Краткий обзор метода игровой терапии Тераплэй
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Магун Ася Владимировна

В статье описываются основные принципы работы метода игровой терапии Тераплэй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_magun_a.v.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Журнал «Альманах мировой науки» (Психологические науки)

Магун А.В.

Краткий обзор метода игровой терапии Тераплэй

 ГБДОУ детский сад № 159 присмотра и оздоровления,

Санкт-Петербург

Аннотация: В статье описываются основные принципы работы метода игровой терапии Тераплэй.

Ключевые слова: ребенок, Тераплэй, игровая терапия.

Принципы Тераплэй-метода базируются на теории привязанности и представлении о здоровом и созвучном взаимодействии между родителями и детьми – таком взаимодействии, которое приводит к надежной привязанности и психическому здоровью на всю жизнь. Цель состоит в усилении привязанности, улучшении саморегуляции, формировании доверительного и радостного контакта.

В фокусе терапии Тераплэй – как можно более точное воспроизведение того опыта, который составляет основную часть здоровых детско-родительских отношений. Безопасная привязанность – одно из условий развития ребенка. Привязанность главным образом складывается из обеспечения ребенку безопасного пространства, где возможно совершать открытия, и источника спокойствия и уверенности, когда он испытывает стресс. Но родители дают гораздо больше. Они мотивируют ребенка на действия. Они направляют, устанавливают ограничения и поддерживают в решении проблем. Помимо этого, они поддерживают состоятельность ребенка во внешнем мире. В результате усилий воссоздать то многообразие игровых ритуалов, которые являются неотъемлемой частью здоровых родительско-младенческих отношений, были выделены некоторые базовые принципы, которые стали основными понятиями Тераплэй.

1. В центре терапии – детско-родительские отношения. Родители активно участвуют в терапии, чтобы освоить новые способы взаимодействия с ребенком и применять их дома. Терапевт и родители сотрудничают, чтобы вовлечь ребенка в более здоровые отношения.

2. Чтобы обеспечить действительно исцеляющий опыт, терапия фокусируется на том, что прямо сейчас происходит между ребенком и родителями (или терапевтом) на сессии, не углубляясь в прошлое отношений.

3. Точно так же, как достаточно хороший родитель берет ребенка под свой контроль, чтобы быть уверенным в его безопасности и знать, что о нем хорошо заботятся и его эмоциональные потребности удовлетворены, Тераплэй-терапевт берет на себя ответственность за взаимодействие во время сессий и учит родителей делать то же самое.

4. Здоровый родитель использует свою способность настраиваться на эмоции ребенка и проявлять эмпатию, что удовлетворяет потребности ребенка и помогает ему совместно с родителем регулировать уровень возбуждения и стресса. Чтобы это делать, родитель должен уметь рефлексировать над своим опытом общения с ребенком. Тераплэй-терапевт полностью предается взаимодействию (и учит родителей делать то же самое), чтобы обеспечить совместную регуляцию, в которой нуждается ребенок.

5. Поскольку привязанность формируется в раннем возрасте, когда правое полушарие мозга доминирует и необходима совместная регуляция, работа по изменению отрицательных паттернов должна проводиться прямо, интерактивно и быть направлена на эмоции.

6. Подобно здоровому детскому опыту, Тераплэй активизирует все чувства. Терапевт и родители вовлекают ребенка в опыт близкого телесного взаимодействия.

7. Терапия предполагает интерактивную, физическую игру. Игра увлекает ребенка в отношения и вносит в его опыт элемент радостного возбуждения, которое играет важную роль в развитии интереса к жизни.

Литература

Бус Ф., Дженберг Э. Тераплэй: руководство по улучшению детско-родительских отношений через игру, основанную на привязанности / Пер. с англ. Гордеевой И., Межерицкой А., Рядновой К., Горностаевой Н. М.: Институт игровой психотерапии, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция тревожности у дошкольников методом игровой терапии.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он м...

Реализация методов игровой терапии в проектной деятельности

Одним из методов развития и  оздоровления детей,  основанном на искусстве и творче­ской деятельности, являетсяарт-терапия.Внастоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: иг...

«Внедрение методов игровой терапии

В дошкольном возрасте очень важно развивать эмоциональную сферу ребенка, его доверие к миру, особенно когда ребенок попадает в новые, незнакомые условия, новый социум (детский сад), когда его пока окр...

Коррекция уровня тревожности дошкольника методом игровой терапии

В современном обществе наблюдается большой процент детей с эмоциональными нарушениями, часто проявляющимися в тревожности. Работу, с тревожным состоянием, дошкольника, нужно начинать как можно раньше....