Реализация методов игровой терапии в проектной деятельности
консультация по теме

Иванова Марина Владимировна

Одним из методов развития и  оздоровления детей,  основанном на искусстве и творче­ской деятельности, являетсяарт-терапия.Внастоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: игровую терапию, песочную терапию, сказкотерапию,  изотерапию (воз­действие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декора­тивно-прикладным искусством), цветотерапию, музыкотерапию(воз­действие через восприятие музыки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация методов игровой терапии в проектной деятельности»

                   

В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для развития ребёнка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры,  дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребёнку раскрепостить своё воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определённые навыки. Именно поэтому всё большее значение в развитии и оздоровлении дошкольника приобретает игровая терапия.Этометоды стимуляции эмоциональных, умственных и психомоторных способностей ребенка, применяемые в целях овладения ребенком собственным поведением и эмоциями.

Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад № 41 присмотра и оздоровления» на протяжении нескольких лет углубленно занимается оздоровительной работой с детьми. Педагоги изучили и освоили ряд оздоровительных технологий и методик, создаются и совершенствуются необходимые условия укрепления здоровья воспитанников.

Одним из методов развития и  оздоровления детей,  основанном на искусстве и творческой деятельности, являетсяарт-терапия.Внастоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: игровую терапию, песочную терапию, сказкотерапию,  изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством), цветотерапию, музыкотерапию(воздействие через восприятие музыки).

«Игра» и «терапия» - казалось бы, что связывает эти два слова? Игра - это: развлечения, отдых; терапия - напротив, лечение, нагрузка. И все-таки они объединены многолетней практикой применения, дающей во многих случаях очень хорошие результаты. По мнению психологов, специально подобранные игры - наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Кроме того, взрослый в игре с ребенком может открыть для себя совершенно незнакомый мир малыша, установить с ним более доверительные отношения и понять, в какой помощи он больше всего нуждается. Именно в игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальной жизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции и чувства. При помощи ролевой игры, ребенок может выразить те страхи, эмоциональные состояния, о которых не может рассказать.

Использованием приемов игровой терапии в работе с дошкольниками я занимаюсь несколько лет. Мой опыт работы обобщен в пособии «Игротерапия в работе с детьми», в котором подобраны игры для сохранения и укрепления здоровья детей, создания благоприятного микроклимата в детском коллективе.

В своей работе с детьми я использую проектный метод. Мною разработан и реализован  проект«Игровая терапия в оздоровлении детей».

Актуальность:

С помощью игротерапии снять внутренние напряжение, повышенную тревожность, смягчить чувство недоверия к миру, враждебности к окружающим.

Продолжительность проекта: в течение учебного года.

Проблема проекта: «Помочь подрастающему ребенку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь».

Цель проекта:помочь детям выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении жизненных ситуаций, отыгрываемых или моделируемых в игровом процессе.

Задачи проекта:

  1. Моделирование эмоционального состояния ребенка.
  2. Восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизацияотношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок -другие дети».
  3. Разрешение внутренних конфликтов.

Формирование:

- умения заботиться о своем эмоциональном состоянии;

-  умения отстаивать свою точку зрения.

Обогащение:

- игрового опыта детей.

Развитие:

- познавательной активности;

- игрового творчества детей;

- желания совершенствовать свои игровые возможности  для укрепления своего здоровья.

Воспитание:

-    привычки к здоровому образу жизни.

Участники проекта:

 Педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

В работе над проектом была использована научно-методическая литература:

  1. М.В. Киселева «Арт - терапия в работе с детьми».- Санкт-
    Петербург, 2006 г.
  2. А.С. Галанов  «Игры, которые лечат». - Москва , 2004 г.
  3. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»,
    (пособие для руководителей и практических работников ДОУ).- Москва, 2003 г.
  4. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ».  СоставительН.И. Крылова. Волгоград 2009 г.
  5. Журнал «Дошкольная педагогика». № 4 2008 у.г. «Игротера-
    пия с песком».
  6. Журнал «Дошкольное воспитание». № 5 2009 г. «Игровая те
    рапия».
  7. Журнал «Дошкольная педагогика». № 2 2009 г. «Игры в сухом
    бассейне для развития дыхания».

       Этапы работы:

1 этап:

Выявление проблемы.

Формирование цели, задач.

2 этап:

Выполнение проекта.

Практическая деятельность.

3 этап:

Итоги работы.

Презентация работы.

Для успешной реализации проекта создана материально – техническая база.

  1. Художественные материалы:карандаши, краски, фломастеры, клей,прозрачный скотч.
  2. Бумага разных размеров.
  3. Куклы, солдатики  и т.п.
  4. Мягкие игрушки.
  5. Кукольные дома с набором мебели и наборами фигурок, изображающих членов семьи (детей разных возрастных групп, папу, маму, бабушку, дедушку), звериную семью (например, медведей или зайцев).
  6. Игрушечные предметы быта (телефоны, посуда, кухонная плита, утюг  холодильник.
  7. Настольные игры.
  8. Конструктор различных видов.
  9. Тематические игровые наборы (доктор, парикмахер).
  10. Машинки, кораблики, паровозики.
  11. Музыкальные инструменты.
  12. Губка, полотенце, веревка, лоскутки.
  13. Разнообразные природные материалы (глина, песок, камушки, палочки, мох, кора и плоды деревьев).

Организация работы с детьми:

  1. Игры с песком: «Угадай, что спрятано в песке», «Во саду ли, во огороде»,«Детские секретики» и  др.
  2. Игры с куклами: «Дочки-матери», «Моя семья», игры – драматизации  и др.
  3. Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения: «Снеговик», «Буратино», «Преврати бумагу в снег» и др.
  4. Игры, направленные на тренировку памяти, внимания, торможения: «Быстрые ответы».
  5. Игры, направленные на коррекцию детских страхов: «Жмурки», «Прятки», «Пятнашки» и др.
  6. Игры, направленные на коррекцию агрессии: «Каратист», «Минута шалости», «Боксер», «Добрые и злые кошки» и др.

Играя с детьми, необходимо помнить, что все игры должны заканчиваться позитивно, нужно помочь ребенку успокоиться, перейти от возбужденного состояния к спокойному. Например,детям очень нравиться игра «Превратим бумагу в снег»,направленная на расслабление и снятие напряжения.

 Воспитатель: - Возьмите бумагу, разорвите ее на кусочки, сложите в центр круга. (Дети рвут бумагу).

Воспитатель: - Вот сколько раздражения и злости вышло из вас! Давайте произнесем волшебные слова и превратим бумагу в снег.

Дети: -Крибле, крабле, бум! (Дети рвут бумагу, прыгают на ней, бросают горстями в воздух).

Воспитатель: - Приехала снегоуборочная машина.(Дети убирают бумагу в корзину).

Воспитатель: - Как вы себя чувствуете?

Дети передают свое эмоциональное состояние:

-Мы стали добрые; злость ушла,  улучшилось настроение.

В своей работе я использую методы песочной терапии, которые помогают развивать творческие способности, улучшают эмоциональное стояние детей. В песочнице малыши начинают дружить со сверстниками, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно. Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Очень важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал (успокаивает и расслабляет), лепить из него всевозможные фигуры, здания, города (пробуждает, в первую очередь, фантазию, развивает мелкую моторику рук).С детьми находим зарытые сокровища и просто сочиняем сказки и рисуем на мокром песке, находим выход из любой проблемы, что способствует развитию речи детей.

Очень плодотворно и интереснопроходитвзаимодействие с детьми при помощи сказкотерапии. Задачей педагога в этих условиях становится максимальная разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, повышение уровня осознанности событий.

Основные приемы работы со сказкой, которые я используя в работе с детьми: анализ сказок; рассказывание сказок; переписывание сказок; постановку сказок; постановку сказок с помощью кукол; сочинение сказок;  рисование по мотивам сказок.С детьми сочиняем новые сказки, рассказываем их друг другу, рисуем по мотивам сказок, ведь в рисунке проявляются свободные ассоциации.

В рамках сказкотерапии я использую куклотерапию, которая помогает реально воплощать выражаемые образы. Задействованы различные варианты кукол: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневой театр и др. Детям очень нравится создавать кукол своими руками (совместно с родителями или воспитателями).

Изотерапия-терапия изобразительным творчеством. Рисование выступает как способ достижения своих творческих возможностей. Ребенок, рисуя, дает выход своим чувствам, переживаем.

