Педагогический проект "Игры с песком"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Ида Юденко

Проект рассчитан на развитие познавательной сферы у детей средней группы детского сада. В ходе проекта решается ещё одна важная задача - развитие речи слабослышащих воспитанников путём развития мелкой моторики и активизации словаря через игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom_avtosohranennyy.docx67.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК» «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»

Педагогический проект «Игры с песком»

средняя группа слабослышащих детей

                                                        Воспитатель: Коновалик И.Ю.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    


Проект «Игры с песком»

По виду деятельности проект носит комплексный характер  – включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность.

По продолжительности – долгосрочный, 1 год.

По периодичности – 3  раза в месяц (27  игр).

Участники проекта – воспитатель, дети разновозрастной группы компенсирующей направленности (слабослышащие), родители.

Актуальность

Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта. Внешне простые действия – выливание в песочницу воды, перемешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовив почву для конструктивного взаимодействия. Развитие мелкой моторики влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формирование произвольного внимания и памяти.  С развитием тактильно – мнемической чувствительности и мелкой моторики ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их. Таким образом, игры с песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, так как помогают создать радостное настроение, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом, формируется эмпатия — способность понимать ближнего и сопереживать ему.  Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. 

Пояснительная записка

Как было сказано ранее, проект осуществляется в рамках группы слабослышащих детей.

Стойкие поражения слуха, приводящие к нарушению развития речи и всей познавательной деятельности ребёнка, достаточно распространены. Можно выделить четыре уровня состояния слуха.

Первый уровень – слух в пределах возрастной нормы. Дети с нормальным слухом реагируют на весь набор неречевых звучаний на расстоянии 3 – 5 метров. Расстояние, с которого тот или иной ребёнок воспринимает все стимулы, постоянно и зависит от его возраста: чем он младше, тем с более близкого расстояния должен быть подан сигнал.

Второй уровень состояния слуха – тугоухость. При тугоухости ребёнок также реагирует на все предъявляемые стимулы, но расстояние, с которого отмечаются реакции, нестабильно, оно изменяется в пределах 0,5 – 5 метров. При этом на максимальных расстояниях воспринимаются звучания с наиболее выраженными низкими частотами. Дети способны локализовать источники звука, но лишь в тех случаях, когда стимул воспринимается на расстоянии не менее 1 метра.

Третий уровень состояния слуха – значительная тугоухость. При значительной тугоухости ребёнок воспринимает, как правило, неполный набор предъявляемых неречевых стимулов. Сокращение их числа происходит за счёт звучаний, имеющих наиболее выраженные высокие частоты. Расстояние, с которого ребёнок реагирует на разные звучания, нестабильно и колеблется от 0,1 – 0,3 метров при восприятии высокочастотных стимулов до 2,5 – 5 метров при восприятии средне – и низкочастотных.

Четвёртый уровень состояния слуха – глухота. Глухой ребёнок реагирует лишь на резко ограниченное количество звучаний (в основном на низкочастотные звуки – барабан). Некоторые глухие дети вообще не реагируют на предъявляемые слуховые стимулы.  Звучание голоса глухие дети не воспринимают.

Коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми предполагает создание условий для полноценного общения ребёнка со взрослым. При этом необходимо соблюдать общие требования к воспитанию и общению детей среднего возраста. У неслышащего ребёнка должны быть такие же, как и у слышащего, возможности для физического и психического развития.  Кроме этого, он нуждается в специальной коррекционной работе по развитию у него слуховой функции и устной речи.

Особое внимание уделяется развитию речи. Как известно, устная речь выступает в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово служит одновременно носителем языка и важнейшим инструментом мышления. В то же время развитие именно этой психической функции в наибольшей мере страдает при нарушении слуха. Всем известно, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Игры с песком – это один из способов развития моторики и, следовательно, речи.

Мои наблюдения показали, что дети, посещающие группу, неактивно используют имеющийся словарь слов. У некоторых из них он достаточно скуден. Дети чаще используют жесты и мимику, чем речь. С другой стороны был замечен интерес детей к играм с песком – это игры в песочнице на участке, игры с песком в группе. Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Посредством игры развиваются коммуникативные навыки у детей. Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни.

В результате данного проекта  предполагаю сформировать исследовательский и познавательный интерес детей средней группы,  положительную эмоциональную среду в детском коллективе, а также разнообразить и активизировать словарь слабослышащих детей.  

