Сообщение "Любим друг друга, но не всегда понимаем"
консультация

Бледнюк Светлана Владимировна

Сообщение "Любим друг друга, но не всегда понимаем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_lyubim_drug_druga_no_ne_vsegda_ponimaem.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Сообщение к семинару для родителей.

Тема: «Любим друг друга, но не всегда понимаем».

                                                                     

            Бледнюк  Светлана Владимировна

                                                                 

с. Леуши

      Взаимоотношения детей и родителей - одна из вечных проблем, которой педагоги и психологи должны уделять самое пристальное внимание. На формирование взаимоотношений влияют такие факторы, как личность родителей, психофизиологические особенности ребенка, особенности и самой семьи, и отношений между членами. Отношения же детей к родителям определяется их восприятием семьи, а также переживаниями, связанными с семейными отношениями.    

     Активной стороной в построении семейных взаимоотношений является взрослый человек - родитель. Он целенаправленно организует взаимодействие, направляет его, подчиняя конкретной цели. Важной характеристикой при этом становится то, на что ориентируется родитель, какие условия принимает во внимание при построении взаимоотношений. Наблюдаются существенные различия в их содержании. При построении взаимоотношений можно ориентироваться на собственное состояние, культурные нормы и требования, состояние партнера.

   В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Можно выделить 3 типа родителей.

    Авторитетные родители - инициативные, общительные, любознательные, энергичные и уверенные в себе, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

     Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребёнку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребёнка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребёнок прав. Жёсткий контроль над поведением ребёнка - основа их воспитания. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия - запугивание, угрозы.

   Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого - несчастны.

    Снисходительные родители, часто импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. У детей же чаще всего нелады с               дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно в таких случаях родители приходят в отчаяние и реагируют очень грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

   Родительское отношение имеет устойчивые и неустойчивые черты, устойчивые черты внеситуативны, они проявляются в таких базовых модальностях, как, например, принятие - непринятие, и во многом определяют тип родительского отношения. Неустойчивые черты ситуативны, подвержены воздействию различных внешних и внутренних факторов, они оказывают незначительное влияние на родительское отношение в целом, однако в крайних вариантах эти черты могут закрепиться в своеобразный «неустойчивый» тип родительского отношения, крайне неблагоприятный для развития личности ребёнка.

    Конфликтность ребёнка с родителями имеет возрастные особенности. Так, у дошкольника наиболее частым содержанием межличностных конфликтов с взрослым становится сниженная самооценка, блокирующая его активность. А также причиной увеличения числа конфликтов в общении родителей с детьми могут быть кризисы нормального развития трёх и семи лет; неадекватный тип воспитания в семье. Ребёнок ожидает от взрослых признания своей независимости, самостоятельности, хочет, чтобы его мнения спросили, посоветовались с ним. Поведение определяется не только отношением к взрослому, но и к себе.

      Что это такое - ответственность за ребенка? И как это связано с истинной любовью к своим чадам?

   Сколько раз можно наблюдать, когда мама позволяет своему малышу практически все, считая, что таким образом она проявляет к нему безграничную любовь. Хочет малыш сладкого, да побольше? Пожалуйста, все, что душе угодно. Хочет  игрушку каждый день, рады стараться. Ребенок отвратительно ведет себя при гостях, мама всеми силами оправдывает его - мол, маленький, вырастет - пройдет. Нет, не пройдет!

   Если вы по настоящему любите своего ребенка, если вы желаете ему счастья в его дальнейшей взрослой жизни, - научите ребенка уже сейчас тому, что такое хорошо и что такое плохо! Позвольте себе проявлять чувство меры, и всегда думайте, прежде чем делать для ребенка благо. Не всякое добро является добром, поскольку иногда влечет за собой последствия далеко не положительные. Это и есть ответственность - осознание того, к чему приведут те или иные действия, пусть даже продиктованные вашей любовью к ребенку.

   А сколько вреда мы наносим детям, потакая их желаниям! Бабушка, скрывая от родителей, покупает ребенку чупа - чупсы, жвачку и прочие «прелести». Ребенок рад - запретный продукт куплен, рада и бабушка - завоевала, таким образом, авторитет у внучка.

Часто в оправдание своим нелепым действиям слышим: «Ребенок так просил, как я могла отказать?»

   Только вот смысл подобных действий родителей и бабушек не понятен! Завоевать сиюминутную любовь ребенка, утешить свои эгоистические потребности в любви и нужности маленькому человеку. А в итоге - делая что-то в угоду малышу (лишь бы дите не плакало!), мы, порой, наносим вред ребенку. И это ли доказательство нашей любви?

   Любовь к ребенку немыслима без подключения к этому процессу разума. РАЗУМ. Вот что должно руководить родителями в процессе воспитания малыша.

   Есть хорошая притча, суть ее заключается в следующем.

