Игровые технологии в работе с гиперактивными детьми
статья по коррекционной педагогике на тему

Полицковая Оксана Леонидовна

Материал статьи полезен воспитателям, учителям-логопедам, родителям. Информация поможет наладить взаимодействие с ребенком, у которого неврологи отмечают гиперактивность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologie_v_rabote_s_giperaktivnymi_detmi.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в работе с гиперактивными детьми.

В последние годы в мире наблюдается выраженный рост детской гиперактивности. Еще совсем недавно, лет двадцать-тридцать назад такая проблема не стояла, поэтому общество встревожено…Исследования в данной области ведутся недавно, но уже ясно, что гиперактивных детей становится все больше и больше.

Гиперактивность считается одним из видов расстройства поведения, связанным с дефицитом внимания у ребенка. Под детской гиперактивностью специалисты понимают такую картину физического и психического развития ребёнка, при которой наблюдаются дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и возбудимость. Такой гиперактивный ребёнок стремится успеть как можно больше всего и сразу, однако эта торопливость не приносит результата - не успев толком ознакомиться с одним предметом или занятием, ребёнок уже заинтересовался другой вещью или  деятельностью, бросает свои первые дела и начинает новые. Следствием такого  поведения является возникновение серьёзных проблем - трудностей в обучении, в общении со сверстниками и взрослыми, в том числе родителями. Черты гиперактивности начинают проявляться уже в младенчестве, а после трех лет у гиперактивных детей на протяжении хотя бы полугода сохраняются следующие устойчивые симптомы:

  • Ребенок неловок или подвержен травмам. Совершает опасные поступки, не осознавая последствий.  
  • Ребенок непоседлив, не может даже короткий период усидеть или устоять на одном месте, часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Перескакивает с одного занятия на другое, невнимателен и ни одно дело не доводит до конца,легко отвлекается на посторонние предметы, избегает выполнения заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
  • Часто теряет вещи.
  • Часто отвечает на вопросы  не задумываясь, не выслушав их до конца.
  • Обостренно реагирует на мелочи, его трудно успокоить.
  • Все время плохо спит.
  • Страдает от задержки речевого развития или, наоборот, излишне болтлив.
  • Обычно с трудом сохраняет внимание во время игр или при выполнении заданий. Постоянно имеет трудности в организации учебной, игровой или иной деятельности.
  • Подвержен частым и резким сменам настроения, часто агрессивен. 
  • Имеет низкую самооценку. Стремится сразу, здесь и сейчас, получить поощрение за какой-либо свой успех.

Часто, имея хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют другие отклонения, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

Роль педагогов в коррекции поведения ребенка.

Учебная деятельность – это первый род занятий, при котором ребёнку необходимо научиться самоконтролю, умению подчиниться требованиям взрослых, соблюдать дисциплину занятий и правила поведения в общественных местах. Всё это противопоказано гиперактивному ребёнку - он не может подчиняться требованиям и дисциплине, если элементарно не может сосредоточиться на одном деле более 5 минут. Именно поэтому работу с гиперактивными детьми нужно начинать задолго до школы, еще в детском саду. При этом необходимо придерживаться позитивной модели общения. Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями. Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых он замешан.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, необходима совместная работа педагогов ДОУ, учителя-логопеда, невролога, психиатра. Со стороны педагогов ДОУ необходимо создание комфортных условий для гиперактивного малыша, ведь его вызывающее поведение – это лишь способ привлечения внимания к нему.

Существует ряд правил общения с гиперактивным дошкольником:

- с гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно;

- составить список запретов и четко следовать ему; помните, что запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме;

- «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;

- использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

- применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;

- использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

- рекомендуется  посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым;

- хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребенок довел какое-то дело до конца;

- не запрещать действие ребенка в категоричной форме, не читать нотаций;

- не приказывать, а просить;

- не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения;

- работать с ребенком в начале дня, а не вечером;

- делить работу на более короткие, но более частые периоды, использовать физминутки.

В нашем детском саду каждый педагог, работающий с гиперактивным  ребенком, вносит свой вклад в решение данной проблемы. Именно в этом лучше всего помогает игра! С помощью физических упражнений, особенно на свежем воздухе, малыш сможет выплеснуть избыток энергии и, помимо того, будет учиться дисциплине. Учитель-логопед, в свою очередь, применяет на своих занятиях различные игры и упражнения, помогающие гиперактивным детям справиться с трудностями в умении общаться со сверстниками и уживаться в детском коллективе.

