, чтобы пугающий персонаж стал вызывать чувства сожаления и желания оказать ему помощь и поддержку.

Слайд № 18.

Ощущая себя «опекающими», дети постепенно перестают бояться, так как в данном контексте – они сильнее, мудрее, милосерднее и добрее.  

Слайд № 19.  

Сказочные сюжеты присутствуют в большинстве праздников и развлечений.

Слайд №20.  

    Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных.

Слайд №21.  

 В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Слайд № 22.

В ходе занятий разучиваем короткие этюды сказочного содержания. Начиная с младшей группы осваиваем «гимнастику жестов» - специально подобранные игровые упражнения – этюды, в которых дети усваивают элементарный язык жестов – жест ласки, радости, злости, просьбы, испуга и др. Дети младшей группы обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др. Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др. Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные характерные движения.

 Слайд № 23 .

Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.

Слайд № 24 .

Инсценируем сказки в кукольном театре, это особенно полезно застенчивым детям, потому что, скрыв лицо за ширмой, говоря от лица куклы, он почувствует себя увереннее и свободнее. Используем, как готовые кукольные персонажи, так и самодельные куклы. Приобретя уверенность в себе, дети уже без опаски и страха выступают перед зрителями.

Слайд № 25.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр.

Слайд № 26.Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Слайд № 27. Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр.

Слайд № 28. Театр для детей – это, прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Слайд № 29.

Недаром дети любят сказки.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытания

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании

Благополучного конца.                В.Берестов.

Слайд № 30, 31.

Нам малышами вновь не стать,

Еще не найдено такое средство,

Когда б свободно мы могли летать.

И только сказка возвращает в детство.

Вновь спешите в никуда,

Возвращайтесь в ниоткуда.

Пусть идут, бегут года,

Неизменно верьте в чудо.

Литература:

1.  Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения,-Волгоград: Учитель, 2011.

2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми,- СПб.:Речь, 2008.

3. Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6.

4. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка.-СПб.:Речь, 2007.

5. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации.-Волгоград: Учитель, 2009.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997.

7. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок.- СПб.:Речь;М.:Сфера, 2008.

8. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001.

9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация методов игровой терапии в проектной деятельности

Одним из методов развития и  оздоровления детей,  основанном на искусстве и творче­ской деятельности, являетсяарт-терапия.Внастоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: иг...

Игровые методы и приёмы в музыкальной деятельности.

         Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального ...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

«Комплексное сочетание художественно - речевой, изобразительной и музыкальной деятельности при ознакомлении с художественной литературой в детском саду».

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, а также изобразительной и музыкальной деятельности в детском саду....

Оптимизация сочетания методов и приемов руководства игровой деятельности.

Сообщение. Оптимизация сочетания методов и приемов руководства игровой деятельности.Воспитатель МБДОУ №8 Полянка И.Г. 2017г.При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:• р...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...