«Внедрение методов игровой терапии
консультация на тему

В дошкольном возрасте очень важно развивать эмоциональную сферу ребенка, его доверие к миру, особенно когда ребенок попадает в новые, незнакомые условия, новый социум (детский сад), когда его пока окружают еще «незнакомые люди». Методы арт – терапии безусловно помогают нам в работе с детьми, особенно в адаптационный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Сообщение на педсовете

«Внедрение методов игровой терапии

 в работе с дошкольниками и родителями воспитанников»

                                                        Подготовила:

                                                     воспитатель

                                                                                           Ларькина М.Н.

Саранск-2015 г.

Каждый ребенок - это личность, индивидуальность, которая имеет свои неповторимые особенности, заложенные природой. А наша с вами совместная задача – не затоптать способности детей, а раскрыть их, взрастить, помочь им реализоваться, естественным путем, направить развитие личности ребенка в гармоничное русло.

В дошкольном возрасте очень важно развивать эмоциональную сферу ребенка, его доверие к миру, особенно когда ребенок попадает в новые, незнакомые условия, новый социум (детский сад), когда его пока окружают еще «незнакомые люди».

Методы арт – терапии безусловно помогают нам в работе с детьми, особенно в адаптационный период.    

Арт-терапия (от английского “art – therapy”) – буквально означает «лечение искусством». Это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества.

Как вы думаете в чем преимущества методов арт – терапии в работе с детьми?

- Во-первых, они просты и эффективны.

- Сам процесс увлекает, захватывает ребенка.

- Методы арт – терапии снимают негативные психические реакции – неуверенность, страх, обиду, гнев, чувство одиночества, способствуют раскрытию неизведанных сторон психики и способностей ребенка, ребенок становится более открыт, коммуникабелен, легче проживается процесс адаптации и социализации, закрепляются положительные поведенческие реакции. Не осознавая, ребенок развивает двигательную активность, мелкую моторику, способность ориентироваться в пространстве, а также тренирует интеллектуальные навыки.Так какие же техники и методы включает в себя арт - терапия?  

Используемые техники арт – терапии в работе с детьми    

Рисование:

- Марание – неструктурированное изображение. Отпечатки различными предметами на бумаге.  (Игры: «Дружные цвета», «Солнечный день», «Следы невиданных зверей», «Путешествие».

Ритмичное движение рук, случайные мазки, размазывание и разбрызгивание краски. (Игры: «Лопнул пузырь», «Новогодний салют», «Падает снег».)

- Штриховка, каракули – это графика. С помощью карандашей и мелков. Ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены. (Упражнение «Помоги ежику найти яблочко».)

- Рисование пальцами, с применением пальчиковых красок. (Упражнение «Рисуем котику усы», «Нарисуем машине колеса», упражнение – игра «Добавь лошадке пятнышки» и т.д.)

Применяемые методы арт – терапии возможно сочетать с играми с водой, песком.

Игры с песком

  1. Пересыпание песка по стаканчикам, формочкам, где изучаем особенности, свойства, качества песка.
  2. Как песок становится мокрым. Игры «Вдруг полил дождик», «Посади цветок», «Поухаживай в огороде».
  3. Игры с песком «Следы зверей», «Печем пирожки», «Готовим куклам обед».

Игры с водой

  1. Игра «Тонет – не тонет». В тазике с водой поместить игрушки различные по весу, качествам, материалам. Отметить, почему некоторые игрушки тонут, а другие всплывают?
  2. Игра «Пузыри». Как вода заполняет бутылку, что такое пузыри и как они получаются при заполнении бутылки водой.
  3. Окрашивание воды (закрепление свойств воды, цветов), как вода превращается в лед.

Каждое игровое действие отдельного ребенка перерастает в групповую игру, включает опыт, эксперимент, закрепляется в поведении ребенка, его речи, мышлении, мотивации, в психике ребенка в полной мере создается гармоничное поле для развития всех способностей ребенка. В этом и есть основной смысл применения методов арт – терапии в развитии наших детей.