   Один старец передавал юноше свой жизненный опыт. Он объяснил молодому человеку, что такое жизненные ценности, что такое добро и зло, вред и благо... И когда обучение подошло к концу, старцу осталось лишь объяснить юноше самое главное, - что такое ответственность. Они шли по улице, и старец собирался преподать юноше свой последний урок, как вдруг на их глазах разыгралась драма - кошка поймала птицу, перехватив ее за крыло, и собиралась ее съесть. Юноша кинулся спасать бедную птицу... Он освободил ее и выпустил на волю. Довольный, он вернулся к старцу, считая, что сделал благое дело. Старец был хмур. Он отругал юношу: «Ты освободил птицу, которая была ранена и не в состоянии хорошо летать. Теперь она обречена на медленную смерть, так как не может нормально передвигаться, добывать пищу, а также перелетать на большие расстояния. А кошку ты лишил пищи, которая предусмотрена ей природой. И это ты считаешь благим делом? Лучше бы ты позволил совершиться тому, что положено произойти по законам природы... Прежде чем делать благое дело, осознай ответственность за его последствия. Не всякое добро есть добро, и не всякое зло таковым является!»

   Вот потому любовь к ребенку не мыслима без ответственности за ее последствия. Пускай наша любовь к нашим детям приобретет разумный характер, и мы начнем осознанно и дальновидно определять - то, что аукнулось сегодня, откликнется завтра. А вот КАК оно откликнется, - зависит только от наших родительских действий.

    В заключение хотелось бы еще раз отметить, что от отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни.

    Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они  ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.  

Анкета исследования особенностей эмоциональной  стороны детско –родительского взаимодействия

  1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.
  2. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять пока
    кой причине.
  3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую
    боль.
  4. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.
  5. Чтобы ни сделал мой ребенок, я буду любить.
  6. Воспитание ребенка - сложная проблема для меня.
  1. Я редко повышаю голос.
  2. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его
    и испортить.
  3. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.
  4. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его непослушания.
  5. Я легко могу успокоить моего ребенка.
  6. Чувства моего ребенка для меня загадка.
  7. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.
  8. Часто я не могу разделить радость моего ребенка.
  9. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он «плохо ведет себя».
  10. Я много хотел (а) изменить в своем ребенке.
  11. Мне нравится быть матерью (отцом).
  12. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.
  13. Я часто глажу моего ребенка по голове.
  14. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с
    этим самостоятельно.
  15. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он
    не прав.
  16. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.
  17. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.
  18. Часто я не могу понять, почему мой ребенок плачет.
  19. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.
  20. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.
  21. Ничто не мешает мне любить своего ребенка.
  22. Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.
  23. Мы с моим ребенком приятно проводим время.
  24. Я испытываю раздражение, когда мой ребенок буквально «липнет» ко мне.
  25. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старания и достижения.
  26. Даже когда ребенок устал, он должен довести дело до конца.
  27. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.
  28. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.
  29. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.
  30. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут
    испортить его.
  31. Я чувствую, что мой ребенок любит меня.
  32. Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким
    мне хотелось бы.
  33. Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка.
  34. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.
  35. Мне часто хочется взять ребенка на руки.
  36. Я не поощряю незначительные успехи ребенка, это может из
    баловать его.
  37. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.
  38. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.
  39. Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.
  40. Часто радость ребенка кажется мне безразличной.
  41. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.
  42. Я очень устаю от общения со своим ребенком.
  43. Я много прощаю своему ребенку из-за любви к нему.
  44. Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о
    своем ребенке, чем я ожидала.
  45. У меня часто возникают спокойные, теплые отношения с моим
    ребенком.
  46. Я редко сажаю ребенка к себе на колени.
  47. Я часто хвалю своего ребенка.
  48. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.
  49. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.
  50. Мне тяжело понять желания моего ребенка.
  51. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.
  52. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по
    таким пустякам.
  53. Я получаю удовольствие от общения с ребенком.
  54. Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.
  55. Мне удается научить ребенка, что и как делать.
  56. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.
  57. Мой ребенок любит ко мне прижиматься.
  58. Я часто бываю строгой со своим ребенком.
  59. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе».
  60. Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.

Интерпретация:

БЛОК «Чувствительность»

I. Способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12,34,56).

II. Понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46). Способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58).

БЛОК «Эмоциональное принятие»

I. Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48).

II. Безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60).

III. Отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, б, 28, 50).

IV. Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7,29, 51, 18, 40, 62).

БЛОК «Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия»

I. Стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52).

II. Оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64).

III. Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21,43,65, 10,32,54).

IV. Умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66).





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Понимаем ли мы друг друга"

Цель: показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей, являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребенка....

Консультация для родителей "Понимаем ли мы своих детей? Понимаем ли мы друг друга?»

Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, ч...

Консультация по теме: "Понимаем ли мы друг друга?"

«Понимаем ли мы  друг друга?».       Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство – лучш...

Понимаем ли мы друг друга?

Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реа...

Понимаем ли мы друг друга

Объяснить родителям зависимость поведения ребенка от их отношения к нему....

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"

Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Консультация для родителей в старшей группе «Улыбка» на тему: «ЛЮБИМ ДРУГ ДРУГА, НО НЕ ВСЕГДА ПОНИМАЕМ»

Взаимоотношения детей и родителей - одна из вечных проблем, которой педагоги и психологи должны уделять самое пристальное внимание. На формирование взаимоотношений влияют такие факторы, как личность р...