Статья "Влияние игрушки на эмоциональное развитие детей раннего возраста"
статья по коррекционной педагогике на тему

Мушлаева Юлия Николаевна

Эмоционльное развитие детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_cheloveka_nasyshchena_razlichnymi_yavleniyami_new.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Мушлаева Юлия Николаевна

Должность - воспитатель ГКУ СДР №19 г. Москва

Эмоциональное развитие детей раннего возраста и

эмоциональное воздействие игрушек на развитие ребёнка.

Маленький ребёнок во многом зависит от

взрослых, но самое главное для него-

чувствовать, что взрослые любят его

и заботятся о нём. Ребёнку нужны любовь,

сердечное тепло, защита. Нежность и ласка,

выражающие вашу любовь к ребёнку,

жизненно необходимы для его благополучного

эмоционального развития.

Эмоции - это определённые душевные переживания, вызванные теми или иными явлениями окружающего нас мира.

Действительность, в которой живет человек, и есть источник его эмоций. И чем лучше действительность., тем позитивнее наши эмоциональные переживания, в конечном счёте и делающие человека оптимистичным, коммуникабельным, имеющим мощную мотивацию к полноценной счастливой жизни в социуме.

Для ребёнка, может быть, даже больше чем для взрослого человека, роль эмоций своеобразный эталон качества предметов и явлений, окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций маленький человек воспринимает пока ещё маленький мир, именно с их помощью даёт понять окружающим, что он сейчас ощущает, именно они способствуют его развитию.

В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, утвердилось мнение о многоуровневости эмоций как основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития эмоций, в частности на этапах младенческого и раннего возраста.

Рассмотрим развитие эмоций в детском возрасте, как важную составляющую в развитии малыша. Первые эмоции ребёнка, которые он испытывает непосредственно после рождения, носят отрицательный характер по физиологическим причинам, что связано с резким изменением средовых факторов, к которым он привык в утробе матери. Чуть позже, выражаясь в крике и плаче, эти отрицательные эмоции выполняют защитную функцию и являются сигналом для окружающих о неблагополучии ребёнка (голод, недомогание, мокрые пелёнки, желание спать и т.д.) В этот период ярко обнаруживает себя реакция страха, которая может быть вызвана резким изменением среды, положения, громкими звуками и т.д. Физиологическая природа данных эмоций- безусловные реакции, рефлексы. На данном этапе удовлетворение витальных потребностей создает лишь предпосылку для появления у малыша чувства радости.

Развитие эмоциональной сферы происходит постепенно, и оно не менее важно, чем физическое или психическое. Поначалу общение ребёнка с окружающим происходит только через проявления эмоций. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуются способность запоминать информацию, говорить.

Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны разнообразные эмоции. Во время бодрствования младенца первых месяцев жизни задача родителей так взаимодействовать с малышом, чтобы он был радостным и спокойным, больше с ним играть или просто быть рядом.

Дети воспринимают мир очень эмоционально. Взрыв переживаний короток и может быть весьма бурным, а ребёнок ещё не способен контролировать свои эмоции. Эмоциональные реакции ребёнка неосознанны и неустойчивы - малыш может плакать, а через несколько секунд вдруг смеяться.

Постепенно, с увеличением отрезка бодрствования, взаимодействие со взрослым, который не только обеспечивает уход, но и стремиться наполнить жизнь младенца разнообразными впечатлениями, проявляет любовное и заботливое отношение к нему, начинают развиваться положительные эмоции.

 Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности малыша, основы его отношения к окружающим. Если эмоциональная сфера ребёнка развивается естественно и устойчиво, он имеет много шансов вырасти здоровым и успешным.

Эмоциональное состояния ребёнка первого года жизни сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Эмоции младенца кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны, эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведения малыша.

У детей раннего возраста можно наблюдать « эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из малыщей, то его сразу же поддерживают остальные.

Отрицательные эмоции у малыша чаще всего возникают в ответ на нарушение режима дня, неправильные приёмы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому – либо члену семьи, отсутствие единства требования к ребёнку и рассогласование в приёмах его воспитания.

Существенным этапом эмоционального развития ребёнка становится образование на основе безусловных эмоциональных реакций условных, которые возникают не только в связи с ощущениями, но уже и в связи с представлениями. Это свидетельствует о расширении информационных полей, стимулирующих появление всё новых и новых источников эмоций и обогащении их содержания. Постепенно расширяются и потребности ребёнка, которые уже не ограничиваются только органическими.