Элементы цветотерапиияиспользую  как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности педагога с детьми. Для развития зрительного восприятия, формирования фиксации взора, концентрации внимания в группе используется «Аквалампа».

В группе мы играем в игры: «Волшебный цветок», «Цветные пятнышки», «Разноцветные стеклышки», «Радуга из ленточек», «Радужный зонт», «Разноцветные очки». Эти игры направлены на развитие мелкой моторики рук, на закрепление и знание цветов спектра. Дети, играя, учатся различать теплые и холодные цвета, развивают фантазию, мышление, воображение, память Игры снимают эмоциональное напряжение, помогают детям открыто выражать свои мысли и чувства. Например,  игра «Разноцветные очки»

Цель: закреплять у детей знания о теплых и холодных цветах, развивать фантазию, снятие эмоционального напряжения.

Материал: разноцветные очки (с желтыми, зелеными, синими, красными стеклышками).

Описание игры:(звучит спокойная музыка).

Педагог: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь изакройте глаза. Представьте себе, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и передает вам свое настроение. Откройте глаза. Оденьте очки. Теперь вы видите каждый свою радугу:

  • Красный цвет дает вам тепло и силу. Вы сановитесь сильнее, вам тепло и приятно.
  • Желтый цвет приносит радость. Солнышко тоже желтого цвета, лучики солнца вас гладят, и вы улыбаетесь.
  • Зеленый цвет это цвет травы, листьев. Вам хорошо и спокойно.
  • Голубой и синийцвета неба и воды. Голубой — мягкий и успокаивающий,
    освежающий, как вода в жару. Запоминайте ощущения, которые приносил вам каждый цвет радуги,
    пусть настроение у вас сегодня будет таким, же разноцветным, как радуга».

Сеансы игровой терапии сопровождает специально подобранная музыка. С помощью музыкотерапии дети успокаиваются, расслабляются, развиваются творческие и коммуникативные способности, формируются музыкальные навыки. В группе у нас есть музыкальный центр и уголок музыкальной терапии. В него входит картотека: звуки природы, детские песни, ритмичные и спокойные, сказки и т.д. Музыкотерапия используется в течение всего дня при проведении режимных моментов.

Организация работы с родителями

В дошкольном учреждении проводится работа с родителями по арт-терапии, ведь ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Родителям интересно узнать об арт-терапии, о ее влиянии на развитие и здоровье детей.

С целью повышения роли родителей в профилактической работе, привлечения к активному участию в оздоровлении своих детей проводится цикл консультаций: «Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста», «Знакомьтесь — игротерапия», «Что такое арт-терапия?», «Игры с песком», «Игра в системе оздоровления и воспитательной работы с детьми», «Игры которые нас лечат» и др.

Родители вместе с детьми собирают коллекции игрушек для песочной терапии, изготавливают кукол, декорации, костюмы. Дети показывают спектакли для родителей: «Колобок» (русская народная сказка), «Как собака друга искала» (мордовская сказка), «Теремок» (русская народная сказка) и др., организуют выставки детских рисунков, коллажей.

Наша работа по внедрению методов игровой терапии на этом не заканчивается. В перспективе мы планируем изготовить новые игры по арт-терапии, пополнить коллекции игрушек, изготовить новых кукол, пополнить фонотеку для проведения сеансов музыкотерапии.

Опыт работы показывает, что использование приемов игровой терапии в совместной деятельности с детьми очень эффективен. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, поэтому этот процесс для него так терапевтичен. Сеансы  игровой терапии дают возможность развивать у детей эстетические чувства, мышление, речь, творческие способности, формируют музыкальные навыки, улучшают эмоциональное состояние детей. Дети получают хороший заряд бодрости и уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция тревожности у дошкольников методом игровой терапии.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он м...

«Внедрение методов игровой терапии

В дошкольном возрасте очень важно развивать эмоциональную сферу ребенка, его доверие к миру, особенно когда ребенок попадает в новые, незнакомые условия, новый социум (детский сад), когда его пока окр...

Краткий обзор метода игровой терапии Тераплэй

В статье описываются основные принципы работы метода игровой терапии Тераплэй....

Коррекция уровня тревожности дошкольника методом игровой терапии

В современном обществе наблюдается большой процент детей с эмоциональными нарушениями, часто проявляющимися в тревожности. Работу, с тревожным состоянием, дошкольника, нужно начинать как можно раньше....