Программа "Здравствуй группа"
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Лейман Оксана Николаевна

Наша программа поможет установить контакт педагога с малышами, весело и познавательно организовать игровое пространство в группе, создать доверительные и теплые отношения между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmma_zdravstvuy_gruppa.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗДРАВСТВУЙ, ГРУППА!»

1.Актуальность вопроса.

В настоящее время широко используются проблемы адаптации ребенка к детскому саду. Приспособление малыша к новым условиям – процесс сложный, охватывающий многие стороны его жизнедеятельности. И в этот ответственный период очень важно как воспитатель взаимодействует с ребенком, как организует взаимодействие детей друг с другом.

Наша программа поможет установить контакт педагога с малышами, весело и познавательно организовать игровое пространство в группе, создать доверительные и теплые отношения между детьми.

ЦЕЛИ программы:

  • Помочь детям адаптироваться к условиям ДОУ
  • Способствовать эмоциональному и познавательному развитию детей.

       ЗАДАЧИ:

  • Создать условия для самовыражения детей
  • Формировать позитивное отношение каждого ребенка к себе
  • Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми

Количество встреч-7.

Частота проведения встреч-    1-2 раза в неделю.

Количество детей в группе-   6-8.

Продолжительность одной встречи-  15-20 минут.

    Все встречи желательно провести в течение одного месяца, лучше в октябре-ноябре,  когда основная часть детей группы детского сада уже адаптирована к ДОУ.

Структура встречи:

Условно каждая встреча состоит из трех частей, каждую из которых возможно использовать как самостоятельную.

      Первая часть включает ритуал приветствия  в форме игр,  пестушек, потешек.

       Вторая часть- «действо»; включает игровое взаимодействие детей и взрослого.

      Третья часть-ритуал прощания.

       Занятия проводит психолог с участием одного и того же педагога, работающего на группе.

       Выделенные жирным шрифтом игры являются авторскими.

       Каждая встреча программы насыщена играми, стишками, прибаутками, песенками. Известно, что ритмичных характер игр способствует восстановлению психического равновесия детей, так необходимого в период адаптации. Кроме того, в используемых играх и упражнениях много тактильного взаимодействия, развивающего чувство принадлежности к группе, транслирующего доверие и признание.

      Во время встреч дети рассаживаются на ковре в круг. Круг создает ощущение целостности и завершенности. Общение в круге дает возможность открытых контактов, способствующих развитию коммуникативных навыков.

2.Необходимыые материалы.

№ встречи

Материалы

1

Клубок ярких шерстяных ниток.

2

Круг из желтого или красного картона диаметром 20-25 см, свеча в подсвечнике, разноцветные шнурочки длиной 40-50 см.

3

Корзинка с фантиками, катушка ниток, одна «бабочка» из фантика.

4

Корзинка с листочками, вырезанными из цветной бумаги; чистые листы писчей бумаги по количеству участников группы.

5

Перо птицы, мягкая игрушка-брелок «утенок».

6

Чистый лист писчей бумаги, пластмассовый таз, кувшин с теплой водой, полотенце, зонт.

7

Два колокольчика: большой и маленький; подарок каждому ребенку – сердечко из красного картона на цветной тесьме.

3.Содержание программы

Встреча первая.

  • Приветствие «Здравствуйте, все!»

Ведущий обращается к детям: Дети я предлагаю вам сесть в круг и взяться за руки. Давайте с вами поздороваемся вот так:

                                      Здравствуйте, все!

                                      Здравствуйте, все!

                                      Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, все!

Все участники группы поднимают и опускают руки в такт слов. Далее ведущий предлагает детям прохлопать ритм этого трехстишия в ладоши.

  • «Гимн утру»

Ведущий читает стих:

                                     День наступает, природа оживает.

                                     Солнышко встает, нам тепло дает.

                                     Мы собираемся, в  путь-дорогу отправляемся.

                                     Друг на друга поглядим,

                                     Обо всех поговорим:

                                        Кто у нас хороший?