- Также в работе с детьми мы можем рисовать с помощью сыпучих продуктов (лист намазать клеем и сыпать – манку, цветной песок, мелкие крупы, кокосовую стружку и т.д.; материалы могут быть разнообразными). Применяя это метод, мы можем создать с детьми различные аппликации и поделки к праздникам, но как мы замечали ранее, здесь важен не сам продукт, а процесс его создания, те эмоции, чувства и радость, впечатления детей,  которые возникают в процессе творения.

Перечисленные выше техники арт – терапии мы используем во время непосредственно занятий с детьми, и на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду, располагая потребностями и желаниями детей.

В  группе должно быть в свободном доступе для детей лежат листы бумаги, раскраски, карандаши, краски – гуашь, кисточки, пластилин и все необходимое для лепки. Также есть необходимое оборудование для игр с водой и песком, опытной и экспериментальной деятельности. К ним ребенок также имеет безопасный и свободный доступ. Таким образом, ребенок в любое удобное для него время может использовать эти средства по назначению и своему желанию.

Подчеркнем, что важный момент в арт-терапии - положительные переживания объединяют детей. При проведении занятий, особенно во время занятий с песком проговаривайте свои ощущения и спрашивайте об ощущениях детей. Таким образом,  ребенок получает первый опыт рефлексии, что поможет ему быстрее научиться понимать себя и других. Мы развиваем его эмоциональную сферу воспитанников за счет новых ощущений и за счет проговаривания этих ощущений  т.е. уже в этом возрасте начинается работа по обогащению эмоционального словаря и закладывание базы позитивного эмоционального отношения к окружающему миру. Что в свою очередь является одним из важнейших условий успешной социализации.

Принципы, которым служит арт – терапия:

  1. Дать свободу (движения, выбора цвета);
  2. Мы должны спровоцировать спонтанную активность, а не пытаться научить определенным движениям;
  3. Перенести деятельность в другую плоскость. Важно создать условия для безграничности проявления фантазии и воображения ребенка.

 В совместном досуге важно помнить, что не важен продукт, который вы хотите получить (будь – то поделка, рисунок), важен сам процесс. Тогда это и будет арт – терапией.

 В дошкольном учреждении проводится работа с родителями по арт-терапии, ведь ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Родителям интересно узнать об арт-терапии, о ее влиянии на развитие и здоровье детей.

С целью повышения роли родителей в профилактической работе, привлечения к активному участию в оздоровлении своих детей проводится цикл консультаций:

«Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста», «Знакомьтесь — игротерапия», «Что такое арт-терапия?», «Игры с песком», «Игра в системе оздоровления и воспитательной работы с детьми», «Игры которые нас лечат» и др.

Родители вместе с детьми собирают коллекции игрушек для песочной терапии, изготавливают кукол, декорации, костюмы. Дети показывают спектакли для родителей: «Колобок» (русская народная сказка), «Как собака друга искала» (мордовская сказка), «Теремок» (русская народная сказка) и др., организуют выставки детских рисунков, коллажей.

Наша работа по внедрению методов игровой терапии на этом не заканчивается. В перспективе мы планируем изготовить новые игры по арт-терапии, пополнить коллекции игрушек, изготовить новых кукол, пополнить фонотеку для проведения сеансов музыкотерапии.

Опыт работы показывает, что использование приемов игровой терапии в совместной деятельности с детьми очень эффективен. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, поэтому этот процесс для него так терапевтичен. Сеансы  игровой терапии дают возможность развивать у детей эстетические чувства, мышление, речь, творческие способности, формируют музыкальные навыки, улучшают эмоциональное состояние детей. Дети получают хороший заряд бодрости и уверенности в себе.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция тревожности у дошкольников методом игровой терапии.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он м...

Реализация методов игровой терапии в проектной деятельности

Одним из методов развития и  оздоровления детей,  основанном на искусстве и творче­ской деятельности, являетсяарт-терапия.Внастоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: иг...

Краткий обзор метода игровой терапии Тераплэй

В статье описываются основные принципы работы метода игровой терапии Тераплэй....

Коррекция уровня тревожности дошкольника методом игровой терапии

В современном обществе наблюдается большой процент детей с эмоциональными нарушениями, часто проявляющимися в тревожности. Работу, с тревожным состоянием, дошкольника, нужно начинать как можно раньше....