Эссе «Моя профессия учитель-дефектолог»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Матвеева Марина Николаевна

ЭССЕ

Меня зовут Матвеева Марина Николаевна. Я работаю учителем-дефектологом в МБДОУ «Детский сад №110» города Нижнего Новгорода.

Самой важной задачей своей работы считаю: найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

 С 2000 года наш детский сад осуществляет коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Работа осуществляется в разновозрастной смешанной группе. Возраст детей от 3 до 8 лет. Категория воспитанников разная: дети с легкой умственной отсталостью, дети с синдромом Дауна, дети с РАС, дети со сложной структурой дефекта.

С детьми я провожу подгрупповые занятия по социально-коммуникативному и познавательно-речевому развитию и индивидуальные занятия в соответствии с «индивидуальной программой развития ребенка».

Основной целью своей педагогической деятельности я считаю создание единого пространства «семья – детский сад», так как только в тесном сотрудничестве педагогов и родителей можно добиться хороших результатов.

Уважаемые коллеги! Мне очень хочется пообщаться с педагогами, работающими с такими особенными детьми.

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Фамилия, имя, отчество.

Матвеева Марина Николаевна

Дата рождения

22.11.1962 г.

Должность Учитель-дефектолог

Образование:

Высшее. Нижегородский государственный педагогический институт им. М.Горького;

Специальность «Педагогика и психология (дошкольная),

Квалификация: психолог в детском дошкольном учреждении, психолог-методист по дошкольному воспитанию,  1993 год

Профессиональная переподготовка в Нижегородском институте развития образования по программе «Олигофренопедагогика», 2015 год

Общий и педагогический стаж работы 30 лет

Стаж работы в данном учреждении 11 лет

Категория первая

Награды:  Почетная  грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ МОЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

- построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 8 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников;

- внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных методов и условий коррекции и реабилитации детей с ОВЗ;

-  развитие единой комплексной системы психологической и медико-педагогической помощи и коррекции психического, интеллектуального и речевого развития у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

- подготовка к жизни в современном обществе, к адекватному включению в окружающую социальную среду, к обучению в школе;

- обеспечение безопасности жизнедеятельности.

 

 НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

1.     Диагностическое направление, которое включает:

- системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;

- систематическую регистрацию результатов обследования всеми специалистами в Карте динамического развития ребенка, позволяющую проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия на него, помогающую определить перспективу его развития и выработать рекомендации по дальнейшему коррекционному воспитанию и обучению;

- интеграцию полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия.

 

2.     Коррекционно-развивающее направление включает:

- сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;

- формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;

- развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка;

- преодоление и предупреждение у воспитанников с ОВЗ вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;

- использование новейших методик для оказания комплексной дифференцированной помощи детям, испытывающим затруднения в различных видах деятельности.

 

3.     Консультативно-просветительское и профилактическое направление:

- просвещение родителей и педагогов детского сада, повышение их педагогической и правовой культуры, развитие творческих способностей, вовлечение в творческий процесс воспитания;

- психолого-педагогическая помощь родителям группы компенсирующей направленности в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании и развитии особого ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества родителей и детей в семье;

- переориентировка родителей на деятельностное отношение к ребенку и понимание его возможностей, устранение недопонимания проблем ребенка через совместную предметную, игровую, познавательную и творческую деятельность;

- повышение личностной самооценки в связи с возможностью увидеть результаты ребенка, осуществление личностного роста родителей в процессе взаимодействия со своим ребенком.

 

4.     Организационно-методическое направление

- участие в конференциях, методических объединениях района, города, в Педагогических советах, семинарах-практикумах, в работе ПМПК;

- повышение квалификации, личностный педагогический рост.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

- Разработала перспективные планы по социально-коммуникативному и познавательно-речевому развитию для детей с нарушением интеллекта на основе программы Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»

- Создала предметно-развивающую среду в кабинете, ориентированную на разные особые потребности воспитанников

- Создала копилку игр и упражнений для формирования мышления у детей с разным  уровнем  интеллектуального развития  на занятиях по ознакомлению с окружающим миром по лексическим темам

- Создала копилку консультаций для родителей с ОВЗ по всем лексическим темам

- Разработала педагогический проект по работе с семьей дошкольника с ОВЗ «Вместе с мамой, вместе с папой», практическая деятельность по которому идет уже третий год

- Участвовала в разработке образовательной программы Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №110»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moya_professiya_uchitel-defektolog.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

Меня зовут Матвеева Марина Николаевна. Я работаю учителем-дефектологом в МБДОУ «Детский сад №110» города Нижнего Новгорода.

Самой важной задачей своей работы считаю: найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

 С 2000 года наш детский сад осуществляет коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Работа осуществляется в разновозрастной смешанной группе. Возраст детей от 3 до 8 лет. Категория воспитанников разная: дети с легкой умственной отсталостью, дети с синдромом Дауна, дети с РАС, дети со сложной структурой дефекта.