Как отмечает Г.А. Урунтаева, первая социальная эмоция- улыбка в ответ на ласковый голос близкого взрослого и его склоненное лицо – появляется у малыша приблизительно на 3-4 неделе. К 3-4 месяцам положительные эмоции складываются в « комплекс оживления», представляющей собой специфическое поведение в отношении взрослого. В этот довербальный период радостные эмоциональные реакции малыша являются главным коммуникативным средством. Необходимо отметить, что до 6 месяцев общение вызывает у ребёнка только положительные эмоции. Кроме того, негативные эмоциональные переживания взрослого, обращённые к нему, не воспринимаются. И только во втором полугодии своей жизни ребёнок начинает дифференцировать эмоциональное состояние взрослого, чутко реагируя на его мимику, интонационную окраску голоса, его действия. На этой основе начинает формироваться симпатия и любовь к близким как ответная реакция на их теплоту и заботу, ласку и доброжелательное внимание.

        Если на первых месяцах жизни реакцию радости вызывает общение со взрослым, то уже после 4 месяцев ее способна вызвать и игрушка. Побудительным фактором становится новизна предметов, попадающих в непосредственное поле зрения и доступных для манипулирования. Удовольствие доставляют и собственная двигательная активность и различные звуковые эффекты.

Важной характеристикой эмоционального мира младенца является его « заражение» эмоциями окружающих людей.

        Свидетельством начала формирования познавательной потребности является появления чувства удивления, возникающего при непосредственном воздействии необычного раздражителя. Это чувство берёт свое начало в ориентировочном рефлексе « что такое?»

        Итак, ключевые моменты эмоционального развития в младенческом возрасте:

        - примитивные эмоции, вызываемые удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей;

        -выразительные эмоциональные реакции как средства общения в довербальный период;

        -развитие у ребёнка способности к дифференциации эмоций в ходе ситуативно-личностного общения со взрослым;                        

        -развитие познавательной активности при расширении источников информации;

        -появление радости от собственных действий;        

        -развитие чувства удивления;

        -появление основы высших чувств - любви и симпатии к взрослым.

Эмоциональное воздействие игрушек на детей.

        Все знают, что игрушки способны оказывать на детей большое эмоциональное влияние. Но для этого, чтобы оно было положительным, нужно знать о том, что делает игрушку эмоционально интересной, желанной, привлекательной (особенно, это касается малышей от двух до пяти лет). Нужно понимать причины, которые вызывают у ребёнка искреннее желание пообщаться с ней.

        Наверное, многие мамы вспомнят ужас в глазах своего малыша при виде огромной игрушки, которая очень реалистично воспроизводит какого – нибудь животного, либо же человека. Конечно, они пугают детей. Не нужно стараться подобрать игрушку, которая бы считалась « правильного» размера для ребёнка, не стоит выискивать какие-то стандарты, высчитывать единый размер и параметры. В этом деле следует руководствоваться простым и единым принципом - интуитивно помнить, что больше всего в игрушке ребёнка привлекает как раз её сомасштабность для него. Только тогда игрушка может исполнить своё основное предназначение, а именно: приблизить малыша к окружающему миру, а окружающий мир - к ребёнку, позволить им говорить друг с другом прямо, помочь самоутвердиться, удовлетворить своё природное желание и стремление ощущать себя большим среди маленьких и возлагать на себя ответственность за меньших себя.

        Конечно, родители, когда выбирают для своего ребёнка игрушки, хотят, чтобы те ему понравились, чтобы ему принесли радость, были по духу ему близки. Но, к большому сожалению, этого достичь удаётся далеко не всегда.

        Почему же так происходит? Увы, но очень часто, особенно молодые родители, которым чего-то их папы и мамы не додали в их детстве, при выборе игрушек ориентируются, в первую очередь, на свой вкус. И совсем не задумываются, что не все игрушки могут подходить определённому возрасту.

        Важно помнить, что игрушка- это прежде всего, и объект, и средство игры, которая задаёт всему процессу ход и сюжет. В младенчестве, на стадии манипулятивной игры (имеется в виду, с предметами) такого ещё нет. В этом случае самое важное – это эмоциональная привлекательность игрушки, положительные впечатления, сенсорные и телесные ощущения. Начиная с трёх лет, для ребёнка игрушка приобретает символические черты. Именно она становиться центром всех детских фантазий. На основе её ребёнок и начинает подражать взрослым. Для него игрушка становиться тем важным объектом, на который он начинает проектировать свой мир. Игрушка становиться для ребёнка чем - то вроде посредника между миром внешним и миром внутренним.

        Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, её успешностью или не успешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребёнка и взрослого, но получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывают неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребёнку нужно помочь, подсказать, как действовать.

        Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребёнок освоил действия и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности.

        Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности- познавательной, двигательной. Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит последовательное социальное развитие эмоций.

        К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребёнок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

        Д.Б. Эльконин справедливо отмечал, что в овладении предметными действиями наряду с орудиями большую роль играют игрушки. Игрушки - это предмет, моделирующий какой- либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жёсткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребёнку способ с ним. Игрушки полифункциональны, с ними можно делать всё, что угодно. Ребёнок начинает сравнивать своё действие с действиями взрослого человека, он начинает называть себя именем взрослого.

        Своеобразие отношения маленьких детей к окружающему заключается в его страстности, импульсивности, в неустойчивости эмоций. И природа, и люди, и вещи – всё привлекает и манит к себе малыша, все восхищает его, пробуждает в нем эмоциональный резонанс. Как радостно бросается ребёнок к новой игрушке или включается в уже известную интересную игру. Он оживлённо перебирает игрушки, восторженно восклицает, разглядывая их, настойчиво показывает взрослому, стремясь разделить с ним своё удовольствие. Расставание так же вызывает взрыв чувств. Поэтому важно помнить, что нельзя подавлять инициативу малыша в проявлении желаний, это может привести к появлению апатии или, напротив, агрессивных проявлений.

        То же самое происходит и при встрече или разлуке с близкими. Малыш отчаянно плачет, расставаясь с мамой, и радостными возгласами бросается к ней, едва увидев её. Все чувства детей этого возраста выражаются во всей полноте их переживания. Следует помнить, что для нормального развития чувств ребёнка большое значение имеет то, свободно ли он выражает их, или же « уходит в себя», сдерживает эмоции.

        На протяжении раннего возраста поведение ребёнка постепенно преобразуется: оно становиться все более произвольным и целенаправленным. Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребёнка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипуляции родителями, ревность к младшему (старшему) ребёнку, агрессия к окружающим. К трём годам он уже может долго, сосредоточенно заниматься делом, например, разглядывать картинки в книжке, показывая на них пальчиком и называя изображения, настойчиво добиваться цели: путём долгих проб открыть коробку со сложным запором, завести машинку. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. « Эмоциональное благополучие» обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее ёмким понятием для определения успешности развития ребёнка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребёнка, а только от оптимальности системы « мать – дитя».

        Развитие эмоциональной сферы ребёнка происходит постепенно, и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие.

        Дети воспринимают мир очень эмоционально. Взрыв переживаний короток и может быть весьма бурным, а ребёнок ещё не способен контролировать свои эмоции. Эмоциональные реакции ребёнка неосознанны и неустойчивы – малыш может плакать, а через несколько секунд вдруг начать смеяться. Если ребёнок растёт в доброжелательной атмосфере, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности малыша, основы его отношения к окружающим. Если эмоциональная сфера ребёнка развивается естественно и устойчиво, он имеет много шансов вырасти здоровым и успешным. Самые богатые возможности для развития ребёнка эмоциональной сферы, формирование богатого и сложного внутреннего мира открывается в возрасте от 1до 6 лет. В это время ребёнок активно интересуется окружающим миром, идёт процесс переработки огромного количества информации, бурно развиваются и формируются речевые навыки, стремительно растёт словарный запас. В это же время происходит так называемая социализация ребёнка - закладка и формирование устойчивых социальных связей, ребёнок приобретает опыт общения с людьми, начинает осознавать себя и окружающих как отдельные, независимые личности. Поэтому все опущения в развитии эмоциональной сферы ребёнка, которые будут сделаны в этом возрасте, непоправимы. Если эмоциональная жизнь в это время бедна, восприятие красоты окружающего мира не развилось, то в дальнейшем все эмоции, все представления не будут естественными, не будут идти из глубины личности. Ребёнку можно дать представления об эстетических категориях, но вкус и чувство красоты уже не привьёшь.

        Задача взрослых - научить малыша понимать сначала своё эмоциональное состояние, а затем и состояния окружающих его взрослых и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...

Эмоциональное развитие детей раннего возраста

В этой статье говориться об особенностях и значимости  развития эмоциональной сферы малышей....

Презентация на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"

Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"...

самообразование на тему "Социално-эмоциональное развитие детей раннего возраста"

§Помочь детям раннего возраста и 2-ой мл. группы преодолеть стрессовые состояния в период адаптации;§Познакомить детей с основными эмоциями, дать понятие о разделении эмоций на положительные и о...

Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."

Произведения русского  фольклора  начиная с колыбельных песенок, потешек  и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...

Роль игрушек Т.Н. Дороновой в психическом и эмоциональном развитии детей раннего возраста. Знакомство с богородской игрушкой «Медведица купает медвежонка»

- продолжать знакомить детей с богородской игрушкой и формировать интерес к ней, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с игрушкой;- способствовать пониманию содержания игрушки;- продо...