                                        Кто у нас пригожий?

        Дети поочередно по кругу произносят имя каждого ребенка (Ванечка хороший, Ванечка пригожий и т.д.)

  • «Клубочек»

      Ведущий предлагает детям встать. У меня есть вот такой клубочек-дружочек.

     Давайте, он нас подружит! Мы будем передавать его по кругу, оставляя в руке ниточку. Клубочек, обойдя каждого, остается в руке ведущего, который замыкает круг.

     А сейчас давайте походим по кругу, не выпуская ниточку из рук. Какие мы дружные, никого не потеряли!

      Ведущий размыкает круг. Посмотрите, у нас получился паровозик!

  • «Паровозик»

Поехали!!!

       Загудел паровоз

       И вагончики повез:

       «Чах-чах, у-чу-чу

        Далеко вас укачу!»

Давайте все вместе скажем!

  • «Тропинка»

А теперь положите ниточку на пол! Мы пойдем по ниточке друг за другом.

Ведущий говорит слова:

             Наши ножки не спешат,

             Ножки идут по ниточке,

             По ниточке, по тропиночке,

             Ножки шли, шли, шли

             И в гости к Сороке пришли!

  • «Сорока-белобока» (пальчиковая игра)

             Дети садятся в круг.

                 Сорока- белобока

                 Кашу варила

                 На порог скакала,

                 Гостей созывала.

                 Гости за стол,

                 Она кашу на стол.

(Поочередно  загибая пальчики, начиная с большого)

                 Этому дала,

                 Этому дала,

                 Этому дала,

                 Этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Нет тебе ничего!

Как воды наносишь,

Дров нарубишь,

Дам тебе кашки

Полную плошку.(Игру можно повторить 2-3 раза)

  • Прощание. «Мы сегодня поиграли…»

Дети стоя берутся за руки и повторяют хором:

                 Мы сегодня поиграли (хлопают в ладоши)

                 И нисколько не устали, (повороты головой вправо-влево)

                 А теперь пришла пора

Нам сказать: «Пока, пока!» (имитация жеста «пока» обеими руками)

Встреча вторая.

  • Приветствие «Здравствуйте, все!»

А теперь давайте поздороваемся хором с каждым участником группы!

«Здорово, здорово, что Алеша с нами!»

А теперь дальше по кругу!

  • «Солнышко»

Дети сидят в кругу.

Давайте возьмемся за руки. Получился кружок. На что он похож? /Солнышко/.

Давайте покличем солнышко!

              Солнышко-колоколнышко,

Красное, покажись!

Ясное, выкатись! (2-3 раза)

На середину круга выкладывается желтый или красный круг из картона.

Посмотрите, какое выкатилось солнышко!

А вот у меня в руке лучики (тесьма или шнурочки ярких цветов). Возьмите каждый по лучику и положите  свой лучик к солнышку.

               Этот лучик от Васи,

               Этот от … и т.д.

Засияло наше солнышко!

На круг становится свеча и зажигается.

                Раз, два, три, солнышко, гори! (2-3 раза)

        Гори, гори ясно, чтобы не погасло (руки вверх)

   Глянь на небо – птички летят (потрясти кистями рук)

    Колокольчики звенят:

   Динь, динь, дон!

 Динь, динь, дон! (похлопать в ладоши над головой).

(Повтор. 2-3 раза)

  • Ведущий

     Закатилось солнышко

За темные леса

Наши пташки приумолкли,

Все расселись по местам,

По ракитовым кустам (руки опустились, положить на колени)

Давайте задуем свечу!

Наберем воздуха через нос, а выдохнем ртом! И … раз!

А теперь смотаем шнурочки-лучики!

Прощание «Мы сегодня поиграли…»

Встреча третья.

  • Приветствие «Здравствуйте, все!»

А теперь давайте споем о каждом по кругу:

           Кто у нас хороший?!

           Кто у нас пригожий?!

           Васенька хоро-о-ший!

           Васенька приго-о-жий!