Цель проекта:

- разработка и апробация комплекса игр - занятий с песком для работы со слабослышащими воспитанниками.

Задачи проекта:

Общеразвивающие:

- развитие детского познания, навыков экспериментирования;

- формирование устойчивого мотива к активной совместной деятельности;

- стимулирование самостоятельности и проявления навыков самоуправления в совместной деятельности,

- развитие зрительно – слуховых связей, мелкой моторики рук, координации движений;

- развитие фантазии, творческих способностей;

- развитие  эмоциональной сферы;

- формирование и развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков;

- расширение опыта ориентировки в окружающем, обогащение детей разнообразными сенсорными впечатлениями;

- формирование у детей навыков игровых действий при игре с песком.

Обучающие:

- развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром;

- обучение навыкам работы с сухим, влажным и кинетическим песком,

- умение исследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);

- умение находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы;

- умение сооружать элементарные постройки;

- умение детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони и др.

       Воспитательные:

- воспитывать умение играть сообща в дружеской атмосфере;

- воспитывать желание помочь сверстнику в затруднительной ситуации или при решении сложной задачи;

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Дети должны

  • Познакомиться со свойствами сухого и влажного песка;
  • Научиться выполнять различного вида постройки и объекты из сухого, влажного и кинетического песка;
  • Познакомиться с различными играми с использованием песка;
  • В ходе игры пополнить словарный запас новыми словами.

Рекомендуемые материалы для игры с песком:

- водонепроницаемый ящик 50*70*8 см или пластмассовый таз;

- чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок занимает 1\3 ёмкости.

- вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;

- небольшие ёмкости (мерные стаканчики, мисочки, лейка);

- инструменты (формочки, лопатки, совки, мелкие игрушки и др.);

- природный материал (камешки, шишки, сухие веточки и цветы, ракушки, мох и др.).

- тематические игрушки (животные, транспорт, посудка и т.п.)

   Методы  и приемы

  • Исследовательско - практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки), элементы экспериментирования, наблюдения;
  • Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);
  • Словесные методы–беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки,  прибаутки)
  • Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование) 

Этапы проведения проекта

1. Подготовительный (мотивационный, информационно – накопительный).

Подготовка к работе педагогов:

  • Анализ методической литературы;
  • Подготовка материалов и игрушек для проведения игр;
  • Подборка иллюстраций, стихов и рассказов;
  • Разработка перспективно – тематического плана работы с детьми.

2. Основной этап проекта – реализация проекта.

Содержание деятельности детей:

- знакомство с песком;

- наблюдение за сухим и влажным песком;

- проведение элементарных опытов с сухим и влажным песком;

- игровая деятельность:

Примерный список игр:

  • Пересыпание сухого песка,
  • Оставляем следы,
  • Рисование пальчиком,
  • Рисование ладошкой,
  • Рисование палочкой,
  • Копание ямок,
  • Насыпание кучек,
  • Рытьё «пещер»,
  • Строительство замков,
  • Лепка башенки,
  • Зарывание предметов,
  • Игры в машинки (в песке роются «гаражи» и проводятся дороги),
  • Игры в магазин,
  • Лепка с использованием разнообразных формочек,
  • Дождик пошёл (стряхивание на сухой песок капель воды с мокрых рук или поливка сухого песка из лейки),
  • Закапывание руки,
  • Строительство города, леса (можно использовать камешки, веточки, цветочки).

Разнообразие свойств песка:

  • Игры с сухим песком,
  • Игры с влажным песком,
  • Игры с цветным песком,
  • Игры с «живым» (кинетическим)  песком.

Содержание деятельности воспитателя:

  • - подготовка материалов для игр и опытов с песком;
  • - подбор иллюстраций для проведения опытов и игр;
  • - папка – передвижка « Организация игр с песком»;
  • - проведение опытов;
  • - создание картотеки игр с песком;
  • - создание презентации «Игры с песком для детей младшего дошкольного возраста».

Содержание деятельности родителей:

  • - совместное с детьми рисование на темы « Кто – кто в песочке живёт?» и «Игрушка для песочницы»;
  • - мотивирование родителей на совместную с детьми игровую деятельность в песочнице во время прогулок;
  • -  изготовление пособий для игр, приобретение формочек, игрушек;
  • - инсценировка сказки «Репка»
  • - участие в фотовыставке и оформление фотоальбома «Моя любимая песочница»

3. Заключительный этап для педагогов.

