Использование модульного оригами в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Кучеренко Ольга Жоржевна

Краткая история появления искусства оригами и  советы по его обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 15 «МАЛЬВИНА»

Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413840 Саратовская область, г. Балаково, ул. Волжская, 45, тел. (8 8453) 62-12-62

Использование модульного оригами

в математическом развитии детей

старшего дошкольного возраста

Кучеренко Ольга  Жоржевна,

воспитатель первой

 квалификационной категории

2015 г.

  Положения о значимости моделирования из бумаги для эффективного и успешного математического развития ребенка не новы. Различные технологии, использующие оригами, включены в программы школ и дошкольных учреждений ряда европейских стран уже более десятилетия назад.

В апреле 1996 года в Санкт – Петербурге состоялась первая Всероссийская научная конференция преподавателей оригами, засвидетельствовавшая тот факт, что курсы оригами все активнее включаются в программы российских школ и дошкольных учреждений. В настоящее время в большинстве действующих программ для детского сада оригами позиционируется как одно из средств конструкторской деятельности, обладающее значимым потенциалом для развития когнитивной сферы старших дошкольников.

История возникновения оригами неразрывно связана с появлением технологии изготовления бумаги. Официальная дата появления бумаги в Китае – 105г. н.э. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги. Но в 7 веке н.э. странствующий буддийский монах Дан – Хо передал японцам секрет бумагоделания. Старинная ручная технология производства бумаги бережно сохраняется в Японии. Листы «ручной» бумаги «ваши», выдерживающие несколько тысяч изгибов, нередко используют вместо стекол в японских домах.

Оригами (японск. «ори» - сложить, «ками» - бумага) – складывание из   бумаги. Сходство звучания японских слов «бумага» и «бог» - «ками» породило мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. С 1185 г. владение оригами стало необходимым требованием японского дворцового этикета, признаком хорошего образования. Знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. С 1600 г. оригами из церемониального искусства стало превращаться в любимое хобби.

     Со второй половины 19 века европейцы получили возможность познакомиться с японскими оригами. До того искусством складывания в Европе занимались мало, за исключением Фридриха Фребеля, который одним из первых начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям правил геометрии.

     После Второй Мировой войны всемирно признанный японский мастер Акира Йошизава изобрел несложные условные знаки, благодаря чему процесс складывания любого изделия оригами оказалось возможным представить в виде серии рисунков – чертежей.  Наиболее часто используемые условные знаки оригами приведены в памятке (см. Памятка). Согласно наблюдениям, все знаки доступны детям 5 – 7 лет для оперирования в ходе группового и индивидуального моделирования на материале оригами.

      Моделирование на материале оригами – творческий процесс для воспитателя. Каждый раз педагог решает, каков будет игровой сюжет занятия, как вовлечь детей в моделирование, анализирует математический потенциал изделий, выбранных для моделирования.

Полезно придерживаться следующих технологических правил.

  • Начинайте моделирование с простейших фигур, вид которых не слишком абстрактен. Во время занятий актуализируйте имеющиеся у детей знания об окружающем мире, расширяйте их.
  • Демонстрируйте складывание с помощью большого квадрата, с одной стороны белого, с другой – цветного (яркого).
  • На первых занятиях демонстрируйте процесс складывания без схем, используя сказочный сюжет (логичный или парадоксальный).
  • Логика построения занятия: репродуктивное моделирование – самостоятельное моделирование – творческое моделирование.
  • Просите ребят складывать дома для папы и мамы те фигурки, которые они научились делать в саду.
  • После того как дети научились моделировать 5 – 6 фигурок, организуйте конкурс юных оригамистов  по двум номинациям: кто быстрее и кто качественнее смоделирует фигурку.

      Важная способность оригами, способствовавшая его быстрому распространению – неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги.

     Многолетняя работа с детьми старшего дошкольного возраста по использованию модульного оригами  показывает, что моделирование на основе базовых форм оригами способствует:

- концентрации внимания, так как заставляет сосредоточится на процессе изготовления фигуры, чтобы получить желаемый результат;

- развитию памяти, так как ребёнок запоминает последовательность сборки моделей приёмы и способы складывания, математическую терминологию;

- активизации мыслительных процессов, так как в процессе моделирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными обозначениями (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Практическое занятие: моделирование тюльпана на основе базовой формы «квадрат».

Литература

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М., 1997.
  2. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 2010 г., стр. 19
  3. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: современные подходы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических ...

Использование информационно- коммуникативных технологий в логико- математическом развитии детей дошкольного возраста

Информационно - коммуникативные технологии  в повседневной жизни людей стали частью культуры и необходимой нормой. Использование информационно-компьютерных  технологий в детском саду  д...

Консультация для родителей «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста (палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша)

Из консультации родители узнают, как интересно, в игровой форме можно развивать математические способности у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...

Использование моделирования в математическом развитии детей дошкольного возраста

Введение в практику дошкольного образовательного учреждения различных форм и методов математического развития детей требует современный подход к дошкольному образованию. Одним из приоритетных методов ...

Использование традиционных и нетрадиционных форм обучения в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Формирование элементарных математических представлений у  детей будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий: - компетентности педагогов и родителей в области математиче...

Консультация для педагогов «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Использование нестандартных средствматематического развитиядетей дошкольного возраста»...