Пестушка поется хором, всеми детьми

  • «Гусеница». Пальчиковая  игра.

1.Этот странный дом без окон  (руки над головой, кисти в замок)

2.У людей зовется кокон (обнять свое тело)

3.Свив на ветке этот дом (круговые движения указательными пальцами)

4.Дремлет гусеница в нем (соединить указательный и большой пальцы рук)

5.Спит без просыпа всю зиму (сложить ладони рук друг к другу и прижать к щеке)

6.Но зима промчалась мимо (махи кистями рук вверх – вниз)

7.Март, апрель, капель, весна (поочередно загибать пальцы обеих рук, начиная с мизинца)

8.Просыпайся соня-Сонюшка (руки вверх, потягивание)

9.Под весенним, ярким солнышком (махи рук через стороны вверх, вниз)

10.Гусенице не до сна. Стала бабочкой она  (Имитация движений полета руками)

Игру повторить.

Посмотрите, какая у меня есть бабочка!

Ведущий показывает детям фантик, перетянутый ниткой.

Хотите такую?

  • «Бабочки»

Вместе с детьми из фантиков сделать бабочек. У каждого ребенка в руке своя бабочка.

Давайте подуем на бабочек! Полетели наши бабочки!

                   Наша бабочка летит (дети с бабочками бегут по кругу)

                   Кружится, кружится (дети кружатся по комнате)

                   Наша бабочка летит

                   На цветочке посидит (дети садятся на корточки)

                   Кружатся, кружатся (продолжают кружиться)  

                   На цветочке посидит (дети садятся на корточки)

                   Бабочка устала – кружиться перестала. Повторить игру 2-3 раза.

  • Прощание «Мы сегодня поиграли»

Встреча четвертая.

  • Приветствие «Здравствуйте, все!»
  • «Гимн утру» (см.встречу1)

  • «Листопад»

Сейчас мы поиграем.

Вы закроете глазки и откроите их тогда, когда я прикоснусь к вам этим листочком (листья деревьев, вырезанные из цветной бумаги). Едущий прикасается листочком к каждому ребенку. Когда ребенок открывает глаза, ему дается лист в руку и предлагается встать.

Подул ветер-ветерок и полетели наши листочки!

               Дует, дует ветер!

Дует, задувает! (дети дуют на листочки)

Желтые листочки с дерева срывает (махи руками)

И летят листочки,

Кружат по дорожке (дети бегут по кругу)

Падают листочки

Прямо вам под ножки (дети поднимают руки с листочками и отпускают их), Игра повторяется 2-3 раза…

 .  «Звуки осени»

Дети садятся в круг.

А сейчас мы послушаем звуки осени: шум ветра, шелест листьев.

Закройте глазки! Слушайте!

Ведущий держит лист бумаги за уголок и трясет им то быстро то медленно, имитируя звук ветра сжимая

Затем лист бумаги сжимается ладонями и трется. Этот звук, имитирующий шелест листьев (1-2 мин).

А теперь откройте глазки!

. «Голос грусти»

 А если бы у вашей грусти был голос, как бы он мог звучать.

Давайте попробуй! Каждый ребенок озвучивает чувство.

Обратить внимание на интонирование (тихая грусть, печаль, горе).

. «Образ грусти»

Ведущий обращает внимание детей на похожесть в выражении лица (мимика, поза и т.д.).

 Как отзывается грусть в теле? Что происходит с ним? («голова ниже плеч», «буйну голову повесил» и т.д.)

.   «Цвет грусти»

Ведущий предлагает детям  выбрать платочки цвета грусти.

Звучит грустная музыка (фон). Дети могут подвигаться под  музыку.

Затем, им предлагается нарисовать красками.

Свои работы дети выкладывают в круг, рассматривают , делятся своими ощущениями.

. Прощание « Доброе животное» 

                              Встреча № 4 « Злость»

Цели:

-познакомить детей с чувством злости

-отработать некоторые способы отреагирования гнева;

Материалы:

-сказки К.И. Чуковского « Мойдодыр»;

-воздушный шарик:

«бо-бо» газеты, пустые коробки;

-восковые мелки (уголь);

Ватман разного формата;

Ход занятия:

. Приветствие.

Дети делятся на пары и контактируют ладошками (ладошки встречаются, приветствуют друг друга, танцуют, борются, прощаются ).

.  Ведущий рассказывает отрывок из «Мойдодыра»  К.Чуковского ( встреча крокодила и грязного мальчика).

Вопрос к беседе:

Какие чувства испытывают герои?

Как они выражают свои чувства?

Детям предлагается, изобразить героев сценки. ( Вместе или по желанию в парах).

. « Я злюсь, когда…»

 Крокодила разозлил вид неопрятного, грязного мальчика, а что заставляет злиться  вас? Детям предлагается вспомнить те ситуации, когда приходилось злиться. Ребята делятся своим опытом переживания гнева.

. «Рассерженный шарик»

Ведущий просит детей вернуться в ситуации, вызывающие у них раздражение, злость, гнев. Задает вопросы:

А как начинает зарождаться ваша злость?

В каком, вместе вашего тела?

Посмотрите, как это происходит с шариками. Воздух – это злость, шарик- наше тело. Ведущий медленно надувает шарик, комментируя, как  шарик «наполняется» раздражением, злостью, гневом, от которого шарик может  лопнуть ( «лопнуть от злости»).

Вопросы детям:

Хочется ли играть с надутым шариком? Не страшно? Что может произойти?

А хочется ли общаться с человеком, которого переполняет гнев?

Что может произойти?

Ведущий медленно начинает выпускать воздух из шарика.

А как люди могут « выпускать» свою злость?

.«Выпустим свою злость»

Дети предлагают свои способы отреагирования  гнева, ведущий предлагает новые способы. (Дышать, вскрикнуть, мять бумагу, потопать , похлопать, побить подушки, разбить башню из коробок, нарисовать злость и тд.)

Детям предлагается любой способ попробовать.    

.«Линии злости»

Дети рисуют злые линии, Выкладывают работы  в круг, делятся впечатлениями.

. Прощание « Доброе животное».

                               Встреча № 5 « Злость»

    Цель:

- продолжить знакомить детей с чувством злости:

Материалы:

-лист бумаги для рисования разной формы:

-гуашь, кисти.

Ход занятия:

. Приветствия. « Я рад тебя видеть!»

 Дети, поворачиваясь друг к другу лицом ( по кругу) произносят слова приветствия.

. Ведущий спрашивает детей о каком чувстве они говорили на прошлой встрече.

 Предлагает детям позлиться, как:

- крокодил из « Мойдодыра»,

-осенняя тучка,

-разъяренный лев,

-рассерженная мама.

.«Скульптор»

Дети делятся на пары (см.занятие №2). Им предлагается слепить скульптуру гнева.

.  «Эволюция гнева» (Раздражение, злость, гнев, ярость).

Ведущий спрашивает у детей, помнят ли они, как злость рождается и развивается в теле? («Рассерженный шарик, см. занятие № 4).

Детям предлагается (по кругу) озвучить злость. Один начинает, а остальные по очереди присоединяются.

. «Краски гнева».

Ведущий спрашивает, какими красками каждый раскрасил бы свою злость. Дети высказываются, затем рисуют  свой гнев. Работы выкладываются в круг, дети делятся свои впечатлениями.

.Прощание «Доброе животное».

                                   Список  литературы

  1. «Дошкольное воспитание, № 3, 2000 г.
  2. Ермолаев М.В., Миланович Л.Т.  Методы работы с детьми дошкольного возраста- М. Институт практической психологии 1996г.
  3. Коломинский  Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция  психологического развития дошкольников Минск 1997 г.
  4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособия для практических работников дошкольных учреждений. М.АРКТИ 1999г.
  5. Кэдьюсон Х. Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии- СПб, Питер 2000г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...