  • - оформление презентации, оформление выставки рисунков, представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.

ПЛАН РАБОТЫ

Неделя

Название игры

Цель и задачи

Примечания

Сентябрь

1 игра

«Сыпем, сыпем»

Формировать знания о свойствах сухого песка. Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони).

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности

Сухой песок

         

      2 игра

«Пересыпание»

Учить пересыпать сухой песок из одной ёмкости в другую;        

Сухой песок, влажный песок, две прозрачные ёмкости

3 игра

«Отпечатки наших рук»

Формировать знания детей о свойствах влажного песка – сохранять форму предмета.

Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.

Влажный песок, кинетический песок

Октябрь

4 игра

  «Рисуем пальчиком»

Учить детей рисовать пальчиком круг или другую простую геометрическую форму.

Сухой, влажный, кинетический песок

5 игра

«Следы»

Группировать пальцы по два, три, четыре, пять. Сравнить следы, оставленные пальчиками на песке со следами животных.

Центр «Песок» в группе, картинки со следами животных

6 игра

           

«Стройка»

Учить детей с помощью совков насыпать песок в кузов машинки, «везти» песок на «стройку», высыпать и сооружать разнообразные постройки

Песочница на участке, машины, совки

Ноябрь

7 игра

«Змейки»

Скользить ребром ладони по песку, выполняя зигзагообразные и круговые движения ( как санки, змейки и т.п.)

Центр «Песок» в группе

       

     8 игра

«Норки для мышат»

Учить копать норки или ямки во влажном песке

Центр «Песок» в группе, игрушечная мышь

9 игра

«Найди игрушку»

Учить искать зарытую в сухой песок игрушку способом раскапывания

Центр «Песок» в группе или песочница на участке, мелкие игрушки

   

Декабрь

10 игра

«Пирожки для Маши»

Учить детей набирать песок совком, наполнять форму.

Развивать  общую и мелкую моторику.

        

Центр «Песок» в группе или песочница на участке, совки, формочки

         11 игра

«Гаражики для машинок»

Учить детей с помощью совка рыть в сыром песке ямки для машинок; предложить сделать «крышу» из подручных средств (лист бумаги, дощечка и пр)

Центр «Песок» в группе или песочница на участке, совки, игрушечные машинки, подручные материалы

12 игра

«Забавная корова»

Учить детей аккуратно насыпать цветной песок на клейкие участки готовой картинки, повторять основные цвета, развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику рук

Набор для рисования цветным песком – 4 цвета: зелёный, красный, синий, оранжевый; картинка с изображением коровы

Январь

13 игра

«Пчёлка»

Учить детей аккуратно насыпать цветной песок на клейкие участки готовой картинки, повторять основные цвета, развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику рук

Набор для рисования цветным песком – 4 цвета: зелёный, красный, синий, оранжевый; картинка с изображением пчёлки

14 игра

«Дождик»

Учить детей аккуратно лить воду в песок; формировать представление о свойствах сухого и влажного песка

Центр «Песок» в группе, лейка с водой

15 игра

«Заборчик»

Учить детей втыкать в сырой песок цветные палочки в форме прямоугольника или квадрата, повторять основные цвета, развивать логическое мышление, воспитывать аккуратность

Кинетический песок, цветные палочки, игрушечный домик, игрушечный волк

Февраль

16 игра

«Морские обитатели»

Учить детей с помощью совочка и формочек лепить фигуры; развивать речь (повторять названия животных), повторять основные цвета (цвета формочек)

Кинетический песок, совочки, тематические формочки «Животные»

17 игра

«Транспорт»

Учить детей с помощью совочка и формочек лепить фигуры; развивать речь (повторять виды транспорта – самолёт, машина, пароход, автобус), повторять основные цвета (цвета формочек)

Кинетический песок, совочки, тематические формочки «Транспорт»

18 игра

«Магазин»

Учить детей с помощью тематических игрушек и песка играть в «Магазин» - насыпать песок в тарелочки, лепить из песка «продукты» (например, картошку); развивать речь, мелкую моторику

Сухой песок, «живой» песок, тарелочки, совочки и другие игрушки

Март

19 игра

«Тортики»

Учить детей с помощью совочка и формочек лепить торт, учить украшать разнообразными предметами (природный материал, бусины, ленты и др)

Сырой песок, совки, формочки, природный материал и пр.