С детьми я провожу подгрупповые занятия по социально-коммуникативному и познавательно-речевому развитию и индивидуальные занятия в соответствии с «индивидуальной программой развития ребенка».

Основной целью своей педагогической деятельности я считаю создание единого пространства «семья – детский сад», так как только в тесном сотрудничестве педагогов и родителей можно добиться хороших результатов.

Уважаемые коллеги! Мне очень хочется пообщаться с педагогами, работающими с такими особенными детьми.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Фамилия, имя, отчество.

Матвеева Марина Николаевна

Дата рождения

22.11.1962 г.

Должность Учитель-дефектолог

Образование:

Высшее. Нижегородский государственный педагогический институт им. М.Горького;

Специальность «Педагогика и психология (дошкольная),

Квалификация: психолог в детском дошкольном учреждении, психолог-методист по дошкольному воспитанию,  1993 год

Профессиональная переподготовка в Нижегородском институте развития образования по программе «Олигофренопедагогика», 2015 год

Общий и педагогический стаж работы 30 лет

Стаж работы в данном учреждении 11 лет

Категория первая

Награды:  Почетная  грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ МОЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:  

- построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 8 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников;

- внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных методов и условий коррекции и реабилитации детей с ОВЗ;

-  развитие единой комплексной системы психологической и медико-педагогической помощи и коррекции психического, интеллектуального и речевого развития у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

- подготовка к жизни в современном обществе, к адекватному включению в окружающую социальную среду, к обучению в школе;

- обеспечение безопасности жизнедеятельности.

 НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Диагностическое направление, которое включает:

- системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;

- систематическую регистрацию результатов обследования всеми специалистами в Карте динамического развития ребенка, позволяющую проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия на него, помогающую определить перспективу его развития и выработать рекомендации по дальнейшему коррекционному воспитанию и обучению;

- интеграцию полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия.

  1. Коррекционно-развивающее направление включает:

- сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;

- формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;

- развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка;

- преодоление и предупреждение у воспитанников с ОВЗ вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;

- использование новейших методик для оказания комплексной дифференцированной помощи детям, испытывающим затруднения в различных видах деятельности.

  1. Консультативно-просветительское и профилактическое направление:

- просвещение родителей и педагогов детского сада, повышение их педагогической и правовой культуры, развитие творческих способностей, вовлечение в творческий процесс воспитания;

- психолого-педагогическая помощь родителям группы компенсирующей направленности в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании и развитии особого ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества родителей и детей в семье;

- переориентировка родителей на деятельностное отношение к ребенку и понимание его возможностей, устранение недопонимания проблем ребенка через совместную предметную, игровую, познавательную и творческую деятельность;

- повышение личностной самооценки в связи с возможностью увидеть результаты ребенка, осуществление личностного роста родителей в процессе взаимодействия со своим ребенком.

  1. Организационно-методическое направление

- участие в конференциях, методических объединениях района, города, в Педагогических советах, семинарах-практикумах, в работе ПМПК;

- повышение квалификации, личностный педагогический рост.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

- Разработала перспективные планы по социально-коммуникативному и познавательно-речевому развитию для детей с нарушением интеллекта на основе программы Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»

- Создала предметно-развивающую среду в кабинете, ориентированную на разные особые потребности воспитанников

- Создала копилку игр и упражнений для формирования мышления у детей с разным  уровнем  интеллектуального развития  на занятиях по ознакомлению с окружающим миром по лексическим темам

- Создала копилку консультаций для родителей с ОВЗ по всем лексическим темам

- Разработала педагогический проект по работе с семьей дошкольника с ОВЗ «Вместе с мамой, вместе с папой», практическая деятельность по которому идет уже третий год

- Участвовала в разработке образовательной программы Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №110»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе учителя -дефектолога на конкурс "Воспитатель года"

Эссе                                                        ...

Эссе "Я-педагог" учителя-дефектолога Дембирел Венеры Вячеславовны

Эссе "Я-педагог" учителя-дефектолга МБДОУ №30 города Кызыла Республики Тыва Дембирел Венеры Вячеславовны...

Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ОВЗ "В мире профессий"

В процессе веселой встречи со сказочным персонажем - Незнайкой, занимательных игр и обучающих заданий на уроке с учителем, а также, познавательной беседы с врачом, дети узнали много нового и интересно...

Родителям о профессии учитель-дефектолог в детском саду

Родителям о профессии учитель-дефектолог в детском саду...

Эссе " Удивительная профессия учитель - дефектолог"

Эссе " Удивительная профессия учитель - дефектолог"...

моя профессия - учитель - дефектолог

специфика работы учителя - дефектолога в ДОУ...

Знакомство старшеклассников с профессией учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Знакомство старшеклассников педагогического класса МБУ «СОШ №8» с профессией учителя-дефектолога (тифлопедагога)...