Коррекционные игры для гиперактивных детей:

  • игры для развития внимания;
  • игры для релаксации;
  • игры, развивающие навыки волевой регуляции;
  • коммуникативные игры.

Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуальнои только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как остальные дети мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники, а так же для того, чтобы избежать конфликтов среди играющих. Остановлюсь на играх, которые я применяю на логопедических занятиях.

Игры для развития внимания

«Ушки на макушке»(развитие слухового внимания, фонематического слуха)Педагог произносит самые разные слова. Если в них слышится определенный звук, то ребенокдолжен немедленно встать. Если же вы произносите слово, где этот звук отсутствует, то ребенку следует оставаться на своем месте.

«Только об одном» (развитие внимания, развитие связной речи, контроля импульсивных действий,приучение следовать правилам). Предложите ребенку выбрать одну любую игрушку. В этой игре можно говоритьтолько об одном – о выбранной игрушке. Причем говорит только тот, у кого игрушка в руках. Сказать нужно одно предложение, описывающее эту игрушку в целом или какие-то ее детали. После этого следует передать ее другому игроку. Нельзя повторять уже сказанные ответы илиделать отвлеченные высказывания. Сюда же начисляются штрафы за повторение сказанного и ответ не в свою очередь. Время игры ограничено.

 «Все наоборот» (развитие внимания, быстроты мышления, подбора антонимов).Взрослый в этой игре ведущий. Он должен демонстрировать самые разные движения,а ребенок тоже должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, чтоему показывают. Так, если взрослый поднял руку, ребенку следует опустить ее, еслиподпрыгнул – следует присесть и т.п.Дополнить эту игру можно высказываниями ведущего, к которымребенок будет подбирать антонимы.

«Корректор» (развитие внимания, усидчивости) Возьмите старую книгу или журнал, где есть большие тексты. Договоритесь с ребенком о том, какая буква сегодня будет условно "неправильной", то есть какую букву он будет вычеркивать. Затем выберите фрагмент текста или засеките время работы (не более десяти минут). Когда пройдет это время или будет проверен весь выбранный отрывок, проверьте текст сами. Если дошкольник действительно отыскали все нужные буквы - обязательно похвалите. Если же вашим корректором были допущены пропуски или ошибки, то почаще проводите эту игру.
          
«Дрессированная муха»(развитие способности  концентрировать и распределять внимание,пространственной ориентации). Для этой игры вам потребуется взять лист бумаги и расчертить его на 16 клеток.Изображение мухи можно сделать самим на отдельном листке или взять пуговицу (игровуюфишку), которая будет просто символизировать это насекомое.

Поместите вашу «муху» на какую-либо клетку игрового поля. Теперь вы будете ей

приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребенок должен представить себе мысленно эти передвижения. После того как вы отдали мухе несколько приказаний, попросите ребенка показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Если место указано верно, то передвиньте муху на соответствующую клеточку. Продолжайте быть «повелителем мух».

Игры для релаксации

Научить гиперактивных детей расслабляться критически важно. Только это одно умение способно очень снизить выраженность проблемы. Это поможет снять перевозбуждение или усталость, снизит желание подраться или поможет уснуть… да сколько в течение дня у ребенка может быть ситуаций, когда нужно снять психологическое напряжение. А если это умение сформировать в совсем юном возрасте - наш ребенок сможет легко, осознанно и привычно для себя использовать его в дальнейшем в нужных для себя ситуациях: во время споров, ссор и других конфликтов, большом умственном или психологическом напряжении, моменты сильной усталости или сильного возбуждения, когда его оценивают на конкурсе или экзаменуют в школе. Все релаксационные упражнения дают возможность после снятия напряжения и возбуждения лучше концентрироваться и «усиливать» внимание. Обычно достаточно по 1-2 упражнению из каждого блока, на выполнение же всего комплекса – около 5-7 минут.

Расслабление мышц речевого аппарата

«Хоботок» (расслабление мышц губ).Педагог показывает, как надо вытянуть губы «хоботком», обращая внимание детей на возникшее при этом напряжение. А затем показывает спокойное положение губ, когда рот слегка приоткрыт, губы расслаблены. Напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным, чтобы именно оно зафиксировалось в сознании детей.

Подражаю я слону: губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
Губы не напряжены и  рассла-а-бле-ны…(выполнять 3 раза)

«Лягушки»(расслабление мышц губ). Движения губ соответствуют артикуляции звука И. Внимание детей фиксируется на напряжении и расслаблении губ.

Вот понравится лягушкам: тянем губы прямо к ушкам!
Потяну и перестану и  нисколько не устану!
Губы не напряжены и  рассла-а-бле-ны…(выполнять 3 раза)

«Орешек»(расслабление нижней челюсти). Предлагаем представить, что разгрызаем твердый орешек. При этом крепко сжимаем зубы, испытываем напряжение. Это неприятно. Разжимаем зубы – рот приоткрылся, легко стало, все расслаблено. Упражнение выполняется 3 раза.

Зубы крепче мы сожмем, а потом их разожмем.
Губы чуть приоткрываются… всё чудесно расслабляется…

«Сердитый язык»(расслабление языка). Педагог показывает, как кончик языка с силой напрягается, что это напряжение неприятно. Отпустили язык! Он расслабился, как будто спит… Дети повторяют за педагогом упражнение под стихотворный текст трижды.

С языком случилось что-то: он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается и  чудесно расслабляется.

«Зевота».(расслабление мышц рта и глотки). Нужно зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.

Мы зеваем легко, а теперь глубоко.
Глаза закрываются…всё чудесно расслабляется…

Релаксационное упражнение для детей для эмоциональной разрядки (при повышенной раздражительности, злости, агрессии, тревожности)

«Игра с песком».Предложить ребенку сесть на стул и упереться о спинку. Он - на песочном берегу реки, где песок прохладный и сыпучий. Закрыв глаза, следует на глубоком вдохе «набрать в руки песок», как можно сильней сжать пальцы в кулак, удерживая песок и задержать дыхание. Затем на выдохе песок нужно потихоньку «высыпать» на коленки, после чего руки можно обессилено уронить вдоль тела. 

Релаксационное упражнение для детей для расслабления мышц шеи

«Любопытная Варвара».Педагог проговаривают стихотворение, а малыш исполняет то, о чем в нем говорится. Играть в игру нужно стоя, в позиции ноги на ширине плеч, руки книзу, расслаблены. Делать упражнение медленно, лучше вместе с малышом, чтобы он точно видел, как оно выполняется: Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.                                 А потом опять вперед - тут немного отдохнет Вот Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Возвращается обратно - расслабление приятно! А теперь посмотрит вниз - мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно - расслабленье так приятно!

Релаксационные упражнения для детей на расслабление мышц плечевого пояса

«Урони руки».Предложить ребенку поднять руки в стороны и немного наклониться вперед. На раз-два-три рукам нужно дать свободно упасть, при этом снимая напряжение с плеч - руки должны повиснуть и качаться самостоятельно, пока не остановятся. 

«Танец плеч».Малыш должен сначала как можно выше поднять плечи, а затем свободно опустить их, словно сбросив вниз.

Упражнение на релаксацию дыхания

«Задуй свечу».Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».

Упражнения на расслабление мышц лица

«Озорные щечки».Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

«Солнечный зайчик».Предложить ребенку представить, словно солнечный зайчик «прыгнул» в глаза – нужно их зажмурить. Дальше солнечный зайчик пошел «гулять» по личику, и крохе нужно нежно и ласково зайчика погладить: на щечках, на лобике, носике, на рту и подбородке.

«Бабочка».Вместе с ребенком вообразить, как в теплый летний день, подставив личико солнцу, он загорает с несколько разжатым ртом. И вот – летит красавица-бабочка, которая садиться прямо на носик крохе. Бабочка щекочется, и нужно ее тихонько согнать: сморщить носик, приподнять верхнюю губу, но рот оставить полуоткрытым с задержкой дыхания. А дальше, сгоняя бабочку, нужно подвигать носиком. Улетела? Теперь можно расслабить мышцы губ и носа, потихоньку выдыхая.

Упражнения на расслабление мышц рук

«Лимон».Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:


Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю - сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.
(Выполнить это же упражнение левой рукой).

Игры с водой и пескомобладают замечательным целительным эффектом - они расслабляют и  может наступить значительное улучшение и поведения, и сна, и т.п.

Упражнение на расслабление мышц живота

«Шарик».Дети сидят на стульчиках. Педагог предлагает представить, что будем надувать живот, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются (педагог показывает, как поднимается стенка живота при утрированном вдохе). Это сильное напряжение, неприятно! Поэтому нужно надуть живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Следует делать спокойный вдох животом так, чтобы почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать! А затем выдох. Для контроля одна рука должна лежать на груди, а другая на животе. На выдохе мышцы живота расслабляются, становятся мягкими.

Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем, (вдох)
Шарик лопнул - выдыхаем, наши мышцы расслабляем!
Дышится легко… ровно…глубоко…(3 раза)

Упражнение на расслабление мышц ног

«Палуба». Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу - перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

 

Упражнения на расслабление всего организма

«Снежная баба».Дети представляют, что каждый из них - большая снежная баба. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

«Прикосновение» (поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит тактильную восприимчивость).Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке (к щеке, шее, колену). В любом случае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.

«Солдат и тряпичная кукла» (умение расслабляться) Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять солдату - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду – «тряпичная кукла». Выполняя ее, ребенок должен максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите  представить, что все их тело мягкое, послушное. Повторите несколько раз.

«Черепашка»Предложите ребенкусесть и представить, что он теперь -черепашка. Ему надо сильно-сильно напрячь все мышцы - они должны стать твердыми, как панцирь.Дотронетесь до ручки, ножки, спинки, животика, пальчиков и т.д. «Ух, ты! Какие они твердые! А можешь сделать еще тверже?! Вот-вот, они еще тверже становятся! Ты - настоящая черепашка с твердым панцирем!» Подержите ребенка в напряжении секунд 10,постоянно проверяя напряжение разных частей тела и подбадривая и побуждая его. А теперь – солнышко вышло и черепашки согрелись под его лучами. Сейчас им жарко, поэтому они сбросили панцирь и стали мягкими-мягкими, как тающее мороженое. И тут проверяем, чтобы все части тела стали мягкими. Пускай малыш «стекает» со стула. Восхититесь, какой он мягкий, и побудите его расслабиться еще больше. Особенно важно обратить внимание на мышцы шеи и лица!!! Поэтому во время проверки  обязательно часто касайтесь щек, лба и побуждайте их напрячь и расслабить.

Коммуникативные игры

«Ожившие игрушки» (навыки невербального общения, развитие  самоконтроля). Спросите у ребенка, как он думает, что происходит ночью в магазине игрушек. Предложите представить, что ночью, когда нет покупателей, игрушки оживают. Они начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть ребенок постарается угадать, кто это. Но ответ он должен не выкрикнуть, а молча указать на игрушку. Затем пусть ребенок сам покажет любую игрушку, а вы постараетесь отгадать ее название. Обратите внимание, что вся игра должна проходить в абсолютной тишине. Когда вы почувствуете спад интереса у ребенка, то объявите, что светает. Тогда игрушки должны снова встать на свои места, и  игра будет окончена.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Таким образом, необходимо постепенно сформировать эту привычку - играть и расслабляться, в процессе чего возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая работа, проводимая регулярно, позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье, а это необходимо для создания психологически комфортных условий развития ребенка в детском саду.

Литература

1. Безруких М. М. Особенности гиперактивных детей//Справочник педагога-

психолога.2011.№04

2. Гончаренко Е.Б. Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с

гиперактивностью//Логопед.2009.№4.

3. Малахова Н.А. Методические рекомендации по коррекции гиперактивности у

детей//Дошкольная педагогика.//2009.№7.

4. Мещерякова Ю.С. Что делать, если ребенок гиперактивен?//Воспитатель.2011.№7.

5. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения.- М.:Эксмо.2013

7. Щербакова Н.А. Музыкальный сундучок: пособие для работников дошкольных

образовательных учреждений.- М.: Обруч.2012

Интересная статья? Поделись ей с другими:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми с использованием технологии коучинга.

Материалы психологической консультации для педагогов имеют информационно-практический характер. Психологическое просвещение данной консультации заключается в вооружении педагогов знаниями  о детя...

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

Методическая разработка : "Применение современных игровых технологий в работе педагогов с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка. Поэтому, одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация...

Выступление из опыта работы на тему «Современные игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Учитывая, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, мы...