20 игра

«Башня»

Учить детей строить башню из кинетического песка, продолжать формировать навыки совместного творчества, развивать фантазию

«Живой» песок, флажки, совочки, формочки

21 игра

«Волшебный лес»

Учить детей с помощью песка и природного материала строить лес; развивать фантазию и творческое мышление

Песок, природный материал – камешки, шишки, сухие веточки, цветы, ракушки и т.д.

Апрель

22 игра

«Крепость»

Учить строить крепость из кинетического песка, в центре которой с помощью тематических игрушек построен город

Кинетический песок, тематические игрушки, картинки

23 игра

«Мы ходили в огород»

Закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка, учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи. Развивать тактильно - кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать знакомую сказку. Воспитывать положительное отношение к персонажу

Песок, кукла - дед, овощи- муляжи (лук , чеснок, свекла, морковь, репа). Костюмы для персонажей сказки «Репка». Формочки, совки (по кол-ву детей).

24 игра

«Три медведя»

Продолжать развивать интерес к играм с песком, развивать речь, тактильные ощущения, мелкую моторику

Сухой песок, совочки, игрушечные мишки, игрушечная посуда, картинки

Май

25 игра

«Дом дружбы»

Учить строить дом из песочных кирпичиков, которые можно сделать из формы для льда

Кинетический песок, форма для льда, стека, мелкие игрушки

26  игра

«        Город будущего»

Учить детей с помощью песка, природного материала и игрушек строить город будущего; развивать фантазию и творческое мышление

Песочница на участке, совки, лопатки, природный материал, игрушки

27  игра

«День рождения»

Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Использовать в игре тематические игрушки, посудку.  Обыгрывать день рождения куклы.

Песочница на участке, совки, лопатки, игрушки, посудка

Игра №1

«Сыпем, сыпем»

Цель: формировать знания о свойствах сухого песка. Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.

Ход игры: воспитатель показывает детям, как сыпется песок. Дети по очереди берут в руку песок и высыпают его тонкой струйкой. После того, как каждый попробует сыпать песок, можно организовать совместную игру. Дети все вместе трогают песок, пересыпают его, исследуют.

Словарь: песок, сыпется, сухой, возьми в руку

                                                             

Игра №2

«Пересыпание»

Цель: формировать знания детей о свойствах сухого песка – сыпучести. Учить детей пересыпать сухой песок из одной ёмкости в другую.

Ход игры: воспитатель показывает детям, как песок сыпется из одной ёмкости в другую. Затем дети самостоятельно пробуют пересыпать песок, соблюдая аккуратность и стараясь попасть в ёмкость и не просыпать его на стол. Затем воспитатель просит детей пересыпать влажный песок. Он не сыпется. Воспитатель объясняет, почему только сухой песок можно высыпать.

Словарь: песок, сыпется, стакан, аккуратно, сухой / влажный

Игра №3

«Отпечатки наших рук»

Цель: формировать знания детей о свойствах влажного песка – сохранять форму предмета. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.

Ход игры: воспитатель делает на песке отпечаток ладони. Дети по очереди делают отпечатки ладошек. Затем воспитатель показывает, как сделать отпечаток кулачка и ребра ладони. Дети поочерёдно делают отпечатки.

Словарь: песок, рука, ладонь, кулак, положи

Игра №4

«Рисуем пальчиком»

Цель: учить детей рисовать пальчиком круг или другую простую геометрическую форму.

Ход игры: воспитатель рисует пальцем сначала круг, затем квадрат. Дети по очереди рисуют геометрические фигуры, озвучивая названия их форм.

Словарь: песок, палец, круг, квадрат, рисуй

Игра №5

«Следы»

Цель: учить детей делать следы пальчиков на песке, рассмотреть картинки со следами животных, сравнить отпечатки пальцев со следами животных.

Ход игры: воспитатель показывает, как правильно делать «следы» пальцами – сначала одним, затем двумя, тремя (способом группировки пальцев). Дети пробуют сделать отпечатки пальцев самостоятельно.

Словарь: песок, рука, пальцы, следы, животное, олень

Игра №6

«Стройка»

Цель: учить детей с помощью совков насыпать песок в кузов машинки, «везти» песок на «стройку», высыпать и сооружать разнообразные постройки

Ход игры: во время дневной прогулки воспитатель предлагает детям поиграть в песочнице в стройку. Каждый ребёнок должен побывать в роли «водителя грузовика» и «строителя» - самостоятельно насыпать в кузов машины песок с помощью совка и «везти» песок на «стройку». Затем высыпать песок и сооружать из него постройки по замыслу.

Словарь: песок, машина, совок, насыпай, вези, построй

Игра №7

«Змейки»

Цель: учить детей рисовать  ребром ладони, выполнять «змейку».

Ход игры: воспитатель показывает, как рисовать ребром ладони «змейку», затем дети поочерёдно повторяют действия.

Словарь: песок, ладонь, рисуй, змейка

Игра №8

«Норки для мышат»

Цель: учить детей копать ямки во влажном песке без помощи совка

Ход игры: воспитатель показывает, как копать ямку без помощи совка. Во время выполнения действий, воспитатель рассказывает, что эта ямка - домик для мышки, которая будет в нём жить. После того, как небольшая ямка выкопана, воспитатель кладёт в неё игрушечную мышку. Затем дети пробуют вырыть ямки самостоятельно.

Словарь: песок, ямка, домик, мышка, копай

Игра №9

«Найди игрушку»

Цель: учить детей искать игрушку, спрятанную в песке

Ход игры: воспитатель прячет мелкую игрушку в сухом песке, затем просит детей найти её путём откапывания. Затем задача усложняется: воспитатель прячет несколько игрушек, а дети должны их найти. Как только ребёнок находит игрушку, он должен назвать её (например: это собака, это машина, это зайчик и т.п.).

Словарь: песок, ищи, собака, кошка, зайка, машина, ёжик, утка

Игра №10

«Пирожки для Маши»

Цель: учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Развивать  общую и мелкую моторику.

Ход игры: воспитатель показывает, как с помощью формочки и «живого» песка слепить пирожки для куклы Маши. Дети выбирают понравившиеся формочки, насыпают в них песок и самостоятельно лепят пирожки. Затем воспитатель предлагает устроить чаепитие. Дети по словесной инструкции воспитателя расставляют на столе чашки, блюдца и угощают Машу чаем с пирожками.

Словарь: песок, формочка, пирожок, посуда, чашка, чайник, блюдце, налей, поставь, угости

Игра №11

«Гаражики для машинок»

Цель: учить детей с помощью совка рыть в сыром песке ямки для машинок; предложить сделать «крышу» из подручных средств (лист бумаги, дощечка и пр)

Ход игры: во время дневной прогулки воспитатель предлагает детям построить гараж для машинки. Используя совок, воспитанники роют в песке ямки и с помощью дощечки делают в гараже крышу. Необходимо проследить за тем, чтобы ямка была вместительной для машинки.

Словарь: песок, машина, совок, рой, дощечка, крыша, гараж

Игра №12

«Забавная корова»

Цель: учить детей аккуратно насыпать цветной песок на клейкие участки готовой картинки, повторять основные цвета, развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику рук

Ход игры: воспитатель показывает детям картинку, на которой изображена корова. Сначала вместе обговаривают картинку – какое животное изображено, какие цвета использованы. Затем педагог показывает, что корова волшебная (отклеивает участки бумаги, и корова становится белой). Воспитатель предлагает детям с помощью цветного песка раскрасить корову и показывает, как это сделать. Дети поочерёдно сыпят песок определённого цвета на клейкие участки картинки. В итоге игры корова становится вновь цветной.

Словарь: песок, картинка, корова, цвет, оранжевый, синий, зелёный, красный

Игра №13

«Пчёлка»

Цель: учить детей аккуратно насыпать цветной песок на клейкие участки готовой картинки, повторять основные цвета, развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику рук

Ход игры: воспитатель показывает детям картинку, на которой изображена пчела. Сначала вместе обговаривают картинку – какое насекомое изображено, какие цвета использованы. Затем педагог отклеивает участки бумаги, и пчела становится белой. Воспитатель предлагает детям с помощью цветного песка раскрасить пчелу и показывает, как это сделать. Дети поочерёдно сыпят песок определённого цвета на клейкие участки картинки. В итоге игры пчела становится вновь цветной.

Словарь: песок, картинка, пчела, цвет, оранжевый, синий, зелёный, красный

Игра №14

«Дождик»

Цель: формировать знания о свойствах сухого песка – впитывании воды. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.

Ход игры: воспитатель показывает детям сухой песок, говорит о его свойствах – сыпучести. Затем воспитатель с помощью лейки играет в «дождик» - льёт воду на сухой песок. Дети рассматривают, как сухой песок стал влажным. Дети поочерёдно льют воду на песок. Затем исследуют свойства влажного песка – он уже не сыпется.

Словарь: песок, сыпется, сухой, влажный, лейка, вода, дождь

Игра №15

«Заборчик»

Цель: учить детей втыкать в сырой песок цветные палочки в форме прямоугольника или квадрата, повторять основные цвета, развивать логическое мышление, воспитывать аккуратность.

Ход игры: воспитатель показывает детям игрушечный домик, ставит его в центр песка. Рассказывает историю о том, что в домике живёт маленькая девочка, домик никак не защищён. Рядом с домиком находится лес, в котором живут злые волки. Надо помочь девочке защититься от волков – построить забор с помощью палочек. Воспитатель показывает, дети продолжают.

Словарь: песок, дом, девочка, волк, лес, забор, палочка

Игра №16

«Морские обитатели»

Цель: учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Развивать  общую и мелкую моторику. Активизировать словарь.

Ход игры: воспитатель показывает, как с помощью формочки и «живого» песка наполнить формочки. Дети выбирают понравившиеся формочки, насыпают в них песок и самостоятельно делают фигуры. Затем воспитатель предлагает обговорить полученные фигуры

Словарь: песок, формочка, морская звезда, краб, черепаха, ракушка, рыба, осьминог

Игра №17

«Транспорт»

Цель: учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Развивать  общую и мелкую моторику. Активизировать словарь.

Ход игры: воспитатель показывает, как с помощью формочки и «живого» песка наполнить формочки. Дети выбирают понравившиеся формочки, насыпают в них песок и самостоятельно делают фигуры. Затем воспитатель предлагает обговорить полученные фигуры. Воспитатель спрашивает детей, для чего предназначен транспорт. Далее все вместе играют в подвижные игры «Самолёты» и «Поезд».

Словарь: песок, формочка, самолёт, пароход, паровоз (поезд), машина

Игра №18

«Магазин»

Цель: учить детей с помощью тематических игрушек и песка играть в «Магазин» - насыпать песок в тарелочки, лепить из песка «продукты» (например, картошку); развивать речь, мелкую моторику

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Магазин». Дети лепят из кинетического песка картошку. Поочерёдно выступают в роли продавца, который взвешивает товар на весах.

Словарь: песок, весы, взвесить, магазин, картошка, лепите

Игра №19

«Тортики»

Цель: учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Развивать  общую и мелкую моторику. Активизировать словарь.

Ход игры: воспитатель показывает, как с помощью формочки и «живого» песка наполнить формочки. Дети выбирают понравившиеся формочки, насыпают в них песок и самостоятельно делают «тортики». Затем воспитатель предлагает детям украсить тортик подручным материалом -

Словарь: песок, формочка, торт, укрась, красиво, бантик

Игра №20

«Башня»

Цель: учить детей строить башню из кинетического песка, продолжать формировать навыки совместного творчества, развивать фантазию

Ход игры: воспитатель предлагает детям построить башню по замыслу. Дошкольники с помощью совочков и формочек строят башню. Воспитатель тоже участвует в постройке, следя за тем, чтобы башня не упала. Готовую башню воспитатель предлагает украсить цветными флажками.

Словарь: песок, формочка, башня, строить, флажок

Игра №21

«Волшебный лес»

Цель: учить детей с помощью песка и природного материала строить лес; развивать фантазию и творческое мышление

Ход игры: воспитатель предлагает детям посадить волшебный лес. Воспитанники самостоятельно располагают в пространстве сухие веточки, листья, камешки и шишки. Затем воспитатель предлагает поселить в лесу животных. Дети выбирают понравившуюся игрушку. Далее играют самостоятельно.

Словарь: песок, строить, лес, деревья, кусты, камень, ветка, животные, заяц, медведь, ёж, лиса

Игра №22

«Крепость»

Цель: учить строить крепость из кинетического песка, в центре которой с помощью тематических игрушек построен город.

Ход игры: воспитатель предлагает детям построить город с помощью тематических игрушек. Дети самостоятельно располагают игрушки в пространстве. Затем воспитатель рассказывает сказку о злом драконе, который прилетает в город и забирает в свою пещеру людей. Для наглядности можно показать картинки. Чтобы победить дракона, нужно построить вокруг города защитные стены – крепость. Дети с помощью кинетического песка возводят стены крепости.

