Организация совместных занятий детей с ЗПР и их родителей, как условие повышения эффективности коррекционной работы в ДОУ
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Павлова Ольга Михайловна


Данная консультация поможет при работе с семьей учителя=дефектологам и учителям-логопедам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_vzaimodeystviyu_s_semey.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместных занятий детей с ЗПР и их родителей, как    условие повышения эффективности коррекционной работы в ДОУ

Как часто родители говорят своим детям: “Подожди, сейчас освобожусь”, “Поиграй пока один”, “Я занят” и т. д. Сколько времени проводят родители, играя со своим ребенком?  Опыт показывает, что родители очень мало уделяют времени для того, чтобы поиграть со своим ребенком, часто отправляют его играть с братиком, сестренкой, или одного.  А ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, именно в игре ребенок развивается, учится общаться.  Получается, что ребенок остается один среди своих игрушек, не имея возможности общаться. Об этом же свидетельствует и частая фраза родителей: “У тебя столько игрушек,  книжек а ты ни во что не хочешь играть!”

Еще труднее приходится ребенку с диагнозом «задержка психического развития», при которой отмечается замедленный темп психического развития, личностная незрелость,  нарушения познавательной деятельности,

Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Имеющиеся в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и отдельных частей речи.

Большое влияние   на формирование полноценной личности ребенка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения и воспитания, особенно в семьях, имеющих детей с проблемами в развитии.

Пять лет назад  у нас с логопедом возникла идея проведения совместных индивидуальных занятий  логопеда и дефектолога с родителями и их детьми.  На этих занятиях мы обучаем родителей способам и формам  совместной деятельности с ребенком.

Их главная цель – создание оптимальных  условий взаимодействия детей с ЗПР и родителей с целью организации грамотного семейного воспитания и коррекционно-развивающего воздействия в условиях семьи ( на слайде).

Ведь это – хорошая возможность лучше понять друг друга, стать ближе, наладить эмоциональный контакт и наконец, увидеть, на что способен твой ребенок, посмотреть на других детей и просто стать единой командой.

Что же такое совместное занятие? На первый взгляд – то же самое, что и открытое занятие, но это не так! На совместном занятии нет посторонних, нет зрителей – и дети и родители являются активными участниками. Они вместе выполняют предложенные задания. И в такой момент не понятно даже, кто больше переживает: ребенок или родитель!

Структура занятий включает в себя:

1. Организационный момент и объявление темы занятия, которая  может соответствовать тематическому планированию  работы в группе .

2.Развитие познавательной активности

 3. Развитие связной речи. 

4. Формирование фонематического слуха.

7. Активизация памяти и внимания, мышления

8. Обогащение пассивного и расширение активного словаря.

9. Формирование грамматического строя речи.

10. Подведение итогов, домашнее задание. (на слайде)

Продолжительность занятия – 25-30 минут в зависимости от возрастной группы.

Практика показала, что на первые совместные занятия родители идут с тревогой. Некоторые родители решили, что раз присутствуют  на занятии, значит, они и должны выполнять задания, не давая возможности высказаться своему ребенку. Или наоборот не обращали особого внимания на старания своего ребенка , могли вообще не прийти на занятие и вместо родителя с ребенком садился заниматься педагог, работающий на группе.

Таким образом, на первых порах много времени уходило на разъяснение ролей участников – детей и родителей, организацию их взаимодействия. Но постепенно контакт между детьми и их родными становился все крепче.

Очень часто после занятия родители говорили о том, что даже не представляли, в какие игры играют их дети, как проводятся занятия у логопеда. И только после того, как родитель сам “прочувствовал” игровую, обучающую ситуацию, он начинает задумываться о том, как важно на самом деле играть со своим ребенком. Уходят родители и дети с занятий в приподнятом настроении, с воодушевлением.

 И как показывает практика, результаты есть - и они хорошие. Родители с нетерпением ждут занятий, у них меньше возникает проблем с выполнением  домашнего задания.  Они видят, на что способен их ребенок. Некоторые из родителей по-другому посмотрели на детей. Изменился психологический климат в группе. Где как не на совместном занятии ребенок сможет «загадать желание у цветика-семицветика»,  «сходить в лес погулять» и т. д.  Родители становятся активными участниками коррекционно-развивающей работы, а это - большой плюс в работе. Несмотря на трудности (отсутствуют конспекты занятий,  занятость родителей, отчасти их ответственность ) мы  продолжаем начатую работу. Именно совместные занятия являются основой повышения качества образования  в группе для детей с ЗПР, так как никто так не заинтересован в успехе ребенка как его родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)

Своим проектом нам хотелось бы вовлечь все эти категории педагогов в коррекционно-развивающую работу. И для того, чтобы работа была более успешной, мы решили скоординировать свои действия ...

Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.

Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...

Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)

Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не ...

Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»

В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...

Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"

Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"...

Проект " Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми

Необходимость проведения логопедического проекта  определяется  реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании кор...

Логопедический проект "Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями,как результат эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ"

Актуальность проекта заключается в необходимости участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и подбор эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному ...