игры для умения замечать другого ребенка
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Гончарская Маргарита Юрьевна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrydokument_microsoft_office_word_3.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  игр

к педагогическому проекту "Формирование толерантного отношения к сверстникам и развитие коммуникативных навыков"

 «СНЕЖНЫЙ КОМ» (с 4 лет)

 Цель: способствует запоминанию имен всех участников группы, знакомит их друг с другом  

Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий - повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.

 «МОЕ ИМЯ» (с 4-5 лет)

Цель: способствует созданию комфортной обстановки для каждого

участника.

Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Лена, Леночка, Алена, Елена ...), и как не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе. После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т.д.)

 «КТО ТЕБЯ ПОЗВАЛ. УЗНАЙ» (с 4 лет)

Цель: развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.                                                                         

Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза - водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего - отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос.

 «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА» (с 4 лет)

Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми

словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения.

«КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК» (с 4 лет)

Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.

Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т.д.

 «КЛУБОЧЕК» (с 4 лет)

Цель: установление контакта, дружеских взаимоотношений.

Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры.

Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

ЗАМЕЧАНИЕ: Если  ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, — у ведущего с  ними  будут  двойные,  тройные  связи.

«Утка,  утка,  гусь»   (с  4-х  лет)

Участники игры встают в круг. Ведущий — внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих задача — быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься к свободному   месту.

замечание: Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия и реверансы  должны  выполняться  четко  и  громко.

 «Поварята»   (с  4  лет) 

Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить   суп    (компот,    винегрет,    салат).    Каждый придумывает,   чем  он  будет   (мясо,   картошка,   морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Ведущий выкрикивает  по  очереди,  что он  хочет  положить в кастрюлю.  Узнавший  себя  впрыгивает  в  круг,   следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все   «компоненты»   не  окажутся  в  круге,   игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо  —  просто объедение.

 «Дружба начинаемся с улыбки» (с 4  лет)

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть,  улыбку  по очереди.

«Доброе  животное»   (с 4 лет)

Участники   встают   в   круг   и   берутся   за   руки. Ведущий    тихим    голосом    говорит:    «Мы    —   одно большое,  доброе животное.  Давайте послушаем,  как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию   соседей.       «А   теперь   подышим   вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг   назад.   Вдох   —   все   делают   2   шага   вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед,   выдох   —   2   шага   назад.   «Так   не   только дышит животное,  так же четко и  ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг   назад   и   т. д.   Мы   все  берем   дыхание  и  стук сердца этого животного себе».

 «Комплименты»   (с  4  лет)

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится   по  кругу.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

1.   Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», * молочное »   слово.

2.   Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент  сами

 «Передай мячик» (с  4  лет)   

Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил — выбывает.

ЗАМЕЧАНИЕ:   Усложнить   упражнение   можно усложнить, попросив детей закрыть глаза.

 «Гнездышко» (с  4  лет)      

Дети присели в кругу, взявшись за руки — это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не  успел   —   ведущий.

«Передай мячик» (с  4  лет)         

Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки  за спину, передавать мяч. Кто уронил — выбывает. ЗАМЕЧАНИЕ:   Усложнить   упражнение   можно, попросив детей закрыть глаза.

Подвижные игры с детьми 5 лет, которые снижают страхи, негативные эмоциональные переживания и эмоциональное напряжение:

  • Динозаврики (3-4 г.). Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики. Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.
  • Высвобождение гнева. Мягкий стул или куча подушек (индивидуальная или групповая форма проведения). Подушка кладется перед ребенком — он ударяет по ней или ракеткой, или расслабленной рукой, выговаривая при этом любые слова, выражающие чувство гнева (часто дети боятся говорить грубые слова и с ними проводится эта игра индивидуально, у психолога). Я часто выхожу и даю возможность ребенку выплеснуть все негативное, что собралось у него на душе. Игру полезно проводить систематически, потому что негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих!
  •  «Непослушная подушка». Дети ее очень любят и всегда просят провести: «К нам в гости пришла непослушная подушка, к кому в руки она попадает, тот начинает говорить непослушные слова, например: «Не хочу утром вставать рано! Не хочу идти в сад и т.д » Такие игры полезны взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.
  • Жужа (5-6 лет). Отреагирование отрицательных эмоций.  Индивидуальная или групповая форма проведения. Материал —полотенце. Выбирается ведущий — Жужа— он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут его. Когда «Жуже» это надоест, он вскакивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спине. Нужно настроить детей на то, что дразнилки не должны быть обидными. А «Жужа» должен терпеть как можно дольше. Следующим «Жужей» становится первый из обидчиков, до которого он дотронется.
  • Дракон кусает свой хвост. Снятие напряженности, невротических состояний, страхов (5-10 лет). Дети строятся в колонну. Первый — голова дракона, последний — хвост дракона. На команду: 1-2-3 дети бегут, «голова» гонится за «хвостом». Каждому ребенку хочется побыть и в роли «головы», и в роли «хвоста».
  • Вырвись из круга. Снятие напряжения, страхов.
  • Бои петухов (6-10 лет), групповая игра. Детям предлагается встать на правую ногу. Левую поднять немножко назад и держать ее левой рукой за голень. Правую руку выдвинуть вперед. В такой позе, прыгая на правой ноге, нужно сразиться. Дети прыгают друг к другу и хлопают по правой ладони, затем также передвигаются к следующему. Кто оступился и встал двумя ногами — выходит из игры. Остаются игроки с наиболее выраженными «петушиными» данными.
  • Катушка. На развитие сплоченности в группе. Дети стоят в кругу, держась за руки. Выбирается «катушка», остальные — ниточка, которая наматывается на катушку. «Катушка» стоит на месте, а остальные дети постепенно «наматываются на нее». Когда дети образовали «катушку», я предлагаю им постоять, закрыв глаза, и почувствовать тепло друг друга, как нам хорошо вместе. Эта игра способствует сплоченности детей, дает возможность почувствовать себя единым целым.
  • Солдат. Напряжение и расслабление, снятие мышечных зажимов. Под определенную музыку «солдаты» бегают, «сражаются», «увертываются от пуль». На хлопок психолога «солдаты» падают на ковер, на спину, все расслаблены — «отдыхают». Я подхожу к каждому и проверяю, как расслаблены ноги и руки. Сначала у детей бывают зажаты конечности. Постепенно дети учатся расслабляться, пропадают зажимы и мы видим, как ребенок становится более раскованным, свободным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение общаться друг с другом.

Чрезвычайно важно для физического и умственного развитие ребенка общение со сверстниками. Уже к двум – трем годам ребенок ощущает себя как личность, а к четырем – пяти годам чувствует себя элементом с...

"От умения слушать музыку к умению слушать друг друга"

Консультация предназначена как для педагогов ДОУ, так и для родителей...

Выступление на педагогическом совете « Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх».

В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх....

Мультимедийная презентация "Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх".

мультимедийная презентация с фотографиями, содержащая слайды с методами и приемами, направленными на развитие умения детей взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх, а также содержащая р...

Коммуникативные игры направлены на формирование и развитие у детей умения увидеть в другом ребенке его достоинства и давать вербальное и невербальное позитивное «прикосновение».

Коммуникативные игры направлены на формирование и развитие у детей умения увидеть в другом ребенке его достоинства и давать вербальное и невербальное позитивное «прикосновение».Коммуникати...

Развиваем способности ребенка в умении слушать других людей

            Человечество сегодня испытывает на себе влияние огромного информационного поля. Человеку порой трудно разобраться, что на самом деле говорится или утве...