Словарь: песок, строить, город, стены, крепость, дракон, пещера

Игра №23

«Мы ходили в огород»

Цель: закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка, учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи. Развивать тактильно - кинестетическую чувствительность. Воспитывать положительное отношение к персонажам.

Ход игры: воспитатель предлагает детям посадить огород. Ситуация обыгрывается с помощью куклы – деда. Овощи закапываются в песке (дед сажает овощи). Затем дети на ощупь определяют, какие овощи закопаны в песке. Обговаривают названия и цвета. С помощью формочек лепят овощи и обговаривают, кто какой овощ слепил. Родителям заранее даётся задание – постановка сказки «Репка» - распределение ролей, подбор костюмов. Родители инсценируют сказку, дети смотрят.

Словарь: песок, овощи, лук, чеснок, свекла, морковь, репа, огород, посадить, дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка

Игра №24

«Три медведя»

Цель: продолжать развивать интерес к играм с песком, развивать речь, тактильные ощущения, мелкую моторику, формировать представление о величине.

Ход игры: воспитатель читает детям сказку «Три медведя», рассматривают картинки.  Затем педагог предлагает обыграть сказку.  Для игры нужны три медведя – большой, средний и маленький и тарелки – большая, средняя и маленькая. Трое детей становятся в роли медведей, воспитатель берёт на себя роль Маши. В ходе игры дети поочерёдно насыпают песок в тарелочки разных размеров.

Словарь: песок, тарелка, медведь, большой, средний, маленький

Игра №25

«Дом дружбы»

Цель: учить детей строить дом из песочных кирпичиков, продолжать формировать навыки совместного творчества, развивать фантазию

Ход игры: воспитатель предлагает детям построить дом из кирпичиков. Для этого  форма для льда наполняется песком и переворачивается. Полученная форма разрезается стекой на кирпичики. Из них дети строят дом. Когда дом будет построен, воспитатель предлагает поселить в нём жителей – дружных соседей.

Словарь: песок, дом, кирпич, жители, соседи, дружные

Игра №26

«Город будущего»

Цель: учить детей с помощью песка, природного материала и игрушек строить город; развивать фантазию и творческое мышление

Ход игры: воспитатель предлагает детям построить город. Воспитанники самостоятельно располагают в пространстве сухие веточки, листья, камешки, игрушки. Сооружают постройки, строят дороги, мосты и здания. В ходе игры воспитатель советует играть дружно и сообща.

Словарь: песок, строить, деревья, кусты, камень, ветка, дом, дорога, мост, город, жители

Игра №27

«День рождения»

Цель: учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Развивать  общую и мелкую моторику. Обогащать и активизировать словарь, развивать речь

Ход игры: дети с помощью посудки и совков играют в «День рождения» - наполняют формы песком, сервируют стол,  угощают куклу. Воспитатель подсказывает очерёдность действий.

Словарь: песок, совок, формочка, посуда, чашка, чайник, блюдце, налей, поставь, угости, день рождения, праздник, вкусно, весело

Список литературы

  1. Аромштам М. Игры с влажным песком // Дошкольное образование – июнь № декабрь 2006
  2. Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия // Дошкольная педагогика №5\сентябрь, октябрь 2004
  3. Горошкова Л. Игры с песком и водой // Дошкольное воспитание №6/89
  4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии
  5.  Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011.

ФОТООТЧЁТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста

Данные игры могут использовать в своей работе как психологи, так и воспитатели ДОУ. Занятия, проводимые в песочнице, позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим рад...

«В ГОСТЯХ У ПЕСОЧНОЙ ФЕИ» Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста

ВведениеИгра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как ...

Консультация для воспитателей по песочной терапии "Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста".

Консультация для педагогов "Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста" представлена в форме консультации на педагогическом часе с методическими материалами к нему. К ...

Педагогический проект "Рисование песком"

Необычное создание картин с помощью песка способствует развитию творческих способностей детей в изобразительной деятельности....

Презентация «Использование психолого-педагогической технологии рисования песком – «Sand-Art» в детском саду»

Формирование психологического здоровья  у детей всех возрастов  - важная задача для гармоничного  развития детей дошкольного возраста. Этому способствует  использование  психо...